Формирование гражданского самосознания студентов вуза, является одной из актуальных задач современного этапа развития казахстанского общества, когда необходимо обеспечить качественно новый уровень позитивных взаимоотношений различных этносов. В силу геополитического положения Казахстан находится на стыке двух культурно - цивилизованных пластов, что обусловило полиэтничный и поликультурный характер населения страны. В этой связи, как пишет Сарсенбаев A.C., на первый план в национальном сознании выступает вполне объективная потребность поиска собственной идентичности.
Отсутствие идентификации, как с культурой этнического большинства, так и с культурой этнического меньшинства приводит к центричности молодого поколения либо этнокультурной маргинальности. Опасность маргинализации этнических групп заключается в ее разрушительных последствиях, способствующих деформации самосознания, взглядов, убеждений, норм поведения, и, наконец, ценности этноса. При этом изменяется мотивировка поступков, происходит переосмысление жизненных целей и позиций, утрачивается значимость и приемлемость норм общественного существования.
Основополагающим положением педагогики во все времен было утверждение личности педагога как фактора воспитания ребенка. Афористическое высказывание К.Д.Ушинского о том, что только через личность возможно влияние на личность и через характер - на характер, нисколько не утратило своей истинности, и более того подтверждается тщательным анализом воспитательного процесса и результатами диагностирования воспитанности детей [1].
Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Ключевой стадией, для приобретения чувства идентичности, является пятая стадия (И - 20 лет). «Кроме того, ни на какой другой стадии жизненного цикла ошибки в нахождении себя и угроза потери себя так тесно не объединены» [2].
Данное утверждение находит свое отражение в различных документах, принятых в PK. Так одним из результатов реализации Программы патриотического воспитания PK является повышение уровня гражданской идентификации казахстанцев с Республикой Казахстан. В другом документе - Концепции этнокультурного образования в PK - указано, что стратегия этнокультурного образования направлена на этническую идентификацию и государственную интеграцию.
В психолого-педагогической литературе имеется несколько дефиниций сущностного понятия «идентичность гражданская», которая рассматривается как:
- осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл;
- феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.
Детальный анализ указанных определений указывает на тот факт, что они не взаимоисключают друг друга, а напротив акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: и со стороны индивида, и со стороны общности.
Следует отметить, что формирование гражданского сознания строится на позитивном этническом самосознании, уважении и признании культуры других народов. Однако недостаточно потенциального признания важности формирования гражданского самосознания, чтобы выстроить факторное влияние личности педагога на студента. Необходима актуальная способность педагога к реализации, поставленной задачи. Непосредственное влияние на личность совершается в момент реализации определенного актуального отношения в конкретной ситуации, при конкретном взаимодействии с окружающим миром. Так как объектом нашего исследования является педагогический процесс вуза, то считаем необходимым, раскрыть особенности воспитания в высшей школе.
Воспитание в высшей школе - специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием.
Как указано в Концепции высшего педагогического образования PK, одной из задач подготовки профессионально компетентного педагога новой формации является формирование поликультурной личности студента с развитым мировоззрением и мышлением. Этого можно достичь в результате использования возможности дисциплин, изучаемых в вузе.
Однако на формирование гражданского самосознания студента вуза оказывает влияние не только содержание конкретной дисциплины, но и профессиональная деятельность самого педагога: на культурный облик студента, на латентное усвоение студентами стиля поведения преподавателя и др. Для этого в распоряжении преподавателя вуза имеется богатый арсенал действий, которые дают позитивный воспитательный эффект: личный пример, поучительные примеры проявления ответственности и достоинства, этическая оценка вариантов решений, примеры проявления воли и настойчивости, разбор правовых аспектов профессиональной деятельности. Это в свою очередь и условия, способствующие совершенствованию гражданского сознания студента путем вовлечения его в социальную событийность, осознание своей постоянной причастности к общественной жизни и сопереживания ими успехам и достижениям родины и всего человечества.
C целью выявления целенаправленной работы преподавателей вуза по формированию гражданского самосознания студентов нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого были использованы следующие методы исследования: беседа, наблюдение, изучение поведения и отношения студентов к учебной и внеучебной деятельности. Экспериментом были охвачены студенты педагогических специальностей и преподаватели кафедры педагогики Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева.
Проведение беседы с преподавателями преследовало цель: выявление роли и значимости формирования гражданского самосознания студентов в профессиональной деятельности преподавателя; рассмотрение эффективных форм, методов, средств в формировании исследуемого феномена.
Исходя из указанной цели, были определены следующие вопросы беседы:
- Какой сущностный смысл Вы вкладываете в понятие «гражданское самосознание»?
- Какую работу вы ведете по формированию гражданского самосознания студентов?
- Какие условия, на ваш взгляд, необходимо создать в учебно- воспитательном процессе вуза для формирования гражданского самосознания студентов?
- Насколько часто в содержании учебного материала Вы ссылаетесь на нормативные и концептуальные документы?
- Какую позицию Вы занимаете по отношению к студенту в учебно- воспитательном процессе?
- Высказываете ли Вы личную позицию относительно излагаемого материала с учетом событий происходящих в мире, стране, городе, вузе?
- Какие формы, методы, средства организации самостоятельной познавательной и воспитательной деятельности студентов, направленные на расширение и углубление знаний, отношений Вы используете, в контексте вуза, города, области, страны?
