Статья представляет собой фрагмент магистерской диссертации «Историко-аналитические аспекты становления и развития педагогики бального танца в Казахстане». Посвящена рассмотрению творческой личности Валерия Валентиновича Анцышкина (1952–2013), который был одним из инициаторов создания в Караганде в 70-х гг. XX века Школы спортивного бального танца. Новый для Казахстана жанр танцевальной культуры за чуть более чем полувековой срок существования прошел путь от Любительского объединения спортивного танца (ЛОСТ) до специальной вузовской дисциплины «Педагогика спортивного бального танца». Вклад В. Анцышкина, стоявшего у истоков этого пути и обозначившего основные направления его развития, до настоящего времени не был исследован. Авторами статьи впервые приведены не изученные ранее факты биографии В. Анцышкина, проанализированы личностные качества, определившие его организаторскую, исполнительскую и педагогическую деятельность. Концепт творческой личности Валерия Валентиновича основан на эксклюзивных воспоминаниях родственников, друзей, коллег, учеников.
Введение
Имя Валерия Валентиновича Анцышкина (1952–2013), сумевшего в 70-е гг. ХХ века воплотить в жизнь идею создания в Караганде Школы спортивного бального танца, сделать ее конкурентоспособной с другими школами СССР, ныне мало известно. О нем упомянуто в следующих научноисследовательских трудах: А.Т. Исалиев «История спортивного бального танца» (2012); «Значимость педагогики в подготовке специальности «Педагог спортивного бального танца» в учебном процессе вуза» (2011); А.Т. Исалиев, А.Б. Абакаева, А.Н. Карымбаева «Основные этапы и тенденции развития спортивного бального танца в Республике Казахстан» (2020).
Но в них нет концептуального рассмотрения его биографии и творческой деятельности, что образует пробел, влияющий на целостное представление о развитии нового для Казахстана жанра танцевальной культуры. А между тем концепт творческой личности В.В. Анцышкина принципиально важен для системного изучения полной истории педагогики спортивного бального танца в Казахстане, от школьной любительской до вузовской специальной дисциплины.
В данной статье впервые представлены неизвестные биографические сведения о В.В. Анцышкине, об эволюции его профессионального мастерства в деле освоения спортивного бального танца, о его организаторской, исполнительской и педагогической деятельности. Концепту творческой личности В.В. Анцышкина во многом способствовали воспоминания его родственников, друзей, коллег, учеников, и, безусловно, он будет в дальнейшем пополняться другими научными исследованиями.
Методы и материалы
В статье использованы следующие методы:
- историко-биографический метод, позволяющий проследить основные вехи жизненного пути Валерия Анцышкина, определить в нем решающие факторы, повлиявшие на линию его творческой судьбы;
- метод культурологического анализа, дающий возможность исследовать те или иные факты биографии В. Анцышкина в контексте реалий эпохи, детерминирующих поведенческие стереотипы;
- психолого-аналитический метод, помогающий понять черты характера В. Анцышкина, определившие харизматичность его личности, лидерские качества, позволяющие брать на себя руководство крупными коллективами, принимать ответственные решения;
- историко-сравнительный метод, позволивший представить различие концептов творческой личности В.В. Анцышкина и Т.В. Тереховой — его ученицы, продолжившей дело развития спортивного бального танца в вузовском обучении;
- метод интервьюирования в формате бесед с родственниками, коллегами, учениками В. Анцышкина. Данный метод позволил взглянуть на перипетии жизненного пути В. Анцышкина с разных точек зрения, представляющих его творческий облик более объемным. Нам удалось связаться с первой женой В.В. Анцышкина Ольгой Михайловной, ныне проживающей в Москве, и получить от нее эксклюзивные сведения, впервые вводимые нами в научный оборот.
Результаты и их обсуждение
Из беседы с Ольгой Михайловной мы получили возможность пунктирно проставить вехи жизни и творчества Валерия Валентиновича Анцышкина. Концепт личности В. Анцышкина существенно дополнился воспоминаниями его учеников Татьяны Тереховой, Мухтара Алишева, Алексея Макарова.
Валерий Валентинович Анцышкин родился 20 октября 1952 года в г. Дятьково Дятьковского района Брянской области Российской Советской Федеративной Социалистической республики, бывшей с 1917 до 1991 г. частью Советского Союза. Отец его — Валентин Сергеевич Анцышкин — имел профессию краснодеревщика, мама — Юлия Григорьевна — работала мастером на заводе хрустальных изделий. В 1956 г., когда Валерию было 4 года, семья переехала в Казахскую Советскую Социалистическую республику в г. Караганду — административный центр Карагандинской области.
