Новые ценностные ориентиры современного российского общества — плюрализм, децентрация, толерантность — обусловлены развитием государства с рыночной экономикой и демократическими формами правления. Информационно-техническая революция, сопровождаемая изменениями в разных сферах, коснулась и важнейшего института общества — образования. Его приведение в соответствие с новыми потребностями, обеспечивающими становление и развитие личности, адекватной современным социальным реалиям, — актуальная государственная проблема и приоритетная социальная цель, реализуемая в рамках национального проекта «Образование».
Особую роль при этом выполняет система высшего образования, поскольку она выступает основным ресурсом и социальным механизмом воспроизводства общественного интеллекта.
Сегодня обозначился ряд тенденций, действие которых вызывает весьма противоречивые по своей социокультурной значимости последствия. В частности, динамичная массификация и диверсификация высшего образования неизбежно вызывают конфликт между традиционно сложившимися и утвердившими себя принципами и ценностями вузовского образования и этими новыми социокультурными явлениями. Положение дел обостряется и явно выраженной тенденцией перевода высшей школы на принципы рыночных отношений и превращения ее в сферу услуг [1].
Следует признать, что существующая система профессионального образования России, сложившаяся еще в индустриальную эпоху, с трудом справляется с нарастающим информационным потоком, с требованиями к практическим навыкам выпускника, диктуемым рынком.
Вузу приходится решать ряд задач, среди которых, по мнению Б.В.Дубинина, одной из приоритетных является задача, связанная с выбором модели образовательного учреждения. Это может быть «статусно-символическая модель высшего образования, направленная на обеспечение непосредственных запросов производства и прикладных задач местного масштаба (по модели оперативного профессионально-технического обучения «на заказ»), или модель, направленная на подготовку научной, хозяйственной, политической, культурной элиты» [2].
Кроме того, объективно действуют и глобализационные процессы, связанные с укрупнением вузов, объективно выдвигающих потребность включения российского образования в международный рынок интеллектуально-образовательных услуг, что и отражено в Болонском процессе. На сегодняшний день развитие получили разные типы вузовских образовательных систем: классические, технические, профильные, «предпринимательские, или корпоративные, университеты», «инновационные университеты» [2].
Эти обстоятельства предопределяют тенденцию оформления новой институциональной модели образования, в которой вуз может рассматриваться как образовательная корпорация. Понятие «корпорация» встречается в различных отраслях научного знания. Наиболее часто оно используется в экономической теории и политологии. Корпорация, как известно — это форма совместной деятельности людей для достижения единой цели. Важной особенностью определения является то, что такое социальное явление, как «корпорация» охватывает не все общество, а лишь некоторую его часть со своей целевой ориентацией, установками и ценностями.
Обоснованность отнесения университетов к корпоративным структурам, по утверждению многих ученых, подтверждается тем, что признаком корпорации является формирование ее на более высоком уровне, нежели отдельная деловая организация. Ведь в настоящее время университеты «развивают не только уникальные направления образовательной и научно-исследовательской деятельности, но и собственную сетевую структуру с гибкими линейными связями за пределами своих городов и регионов. Важным признаком корпорации является то, что она, идентифицируясь в конкурентной среде как целое, противопоставляет себя внешней конкурентной среде.
В зарубежной социологии университеты и их объединения с 1960-х гг. рассматриваются как корпорации. Традиция рассмотрения образовательных учреждений в качестве социальной системы, вида капиталистического предприятия, бюрократической организации восходит к работам М.Вебера, Т.Веблена, Т.Парсонса, К.Колина и других ученых. Исследователи отмечают, что во второй половине XX в. в зарубежной науке оформилось представление об университете как специфической форме корпорации [3]. Университетская корпорация рассматривается в этих работах как одно из звеньев социальной системы, способствующей укреплению социального порядка, интеграции и равновесия.
Понимание российского образовательного учреждения как самостоятельного социального субъекта права уже состоялось, о чем свидетельствуют государственные документы и акты [4].
В действительности вуз в целом начинает пониматься как хозяйствующий субъект, который аккумулирует материальные средства из различных источников, инвестирует данные средства в собственное развитие и формирует собственную финансовую и инвестиционную политику. Необходимые элементы, отличающие вузы от экономических фирм, сформулированы в рамках теории некоммерческих организаций, развивающейся на стыках экономической и социологической теории (Хансманна, Вейсбро-да, Роз-Аксерман, Димаджио, Уинстона и других). Образовательная организация не является максимизирующей прибыль фирмой, и в этом смысле ее поведение не может определяться единой логикой «формальной рациональности».
Она скорее ориентирована в своих действиях на достижение абсолютных ценностей (справедливость, равенство и др.), и в этом смысле хозяйственная мотивация как следование эгоистическому интересу в достижении экономической полезности является для нее вторичным.
В современном понимании образовательное учреждение все больше приближается к принципам управления, характерным для корпораций производственного стиля, поскольку его руководитель должен определять экономическую политику, принимать важные решения по экономическим вопросам, осуществлять взаимодействие с экономическими партнерами и в целом увязывать деятельность возглавляемой им организации с потенциальными экономическими результатами. Поэтому важным моментом становления корпорации является деятельная, харизматическая, инициативная личность, которая стоит, как правило, во главе учреждения.
