На современном этапе исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов является актуальным в силу различных факторов: проводимые реформы в сфере образования, жесткая конкуренция, постоянные изменения условий труда, производственных отношений и средств, расширение круга задач, возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг, компетентности педагогов, педагогическим умениям и способам деятельности, внедрение интерактивных методов в обучении и воспитании и т.д. Конечно же все это способствует физическим и эмоциональным перегрузкам, стрессу и выгоранию.
Статистика показывает, что В Казахстане, по данным С.М.Джакупова, З.Б.Мадалиевой, у 39 % учителей школы выявлена высокая степень эмоционального выгорания [1, 2].
Синдром эмоционального выгорания в достаточной мере изучен в современной психологии как психологический феномен. В зарубежной психологии можно выделить труды следующих ученых: Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, К. Маслач, Е. Хартман, В. Шауфели и др. В российской психологии исследования В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орел, Е.А. Романовой, А.А. Рукавишникова, Е.С. Старченковой и пр.
Понятие «выгорание» (англ. burnout) было предложено американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 г. Данное понятия было дано для определения психологического состояния специалистов, интенсивно и тесно общающихся с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Согласно Фрейденбергеру, эмоциональное выгорание является результатом истощения энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности. [3].
К 80-м годам ХХ века в зарубежной литературе было опубликовано более тысячи работ по эмоциональному выгоранию. В период с 1995 г. по 2002 г. в журналах PsychInfo появлялось более 150 публикаций на эту тему [4]. В ряде стран Европы (Нидерланды, Швеция) эмоциональное выгорание является официальным диагнозом, включенным в обучение врачей. При этом в данных странах заболевший человек получает не только психотерапевтическую помощь, но и материальную компенсацию.
В российских исследованиях использовались разные варианты перевода английского термина «burnout»: «эмоциональное сгорание» (Т.С. Яценко, 1989; Т.В. Форманюк, 1994), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1996) и «эмоциональное перегорание» (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская, 1998), а также «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, 2000) и «профессиональное выгорание» (Т.И. Рогинская, 2002).
В 1982 году американский психолог Кристина Маслач вместе с коллегами разработала научный подход к изучению проблемы профессионального выгорания. Кристина Маслач, определяла эмоциональное выгорание как потерю интереса и осторожности в работе и в отличие от Фрейденберга она включала в данное понятие не только эмоциональный, но и физический компонент. Затем, развив свое учение, она представила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам» [5].
Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к людям, приходящим для получения образования. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [6].
C. Maslach совместно с S. Jackson [7], предложили трехкомпонентную модель выгорания. Структурно она представлена тремя составляющими.
Первый компонент является основой - это эмоциональное истощение (исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов, эмоциональная перенасыщенность).
Второй компонент - деперсонализация (деформации отношений с другими людьми).
Третий - редукция личных достижений (чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, своей профессиональной деятельности).
В настоящее время по-разному определяют понятие эмоционального выгорания. Согласно модели ведущего исследователя данной проблемы, К. Маслач (С. Maslach), под эмоциональным выгоранием следует понимать «ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающую в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений» [8].
В 1976 году К. Маслач понятие выгорание определила в качестве реакции на вытекающий из условий работы стресс, который приводит к эмоциональному неприятию клиента, развитию негативного отношению к нему, снижению работоспособности.
В 1981 году С. Джексон было сформулировано следующее определение данного феномена: выгорание представляет собой синдром эмоционального истощения и цинизма, появляющемуся у сотрудников, работа которых связана с общением с людьми, и приводящему к развитию отрицательного отношения к своим клиентам [10].
В 1986 году К. Маслач выявила, что работники, занятые в сфере услуг и образования, которые по условиям профессии вынуждены проводить значительное время в интенсивном взаимодействии с другими людьми, наиболее подвержены данному синдрому.
А.Längle и V. Frankl определяют синдром эмоционального выгорания как «особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения». Они считают, что истощение — ведущий симптом и основная характеристика синдрома эмоционального выгорания. Кроме ведущего симптома, ими были выделены дополнительные три: деперсонализация (как дегуманизация); переживание собственной неэффективности; витальная нестабильность. Эти симптомы представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния» [9].
В.В. Бойко даёт следующее определение: «Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности» [10].
Н.Е. Водопьянова даёт следующее определение: «Синдром выгорания (burnout) относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряжённого общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения» [11].
Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц считают, что «эмоциональное выгорание означает опустошение еще до того, как психические ресурсы человека-деятеля естественным образом восполнились, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, являющихся неотъемлемой частью жизни» [12].
Исследования Фрейденберга положили начало разработке трех подходов к проблеме эмоционального выгорания, имеющих собственные инструменты для измерения:
- Трехкомпонентная модель Maslach&Jackson и опросник MBI. В соответствии с данной моделью ЭВ рассматривается в виде ответной реакции на профессиональные длительные стрессы межличностных коммуникаций и представлена в виде трехмерного конструкта (деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция личных достижений).
