Корейцы-переселенцы в Казахстане были устроены главным образом в самостоятельные колхозы или доприселены в существовавшие хозяйства. Архивные материалы 1937-40 гг. однозначно свидетельствуют о том, что процессы размещения, хозяйственного устройства и адаптации корейцев-переселенцев в новой природной и этнической среде проходили тяжело. Это было обусловлено в следующем: во-первых, экстремальные природно-климатические условия континентального Казахстана коренным образом отличались от привычной экологической среды приморских районов Дальнего Востока, что объективно усложняло процесс акклиматизации переселенцев.
Во-вторых, организация новых самостоятельных колхозов и доприселение большей массы людей в имевшиеся хозяйства не были обеспечены достаточными финансовыми и материальными ресурсами. Так, например, в числе кредитов на мероприятия по хозяйственному устройству переселенцев-корейцев имелся так называемый "сельхозкредит на обводнение" в расчете 200 рублей на каждое переселенческое хозяйство. Однако в 1938 г. из запланированных 3 400 тыс. рублей переселенцы смогли использовать только 34 тыс. рублей, т.е всего лишь 1% /1/. Сводки о состоянии строительства жилых домов и объектов социально-культурного и бытового назначения показывают хроническое отставание от планов /2/. В Каратальском районе на 1 октября 1938 г из плана строительства 933 жилых объектов, было закончено лишь 104 дома и 733 были готовы лишь на половину, из запланированных 6 школ на 160 мест строились в момент проверки в состоянии готовности на 75% /3/.
В-третьих, форсированная депортация вынудила переселенцев оставить в местах выселения практически все движимое и недвижимое имущество: жилища, надворные постройки, сельхозинвентарь, мебель, утварь, скот и т.д., а переселенческие сельхозартели оставили в Дальневосточном крае также неделимые формы и урожай на корню, за которые была выплачена незначительная, частичная компенсация некоторым корейским переселенческим колхозам в Казахстане переводом денежных сумм. В переселенческие отделы при облисполкомах, при Совнаркоме КазССР и Совнаркоме СССР было направлено множество писем и телеграмм переселенческих колхозов с просьбой выплатить компенсацию/4/.
В-четвертых, в районах расселения переселенцев в Казахстане отсутствовали экологически обусловленные традиционные типы хозяйствования: рисоводство и поливное овощеводство. Исключением были Каратальский район Талды-Курганской и ряд районов Кзыл-Ординской областей /5/.
В-пятых, арендная зона регионов Южного Казахстана с ограниченными водоресурсами, неправильная планировка полей и оросительной системы, отсутствие агротехнических навыков и опыта рисоводства и зерноводства в новых природно-климатических условиях, слабый уровень энегрговооруженности и материально-технического обеспечения, а также беспорядочная комплектация переселенческих колхозов, в которые приписывались бывшие кустари, золотостаратели, служащие, рыбаки и т.д., закономерно привели к неурожаем первых лет на новых местах. В январе 1940 г. Совнаркомом КазССР, учитывая бедственное положение корейских колхозов, обратился с ходатайством в Экономсовет при Совнаркоме СССР отпустить продовольственную ссуду в размере 6 823 ц зерна и принял Постановление об оказании продовольственной помощи переселенческим колхозам /6/.
В-шестых, трудности объективного свойства, выпавшие на долю переселенцев, а также ошибки, недочеты, в ряде случаев преступная безответственность и некомпетентность руководства на местах привели к развалу, "самоликвидации" корейских колхозов, поэтому в архивных документах 1937-40 гг. их число колеблется от 71 до 51 /7/.
В результате осуществления обширного комплекса мероприятий партийных, правительственных и советских органов, помощи местных колхозов и больших трудовых затрат самих переселенцев, корейские колхозы Казахстана сумели заложить в 1937-40 гг. начало фундамента производственно-технической и жилищно-бытовой базы своего дальнейшего развития. В то трудное время корейцам помогла выстоять братская поддержка местного населения, что осталось, к сожалению, до сих пор вне поля научного исторического интереса.
В многоотраслевой структуре сельского хозяйства Казахстана исследуемого периода корейские труженики села были заняты в своей основной массе в растениеводстве и в первую очередь культивации риса. Исходя из природно-климатических требований культуры риса и практики в Казахстане исторически сложились два обособленных района рисосеяния: низовье реки Сыр-Дарья в Кзыл-Ординской и Чимкентской областях и в бассейне рек Каратал, Или, Тентек и др. в Алма-Атинской и Талды-Курганской областях. Корейские переселенческие колхозы, локализованные в районах потенциального рисосеяния сыграли заметную роль в культивации важной зерновой культуры. Если в 1930 году в Каратальском районе Талды-Курганской области засевались на опытном рисовом поле несколько десятков гектаров, то в 1939 году посевы риса занимали 2300 га /8/, а в годы Великой Отечественной Войны около 5000 га. /9/.
