Резюме
В статье рассматриваются эстетические взгляды аль-Фараби, включающие следующие эстетические проблемы: 1) «прекрасное» как категория эстетики; 2)«красота» и «гармония» как эстетические понятия; 3) поэзия как род искусства; 4) ритм, пропорция, мера как нормы и принципы искусства; 5) риторика как теория ораторского искусства; 6) музыкальная эстетика.
«Начало самоопределения казахской теоретической эстетической мысли или становление отечественной эксплицитной эстетики, связанное с формированием этноэстетической науки, восходит к представителю восточного перипатетизма, родившегося на территории нынешнего Казахстана – Абу Насыру аль-Фараби (870-950 гг.)» [1, с.109].
В отличие от представителей казахской непрофессиональной эстетической мысли, чьи эстетические воззрения представлены в разрозненных тезисах, суждениях или частях поэтических и прозаических произведений, эстетические воззрения аль-Фараби носят теоретический или эксплицитный характер. Они нашли своё отражение в специализированных трактатах по теории искусства и эстетики, а именно в «Трактате о канонах искусства поэзии», «Об искусстве поэзии», «Риторике», «Большой книге о музыке», «О музыкальной гармонии», «Указания пути к счастью», «О достижении счастья», «О классификации наук» (раздел «Наука о музыке»), «Классификация ритмов».
Основными эстетическими проблемами, исследованными аль-Фараби, являются: 1) «прекрасное» как категория эстетики; 2) «красота» и «гармония» как эстетические понятия; 3) поэзия как род искусства; 4) ритм, пропорция, мера как нормы и принципы искусства; 5) риторика как теория ораторского искусства; 6) музыкальная эстетика.
Эстетические взгляды аль-Фараби рассматриваются как часть его философии, которая «переплетается со всей его онтологией, со всей системой его мировоззрения и может быть расматриваема как философская эстетика, как один из ракурсов всей его системы мира и человека» [2]. Единство философии и искусства (частью которой является эстетика) объясняется у аль-Фараби единством их цели – стремлением к прекрасному: «искусство, целью которого является только достижение прекрасного, называется философией или, в абсолютном смысле, мудростью» («Указание пути к счастью»). Исходными посылками эстетических воззрений аль-Фараби является античная философия (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель) и восточной поэзия и музыка.
В трактате «О взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби определяет прекрасное как высшую ступень красоты бытия: «Красота, великолепие, и украшение всякого бытия состоит в том, чтобы осуществить своё бытие наилучшим образом и достичь его полного совершенства». В трактате «Книга «Катагурийас» или «Категории» альФараби относит к детерминантным особенностям прекрасного симметрию, целесообразность, пропорцию, меру, гармонию и др. Взаимосвязь прекрасного, доброго и полезного раскрывается через понятие аль-Фараби «гражданская мыслительная добродетель» («О достижении счастья»), в котором прекрасное отождествляется с общественном благом, справедливостью, то есть с добром, а всё дурное – с безобразным. Взаимосвязь прекрасного, доброго и полезнего в отношении человеческой красоты трансформируется у аль-Фараби в телесную красоту – здоровье: «совершенство тела человека – это здоровье» («Указание пути к счастью»). Придерживаясь позиции Демокрита, считавшего телесную красоту без разума чем-то звероподобным, аль-Фараби главным критерием совершенного человека считает разум – «мыслящую силу», ибо «человек стал человеком именно благодаря разуму».
