Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития молодежи можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированное™ социальной компетентности и социального становления личности [1].
Главная задача системы образования - создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья.
Направленность государственной политики на целостность воспитания учащегося как гражданина Республики Казахстан и обеспечение его конституционных прав нашли отражение в ряде нормативных государственных документах: Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан, Концепции правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан, Концепции государственной молодежной политики в области образования Республике Казахстан, Концепции по нравственно-половому воспитанию в Республике Казахстан, Концепции гуманитарного образования в Республике Казахстан, Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан Государственной программе патриотического воспитания граждан Республике Казахстан и др.
Одной из основных задач Концепции патриотического воспитания PK является: «...Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям» [ 1 ].
Гражданское воспитание - это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
В условиях школы можно выделить следующие пути формирования гражданственности: формирование в рамках направления воспитательной системы школы в целом и в учебно-воспитательном процессе на занятиях по начальной военной подготовке.
В рамках направления воспитательной системы выделяют гражданско- патриотическое, правовое и поликультур ное воспитание. Оно формирует гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания учащихся, готовности противостоять противоправным проявлениям в детской и молодежной среде; повышение социального статуса гражданско-патриотического, правового и поликультурного воспитания детей и молодежи; проведение научно-обоснованной организаторской политики по гражданско-патриотическому, правовому и поликультурному воспитанию; повышение уровня содержания, методов и технологий гражданско- патриотического, правового и поликультурного воспитания в организации образования на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур.
К основным элементам гражданственности на занятиях НВП в И классах относятся нравственно-правовая культура, позволяющие учащимся выполнять свои обязанности по отношению к своему занятию и уважительно относиться к другим учащимся. Основная цель гражданского воспитания на занятиях НВП в 11 классах - это воспитание у учащихся нравственных идеалов общества, чувства любви к предмету, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание на занятиях НВП в И классах тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием.
Одним из основоположников гражданского воспитания в начале 20 века стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл главной его задачей «приучение молодёжи служить общине» [2]. Многие отечественные педагоги также выделяли гражданское воспитание, но определяли его задачи различным образом. Например, К.Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности учащегося составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине [3]. П.П.Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование качеств учащихся относил к нравственному воспитанию [4]. Воспитание личности учащихся в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью качеств учащихся его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека.
Важнейшее направление гражданского воспитания на занятиях НВП в 11 классах - формирование опыта действия учащихся, позволяющего учащемуся практически реализовывать свои возможности в обществе и на благо государства.
Задачи нравственно-правового воспитания на занятиях НВП в 11 классах заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования нравственноправовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.
Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуривать».
Правовая культура - это добротный результат правового образования. Нравственная культура - выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственных отношений к жизни, окружающему миру, окружающим людям и самому себе. Вместе нравственно-правовая культура составляют суть гражданственности.
Я считаю, что формирование гражданской нравственно-правовой культуры на занятиях НВП в 11 классах необходима для наших учащихся. Ведь это основа нравственности, права и правотворчества. Особые взаимоотношения учащихся всегда регулируются нравственностью и правом, так как право и нравственность помогает их урегулировать с помощью законов и в соответствии с законами. Особенно актуальными стали вопросы соотношения законности и свободы личности, гражданской ответственности, развития правосознания, поскольку обеспечение прав человека не совместимо с анархией, вседозволенностью, произволом, а свобода в существующих нравственно-правовых нормах означает такой вариант поведения субъекта, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением общества и государства. Все это отражает специфику управления процессами овладения нравственно-правовой информацией, включения учащихся 11 класса в жизнь общества через нравственно-правовое обучение и воспитание. Поэтому актуальной составляющей частью содержания школьного образования становится изучение документов о правах и нравственности человека наряду с нормами международного и Казахстанского законодательства. Недостаточный уровень развития правового и нравственного государства, институтов и традиций гражданского общества, проявления экстремизма и ксенофобии, политическая пассивность и правовая и нравственная некомпетентность населения являются факторами, сдерживающими национальное развитие, угрожающими национальной безопасности Казахстана. Все это обуславливает необходимость разработки государственной политики в отношении образования, направленной на развитие нравственно-правовой культуры гражданственности и механизмов последовательной реализации такой политики.
Литература:
- Концепция воспитания в системе непрерывного образования.
- Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности./ Пер. Э.Н. Журавской. - Петроград: Изд-во газеты «Школа и Жизнь». 1917. - 32с.
- Ушинский К.Д. Сб. соч. в 11 т. - Москва-Ленинград, 1950. - Т.1. - 739с.
- Блонский П.П. О национальном воспитании. - M., 1915,- 40с.