«Карагандинская область — это родина выдающихся музыкантов, писателей и политических деятелей Казахстана. В истории казахского народа навечно остались имена великого бия и дипломата, мыслителя и оратора Каздауысты Казыбека (1665–1763), лидера движения за национальное освобождение и основателя современной государственности казахов Алихана Букейханова (1866–1937), выдающегося поэта-импровизатора Бухар жырау Калкаманулы (1693–1787)» [1; 16]. Ее великие сыны куйши Таттимбет (1815–1862), казахский общественный деятель, один из основателей партии «Алаш» А. Ермеков (1891–1970), писатель С. Сейфуллин (1894–1938), оперная певица заслуженная артистка СССР К. Байсеитова (1912–1957), первый космонавт Республики Казахстан Тохтар Ауба- киров. Караганда в мировой истории известна тем, что по ее территории проходил древний Шелковый путь. Исторически этот регион был торговой артерией, каналом экономического и культурного обмена между Великой степью и странами Европы и Азии. Здесь зародилась угольная промышленность Казахстана. Развитие области как основного угледобывающего и металлургического центра республики шло при непосредственном участии выдающихся ученых К.И. Сатпаева (1899–1964), И.П. Бардина (1883–1960), Н.Г. Кассина (1885–1949), М.П. Русакова (1892–1963), А.А. Гапеева (1881–1958) [1; 3]. В послевоенные 50–60-е гг. XX века стремительно расширялась сеть культурнопросветительных учреждений, строились клубы, Дома культуры.
Валерий Анцышкин обучался в № 3 карагандинской школе, где учился хорошо, отличался способностями в математике, был победителем городских олимпиад. Но здоровье имел слабое. С детства у него обнаружилось бронхиальная астма, и по направлению врачей он периодически проходил курсы санаторного лечения, в программу которых входила двигательная гимнастика, танцы.
Бальным танцам Валерия обучила эстонка Сивье (к сожалению, фамилия ее осталась неизвестной), тоже проходившая курс лечения в санатории. Врачи порекомендовали Валерию заниматься также и фигурным катанием, танцами на льду. Этот вид спорта он осваивал со своим школьным товарищем Анатолием Анциферовым, который существенным образом повлиял на Валерия в выстраивании жизненного пути. Из солидарности с другом детства, определившим для себя специальность горняка, Валерий после 8-го класса тоже пошел учиться в Карагандинский горный техникум по специализации «Автослесарь подземных шахтных сооружений». По окончании его Валерий Анцышкин поступил в Карагандинский государственный политехнический институт. Учился он легко, но главным условием освоения новой профессии для него была увлеченность ею. Видимо, ее не было. И тут в институте для Анцышкина открылась новая сфера деятельности, которая по-настоящему его увлекла и стала делом всей жизни. Обладая лидерскими качествами и организаторскими способностями, он создал в 1971 г. Кружок бальных танцев. В советские времена в вузах поощралась работа различных кружков, студенческих театров, КВН. А бальные танцы среди молодежи пользовались неизменной любовью. В их популяризации с 30-х гг. ХХ века лидерство держали Москва и Ленинград, но в 50–60-е гг. XX века эта роль перешла к Каунасу, Таллинну, Риге. «Этому способствовали и национальные традиции, и исторические условия, благодаря которым Прибалтика всегда стояла особняком среди других регионов СССР» [2; 83].
Объясняется это тем, что в состав СССР она вошла только в 1940-е г. А в 30-е гг. XX века, будучи вне «железного занавеса» Советского Союза, Прибалтика была хорошо осведомлена обо всех инновациях бального танца в Европе. Так, в 1968 г. в Каунасе был проведен Международный турнир «Янтарная пара», организованный великолепной парой из Литвы Чесловасом и Юрате Норвайша. В нем принимали участие не только пары из социалистических, но и из капиталистических стран. Конкурс дал возможность оценить технические и хореографические новинки, почувствовать веяния современной моды» [2; 83].
Сама семейная танцевальная чета считалась бесспорными лидерами, «были образцом, которому подражали. Эта пара всегда отличалась высокой культурой исполнения, вкусом и сложной техникой» [2; 87].
Семья Норвайша сыграли в жизни В. Анцышкина очень важную роль, как и встреча в созданном им кружке с его будущей женой Ольгой. «В кружок бального танца, — вспоминает Ольга Михайловна, — меня привел мой одноклассник, студент Политехнического института, с которым в школе я занималась народно-сценическим танцем. Там мы и познакомились с Валерием Анцышкиным, и я стала его партнершей» [3].
