Аннотация. В статье автором рассматривается становление конституционного законодательства Кыргызской Республики, Конституции Кырг. АССР 1929, какпервомуконституционно - нормативномуактуРеспублики.
Введение.Конституционное законодательство - это не только действующая Конституция Кыргызстана, но и предшествующие Конституции и сопутствующие ей конституционные законодательные акты, формирующие в целом конституционное право Кыргызстана. Начав конституционное оформление своих социально-политических намерений, кыргызы имели опыт конституционного строительства только одной социалистической модели, так же как и другие бывшие республики СССР[2].
Характерной чертой стремительно изменяющегося мира и общества является взаимная обусловленность процессов протекающих в экономической, социальной и политической сферах. При этом в перспективе неизмеримо возрастает роль политико-правовой сферы. Так смысл реформы политической системы, проводившийся поэтапно в СССР состоял в том, чтобы создать условия для социальной и политической активности членов общества, добиться гармонии и взаимной зависимости между властью и теми, кому адресована эта власть. После выработки концепции поэтапного осуществления реформы политической системы Верховный Совет приступил к созданию правовой базы для ее реализации. В декабре 1988г. были приняты новая редакция Конституции СССР и новый Закон о выборах народных депутатов СССР.
Методы.Исследуя становление теории конституционализма в Кыргызстане, нельзя не упомянуть о конституционных реформах, касающихся в целом Советского государства, тем более, что роль Съезда народных депутатов невозможно переоценить. Созданию современной Конституции и конституционного законодательства предшествовала разработка концептуальных идей и положений. Разработка первых советских конституций как процедура была более простой.
В Кыргызстане процесс формирования собственной конституционной нормы начался со времени прекращения существования СССР. Первым шагом размежевания союзного и республиканского законодательства стало принятие 15 декабря 1990г Декларации «О государственном суверенитете Республики Кыргызстан», затем 31 августа 1991г.
Декларации «О государственной независимости Республики Кыргызстан», в которых было закреплено верховенство законодательно-нормативных актов Кыргызстана на всей его территории[3].
В соответствии с «Декларацией» суверенитет Кыргызстана обеспечивается полнотой государственной власти во всех сферах общественной жизни. В частности, наличием института гражданства, правом народа владеть, пользоваться и распоряжаться всеми объектами собственности республики, верховенством Конституции и законов на всей ее территории, исключительным правом изменения существующей территории Кыргызской Республики, правом представлять и защищать свои интересы в отношениях с другими государствами, входящими не только в Союз суверенных республик, но и далеко за пределами этого геополитического пространства, наличием своего государственного языка, герба, флага, гимна и столицы. В «Декларации» впервые зафиксированы положения о том, что государственная власть в КР осуществляется на основе ее разделения на три ветви. Президент является главой Кыргызской Республики и обладает высшей исполнительной и распорядительной властью.
Результаты и обсуждение.Разработка и принятие новой Конституции в мае 1993г. завершила процесс формирования собственной конституционно-правовой системы нашей страны.
Каждая конституция отражала определенные исторические вехи в истории нашего государства, законодательно закрепляла результаты общественного развития, формировала цели, стоящие перед страной. Образование Киргизской автономной области в составе РСФСР было началом развития советской национальной государственности. Киргизская автономная область как субъект Российской Советской Социалистической Федерации руководствовалась Конституцией РСФСР 1925г., в которой была специальная глава «Об автономных советских социалистических республиках и областях», регламентировавшая правовое положение автономных образований в составе РСФСР [4] . 19 ноября 1926г. Киргизская автономная область была преобразована в Киргизскую автономную республику. Последняя до утверждения своей Конституции руководствовалась «Положением о государственном устройстве Киргизской АССР», которое содержало 11 статей.
Это был первый конституционно-нормативный акт республики, регламентировавший правовое положение и структуру органов государственной власти, имел важное значение для выработки Конституции Киргизской АССР 1929г, которая была принята на II Съезде Советов Киргизской АССР, состоявшемся 30 апреля 1929г. во Фрунзе. Согласно Конституции, высшими органами государственной власти и управления были Всекиргизский съезд Советов, КИРЦИК, Президиум КирЦИК, Совет народных комиссаров (СНК) и народных комиссариатов. В ней конституционно закреплялась государственность, структуры и функции органов власти и управления, взаимоотношения республиканских и общефедеративных органов, устанавливалась система и порядок выборов в Советы, гарантировалось равенство, зафиксированы основные права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией компетенция республики заключалась в разработке ее положений и принципов, принятии, внесении изменений и дополнений, а также контроля за ее соблюдением.
В Конституции Киргизской АССР было определено правовое положение Кыргызстана в составе РСФСР и законодательно закреплено общественное и государственное устройство республики. Эта Конституция впервые на государственном уровне от имени всего общества, всего народа закрепила такие естественные права граждан, которые уже были провозглашены другими народами в своих конституциях: право на свободу собраний, митингов, шествий; свободы союзов, организаций, объединений; право на полное всестороннее и бесплатное обучение.
