В статье предложено авторское видение проблемы формирования функциональной грамотности учащихся старших классов на базе CLIL-обучения. Уровень развития функциональной грамотности выпускника зачастую является одним из ключевых факторов его адаптации к реальной жизни. Функциональная грамотность предполагает умение решать практические задачи повседневной жизни, основываясь на знаниях и умениях, приобретенных в школе, взаимодействовать с окружающей средой, людьми, устанавливать деловые контакты, работать в команде, быть ответственным гражданином своей страны. Анализ отечественной и зарубежной литературы дает основание утверждать, что формирование функциональной грамотности — это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, но необходимы высокорганизованные школьные команды учителей, работающих в едином направлении, а сам феномен формирования функциональной грамотности у подростков нуждается в дальнейшем изучении и разработке методической продукции как для педагогов, так и для обучающихся. Анализ данных, полученных с помощью таких эмпирических методов исследования, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа позволяет выявить проблему недостаточного уровня сформированности функциональной грамотности учащихся (всего участвовало — 213 человек) и невысокую степень удовлетворенности родительской общественности (всего участвовало — 206 человек) качеством общего среднего образования РК. В этой связи авторами предлагается механизм формирования функциональной грамотности учащихся старших классов на базе CLIL-обучения, который является универсальными и может быть интегрирован на разных уровнях образования.
Введение
В настоящее время человечество стоит на пороге перехода к постиндустриальному обществу, основой которого является человеческий капитал, а именно высокообразованные люди — профессионалы своего дела, творческие, обучаемые, гибкие, способные адаптироваться к веяниям нового времени.
Одним из ключевых пунктов модернизации современного казахстанского общества в Послании Елбасы Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 2018 г. названы инвестиции в человеческий капитал [1]. Данный стратегически важный документ подготовил необходимую почву для повышения финансирования и качественных изменений в сфере науки и образования Республики Казахстан.
Учитывая проведенные реформы и инвестирование экономики в сферу образования в последние годы наблюдается так называемая «ожидаемость отдачи от образования». Однако, согласно данным международного исследования PISA, направленного на оценку образовательных достижений обучающихся посредством измерения уровня развития функциональной грамотности 15-летних школьников и студентов колледжей за 2018 г., Казахстан показал значительное отставание от своих же результатов прошлых лет, продемонстрировав спад по всем трем измеряемым показателям: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность.
По результатам PISA-2018, в Казахстане можно сделать вывод о недостаточной результативности проведенных в сфере образования реформ и необходимости повышения уровня функциональной грамотности учащихся через внедрение современных методов и подходов, которые предъявляли бы требования практического характера к результатам обучения выпускников школ.
Обзор научной литературы
Уровень развития функциональной грамотности выпускника зачастую является одним из ключевых факторов его адаптации к реальной жизни. Функциональная грамотность предполагает умение решать практические задачи повседневной жизни, основываясь на знаниях и умениях, приобретенных в школе, взаимодействовать с окружающей средой, людьми, устанавливать деловые контакты, работать в команде, быть ответственным гражданином своей страны.
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «функциональная грамотность». По мнению А.А. Леонтьева, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2]. Н.Ф. Виноградова считает, что достаточный уровень развития функциональной грамотности необходим для полноправного и эффективного участия человека в разных областях жизни [3].
В аналогичном ключе интерпретирует функциональную грамотность российский ученый О.Е. Лебедев [4], считая ее основой для формирования компетентной личности в будущем, способной успешно решать функциональные проблемы, с которыми она сталкивается.
Анализируя приведенные выше определения, можно сделать вывод, что понятие функциональной грамотности является сложным, многоплановым феноменом, а формирование функциональной грамотности школьника — первоочередная задача системы образования, которая не может быть решена отдельно взятым учителем, но необходимы высокоорганизованные школьные команды учителей, работающих в едином направлении.
Исходя из сказанного выше, возникает необходимость внедрения интегрированных методов обучения. Одним из наиболее эффективных интегрированных методов обучения, по мнению авторов, является CLIL-обучение.
Термин CLIL (Content and Language Integrated Learning) был впервые использован в 1994 г. специалистом в области полиязычного образования Д. Маршем (D. Marsh). Исследователь считает, что о понятии CLIL можно говорить в тех случаях, когда речь идет о дисциплинах или определенных темах в рамках данных дисциплин, изучение которых проводится на иностранном языке и при этом преследует две цели: изучение содержания данной учебной дисциплины и одновременное изучение иностранного языка, не выделяя дополнительные аудиторные часы на его непосредственное изучение, так как он выступает в качестве средства обучения другим предметам [5].
В течение последнего десятилетия отечественными учеными были сформулированы основные принципы реализации CLIL-обучения в рамках обновленного содержания образования РК, дополнены базовые компетенции CLIL-педагога, созданы предпосылки для ресурсного обеспечения обучения на базе CLIL [6, 7].