О себе Ольга Михайловна сообщила, что она родилась 6 июня 1951 года в городе Шымкенте, окончила Педагогический институт по специальности «Учитель русского языка и литературы», но встреча с Анцышкиным круто поменяла ее жизненный путь. В 1973 г. они поженились, а в 1974 г. родилась старшая дочь Светлана, через 10 лет – младшая Алена. И Ольга Михайловна стала надежной соратницей В. Анцышкина в деле становления и развития спортивного бального танца в Караганде.
Навыки бального танца, полученные в свое время от Сивье, Валерий восполнил по специальным книгам, которых было не так уж много. Решающим фактором расширения профессионального кругозора становилась практика ознакомления с опытом других танцевальных пар. Валерий понимал, что лучше всего такой опыт нарабатывается в соревновательной атмосфере конкурсов. Поэтому Анцыш- кин в 1972 г., через год после создания Кружка в Политехническом институте, активно содействует организации в Караганде Первого городского конкурса спортивного бального танца. В последующие годы Валерий прикладывает много сил к укрупнению его формата. И уже в 1974 г. В Караганде проводится Республиканский конкурс. Принимавшие в нем участие Валерий и Ольга Анцышкины стали его дипломантами.
«На том конкурсе, — вспоминает Ольга Михайловна, — мы познакомились со многими танцевальными парами, подружились, обменивались опытом. Пары были интересными, особенно из Алма- Аты. Эти ребята дружили с прибалтами, ездили в Ригу на конкурсы» [3].
В 70-е гг. XX века, когда Казахстан был республикой Советского Союза, культурный взаимообмен между республиками составлял важную часть общественной жизни. Ознакомление казахстанцев со стилистикой школ спортивного бального танца Прибалтики, Российской Федерации, Украины, Узбекистана и других республик Союза способствовало наработке оригинальных методик для формирования собственного стиля.
В 1975 г. при содействии тренеров из Ленинграда Юрия и Ольги Симоновых в Караганде был организован Ежегодный межгородской конкурс бального танца «Встреча друзей». На этом конкурсе в показательных выступлениях принимали участие лучшие пары Советского Союза. По словам Ольги Михайловны, в то время в репертуар конкурса, помимо стандарта и «латины», входили русский лирический, казахский бальный, литовский риле, латышский вару-вару. Валерий и Ольга Анцышкины принимали участие во многих конкурсах. Их тренерами-наставниками, кроме ленинградцев Юрия и Ольги Симоновых, были москвичи Станислав и Людмила Поповы, чьи семинары по бальным танцам стали методологической основой дальнейшей педагогической деятельности Анцышкиных. На этих семинарах В. Анцышкин детально вникал во все вопросы, «докапывался» до основания. Как замечает Ольга Михайловна, «обладая математическим складом ума, он должен был знать все досконально».
«А с Норвайшами, — вспоминает Ольга Михайловна, — мы познакомились в городе Волгограде. Там состоялся большой Межгородской турнир и судьями на нем выступали Норвайши. Мы ездили туда на конкурс, где заняли 2-е место. Турнир был сильным, участвовали пары из многих городов России, Прибалтики, Узбекистана и других республик. Норвайши отметили наше мастерство, и так началась наша с ними дружба» [3].
После завершения выступлений в конкурсах супруги Анцышкины работали во Дворце культуры горняков Караганды. ДК горняков доныне является одним из основных символов города. Строительство его было начато в 1940-е г. по проекту местных архитекторов И. Бреннера и Я. Яноша. С началом Великой Отечественной войны строительство было временно приостановлено. В конце 1950-го г. центральные части Дворца культуры горняков были введены в действие. В 1952 г. ДК горняков был полностью введён в эксплуатацию. В здании ДК, а также на площади перед ним проходили почти все городские праздники и концерты. Валерий Валентинович и Ольга Михайловна создали во Дворце культуры Школу бального танца, ансамбль, детскую школу и студию.
«Подготовительными группами, ансамблем, начинающими конкурсными парами занималась я, — рассказала Ольга Михайловна, — а Валерий Валентинович готовил высококлассные танцевальные пары из них. Наши пары побеждали на конкурсах не только в Караганде, но и по всему Казахстану. Потом и наши ученики тоже стали организовывать свои коллективы.
В 1978 г. родилась идея создания ЛОСТа. Мы провели семинар для педагогов всего Казахстана по организации ЛОСТа в других городах. А ЛОСТ плавно преобразился в Федерацию, инициатором и первым президентом которой был Валерий Анцышкин. Именно он вывел Федерацию Казахстана на всесоюзный уровень, когда Казахстан вступил полноправным членом во Всесоюзную федерацию спортивного танца, и наши ведущие танцевальные пары стали принимать участие в международных конкурсах» [4].
