Проблема мотивации, в том числе, мотивации достижения, относится к актуальным проблемам психологии, поскольку, по сути, объединяет комплекс побудительных факторов, непосредственных «двигателей» деятельности. Без них любая деятельность неосуществима. Особую актуальность эта проблема приобретает в случае недостаточности мотивации достижения либо искажения компонентов мотивации по причине психологических трудностей, психической патологии и т.д.
Со времени появления интереса исследователей к проблеме мотивации достижения произошли значительные изменения в структуре знаний об этом феномене. Современные представления о мотивации достижения отличаются от первоначальных. Вместе с появлением новых данных появляются и новые вопросы, требующие ответов.
Мотивация достижения является одним из основных по значимости для человеческой деятельности видом мотивации. При этом под мотивацией в целом понимается конструкт, используемый для понимания и объяснения причин, направленности и механизмов осуществления поведения людей.
Мотивация достижения понимается многими авторами как мотивация, направленная на лучшее выполнение деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности [1, 4, 6]. Как правило, речь идет о достижении максимально хороших результатов в важной для человека сфере деятельности. Наиболее исследованной в психологии является мотивация достижения в области решения интеллектуальных задач. В традиционных теориях мотивации достижения акцентировалось внимание на двух основных аспектах проблемы: собственно аспекте мотивации достижения и конкурирующем аспекте, связанном с мотивацией избегания неуспеха [1, 4].
Мотивация достижения – это конструкт, описывающий комплекс факторов, обеспечивающих направленность субъекта на лучшее выполнение деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности.Опыт длительного неуспеха является внешним предиктором снижения ожидания субъекта относительно его будущей успешности и негативно влияет на результирующую мотивацию достижения. Для актуализации мотивации достижения недостаточны привлекательность результата и вера в позитивный результат. Необходима также вера в свои способности – самоэффективность. Внешние и внутренние источники по-разному влияют на мотивацию достижения, что обусловлено свойственными человеку потребностями в само- детерминации и контроле. Внешние источники могут быть действенными только в случае их интериоризации субъектом. Отчетливо влияющими на мотивацию достижения являются именно внутренние источники, такие как ощущение собственного выбора, удовлетворенность от процесса выполнения деятельности, интерес.
Взгляд на мотивацию как на феномен реализации потребности в достижении, зависящий от ситуационных факторов и являющийся результирующей взаимодействия потребности в достижении и факторов ситуации, впервые артикулировано представлен в работах Дж. Аткинсона, который, в свою очередь, опирался на идеи К. Левина [3].
Мы предполагали, что испытуемые из разных исследуемых групп могут обнаруживать значительные различия между потребностью в достижении и ее реализацией в комплексном феномене мотивации достижения. И поэтому использовали методику «Потребность в достижении цели» [2, 7], которая помогла нам измерить потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. По мнению автора опросника, чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении рассматривается как личностное свойство, установка.
Мотивация достижения выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей, и оказывает влияние на всю человеческую жизнь. Однако особенность этой методики в том, что она измеряет именно потребность в достижении.
Данный тест - опросник был разработан Орловым Ю.М. в 1978 году. По мнению разработчика, лица с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами: настойчивостью в достижении своих целей, неудовлетворенностью достигнутым, постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше, склонностью сильно увлекаться работой, стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха, неспособностью плохо работать, потребностью изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел, отсутствием духа соперничества, желанием, чтобы и другие вместе с ними пережили успех и достижение результата, неудовлетворенностью легким успехом и неожиданной легкостью задачи, готовностью принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.
При эмпирическом исследовании мотивации достижения у представителей психической нормы, нам необходимо было, прежде всего, решить задачу выявления психологических однородности, сходства или, наоборот, разнородности, непохожести различных групп внутри выборки представителей нормы. Наличие в группе нормы подгрупп менеджеров и студентов помогло решить эту задачу.