Переселенческие корейские колхозы Кзыл-Ординской области засеяли в 1938 году всего 1 780 га, в том числе риса -1 593 га, а в годы войны только три колхоза Чиилийского района /"Авангард", "Гигант", "Большевик"/засевали свыше 3 тыс. га, в том числе около 1,5 тыс. риса /10/.
В целом по Казахстану посевы риса возросли в исследуемый период с 30 тыс. га в 1946 г. до 50.6 тыс. га в 1966 г., хотя в течение этого двадцатилетия рисоводство республики переживало значительные спады и подъемы.
Корейские переселенцы в Казахстане, имевшие значительный опыт в рисосеянии на Дальнем Востоке должны были усвоить агротехнику риса в новых ландшафтных, водно-почвенных и природно-климатических условиях. В первые годы после переселения в Казахстан рисоводы-корейцы во много сохранили традиционные технические приемы и трудовые навыки. Слабое техническое оснащение переселенческих колхозов 30-40-х годов обусловило отсутствие механизированных операций в рисосеянии. В 50-60-х гг. произошли значительные изменения в рисоводческой деятельности корейцев. Вместе с тем общеизвестна практическая значимость специфических трудовых традиций, так и абсолютизировать роль национальных трудовых традиций /11/. Сложившиеся в рамках национальной культуры своеобразный опыт трудовой деятельности может содействовать высокой результативности в одних обстоятельствах или условиях и не позволить достичь подобных результатов в других.
Широко известна многолетняя дружба двух знатных рисоводов - Ибрая Жахаева и Ким Ман Сама. В 1941г. они впервые встретились на областном совещании передового сельского хозяйства в Кзыл-Орде, а с 1947 г. были связаны трудовым соревнованием /12/. Все последующие годы они трудились рука об руку, обогащая практику рисосеяния новыми агротехническими приемами, выращивая на своих плантациях рекордный урожай, щедро передовая свой опыт многонациональной группе последователей.
Ко второй половине 1960-х гг. корейцы в результате ускоренной сельско-городской миграции, изменении в социальной структуре, переориентации рисосеющих хозяйств в культивации иных сельскохозяйственных культур и других обстоятельств и причин, не представляют значительного удельного веса среди рисоводов республики. На 1966 г. в Кзыл-Ординской области из 131 звеньевого рисовода Яны-Курганского района корейцами по национальности были 23 человека; в Чиилийском районе соответственно 621 и 60; в Сыр-Дарьинском - 80 и 6; Тереньозекском -195-9; Джалагашском - 316 и 24; Кармакчинском -194 и 36; Казалинском - 169. Итого: из общей численности 1706 звеньевых-рисоводов области корейцами по национальности были 161 человек, что составляет 9.4% /13/.
Таким образом, в исследуемый период произошли значительные изменения в практике рисосеяния корейских трудящихся в колхозах Казахстана. Были освоены применительно к иным экологическим условиям новые агротехнические приемы, при этом с успехом применялись некоторые традиционные трудовые навыки. Некогда исключительно ручной труд рисовода был в значительной степени облегчен механизацией возделывания риса.
В колхозах с корейским составом сельских тружеников выросли опытные, обладающие хорошими организаторскими способностями руководители хозяйств. Как показала практика, председатель колхоза овладевает искусством управления после 5-10 лет работы в данном колхозе. Неслучайно, поэтому передовыми, как правило, являлись колхозы, где председатели не сменялись 20-30 лет. Такой многолетний стаж работы в должности председателя имели в Кзыл-Ординской области: Хан Л.В. -председатель колхоза "Гигант", Цай Ден Хак - колхоз "III Интернационал". Ким Дык Ман /колхоз им Джамбула/, Ким Хон Бин /колхоз "Авангард"/; в Талды-Курганской области: Кан Тю Хон / колхоз "Ленинский путь"/ , Шин Хен Мун / колхоз "Дальний Восток"/; в Чимкентской области: Кан Л.И. /колхоз "Прогресс"/. Ли Ф.И. /колхоз "III Интернационал"/, Хван С.Г. /колхоз "Путь к социализму"/; Кан Де Хан - председатель колхоза "18 лет Казахстана"/ Шортандинского района Целиноградской области, Пак А.А. -директор Кустанайского зерносовхоза, Ян Чун Сук - председатель колхоза Кум-Жота Свердловского района Джамбулской области и другие.