- Используете ли материал этнопедагогического, кросскультурного содержания содержанию материала в преподаваемой дисциплине?
- Чей передовой опыт педагогов прошлого и настоящего (мастеров педагогического труда, новаторов, коллег) используете в своей деятельности?
- Жизненная позиция (гражданская позиция) каких деятелей (педагогов) прошлого и настоящего Вам импонирует, (ближе) и почему?
- Закончите предложение: профессия педагога для меня... .
- В чем Вы виде актуальность вопроса формирования гражданского самосознания студентов и чем она обусловлена?
- Используете ли Вы личностный опыт студентов в учебно-воспитательном процессе с целью развития гражданского самосознания?
- Поощряете ли Вы проявления студентов как индивидуальностей?
Были получены следующие ответы преподавателей. Большая часть преподавателей под «гражданским самосознанием» понимает осознание человеком своего места в государстве, своих прав и обязанностей. Как совокупность принципов, которыми руководствуется личность в ситуациях необходимости гражданского выбора, поведения, решения г.с. определил один человек.
В соответствии с этим преподавателями проводится следующая работа (из высказываний): «в ходе лекций практических занятий стремлюсь довести до сознания студентов, что они являются гражданами PK и поэтому как будущие педагоги будут определять будущее своего государства, отвечать за воспитание подрастающего поколения и поэтому сами должны быть ответственными гражданами своего государства», «провожу беседы, дискуссии, анализ законов и концепций», «формирую г.с. через содержание учебного материала и общение со студентами на занятиях».
В качестве условий, которые необходимо создать в учебно-воспитательном процессе вуза для формирования гражданского самосознания студентов респонденты видят «соблюдение прав студентов преподавателями», «знание студентами своих прав и обязанностей», «активное включение студентов в жизнь университета, города, области....», «доступность студентов к периодической печати». Были мнения о том, что «специально условия создавать не следует».
По мере необходимости каждый преподаватель, в процессе преподавания той или иной дисциплины, ссылается на нормативные и концептуальные документы.
В отношении к студентам преподаватель «создает ситуацию сотрудничества, на равных основаниях» (правда не всегда удается), «паритет», «требовательность на основе уважения личности студента».
Все опрошенные отметили, что высказывают и доносят до студентов личную позицию относительно излагаемого материала с учетом событий происходящих в мире, стране, городе, вузе.
Самыми распространенными формами, методами, средствами организации самостоятельной познавательной и воспитательной деятельности студентов, направленными на расширение и углубление знаний, отношений, в контексте вуза, города, области, страны являются: написание рефератов, аннотаций, сочинений, конспектирование первоисточников, статей, цитирование, диспуты, беседы, элементы проблемного обучения, работа в микрогруппах, консультирование.
В основном этнокультурный, поликультурный аспекты вводится преподавателями в содержание тех дисциплин, которые, исходя из типовых учебных программ, предполагают рассмотрение данного материала. Это дисциплины: «История педагогики», «Самопознание», «Теория и методика воспитательной работы», «Этнопедагогика».
Используется опыт педагогов прошлого и настоящего И. Иванова, Ш. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Н.Д. Хмель, Л.С. Выготского, Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, С.Т. Каргина, О.В. Корягиной и др.
Говоря о жизненной позиции, респонденты отметили наиболее близкую им, т.е. ту, которая им импонирует - это Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Ы. Алтынсарина, А.С. Макаренко, В.Ф. Шаталова, Ш. Амонашвили.
Профессия педагога была определена респондентами несколькими позициями: «сотрудничество и сотворчество со студентами», «способ самовыражения и общение с интересными людьми», «работа, приносящая радость, заставляющая человека постоянно развиваться и совершенствоваться».
Актуальность вопроса формирования гражданского самосознания студентов, по мнению опрошенных, обусловлена: «современными требованиями, предъявляемыми к педагогу новой формации», «низким уровнем сформированности чувства гражданственности», «функционированием государства как демократического, многонационального, свободного». У части преподавателей ответ на данный вопрос вызвал затруднения.
Личный опыт студентов (как позитивный, так и негативный) в учебно- воспитательном процессе используется всеми преподавателями: обращение к школьной жизни, к деятельности в период прохождения педагогической практики.
Находят поддержку (поощрение, в том числе дополнительными баллами с учетом кредитной системы обучения) у преподавателей оригинальные ответы студентов, творчески выполненные задания и т.п.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что студенты в процессе обучения в вузе получают необходимый объем знаний и умений, приобретают педагогические, методические и научно- исследовательские навыки, позволяющие им в дальнейшем стать конкурентоспособными специалистами. Однако государственные стандарты дисциплин психолого-педагогического, культурного и социального блока по педагогическим специальностям, не включают в себя вопросы, определяющие основы целенаправленного формирования гражданского самосознания студентов вуза. Эти пробелы учебное заведение имеет возможность частично восстановить за счет рассмотрения данного вопроса в курсах педагогических дисциплин. Однако данной работы недостаточно. По нашему мнению, необходима организация внеаудиторной работы, элективных курсов, воспитательной работы во данном направлении.
Литература:
- 1. Ушинский К.Д. Сб. соч. в 11 т. - Москва-Ленинград, 1950. - Т.1. - 739с.
- 2. Эриксон Э. Детство и общество. - Изд-во «Летний сад», 2000. - 416с.