CLIL-обучение представляет собой изучение неязыковых предметов на иностранном языке, что позволяет использовать предметное знание для изучения языка, а язык для понимания содержания предмета. В качестве содержания могут быть выбраны как предметы естественно-математического направления, так и гуманитарного. Таким образом, позволяя в процессе обучения применять полученные знания на практике, методика CLIL становится мощным инструментом для формирования функциональной грамотности у учащихся.
Методы и материалы
В основу исследования легли данные, полученные при проведении опытного обучения в экспериментальной лаборатории «Cleverest» на базе КГУ ОШ № 62 г. Караганды.
Для формирования функциональной грамотности у учащихся в качестве инструмента определяем экспериментальные задачи. Решение экспериментальных задач — один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, актуализируются знания из истории науки и техники.
Приоритеты внедрения методики по развитию функциональной грамотности учащихся на базе CLIL-обучения: совместное планирование и проведение занятий учителями физики и английского языка, совместное достижение целей, обратная связь от учащихся, признание проблем и ошибок в процессе планирования, выбор эффективных стратегий для депроблематизации.
На начальном этапе (сентябрь 2021–2022 учебного года) было проведено анкетирование и интервьюирование учащихся школы № 62 г. Караганды и их родителей. Родительской общественности была предоставлена возможность высказать свое мнение на тему удовлетворенности качеством получаемого их детьми среднего образования, определить положительные и отрицательные стороны, а также внести предложения по совершенствованию преподавания и обучения. Учащимся предлагалось ответить на вопросы об актуальности и практикоориентированности получаемых знаний. В анкетировании и интервью приняли участие 213 учащихся 8–11 классов и 206 родителей.
По результатам данного анкетирования из 206 респондентов от родительской общественности более половины (54,2 %) выразили неудовлетворенность качеством получаемого их детьми образования, 38 % посчитали современные учебные пособия недостаточно актуальными, 44 % указали, что «содержание и преподавание учебных дисциплин не достаточно соответствует требованиям времени». Более 80 % опрошенных родителей посчитали, что после получения общего среднего образования их ребенок не будет обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы самостоятельно путешествовать, планировать личный бюджет, пользоваться услугами государственных учреждений, учиться/работать удаленно, применяя новейшие средства коммуникации. Около 40 % опрошенных высказали предложение о необходимости создания в школах «единой образовательной среды, включающую возможность взаимоинтегрировать различные дисциплины»
Учащиеся 8–11 классов, принявшие участие в опросе, были настроены более оптимистично, почти 50 % старшеклассников высоко оценили свою готовность к жизни за стенами школы, отметив при этом роль полученного образования, около 62 % учащихся отметили, что не испытывают трудностей при заполнении документов, извлечении необходимой информации из текста, работой с картами, схемами, таблицами. Более 80 % учеников подтвердили, что владеют навыками работы в Microsoft Word, Powerpoint, Zoom, Google, Classroom и др.
После анализа данных, полученных методом анкетирования, была проведена комплексная входная диагностика уровня сформированности функциональной грамотности учащихся старших классов. Диагностика включала открытые и закрытые вопросы, а также задания, направленные на определение грамотности чтения на иностранном языке. Тестирование, состоящее из 40 вопросов, оценивало следующие виды функциональной грамотности: грамотность чтения (на иностранном языке), естественнонаучная грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, компьютерные компетенции.
На представленной ниже диаграмме (рис. 1) мы можем увидеть данные об уровне сформирован- ности функциональной грамотности учащихся старших классов КГУ ОШ № 62 г. Караганды по результатам проведенного диагностического тестирования.
Согласно анализу уровня сформированности функциональной грамотности наименее сложными (высокий уровень — 33 % учащихся) для учащихся 8–11 классов оказались задания, направленные на оценивание уровня владения компьютером (вопросы о работе программ, горячие клавиши, форматирование, работа с сайтами) наибольшие затруднения вызвали задания, направленные на выявление умений работать с картами, графиками, таблицами, решение задач (20 % учащихся —низкий уровень).
Таким образом, проблема исследования была определена как «низкий уровень сформированно- сти функциональной грамотности учащихся старших классов», при этом естественнонаучная грамотность и грамотность чтения были обозначены как наименее развитые. Соответственно целью дальнейшей деятельности стало формирование естественнонаучной грамотности и грамотности чтения на иностранном языке как необходимых составляющих функциональной грамотности через решение экспериментальных задач по физике на базе CLIL-обучения.
На организационном этапе (рис. 2) после анкетирования и входной диагностики был проведен тренинг, где учащиеся 8–11 классов были ознакомлены с предстоящим видом деятельности, поделены на рабочие группы, проинструктированы по поводу техники безопасности.
Практический этап был реализован с сентября по декабрь 2021–2022 учебного года. На данном этапе учителями физики и английского языка была проведена серия уроков и факультативных занятий по физике, также учащиеся 8–11 классов занимались частично-поисковой и исследовательской деятельностью, принимали участие в предметных олимпиадах и конкурсах научных проектов.