Среди квалифицированных специалистов сельского хозяйства, руководителей районного и областного масштаба было немало представителей корейской национальности. Талантливый организатор - директор Уштобинской МТС, Герой Социалистического Труда, Цой Зя Ир более четверти века бессменно руководил станцией. В 40-50-х годах МТС ежегодно выполняла план тракторных работ на 30-40 %. Механизаторы МТС внесли свой вклад в освоение некогда пустынных солончаков, превращенных в плодородные пашни. Шести механизаторам за отличную работу присвоено: звания Героя Социалистического Труда, среди них Ким П.С., Цой Фир My, Ли Ф.И., Пан М.И., 48 - награждены орденами и медалями. В 1954 г. на ВСХВ Уштобинская МТС была признана одной из лучших в стране. За достигнутые показатели станции Цой Зя Ир награжден Орденом Знака Почета, 2 орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями Советского Союза, Почетными Грамотами Верховного Совета КазССР, ВДНХ и ВСХВ СССР.
Опыт колхозного строительства в послевоенные годы показал, что мелкие колхозы, возникшие в 30-е годы, развивались слабо и не могли справиться с вставшими перед ними задачами. В начале 50-х годов был принят ряд постановлений партии и правительства об укрупнении колхозов, которые коснулась также всех сельхозартелей с корейским населением. Решение организационных вопросов и производственных задач укрупненных колхозов выявило новые социальные и экологические проблемы. Зачастую экономические крепкие колхозы не хотели объединяться с мелкими и слабыми. При решении вопроса об объединении нередко нарушался принцип добровольности, не учитывалась экономическая целесообразность объединения тех или иных колхозов. Слабые хозяйства, присоединенные к передовым колхозам, сдерживали первое время их развитие. Снизилась средняя урожайность культур.
В результате большой организационно-административной и пропагандистской работы в течение с января 1950 г. по январь 1951 г. в Казахстане число колхозов уменьшилось с 6 737 до 3 670. В Кзыл-Ординской области из 266 колхозов области осталось к 1951 г. всего 88 колхозов, а в 1957 г. - 65 /14/. Все бывшие корейские переселенческие колхозы области при укрупнении объединялись с колхозами с преимущественно казахским контингентом населения, что привело к изменению их национального состава. Например, к колхозу "Гигант" Чиилийского района присоединился колхоз "1 Мая", колхоз "Авангард" объединился с "Коммуной" и "Актобе". В Сырь-Дарьинском районе укрупненный колхоз им.Джамбула образовался слиянием двух хозяйств с корейским населением: "Победа" и "Огородник" с колхозами "Тас Арык" и "Жана Тур-мыс" и т.д. /15/. Такое смешение национального состава в меньшей степени коснулось колхозов Каратальского района Талды-Курганской области /16/. В 1947г. в районе было 15 колхозов, образованных переселенцами-корейцами и колхозы Елтай и Сары-Булак с преимущественно казахским населением. После компании укрупнения в 1950-1952 гг. в районе насчитывалось 8 колхозов /17/.
Укрупнение колхозов, несмотря на отрицательные моменты в ходе его реализации, а также по экономическим последствиям первых лет имело определенные положительные результаты: улучшилось финансовое положение колхозов, расширились посевные площади, укрепилась материально-техническая база, увеличилось поголовье общественного скота и т.д. Укрупнение колхозов в значительной мере облегчило решение проблемы механизации и трудовых процессов в полеводстве, Создало для МТС более благоприятные условия для улучшения технического обслуживания колхозов своей зоны. Укрупненные колхозы Казахстана с некогда абсолютно и преимущественно корейским населением стали многонациональными трудовыми коллективами, однако вплоть до середины 60-х годов некоторые из них в Кзыл-Ординской и Талды-Курганской областях по значительному удельному весу корейских жителей и оставшейся традиции называются в обиходе "корейскими".
В колхозе с многопрофильным сельскохозяйственным производством наблюдалась определенная специализация трудовой деятельности населявших национальностей, профессиональное отраслевое разделение труда, так сказать горизонтального типа, не связанное с социально-экономическим неравенством, а вызванное трудовым опытом и культурными традициями /18/. Из 200 лучших доярок колхозов и совхозов Южно-Казахстанской области второй половины 50- х гг. были лишь две кореянки: Тен Надежда и Тен Ен Сун из колхоза "Заря коммунизма" Ильичевского района /19/.
