Целью нашей работы явилось активное выявление детей с ожирением и последующий анализ возможных факторов риска его развития, оценка состояния здоровья детей и состояния вопроса детей с ожирением в условиях санаторий. Эти данные необходимы для организации дальнейшей работы после выписки из санатория с детьми и их родителями по профилактике развития и прогрессирования ожирения - заболевания, которое считают эпидемией XXI века [1.2.3].
Материал и методы исследования. Проанализированы данные антропометрии 200 детей от 7 до 11 лет, присутствующие в медицинской документации; определен индекс массы тела (ИМТ) детей. Отобраны 30 детей ИМТ которых выходил за границу 97-й центили (группа детей с ожирением). Наряду с этим выбраны 30 детей того же возраста, физическое развитие которых оценено как среднее гармоничное (контрольная группа). Проанализированы истории развития-формы 112/у детей с ожирением и детей контрольной группы. Анализу подвергались следующие параметры: антропометрические данные при рождении, вид и качество вскармливания, динамика нарастания массы тела, состояние здоровья; для группы детей с ожирением - наличие или отсутствие диагноза «ожирение» в амбулаторной карте, наличие или отсутствие осмотра эндокринолога и какого-либо обследования, относящегося к диагностическому алгоритму детей с ожирением (глюкоза крови, инсулин, тест толерантности к глюкозе, показатели жирового обмена и пр.).
Результаты и их обсуждение. В группе детей с ожирением средний вес при рождении составил: 3520 ± 40,5 грамма; средняя длина тела - 52,4 ± 0,27 см; в контрольной группе средний вес был достоверно меньшим - 3380 ± 35,8 грамма (Р < 0,05), равно как и средняя длина тела - 51,0 ± 0,30 см (Р < 3.01). В группе с ожирением на естественном вскармливании находилось 23,3 % детей, а 76,7% - на смешанном и искусственном; в контрольной группе естественное вскармливание получали 36,7% детей и 63,3% - смешанное и искусственное. При сравнении качественного состава искусственного вскармливания в обеих группах установлено, что в контрольной группе дети получали в основном адаптированные смеси - «Бона», «Тутелли», «Нан», «Нестожен», «Малютка», Микамилк», «Нутрилон», «Симилак», а в группе детей с ожирением в качестве питания выступали чаще каши: «Нордик», «Хайнц», «Бэби-папа», манная каша, а также коровье молоко и частично адаптированная смесь «Малыш».
Адаптированные смеси использовались в питании этих детей гораздо реже. Кефир в качестве вида вскармливания в контрольной группе получали 33,3% детей, в группе с ожирением - 26,7% детей. При сравнительном анализе состояния здоровья в двух группах было выявлено, что у детей с ожирением достоверно чаще встречалась патология со стороны желудочно-кишечного тракта (30,0% против 13,3% в контроле), патология, выявляемая хирургом (сколиоз, плоскостопие)- 26,7% против 10,0% в контроле, хронические очаги инфекции (хронический тонзиллит, аденоиды) - 46,7% детей против 13,3% в контроле, а также патология со стороны нервной системы: расстройство вегетативной нервной системы, астено-невротический синдром, различные неврозы т.п. - у 46,7% детей по сравнению с 26,7% в контроле.
Сроки начала нарастания массы были следующими: 26,6% детей имели превышение массы тела уже на первом году жизни, 36,7% - на втором - третьем году, 26,7% - на 4 -5 году; 10,0 % детей приобрели избыточный вес к 7 - 9 годам.
Эндокринологом были осмотрены и имели диагноз «ожирение» в амбулаторной карте 10 детей (33,3%), причем только половина из них были направлены участковым педиатром именно из-за избыточного веса. Родители четверых детей (13,3%) обратились к эндокринологу самостоятельно, так как их волновал избыточный вес ребенка. В шести случаях (20,0%) диагноз был выставлен или в стационарах при лечении по поводу другой патологии (расстройство вегетативной нервной системы, нетоксический зоб, лимфаденит), или при обращении к специалисту кардиологу, гастроэнтерологу) также по поводу другой патологии. У двоих детей педиатром выявлены повышенные показатели глюкозы крови (6,8 ммоль/л и 8,4 ммоль/л). Обращает на себя внимание тот факт, что ранее эти дети эндокринологом не осматривались и диагноз «ожирение» им не выставлялся, а, следовательно, не проводилось никаких профилактических мероприятий. Что касается остальных 20 детей (66,7%), то они также ни разу не направлялись к эндокринологу, не имели зафиксированного диагноза «ожирение» в форме 112/у, и им не давалось никаких профилактических и лечебных рекомендаций.
Наше исследование показало, что распространенность ожирения среди детей младшего школьного возраста составляет около 15 % (30 ребенка из 200, по нашим данным); дети с ожирением рождались с достоверно более высокими показателями длины и массы тела, чем дети контрольной группы; возможно, большая масса тела при рождении может считаться фактором риска развития ожирения; вид и качество вскармливания на первом году жизни также могли оказывать влияние на патологическую прибавку массы тела: большая часть детей с ожирением (76,7%) находилась на искусственном вскармливании, качественный состав которого не вполне соответствовал общепринятым рекомендациям - в питании присутствовали чаще каши, в том числе манная, коровье молоко и кефир с 3-х месяцев; состояние здоровья детей с ожирением было худшим по сравнению с детьми контрольной группы: чаще регистрировались заболевания желудочно-кишечного тракта, ортопедическая патология, хронические очаги инфекции, патология нервной системы. Зарегистрированы два случая нарушения толерантности к глюкозе, что может служить предрасположенностью к развитию сахарного диабета I типа; большая часть детей с ожирением (66,7%) не имела диагноза «ожирение» в амбулаторной документации, не консультировалась эндокринологом и, следовательно, не получала никаких профилактических и лечебных рекомендаций. Детям, имевшим диагноз «ожирение» в форме 112/у, выставленный эндокринологом при амбулаторном осмотре или врачом стационара, также далее не проводилась диспансеризация, и динамика их массы не контролировалось.
Таким образом, состояние вопроса детей с ожирением на амбулаторном этапе нельзя считать удовлетворительным, так как большинство детей не имело диагноза «ожирение» в амбулаторной документации, а, следовательно, им не проводилось никаких профилактических и лечебных мероприятий. Педиатры амбулаторного звена готовы обсуждать проблему ожирения у детей и предпринимать шаги для ее решения, но не всегда обладают необходимыми для этого знаниями; часто не встречают взаимопонимания со стороны родителей полного ребенка. Требуются совместные усилия педиатров, организаторов здравоохранения и, возможно, школьных педагогов, воспитателей детских садов для проведения обширной санитарнопросветительной работы среди детей и родителей, оказания им необходимой практической и теоретической помощи по профилактике возникновения и прогрессирования ожирения.
ЛИТЕРАТУРА
- Величковский Б.Т., Баранов, Кучма В.Р. Рост и развитие детей и подростков // Вестник РАМН. - 2004. - №1. - С. 17-20.
- Поварко Е.А. Тенденции в состоянии здоровья младших школьников в крупном промышленном городе // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - №6. - С. 14-15.
- Сухарева Л.М. и др. Динамика заболеваемости учащихся младших классов Москвы // Сборник материалов XI конгресса педиатров России « Актуальные проблемы педиатрии». - М. - 2007. - С. 648-649.