Об этом пишет А.Т. Исалиев в своей книге «История спортивного бального танца»: «В 1988 году в Казахстане организовывается Республиканская ассоциация бального танца, позже Федерация спортивного танца РК. Первым президентом был Анцышкин Валерий Валентинович, который неизменно был во главе этой организации двадцать лет» [5; 108].
«Задача Федерации — это развитие и популяризация спортивного танца в Казахстане, формирование здорового образа жизни, организация и проведение чемпионатов, кубков, первенств и других официальных соревнований, а также международных соревнований по спортивным танцам в Казахстане» [6; 26].
Интересны воспоминания о В.В. Анцышкине его учеников далеких теперь уже 80-х гг. прошлого века. Вот что сообщил нам Алексей Макаров — тренер танцевального клуба «Master Dance»: «В 1987 году я попал в клуб Валерия Анцышкина, где занимались М. Алишев, К. Байжанов, К. Шманов, В. Балон — плеяда танцоров, которые были лучшими в Караганде. Тренировки с Валерием Валентиновичем были 6 дней в неделю по 4–5 часов. Сейчас, когда я сам тренирую своих учеников, я вспоминаю те педагогические приемы, которые впитал от Валерия Анцышкина. Он научил меня, в первую очередь, слышать музыку, понимать ее и потом уж под нее танцевать. Он научил меня импровизировать на площадке, научил думать. Научил методу индивидуального подхода к каждому ученику» [7].
Мухтар Алишев — тренер Карагандинского спортивного клуба «Жалын». О своих занятиях у В.В. Анцышкина, на которые он пришел в 1984 г., вспоминает как о лучшей поре своей жизни. А о наставнике говорит так: «Уникальный человек, талантливый, умный, красивый. Свой предмет он знал досконально. Разнообразные методики преподавания, семинары с ведущими специалистами давали свои результаты. Пары Караганды до наших дней являются украшением многих крупных, в том числе международных соревнований» [8].
В постсоветский период, с обретением Казахстаном Независимости в 1991 г. В.В. Анцышкин с 1997 по 2013 гг. работал в Образцовом ансамбле спортивного бального танца «Ритмы детства» во Дворце детей и юношества [9]. Вот как вспоминает о нем один из его учеников той поры Шахнур Мусин: «Каждый раз было что-то новое. Сначала мы не понимали, почему мы не танцуем, а делаем какие-то упражнения, разминки, растяжки. И в конце урока минут 10–15 — танцы. На занятия Валерий Валентинович приходил с блокнотом, где был написан план тренировки, сколько минут что делать, как называются упражнения. У него была грамотно построена вся методика, которая давала результаты. Тренируясь год по такой программе, я сразу попадал в финал. Когда я начал преподавать, он дал мне еще больше — сидел на моих тренировках и давал советы. Я очень благодарен В.В. Анцышкину за наставничество» [10]. В настоящее время Шахнур Мусин — тренер Танцевальноспортивного клуба «Зирек», и в основу методики его занятий входит опыт, полученный им у В.В. Анцышкина.
Татьяна Викторовна Терехова, работая на кафедре «Педагогика хореографии» КазНАИ им. Т.К. Жургенова с 2003 по 2021 г. по специализации «Педагогика спортивного бального танца», в своих воспоминаниях о своем учителе В.В. Анцышкине во главу угла ставит масштаб его харизматичной личности, который обусловлен принципиальным перфекционизмом во всех сферах деятельности: «Его можно выделить как сильнейшего танцора, который одним из первых представлял Казахстан на уровне Советского Союза» [11].
Татьяне Викторовне довелось видеть выступления В.В. Анцышкина, ощутить магию его артистизма с юношеских лет, определить для себя, что «Валерий Валентинович для нас — отец в бальных танцах. У него были замечательные природные данные — эластичное тело, длинные ноги, благородная осанка. В танце он выглядел великолепно. Когда он надевал фрак, ему не было равных. Запоминались музыкальность Анцышкина, скользящий длинный шаг в стандарте, виртуозная техника. Когда видишь, что человек так танцует, хочется быть таким, как он. И в то же время ты понимаешь, что это невозможно, но ты стремишься к тому. Я думаю, что эти впечатления послужили толчком к тому, что мы пошли заниматься бальными танцами».
Т.В. Тереховой посчастливилось быть в числе тех, кого тренировал В.В. Анцышкин, и иметь право сказать, что «его никто не превзошел в Казахстане как тренер. Потому что наш коллектив был одним из самых сильных в Среднеазиатском регионе. Он был очень строгим тренером, но зато его методика приносила результаты» [11].