Что касается строительства жилья, социально-культурных и производственных объектов в «корейских» колхозах, следует отметить, что сельские населенные пункты в Казахстане в 1945-60-х годах делились на следующие основные группы:
1. Колхозные селения (села, деревни, станицы, хутора, кишлаки, аулы и т. п.), где производственная деятельность основного населения связана с сельскохозяйственной артелью.
2. Усадьбы МТС и совхозов, основное трудящееся население которых - государственные рабочие и служащие.
Выбор участка для размещения сельских населенных пунктов производился в соответствии с перспективным планом хозяйственного развития данного объекта (колхоза, МТС, совхоза и т. п.). В Советском Союзе действовали единые требования к участку для строительства сельского населенного места.
Основой композиции плана сельского населенного места служила система улиц и проездов. В зависимости от характера композиционной системы улиц, имеются два вида плана сельских населенных мест: линейный и квартальный. Каждый из них может носить регулярный или свободный характер. В Казахстане широко практиковались регулярные планы с характерной прямоугольностью кварталов и строгой геометрической сетью улиц. Свободный характер начертания плана отличается живописностью, отсутствием симметричных построений и органической связью с рельефом местности. Линейная система использовалась преимущественно в малых колхозных селениях.
Многие бывшие корейские переселенческие колхозы превратились после компании объединения и укрупнения в многонациональные сельские населенные пункты. Благодаря трудолюбию и правильной организации труда они стали к 1960-м годам крупными благоустроенными сельскими поселениями Казахстана. В них строились капитальные жилые дома, средние школы, детские сады, дома культуры, больницы, библиотеки и магазины, на центральных улицах укладывался асфальт, почти все колхозы были электрифицированы, радиофицированы и телефонизированы, снабжены качественной питьевой водой, в них выросли и окрепли деревья. Однако ко второй половине 1960-х годов корейцы стали покидать сельскую местность и переселяться в города.
***
1. ЦГА РК. ф. 1208. on. 1. д. 33, лл. 13-14, 33-34.
2. Там же, д. 26, лл. 23-24; д. 30, лл. 78-79; ГАЧО, ф. 249, on. 4, св. 6, д. 61, лл. 79-80; ГАКО, ф. 18. on. 1. д. 335, св. 34. лл. 35-40; ГАА-АО, ф. 685. on. 4, д. 193. лл. 81-85.
3. ГАА-АО. ф. 685, on. 4, д. 193, лл. 5-6.
4. ЦГА РК, ф. 1208, on. 1, д. 26, л. 9; д. 30, л. 80; д. 41, лл. 128-131.
5. См.: Пак А.Н. Кзыл-Ординская область. - Кзыл-Орда, 1960; Он же. Возделывание культур риса в Казахстане. - Кзыл-Орда, 1961; Хан И.В. Талды-Курганская область. - Алма-Ата, 1956.
6. ЦГА РК, ф. 1208, on. 1, д. 55, лл. 54-56.
7. Там же, on. 1, д. 26-а, лл. 44, 49,103.
8. ЦГА РК, ф. 1208, on. 1, д. 20, л. 5.
9. ГАТ-КО, ф. 469, on. 2, св. 2, д. 31, лл. 9-10.
10. ЦГА РК, ф. 1208, on. 1, д. 2, л. 10.
11. Кан Г.В. История корейцев Казахстана. Алматы. – 2005. - с. 234
12. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.М. Национальные трудовые традиции - важный фактор интенсификации производства // Социологические исследования, 1983, No 2. - С. 43-54
13. Письма И. Жахаева и Ким Ман Сама друг другу // Ленинский путь, 1947, 11 июня. 4
14. Подсчеты произведены автором.
15. ГАК-00, ф. 585, on. 2, д. 582, л. 27; on. 2, д. 654, лл. 3-6; on. 4, д. 135, лл. 18-20.
16. ГАК-00, ф. 283. on. 4, ед.хр. 31. 35, 41. 75, 148, 173.
17. Краткий справочник по истории колхозов и совхозах Талды-Курганской области. - Алма-Ата, 1984. – 314с.
18. ГАТ-КО, ф. 1102, on. 1, св. 5, д. 34, л. 24; Там же. on. 1, св. 3, д. 50, л. 35.
19. ГАЧО, ф. 121, on. 8, св. 129, д. 646, лл. 13-19, 53-54.