«Гармония» как эстетическое понятие у аль-Фараби является сутью всех природных вещей и явлений, нашедшая отражение в его тезисе: «...среди естественных вещей нет ничего напрасного» («Гражданская политика») [3, с.56]. Гармония в этике, по мнению альФараби, предполагает наличие у человека двух начал: положительного природного нрава – гармонии и отрицательного природного нрава – дисгармонии («Афоризмы государственного деятеля»). Критерием гармонического в человеке является «мера» как категория диалектики, отождествляемая у аль-Фараби с понятием «среднее», «уравновешенное», «умеренное», и, прежде всего, связанная с его физическим организмом, в котором соразмерно сочетаются органы, образующие систему первичных элементов и вторичных качеств. В содержание понятия человеческая гармония аль-Фараби включает понятие эстетический идеал. Эстетически идеальным аль-Фараби считает главу государства – «добродетельного города» («Трактат о взглядах жителей добродетельного города»), «которым может стать любой гражданин государства, обладающий 6-ю качествами – мудростью, образованием, способностями, находчивостью и грамотностью, умением внушать доверие, силой и воинским искусством» [4, с.81]. Составными частями эстетически идеального человека являются три компонента: физическое бытие, политическое состояние и мусульманское учение воспитанного и образованного человека – об адабе. Учение аль-Фараби о эстетически идеальном или совершенном человеке пронизано идеей всестороннего развития человеческой личности. Несмотря на этический утопизм в понимании главы государства, в действительности погрязших в роскоши и разврате, аль-Фараби первым на Востоке сумел создать эстетически идеальный образ человека-лидера будущего с добродетельными жителями, живущими по закону естественной гармонии.
Гармонию аль-Фараби привносит в такой вид искусства как архитектура, связывая её с такими архитектурными критериями, как соответствие, уравновешенность, соразмерность, порядок, подобие, родство, пропорциональность («Книга духовных искусных приемов и природных таин о тонкостях геометрических фигур»).
Искусство, по мнению аль-Фараби, не формально копирует действительность, а отображает в мысли сущность предмета, то есть складывает в сознании «зеркальную модель вещи, изображение того, что есть и могло бы произойти» [перевод наш; 5, с.135]. Критериями такого отображения являются правдоподобие и достоверность, подтверждённые аль-Фараби в трактате «Об искусстве поэзии». Из видов искусства альФараби исследует музыку, а из родов искусства – поэзию. Характерно, что в последующем, в казахском профессиональном искусстве наибольшее развитие получают именно поэзия и музыка. В трактате аль-Фараби «Об искусстве поэзии» психология искусства рассматривается через воображение (как понятие психологии) на примере его применения в поэзии.
Как и Аристотель в иерархии наук, аль-Фараби отводит четвертое место поэзии, считая её наукой рациональной, как компонент логики, предполагающей наличие абстрактно-логического мышления («О классификации наук»). Поэзия (или поэтика) рассматривается как смежная с языкознанием (максимально исчерпывающем возможности языка), логикой, музыкой (теорией музыки). Классификация жанров поэзии с определением их эстетической сущности (трагедия, дифирамб, комедия, ямб, драма, айнос, диаграмма, сатира, поэма, эпос, риторика, амфигенезис и акустика), данная аль-Фараби в «Трактате о канонах искусства поэзии» является творческим переосмыслением «Поэтики» Аристотеля. Критерием данной классификации является содержательная специфика жанров.
Классификация поэтов на «одаренных от природы», «мыслящих», «подражающих» обусловлена степенью их художественного таланта, обуславливая их последующее деление на профессиональных и самодеятельных. Эстетическое понятие «художественный талант» определяется им как синтез интеллектуально-психологических ингредиентов, предполагающих особые физические и творческие данные.
Аль-Фараби определяет эстетическую специфику риторики, считая, что это «не только наука об ораторском искусстве, но и учение о красноречии вообще. Поэтому риторика не относится к какой-нибудь определенной отрасли знания, а излагает общие законы убеждения, характерные для всех отраслей знания» [6, с.141], то есть имеет чисто методологическое значение. Аль-Фараби предлагает 12 приёмов убеждения в риторике («Риторика»). Они используются для того, чтобы скрыть сомнительные или ложные места, резче подчеркнуть то, что выгодно для говорящего. Ораторское искусство аль-Фараби связывает и с моральным обликом говорящего, и с культурой речи, и с артистическими способностями. Трактовка аль-Фараби риторики как основного средства получения информации (из-за повальной безграмотности населения средневекового Востока), приближена к современному пониманию её как «нормативистской теории ораторского искусства и шире – художественного слова вообще» [6, с.297].
Музыкальная эстетика аль-Фараби состоит из следующих компонентов: 1) тождества эстетического и этического в отношении этико-воспитательной роли музыки; 2) мелодии как основы музыкального искусства; 3) философско-эстетической категории «гармония» как основы музыки; 4) эстетической категории «жанр» как типологической в музыке; 5) ритма как средства формообразования в музыкальном искусстве.