- модель Pines и опросник BM. По этому подходу эмоциональное выгорание представляет собой состояние эмоционального, когнитивного, физического истощения, вызванного долгим пребыванием в перегруженных эмоциями состояниях.
- модель Shirom-Melamed и опросник SMBQ, также рассматривают эмоциональное выгорание в виде многомерного конструкта (когнитивная, физическая усталость, эмоциональное истощение), формирующего ядро выгорания [13].
В настоящее время вышеуказанные подходы и этих подхода являются важными в изучении феномена эмоционального выгорания в зарубежной психологии.
В российской психологии также присутствует несколько подходов к рассмотрению феномена:
- В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание с позиции теории стресса и общего адаптационного синдрома. Согласно его определению, эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
- Глубинное рассмотрение проблемы (в экзистенциальном контексте) принадлежит Н.В. Гришиной, Е.В. Ермаковой и др. В основе лежат работы таких видных ученых, как Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, Д.А. Леонтьев. Авторы рассматривают эмоциональное выгорание в виде нарушения ценностно-смысловой сферы человека [14].
- Наиболее характерным является подход, рассматривающий эмоциональное выгорание в контексте психологии труда. Согласно данному подходу, синдром эмоционального выгорания - реакция организма, возникшая после продолжительного воздействия профессиональных стрессогенных факторов средней интенсивности. эмоциональное выгорание является процессом постепенной утраты 8 когнитивной, физической и эмоциональной энергии. Эмоциональное выгорание проявляется в симптомах:
- Умственного истощения;
- Физического утомления;
- Эмоционального истощения;
- Снижения удовлетворенности выполнением работы;
- Личной отстраненности.
На основании исследованиq теоретико-методологических подходов развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов, можно сказать:
Синдром эмоционального выгорания - это синдром, который развивается в результате влияния хронического стресса и неизменных нагрузок, что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это синдром, состоящий из комплекса таких симптомов как редукция 49 профессиональных достижений, эмоциональное истощение и деперсонализация.
Эмоциональное выгорание, как утверждает Т. В. Форманюк, «может перерасти в профессиональное выгорание - глобальный деструктивный феномен, который распространяется на всю профессиональную деятельность личности» [15], что является недопустимым для работы педагога.
Педагогическая профессия – в которой эмоциональное выгорание и синдром «профессионального выгорания» являются наиболее распространенными. «Группу риска» по синдрому профессионального выгорания составляют педагоги, которые имеют более 1015 лет педагогического стажа. Педагог на определенном этапе профессиональной деятельности испытывает не только профессиональную усталость, но и все черты синдрома эмоционального выгорания и не понимает, что с ним происходит.
Следовательно, важно изучить возникновение, развитие, особенности синдрома «эмоционального истощения» и его предупреждение у представителей педагогической профессии. И соответственно сохранение и профилактика психологического здоровья педагогов является актуальной задачей на современном этапе развития.
- Джакупов С.М., Мадалиева З.Б. Стилевые особенности саморегуляции педагогов с разной степенью эмоционального выгорания // Вестн. КазНУ. Сер. Психологии и социологии. — 2010. — Т. 35. — № 4. — С. 3-6.
- Мадалиева З.Б. Изучение особенностей эмоционального выгорания учителей // Вестн. КазНУ. Сер. Психологии и социологии. — 2008. — Т. 25. — № 2. — С. 29-34
- Митичева Т.И. Проблема проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов [электронный ресурс]/ Т.И. Митичева, Т.И. Кузьма // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – No. 02 (26) 4. ShiromA. Burnout and health: current knowledgeand future research directions/ A.Shiron, S Melamed, S. Toker et al. // InternationalReview of Industrial and Organizational Psychology.–2005. – Vol. 20. – P. 269–279
- Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Учеб.-метод. пос. - Ставрополь, 2011. - 156 с. 4. 3, с. 9-11
- Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.
- Maslach C., Jackson S.E.Maslach Burnout Inventory. — Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996. — 218 p.
- Maslach C. Burnout: A social psychological analysis / The Burnout syndrome // ed. J.W.Jones, Park Ridge. — London: London House, 1982. — Рр. 30–53
- Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 459-461
- Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004., с. 137, 474 с
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2008, с. 336
- Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С. 17-22
- Jonsdottir I.H., Hagg D.A, Glise K., Ekman R.Monocyte chemotactic protein-1 (MCP-1) and growth factors called into question as markers of prolonged psychosocial stress. // PLoS One. – 2009.– Vol. 4(11) – рр. 56- 62
- Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект)/Е.В. Ермакова // Культурноисторическая психология. — 2010. — № 1. – C. 27–39
- Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии, №6, 2011. – С.28-46., с.33