В первую очередь, необходимо было установить меру подо-бия / различия между группами студентов и менеджеров по параметрам главных конструктов – потребности в достижениях и мотивации достижения. Кроме того, важно было выявить взаимосвязь этих двух конструктов, поскольку, с теоретической точки зрения, высокая потребность в достижениях не всегда однозначно связана с мотивацией достижения. Мотивация достижения характеризует феномен, представляющий собой взаимодействие существующей потребности в достижениях с факторами ситуации.
В результате такого взаимодействия в комплексе с преломлением факторов ситуации через индивидуально-психологические особенности индивида могут существовать различные конфигурации соотношения потребности в достижениях и мотивации достижения. Мы полагаем, что эти конфигурации могут существенно отличаться в норме и при психической патологии.
Поэтому представление результатов эмпирического исследования начнем именно с анализа соотношения потребности в достижениях и мотивации достижения в норме.
В табл. 1 представлены данные корреляций между показателями потребности в достижениях (тест- опросник «Потребность в достижении цели» Ю. М. Орлова) и показателями мотивации достижения (тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана) у студентов и менеджеров (использован коэффициент корреляции Пирсона) [2, 5, 7].
Таблица 1Связь потребности в достижениях и мотивации достижения у менеджеров и студентов
Группа испытуемых |
Корреляции показателей ПД и МД |
Менеджеры |
0,586∗∗ |
Студенты |
0,727∗∗ |
Как видим, в обеих подгруппах группы, представляющей условную норму, выявлены значимые положительные связи между потребностью в достижениях и мотивацией достижения. Другими словами, чем выше у испытуемого существующая потребность в достижениях, тем с большей вероятностью она реализуется в соответствующей мотивации достижения, и наоборот.
Этот результат является очевидным для группы нормы и в общем не требующим доказательства. Однако проверка этой связи нужна для последующего сравнения аналогичной связи с группами испытуемых, представляющих психическую патологию.
Следующий вопрос, на который необходимо было получить ответ, это вопрос об однородности группы психической нормы по параметрам потребности в достижениях и мотивации достижения, то есть, основных конструктов данного исследования.
В табл. 2 представлены результаты, полученные при расчёте критерия Манна-Уитни для показателей потребности в достижениях и мотивации достижения по группам студентов и менеджеров.
Таблица 2 - Сравнение показателей потребности в достижениях и мотивации достижения студентов и менеджеров
Сравниваемые показатели |
Критерий Манна- Уитни для показателей потребности в достижениях |
|
U |
Значимость |
Потребность в достижениях |
- 1.376 |
0,175 |
Мотивация достижения |
- 1.841 |
0,066 |
Из табл. 2 видим, что значимых различий ни в потребности в достижениях, ни в мотивации достижения между показателями подгрупп студентов и менеджеров нет, хотя можно было предположить, что различия в возрасте, жизненном опыте, профессиональной принадлежности могли повлиять на параметры потребности и, в особенности, мотивации достижения.
Таким образом, группа, представляющая условную норму, может рассматриваться как достаточно однородная по выраженности исследуемых ключевых конструктов. Кроме того, подтверждена положительная связь потребности в достижениях и мотивации достижения у представителей исследуемой группы.
Литература
- Гордеева Т. О. Психоло-гия мотивации достижения. Учебное пособие / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл ; Изд. центр «Акаде-мия», 2006. - 333 с.
- Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев – СПб. : Питер, 2003. – 560 с.
- Кудріна Т.С. Психологія мотивації: теорія та експеримент : навч. посіб. / Т.С. Кудріна – К. : Київський нац. ун-т ім. Т. Шев- ченка, 2006 – 214 с.
- Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхау- зен. - СПб. : Речь, 2001. – 256 с.
- Бурлачук Л. Ф. Адаптация шкалы для диагностики пяти факторов личности // Вопросы психологии. – М., 2000. – № 1. – С. 126–134.
- Виндекер О. С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Екатеринбург, 2010. – 203 с.
- Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – С.23-43.