Аннотация: в статье рассматриваются основные определения виктимологии и предпосылки еѐ создания.
Введение. При любой классификации потерпевших необходимо руководствоваться нравственно-психическими критериями. Агрессивность, жадность, склонность к алкоголизму и другие отрицательные, а иногда и положительные (например, доверчивость) характеристики личности в некоторой степени обусловливают линию поведения потерпевшего, которая в ряде случаев способствует созданию виктимогенной обстановки. Такие же черты, как моральная устойчивость, предупредительность, трезвость ума, хорошая физическая подготовка, во многих случаях способствуют пресечению совершаемого преступления.
Существуют и другие основания для классификации потерпевших. В частности, по характеру поведения различают агрессивного, активного, инициативного, пассивного, некритичного и случайного потерпевшего. Изучение поведения жертв преступлений в виктимологическом плане может способствовать разработке научно-обоснованных тактических, психологических, а порой и технических мер повышения их безопасности.
Методы. Особое значение для характеристики жертвы преступлений имеет такое специфичное понятие криминальной виктимологии, как "виктимность".
Изучая жертву в различных аспектах и ее роль в генезисе преступления, криминальная виктимология исходит из того, что поведение человека по своей природе может быть неосмотрительным, рискованным, легкомысленным, распущенным, порою провокационным, а следовательно - опасным для самого себя. Такое поведение, естественно, увеличивает подверженность личности преступным посягательствам. В этом плане важное значение приобретают такие характеристики личности, как возраст, пол, социальный статус, выполняемые социальные роли, профессия, готовность действовать в критической ситуации определенным образом, а также окружающая среда, конкретная ситуация, поведение третьих лиц и т.д. Сочетание объективных и субъективных факторов и их взаимодействие влияют на "способность" того или иного лица стать потерпевшим от преступления. Именно эта повышенная способность человека в силу ряда духовных, физических, социальных качеств при определенных объективных обстоятельствах, становиться "мишенью" для преступных посягательств и названа виктимностью.
Ученые и практики отмечают, что риск стать жертвой преступления распределяется среди населения неравномерно. Например, повышенной уязвимостью от насильственных преступлений (убийств, причинений вреда здоровью различной тяжести) обладают женщины, дети, престарелые люди, лица с физическими и умственными недостатками. Потерпевшими от мошеннических действий чаще являются лица жадные и легковерные; жертвами насильственных и корыстных преступлений - лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, и т.д. Определенные категории граждан становятся жертвами преступлений в силу своего служебного или общественного положения, например: инкассаторы, сторожа, кассиры, дружинники, сотрудники милиции, инспектора рыбнадзора и т.д.
Результаты и обсуждение. Известно, что в до государственном обществе и на ранних стадиях развития государственности, объективно впитавших в себя многие установления обычного права, фольклор играл важную роль в формировании всех аспектов общественного сознания. В том числе и по отношению к людям, несущим физический, моральный или материальный ущерб от действий других лиц.
Люди, которые в результате неудачно складывающихся обстоятельств, определенных личностных качеств или свойств характера, несли физический, моральный или материальный ущерб, из давно привлекали к себе внимание окружающих. Знакомство с источниками художественного творчества, в той или иной мере повествующими о потерпевших, убеждают, насколько глубоко и точно подмечены в фольклоре и литературах многие особенности поведения жертвы, ее специфических взаимоотношений с правонарушителем и целый ряд других идей, весьма важных для общих и частных аспектов учения о жертве.
Наука и практика с давних пор предпринимали многочисленные, непрекращающиеся и по настоящее время попытки раскрыть механизм преступления, проникнуть в суть зарождения и развития противоправного деяния. Теоретическая мысль по проблемам преступности постоянно эволюционировала и прошла в своем развитии несколько этапов, вызвав к жизни множество различных, подчас взаимоисключающих друг друга, научных школ и направлений.
Ученые - юристы и практики не обошли своим вниманием «главный элемент» преступления – правонарушителя. Объяснялось это тем, что потерпевший, законные права и интересы которого нарушены в результате совершенного преступления, рассматривался раньше, да и сейчас нередко рассматривается лишь с эмоциональных позиций. На бытовом уровне, в житейском плане в сознании подавляющего большинства людей жертва преступления считается пострадавшей стороной, ассоциируется с личностью, страдающей от неправомерного поведения других лиц, или, что бывает гораздо реже, от собственных неумелых, неосторожных, необдуманных действий.
Человечество прошло и через обычай талиона, и через теорию и практику возмездия преступнику и устрашения других, однако коренного воздействия на сокращение правонарушений они не оказали.
Еще К. Маркс в этой связи подчеркивал, что история и такая наука как статистика с достаточной убедительностью показали, что « со времен Каина никого не удалось исправить или устрашить наказанием» [1] Наоборот, в те времена и в тех странах, отмечал итальянский просветитель XVIII века Ч. Баккария, где были наиболее жестокие наказания, совершались и наиболее кровавые и бесчеловечные преступления, ибо тот же дух зверства, который водил рукой законодателя, управлял рукой отцеубийцы и разбойника.