№1(59) 2019 Вестник Казахской Академии труда и социальных отношений
- Тургунбеков Р.Т. Конституционный строй Кыргызской Республики. - Б.: Илим,1996, - С.51.
Киргизская АССР пользовалась правом свободного определения своего государственного устройства, самостоятельного законодательствования в пределах, установленных конституциями РСФСР и Киргизской АССР. Право законодательствования Киргизской АССР предусматривалось в ст. 48 Конституции РСФСР, где говорилось: «В пределах прав, представленных Автономным Советским Социалистическим Республикам, ЦИК этих республик издает законодательные акты, имеющие обязательную силу на территории соответствующей АССР»[5] [6].
Национально-государственное размежевание Средней Азии явилось следствием роста национального и политического сознания людей. В результате этого исторического факта произошло объединение разрозненных по отдельным областям, уездам и волостям Туркестанской АССР земель кыргызского народа в одно целое. Национальногосударственное размежевание Средней Азии позволило кыргызскому народу впервые в своей истории обрести национально-государственные структуры в форме автономной области, которая явилась в то время наиболее целесообразной формой государственного образования кыргызского народа, была первоначальной формой национальной 6
государственности кыргызского народа .
В своей монографии Мукамбаев У.М. и Мукамбаева Г.А «Конституционное развитие Кыргызстана» презентуют мнение, научное представление о том, что Конституцию КАССР 1929г. вряд ли можно назвать собственным творением кыргызов, отражением их внутренних интересов, национальной идеологии и психологии. По утверждению авторов, эта конституция несла идеи Запада, т.е. дух другой цивилизации, чуждой по своей сути духу Востока, ибо революция, насилие, т.е. прямое, быстрое, агрессивное проявление своей внутренней воли не присуще восточному человеку. Но в то же время, гуманистические идеи Запада, особенно в области прав человека, раскрепощения женщины, были прогрессивными конституционными достижениями. Кроме того, Конституция закрепляла плановое государственное регулирование общественными сферами, которые нужно было строить по новым правилам и достижениям науки . Пожалуй, данное мнение будет не совсем адекватным, ибо считаем, что все же, в этой конституции отражены некоторые, присущие только восточной ментальности права. Не совсем точным можно считать и положение о том, что кыргызам не свойственно состояние свободы, как категории, и как масштаба. Вся многовековая история свидетельствует об обратном. Мукамбаева Г.А. позднее, в одной из своих монографий, говоря об истории кыргызов, в частности утверждает, что кыргызам со времен великого Манаса присущ дух свободы, неповиновения. Анализируя нормы обычного права кыргызов, можно также констатировать, что нашему народу свойственны были гуманность, вера в справедливость, отправление суда по законам кочевнической, номадической культуры.
Заключение.Самой большой заслугой века, отраженной в Конституции КАССР, был принцип социальной защиты всех слоев населения. Данная конституция выполнила следующие исторические функции в цепи конституционного развития Кыргызстана: - придала правовую форму консолидации национального духа кыргызского народа;
- закрепила правовую форму новой национальной государственности кыргызов на новом этапе развития, в котором пребывала в течение двенадцати веков;
- заложила политические, правовые, социально-экономические основы развития культуры кыргызов, нового типа цивилизации;
- заложила новый тип международных отношений Кыргызстана с другими государствами; - закрепила впервые на государственном уровне идеалы свободы и гуманизма, социальной справедливости и защищенности граждан;
- заложила основы к дальнейшим демократическим преобразованиям в обществе - принципы местного самоуправления;
- закрепила республиканскую форму правления, как наиболее эффективную форму социальной организации кыргызов, отвечающей национальному духу;
- закрепила федеративные начала государственной организации власти и управления с едиными союзной политической и правовой системами.
Список использованных источников:
- Автономов А.С. Методологические аспекты исследования системы категорий конституционного права // Теоретические проблемы российского конституционализма. - М.: ИГП РАН. 2000.
- Арабаев А.А. Конституционное развитие Кыргызстана. - Б., 1998; Конституционное законодательство Кыргызской Республики: вопросы парламентаризма // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - 1999. - №1.
- Борубашев Б.И., Галиева З.И. История государства и права Кыргызской Республики. - Бишкек, 2003.
- Венгеров А. Б. Теория государства права. - 2-е изд.- М.: Омега-Л, 2005.
- Власихин В.А. Конституционализм зрелый и развитый / Известия.- 1994. - 29 сент.
- Гаджиев Г.А. Принципы конституционного права, общие принципы права и конституционные принципы / Конституция и законодательство. Книга 1.
- Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств. - М., 1909. - Т.1.
- Дик Ховард А. Конституционализм // Верховенство права. - М.: Изд. «Прогресс- Универс», 1992.
- Здражевская Т.Д. Процессуальные гарантии конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы междунар. конф. - М.: ИГП РАН, 1999.
- Зиновьев А., Уткин Н. Конституционализм и причины его нарушений // Право и жизнь. 1999. - № 18.
- История буржуазного конституционализма XIX в. -М.: Наука, 1986. 280с.