Именно она проявляет организаторские способности, энергию, гибкость, которые позволяют добиться в самых неблагоприятных экономических условиях ожидаемых результатов.
Особенности российского вуза как корпорации связаны, по нашему мнению, с многопрофильным характером деятельности, разнообразием форм и методов учебной работы, пространственной распределенностью инфраструктуры (филиалы, представительства), многообразием источников финансирования, наличием развитой структуры вспомогательных подразделений и служб, необходимостью адаптации к меняющемуся рынку образовательных услуг, потребностью анализа рынка труда, отсутствием общепринятой формализации деловых процессов, необходимостью электронного взаимодействия с вышестоящими организациями, частым изменением статуса сотрудников и обучаемых.
Образование и наука — это, безусловно, не очень «обычный» бизнес, но все-таки бизнес, который подчиняется экономическим законам. В частности, в образовании и науке есть рынок продуктов (идей) и есть рынок труда. Эти рынки формируют стимулы к инвестициям в человеческий капитал и его применению в той или иной области знаний.
Хотя тип организации деятельности вузов всегда отличался от организации промышленных предприятий, тем не менее общая ситуация стабильности социально-экономической системы и наличие сильно выраженных элементов механистической бюрократии в университетском управлении не стимулировали развития каких-то новых форм управления вузом, связанных со сложными процедурами анализа внешней среды и творческими поисками нестандартных управленческих решений. Однако исследователи отмечают, что в «условиях рыночной экономики логистическая схема вуза претерпела изменения в части связей и отношений, появилась конкуренция вузов между собой, стимулирующая их на качество рыночного предложения» [5].
На современном этапе преимущества имеют те вузы, которые способны адаптироваться к сложным рыночным условиям, четко представляют себе перспективы дальнейшего развития и организуют деятельность в соответствии с выбранными стратегическими направлениями. В этой связи особая роль принадлежит социальным (человеческим) факторам конкурентоспособности образовательных учреждений, в частности, системе управления персоналом во всем многообразии форм и методов мотивации к высокоэффективному труду. Созвучно установкам Болонского процесса корпоративное управление вузом должно базироваться прежде всего на рыночной конкуренции. Именно на создание конкуренции и нацелена сейчас проводимая реформа вступительных экзаменов, включающая введение единого государственного экзамена, а также получение университетами грантов. Более того, университеты наравне с производственными предприятиями включились в рыночную борьбу за продвижение высокотехнологичной продукции, изготавливаемой в вузах.
Специфика российского образования заключается в том, что оно рассматривается обществом лишь как часть социальной сферы, в то время как в большинстве западных стран оно определяется и как производственная отрасль. В Программе Правительства РФ до 2010 г., а также в программах ведущих политических партий реформа образования обсуждается в разделе социальной политики. Если же принять точку зрения, что высшее образование представляет собой хотя и очень специфическую, но все же часть рыночной экономики, а университеты — это корпорации (производящие как частные, так и общественные блага), то определяются пути эффективного стимулирования развития отрасли и преобразования управленческой системы вуза.
Основные признаки, позволяющие отнести вуз к образовательной корпорации:
- современное корпоративное управление;
- система независимого мониторинга качества, которое предопределяет формирование рейтинга российских вузов;
- начавшийся процесс внедрения студенческих кредитов;
- реструктуризация образовательной отрасли (слияние вузов, поглощение филиалов, появление негосударственного образовательного сектора (негосударственных вузов), который динамично расширяется);
- появление у образовательной системы особой характеристики — корпоративности, которая интегрирует в себе как рациональное начало (системно-функциональные характеристики вуза), так и способствует оформлению своего, особого, отличающегося от других способа мышления, корпоративного сознания, а в целом — корпоративной культуры. Особую роль в становлении корпоративной культуры играет миссия университета, которая и должна стать организующей идеей формирования корпоративной культуры как собирающей, сплачивающей силы. Именно через миссию можно сформировать общность цели, ценностей, а на их основании — установок и декларируемых интересов.
Таким образом, можно заключить, что вуз является образовательной корпорацией при наличии комплекса сбалансированных ресурсов (интеллектуальных, технологических, статусных, инфрастук-турных, экономических), наличии общих целей и задач у членов данной корпорации, идентифицирующих себя как корпорация.
Опыт других стран, и в первую очередь США, показывает, что для создания современных исследовательских университетов недостаточно просто увеличения финансирования, конкуренции, регулирования и прозрачности, необходимо еще и изменение системы финансирования, системы управления и стимулов внутри университета. Эффективное развитие вузовской корпорации достигается при наличии общей цели, сформулированной в виде миссии. Миссия вуза может как отражать корпоративные ценности, так и зависеть от статусных характеристик вуза, определяемых его положением в городе или регионе.
Список литературы
1. Ерошин В.И. Проблемы модернизации системы экономических отношений в образовании // Педагогика. — 2002. — № 10.
2. Дубинин Б.В. Российские университеты. Уроки прошлого и задачи на завтра // Общественные науки и современность. — 2007. — № 1.
3. ОсиповА.М. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. — 2004. — № 11. — С. 105-110.
4. Официальные документы в образовании. — Информационный бюллетень. — 2005. — № 8.
5. Прокопенко С. Вуз: маркетинговая философия // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 6.