Занятия на практическом этапе были построены по единому алгоритму. Для каждого урока совместно учителями физики и английского языка разрабатывался план-конспект и рабочий лист (рис. 3,4) для учащихся. На изучение каждой темы отводилось два сорокаминутных занятия. На первом из которых приоритетом было изучение новой лексики, необходимой для работы в рамках данного юнита (карточки Quizlet, различные мнемонистические техники), отработка лексических и синтаксических конструкций (соотношение, заполнение пропущенной информации, перефразирование, решение анаграмм, кроссвордов, ведение электронного словаря), а также знакомство с теоретическими аспектами изучаемого явления, запоминание необходимых формул.
59
Второе занятие всегда носило более практический характер. Учащимся предлагалось последовательно: сформулировать «дано», произвести перевод основных величин в международную систему (СИ), записать и решить числовые выражения, записать ответ (все записи велись на английском языке). Практические занятия предполагали работу с графиками, картами, таблицами, а также проведение и описание экспериментов на английском языке, при этом ход эксперимента — последовательность выполняемых действий — учащимся было необходимо сформулировать самостоятельно (за исключением наиболее сложных опытов).
На протяжении всего занятия учителем английского проводился мониторинг работы групп, поощрение высказываний учащихся на английском языке, реализация стратегии Скаффолдинг. Исправление речевых ошибок на данном этапе недопустимо, учитель английского не вмешивается в естественный процесс общения, не перебивает детей, но фиксирует в блокнот использование неверных лексических единиц или грамматические неточности для дальнейшего обсуждения. При этом в приоритете успешность коммуникативного акта, а не грамматические аспекты речи. При многократном повторении одних и тех же ошибок рекомендуется на уроках английского языка уделить внимание повторению данным тем.
В декабре 2021 г. после завершения программы первого полугодия учащимся было предложено пройти повторное тестирование для определения уровня сформированности функциональной грамотности.
Заключение
На завершающем этапе эксперимента в декабре 2022 г. посредством Google Form было проведено анкетирование учащихся 8–11 классов по итогам программы первого полугодия, а также выходная диагностика уровня сформированности функциональной грамотности.
По результатам анкетирования более 70 % детей, обучающихся в 8–11 классах, отметили положительное влияние экспериментальной деятельности на развитие навыков работы с графическими формами информации, учащиеся отметили, что они стали лучше работать с нелинейными видами текстов, воспринимать иноязычную информацию на слух. Более 60 % опрошенных обозначили качественные изменения при решении экспериментальных задач по физике, выполнении и описании опытов. Около 80 % респондентов указали, что за прошедшее полугодие их лексикон пополнился некоторым количеством ранее неизвестных терминов и выражений, и они научились применять их на практике.
По результатам выходной диагностики в декабре 2021 г. уровень развития функциональной грамотности обучающихся (естественнонаучная грамотность и грамотность чтения) повысился. Из 213 респондентов «высокий» и «выше среднего» уровень сформированности функциональной грамотности по обоим измеряемым показателям продемонстрировали 73 учащихся, что составляет разницу в 6 % по сравнению с показателями входной диагностики. Разница в показателях «ниже среднего» и «низкий» между входной и выходной диагностикой составила 8 % (73 учащихся в сентябре против 56 респондентов в декабре). Количество участников диагностического тестирования, показавших «средний» результат, практически не изменилось (рост в 1,5 %), что позволяет сделать вывод о том, что процесс формирования функциональной грамотности учащихся старших классов носит постепенный характер, и наибольший прирост возможен на уровнях «ниже среднего» и «низкий».
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование функциональной грамотности — это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, но необходимы высокорганизованные школьные команды учителей, работающих в едином направлении.
Разница между данными анализа результатов входной и выходной диагностик, а также данные, полученные в ходе проведения анкетирования учащихся 8–11 классов на констатирующем и итоговом этапах эксперимента, убедительно свидетельствуют о том, что CLIL-обучение может быть использовано как инструмент формирования функциональной грамотности учащихся старших классов в рамках общей образовательной программы и без увеличения объема аудиторных часов преподавателей.
Список литературы
- Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 г. [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki- kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g.
- Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. / А. А. Леонтьев. — М.: РАО; Баланс, 2003. — 368 с.
- Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: кн. для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др. — М.: Рос. учеб.; Вентана-Граф, 2018. — 288 с.
- Лебедев О.Е. Образовательные результаты / О.Е. Лебедев. — СПб.: Специальная литература, 1999. — 135 с.
- Coyle D. CLIL Content and Language Integrated Learning / D. Coyle, Ph. Hood, D. Marsh. — CUP. — 2010.
- Жетписбаева Б.А. CLIL как инновационная технология обучения предметам на иностранном языке / Б.А. Жетписбаева, А.Е. Кубеева, Т.Д. Асылбек // Наука и жизнь Казахстана. — 2018. — № 3 (59). — С. 208–211.