В зарубежной литературе были предприняты даже попытки теоретически обосновать недостаточное внимание к жертве преступления как в прошлое, так и в настоящее время. Например, Б. Мендельсон на вопрос: почему общество занимается только преступником на всех стадиях его «эволюции» - в период профилактики, во время следствия и суда, в период отбытия им наказания, поддерживает контакт с его семьей, занимается его перевоспитанием после освобождения - дает ответ: потому что преступник опасен для общества! И поясняет: «Правонарушитель не спрашивает. Он берет без права на то и без зазрения совести. Общество страшится правонарушителя. Что же касается жертвы преступления, - развивает свою мысль автор далее, - то общество ее игнорирует, потому что она безопасна» [2] . В этом он видит основную причину того, что « общество забывает, что в проблеме преступности имеется контрофактор, т.е. жертва преступления.
Этимология слова «жертва», то есть его происхождение, «родословные» отношения, а также пути его вхождения в европейские языки еще до конца лингвистами не выяснены. Специалисты высказывают предположение о том, что в Европе это слово впервые нашло употребление во французском языке и первоначально носило ритуальный характер, означая живое существо или материальный предмет, приносимые в дар богу. А происходит оно от латинского слова «виктима» - жертва. Со временем, однако, ритуальное слово «жертва» становится более широким по значению и более глубоким по смыслу понятием. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с семантическим значением этого слова в русском языке. Например, в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона слово «жертва» толкуется следующим образом: «Жертва – умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Идея «жертва» проникает собою все религии как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности».[3]. В словаре В. Даля дается более «земное» толкование этого слова. Здесь жертва определяется как «пожираемое, уничтожаемое, гибнущее: что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. Приношение от усердия божеству: животных, плодов или иного чего... Отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу: самоотвержения и самый предмет его, то, чего лишаюсь. Пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих. Один бывает невинною жертвой злонамеренности, другой же необузданности своей. Приносить жертву долгу, отечеству, признательности» [4].
Еще более широкое толкование слова «жертва» дается в словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. В этом издании жертва определяется следующим образом: «1. В древних религиях - приносимый в дар божеству предмет или живое существо… 2. Дар, пожертвование на что-нибудь... 3. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-, чего- нибудь... 4. Человек, подвергшийся чьему-нибудь насилию, злому умыслу, пострадавший от кого-, чего-нибудь. 5. Человек, пострадавший или погибший от какого-нибудь несчастья, неудачи. Пример: он стал жертвой обстоятельств: пожар с человеческими жертвами; жертвы уличного движения. 6.Человек, пострадавший или погибший во имя чего-нибудь, вследствие преданности чему-нибудь. Пример: он пал жертвой честного отношения к делу; вы жертвою пали в борьбе роковой. 7. Принести жертву чему…, делать что-нибудь во имя чего-нибудь. Пример: он принес жертву во имя дружбы, любви [5].
Семантическое значение слова «жертва» весьма широко. Этим понятием охватываются отнюдь не только живые существа, а тем более человек. Анализ толкований лингвистами слова «жертва» показывает, что могут быть и вещные жертвы, и отнюдь не только в религиозном, ритуальном понятии. В повседневном обиходе мы также встречаемся подчас с фактами расспространения понятия «жертва» на вещь.
Однако нас интересует не семантическое значение слова «жертва», а социальное содержание этого понятия, ее роль и место в системе общественных связей. С этих позиций жертва без эмоциональных и иных психических восприятий вреда, с научной точки зрения - не жертва, а раненое или убитое животное, рыба, птица, поломанная или уничтоженная вещь. Только высокоразвитое, мыслящее существо, наделенное чувствами, эмоциями, а главное, сознанием, в состоянии воспринимать как личный не только уже нанесенный ущерб, но и возможный вред, дать ему оценку и в соответствии с этим соизмерять свое поведение.
Поэтому главным и преимущественным объектом учения о жертве, как в теоретическом, так и в практическом плане является человек. Правда, уголовное законодательство ряда стран устанавливает ответственность за истязание животных. Тем самым животные здесь официально признаются в качестве возможных жертв от неправомерных действий и берутся под защиту. Однако это не правило, а частное исключение из него, не оказывающее существенного влияния на научные разработки и практические рекомендации учения о жертве на современном уровне. Понятие «жертва» означает человека, пострадавшего от:
- неправомерных действий других лиц;
- собственного ненадлежащего поведения;
- отрицательных жизненных обстоятельств;
- от частного случая.
Другими словами, жертвой в узком смысле следует считать человека, который несет физический, моральный вред или имущественный ущерб от действий других лиц, собственного поведения, событий или несчастных случаев. При этом необходимо иметь в виду, что одни и те же неправомерные действия, события, несчастные случаи в зависимости от условий, места и времени могут принести вред как отдельному человеку, так и группе людей сразу, как физическому, так и юридическому лицу.
По социальным последствиям наносимого человеку вреда все жертвы можно подразделить на две группы:
- жертвы всевозможных несчастных случаев;
- жертвы различных видов правонарушений.