Т.В. Терехова отмечает конструктивный подход В. Анцышкина в педагогическом процессе, когда привлечение высококлассных тренеров Советского Союза в Караганду существенно расширяло профессиональный кругозор его подопечных: «Анцышкин первым в Казахстане применил способ подготовки танцоров, привлекая тренеров из Москвы и Ленинграда. С нами на постоянной основе работали Симоновы, приезжали к нам Поповы, Чекоткины, Норвайши и проводили семинары» [11].
Воспоминания Татьяны Викторовны Тереховой представляют особый интерес потому что, обучаясь у В. Анцышкина, она получила его методику, что называется, «из первых рук». За ее признанием того, что «Анцышкин — огромный пласт в моей жизни», стоит собственное педагогическое мастерство Тереховой, существенно отличающееся от методов В.В. Анцышкина. Он не занимался научным обобщением своих методических принципов и педагогических подходов, тогда как Т.В. Терехова целенаправленно уделяла этому огромное внимание, что позволило ей в 2003 г. внести большой вклад в научно-методическую базу специализации учебной дисциплины спортивного бального танца, созданную В.В. Евсеевой в 2001 г. на кафедре «Педагогика хореографии» КазНАИ им. Т.К. Жургенова.
Но есть и существенные точки преемственности традиции В. Анцышкина в методике преподавания Т. Тереховой. На наш взгляд, отмечаемые Татьяной Викторовной, у В.В. Анцышкина «ясный ум, хорошая логика мышления» свойственны и ей самой. Они дают о себе знать в ее научнометодических трудах, успехах многочисленной плеяды ее учеников, в позитивном мироощущении, выраженном в таких словах: «Современный мир очень динамичен в своем развитии, самое главное — не отстать от требований времени, и тогда наша задача в области подготовки специалистов будет решена успешно» [12; 139].
Заключение
Ныне ученики В.В. Анцышкина составляют замечательную когорту танцоров и тренеров, педагогов вузов, колледжей, кружков. Они работают во многих уголках Казахстана, республиках постсоветского пространства, Германии, Испании, Израиля. Можно с уверенностью сказать, что с его именем связана целая эпоха в развитии спортивного бального танца, и изучение его творческого наследие, несомненно, продуктивно и плодотворно.
Список литературы
- История Караганды. Первые шаги города: библиограф. указ. — Караганда: Караганд. гос. мед. ун-т, 2014. — 47 с.
- Исалиев А.Т. Формирование и развитие спортивно-бального танца в СССР / А.Т. Исалиев // Вопросы хореографического искусства и образования конца XX – начале XXI вв.: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (3–7 апреля 2017 г.). — Алматы: КазНАИ им. Т.К. Жургенова, 2017. — 216 с.
- Интервью с О. Анцышкиной записано А.Н. Берікболовой в г. Москве 07. 12. 2020 г. — М., 2020.
- Интервью с О. Анцышкиной записано А.Н. Берікболовой в г. Москве 09. 01. 2021 г. — М., 2021.
- Исалиев А.Т. История спортивного бального танца: учеб. / А.Т. Исалиев. — Алматы: Goodprint, 2012. — 151 с.
- Кондрашев В.В. Организация турниров по спортивному бальному танцу: материалы выпускной квалификационной работы: 51.03.02 — «Народная художественная культура» / В.В. Кондрашев. — Челябинск, 2017. — 78 с.
- Интервью с А. Макаровым записано А.Н. Берікболовой в г. Караганде 16. 11. 2020 г. — Караганда, 2020.
- Интервью с М. Алишевым записано А.Н. Берікболовой в г. Караганде 23. 11. 2020 г. — Караганда, 2020.
- Образцовый ансамбль спортивного бального танца «Ритмы детства». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://onmcdint.kz/obrazczovyj-ansambl-sportivnogo-balnogo-tancza-ritmy-detstva/.
- Интервью с Ш. Мусиным записано А.Н. Берікболовой в г. Караганде 17. 11. 2020 г. — Караганда, 2020.
- Интервью с Т. Тереховой записано А.Н. Берікболовой в г. Алматы 28. 01. 2021 г. — Алматы, 2021.
- Терехова Т.В. Формирование профессиональных компетенций для специальности «Хореография» / Т.В. Терехова// Вопросы хореографического искусства и образования конца XX – начала XXI вв.: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (3–7 апреля 2017 г.). — Алматы: КазНАИ им. Т.К. Жургенова, 2017. — 139 с.