Уровень музыкально-теоретического наследия аль-Фараби, воплотившийся в энциклопедическом труде «Большая книга музыки», ставит его имя в ряд с выдающимися учеными средневековья, создателями целостного учения о музыке – Августином и Боэцием. Тождество эстетического и этического в музыке связано с этиковоспитательной ролью музыки или учением об этосе (от греч. ēthos – нрав, обычай) древнегреческой этики, эстетики и педагогики. Самое низкое место занимает музыка, производящая простое удовольствие. Более высоко оценивается музыка, выражающая и вызывающая страсти, но наиболее совершенна та музыка, которая обращена к нашему воображению, и связана со словом, с поэзией. В связи с чем, аль-Фараби отметил специфику восточной музыки, оказывающей особое воздействие на чувства и воображение человека, посредством специфического интонирования (рифмования), усиливающего эмоциональное зучание поэтического текста.
Рассмотрение мелодии как основы музыкального искусства, связывается с рассмотрением музыки как науки, которую аль-Фараби относит к математике (а не виду искусства), целью которой является изучение мелодии. Разделив музыку на два вида – музыкальную практику и музыкальную теорию, воспроизведение чувственно воспринимаемых мелодий посредством естественных (гортань человека, язык) и искусственных (муз. инструменты) инструментов он относит к цели музыкальной практики, а музыкальная теория даёт знания о тонах и мелодиях («О классификации наук»). Главным критерием гармоничности и красоты музыки, согласно аль-Фараби, является естественность мелодии. Аль-Фараби выделяет три вида мелодий: 1) простейшие мелодии, доставляющие наслаждение; 2) мелодии, связанные с эпическими и дидактическими текстами, оставляющие определённый отпечаток в сознании; 3) мелодии аффектов, вызывающие определённое эмоциональное состояние («Большая книга о музыке»).
Учение аль-Фараби о музыкальной гармонии исходит из понимания гармонии как ведущего принципа созвучия тонов. Отождествляя понятия гармония и «совершенное соединение нот» аль-Фараби полностью опроверг существовавшее мнение о наличии этих двух понятий только в западноевропейской музыкальной культуре.
Эстетическая категория жанр в музыке как типологическая, связывается аль-Фараби с её классификацией на вокальную и инструментальную. Жанры инструментальной музыки классифицируются им по принадлежности к определенному инструменту (например, уд, танбур, рабаб, сурнай). Вокальная музыка классифицируется им в соответствии с характером использования текста, то есть соотношения слова и музыки (например, пение, марсия, декламация стихов, хида (песни погонщиков верблюдов). Музыкальная форма связывается аль-Фараби с ритмом («Классификация ритмов») как её основой. Классификация ритмов, осуществлённая аль-Фараби (основные производные ритмы), нашла широкое распространение в профессиональной музыке, устной традиции и в фольклоре многих народов Востока.
Рассмотрение аль-Фараби эволюции музыкального искусства по принципу от простого к сложному фактически является базовой теоретической основой развития казахского музыкального искусства, когда единая непрофессиональная народная музыка постепенно формируется в профессиональную ветвь казахского музыкального искусства.
ЛИТЕРАТУРА:
- Акбаева Л.Н. Основы казахской этноэстетики. Учебное пособие. – Алматы: Атамұра, 2012. – C. 264.
- Акбаева Л.Н. Эстетика Абу Насыра аль-Фараби в рамках этноэстетического образования в Казахстане // Казахский язык и литература в русской школе. 2004. – №4. – С. 109-120.
- Аль-Фараби Социально-этические трактаты. – Алма-Ата: Наука, 1973. – 400 с.
- Касымжанов А.Х. Эстетические взгляды Фараби. – Душанбе: Ирфон, 1990. – 144 с.
- Ақбаева Л.Н. Үндестік немесе Әл-Фараби мен Т.Кампанелла мемлекет туралы //Ақиқат. – 1997. – №1. – Б. 80-84.
- Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби (М.Бурабаев, Г.Курмангалиева, А.Сагадеев, В.Брянов). – Алма-Ата: Наука, 1984.-175 с.