Как свидетельствует статистика, жертвами несчастных случаев ежегодно становятся в несколько раз больше людей, чем пострадавшими от преступлений. По данным статистики от различных несчастных случаев людей гибнет в несколько раз больше, чем от рук преступников, если от них общество несет огромный материальный ущерб, можно ли профилактике травматизма, борьбе с ним уделять меньше внимания, чем, скажем, профилактике и борьбе с убийствами и умышленному причинению тяжкого вреда здоровью. Например: Число несчастных случаев на производстве в Кыргызстане, практически, не снижается. Так, за прошлый год Госинспекцией по труду было зафиксировано 260 подобных случаев, 26 из них закончились смертельным исходом. Иногда сами работники игнорируют элементарную технику безопасности, но часто именно работодатель в целях экономии не желает обеспечивать безопасность труда. Если же несчастный случай произошел, то для руководства предприятия это, как правило, грозит лишь финансовыми потерями.
В современных условиях, когда научный прогресс во многом обеспечивается за счет дифференциации и интеграции отдельных отраслей знаний, а также с учетом серьезного социального значения проблемы охраны потенциальных пострадавших от различных форм вреда, закономерно встает вопрос о необходимости комплексного, системного исследований жертв (всех их видов и категорий) в рамках самостоятельной научной дисциплины.О необходимости глубокого и всестороннего теоретического изучения всех видов жертв - будь то пострадавшие от преступных деяний или несчастных случаев - на социальном, психологическом и биофизическом уровнях, и выработки на этой основе практических рекомендаций по наиболее эффективной их защите от возможного вреда высказывается целый ряд отечественных и зарубежных специалистов (правоведов, психологов, социологов, медиков). Еще в 70-х годах высказывались мнения, что «… изучением жертвы любого вида и всех связанных с нею теоретических и практических вопросов, должна заниматься специальная самостоятельная комплексная научная дисциплина - виктимология… Ее основными задачами могли бы стать:
- .изучение причин и условий зарождения и развития (генезиса) такого феномена, как жертва; victima (лат.) - жертва; logos (греч.) - знание, учение. Следовательно, виктимология - учение о жертве вообще. Однако в отечественной и зарубежной литературе термин «виктимология» употребляется многими авторами для обозначения лишь учения о жертве преступления;
- .исследование социальной, психологической и биофизической структуры всех категорий жертв; в) выяснение и анализ общих характерных элементов для всех категорий жертв и специфических особенностей для каждой из них;
г).выработка научно обоснованных практических рекомендаций для организации общей и индивидуальной профилактики потенциальных жертв, определение для них соответствующих мер безопасности;
д).разработка теоретических и практических проблем возмещения вреда, причиненного жертве».
На современном уровне знаний о видах жертв в виктимологии можно выделить две самостоятельных, но взаимосвязанных отрасли:
1. Учение о жертве правонарушений - деликтнаявиктимология: а) жертв преступлений - научную дисциплину, изучающую жертвы преступлений, называют криминальной виктимологией; б) жертв иных правонарушений (гражданских, трудовых, административных и проч. - данное научное направление можно назвать собственно деликтнойвиктимологией или деликтнойвиктимологией в узком смысле этого понятия.
2. Учение о жертве несчастных случаев - травмальнаявиктимология - в зависимости от объекта исследований травмальнаявиктимология, на наш взгляд, должна включать следующие направления: а) исследования жертв производственного травматизма; б) исследования жертв транспортного травматизма; в) исследования жертв бытового травматизма; г) исследования жертв иных несчастных случаев.
Заключение. Следовательно, о современной виктимолигии можно сделать вывод, что в самом широком смысле этого понятия жертвой является любая форма материи, нормальному состоянию или функционированию которой нанесен какой-либо ущерб. С этой точки зрения не имеет значения уровень организации материи - высокоразвитая она или примитивная, одушевленная или неодушевленная. Хотя совершенно очевидно, что от уровня организации материи-жертвы зависит вид вреда, который ей может быть нанесен. Неодушевленной (вещной) жертве может быть причинен лишь механический вред. Одушевленной, но не находящейся на высокой ступени организации, физический вред. Жертве же, находящейся на высшей ступени организации материи, мыслящей материи, то есть человеку, может быть причинен физический, моральный вред или материальный ущерб. Личность и поведение потерпевшего могут играть достаточно существенную роль в мотивации преступного поведения. Индивидуальные особенности жертвы могут по-разному проявиться в отдельных ситуациях. Жертва преступления в виктимологии - это человек или определенная общность людей в любой форме их интеграции, которым прямо или косвенно преступлением причинен физический, моральный или материальный вред.
Список использованных источников:
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 8. М., 1982. С. 530.
- Франк Л.В. Виктимологияивиктимность / Душанбе, 1982. С. 12.
- Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 11. Л., 1984. С. 267.
- Даль В. Словарь русского языка. Т. 1. М., 1955. С. 108.
- Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. T. I. M., 1938. С. 188-189.
- Ривман Д. В., Устинов В С. Виктимология/ Новгород, 1998.
- Ривман Д.В. Виктимность как социальное явление / Вопросы профилактики преступлений: сб. трудов. - Л., 1976. - 304 с.