Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Роль женщины в современном Японском обществе

Во  многих странах мирового сообщества отмечается кардинальное переосмысление социальной роли женщины в обществе. Определяются приоритетные меры по обеспечению ее прав и реализации возможностей. Равноправное участие женщины в политической и экономической жизни страны рассматривается демократической общественностью как необходимые условия для достижения прогресса в социально-экономическом развитии, в решении актуальных политических, социально-культурных, расовых, этнических и других проблем.

Однако процесс обеспечения гендерного равенства по-прежнему относится к числу достаточно сложных процессов на пути реального обеспечения равных возможностей для женщин и мужчин при реализации их прав и свобод, определяемых гендерной политикой понимается комплекс государственных решений и мер, направленных на обеспечения фактического равенства женщин с мужчинами во всех сферах жизни и деятельности.

В начале ХХІ века выдвигаются принципиально новые актуальные проблемы определения места женщины в современном обществе, без решения которых невозможен дальнейший прогресс человечества. Самая большая и влиятельная группа населения наряду с мужчинами все более вовлекается в ряды активных сторонников общественно-политических преобразований, разрешения назревших противоречий, создания гуманного, справедливого, демократического общества /1/.   

До начала  ХХ века большинство японских женщин проводило все время дома. Лишь иногда они посещали родственников и друзей, теперь эти ограничения сняты. Женщины не только ходят в гости, принимают знакомых. Но и активно внедряются в общественную жизнь страны, работают во всех сферах общества.

Таких женщин в Японии называют «кяриавумен» (английское займствование) женщина делающая карьеру. Однако, не смотря на формальное равенство женщин с мужчинаим, социалиное неравенство женщин в Японии продолжает сохраняться на всех ступенях общественной иерархии. Так до сих пор имеет место дискриминация японских женщин и в политической и в общественной жизни, не смотря на равенство полов /2/.

Равноправие является важнейшей основой любого демократического общества, которая стремится к социальной справедливости и уважению прав человека. Практически во всех обществах и сферах деятельности женщины подвергаются дискриминации в семье, в обществе и на рабочем месте. Хотя причины и последствия этого могут быть различными, в разных странах, дискриминация в отношении женщин является широко распространенным явлением. Сохранению этого явления способствует наличие устоявшихся стереотипов, а также традиционных культурных и религиозных обычаев и представлений, принижающих роль женщин. Однако, даже много путешествуя по всему свету трудно понять истинные нравы и обычаи, прочувствовать, как живет народ в той или иной стране /3/.

В Японии, как и везде, быть мужчиной или женщиной данность не только биологическая принадлежность к определенному полу реализуется через совокупность социальных, политических, культурных, ментальных и физических процессов. Половые различия находят отражение в речи, фасоне одежды, выборе рабочих мест, стиле поведения и т.п. Японских женщин сегодня беспокоят ожидания, возлагаемые на них обществом, поскольку многие работающие японки вынуждены заниматься и домашними делами; от них требуется «быть хорошими женами и разумными матерями» в такой же степени, как и преуспевать в деловой карьере.

Роль, женщины в современной Японии такова. При гостях супруг с женой на ты, подчеркнуто иерархически, жена с мужем только на вы, всячески старается показать, что муж глава семьи, и пользуется уважением жены и семьи. Но в реальности все наоборот, и это знает любой социолог. Женщина – это монарх и диктатор японской семьи. По-прежнему сохраняется в Японии статус Женщины-Матери, она распоряжается бюджетом семьи, принимает решения. Современная Япония – страна женской культуры в глубоком смысле /4/.

Вместе с ушедшим веком подошла к концу и эпоха профессиональных домохозяек – порождение высоких темпов экономического роста. С одной стороны, жить на заработную плату одного супруга для многих семей стало не только затруднительно, но и рискованно – нет былой уверенности в том, что единственный кормилец не лишится рабочего места. С другой стороны, растет число женщин, не желающих полностью зависеть от мужа и стремящихся работать вне дома, пусть даже неполный день. Более того, появились женщины, способные обеспечить высокий уровень жизни и мужу, и детям /5/.

Роль женщины в современном японском обществе огромна, женщина в Японии – это любимые домашние тапочки мужчины. Удобные, функциональные, но дорогие. В заботе о «тапочках» - смысл ежедневного трудового порыва японского мужчины. В маленьком доме, садике с прудиком в ухоженных тапочках – цель всей его жизни.

Женщина экскурсовод, умная и образованная, прекрасно владеющая английским языком, председатель местной секции знатоков чайной церемонии, в одно мгновение, превращалась в склоненное в поклоне, жалкое существо с заискивающей улыбкой и готовностью мелко семеня, бежать куда угодно по одному взмаху руки. А мужчине можно разговаривать короткими тянущими фразами, ездить к гейшам и работать переводчиком с жутким акцентом и условным знанием языка перевода. Он не обязан пропускать даму вперед, он не обязан быть голантным, ему совершенно не надо совершать подвиги во имя прекрасной дамы. Донжуанство и казанство в Японии вызовет непонимание. Так что, «извольте мадам, только после вас, мадам» осталось на континенте.

С введением западной цивилизации для японской женщины наступил новый период. Подобно тому, как весеннее солнце разогревает почву и застовляет зерно пробиться на свет божий, западная цивилизация разбила японский искусственный общественный строй и дала женщине возможность свободного развития своих способностей и влияния на общество.

Под влиянием европейской цивилизации все стороны жизни японцев подвергались изменению. Образовательная система была совершенно преобразована и поставлена на европейский лад. И правительство, и народ поняли, что корень европейской цивилизации лежит в ее просвещенности, и что только реформой народного образования Япония, может приблизиться, к европейскому уровню цивилизации. Когда началась реформа народного образования, то одновременно с этим был поднят вопрос и о женском образовании, котором до того пренебрегали. Цель воспитания японской девушки заключается в том, чтобы она возможно полнее могла развивать свои природные дарования, согласуя их со своей культурой, и заимствовать хорошие качества своих сестер из других стран. Женщины должны быть воспитываемые не только как женщины, но и как члены общества и гражданки. Ранее женское образование в Японии отставало в этом отношении: оно делало женщин более способными к исполнению хозяйственных обязанностей, но не делало их пригодными к несению государственной службы. Совершенно упускалось из виду, что у женщины есть обязанности не только по отношению к семье, но и по отношению к обществу /6/.

В Японии достаточно давно говорят о необходимости отхода от традиционной системы распределения обязанностей между мужем и женой и строительстве партнерских отношений между ними. При этом показательно, что вместо термина «общество совместного труда мужчин и женщин», употреблявшегося на рубеже 80-90-х, десятилетие спустя речь идет об «обществе равного участия мужчин и женщин». Это означает, что общество начало осознавать: женщинам, совмещающим роли жены-домохозяйки, матери и труженицы, нужно помогать. Видимо, это обьективный сигнал времени – падение раждаемости и старение страны делают задачу более чем актуальной.

Нынешний уровень означает не только снижение общей численности населения (по прогнозам, оно началось уже с 2007 года), но и (в сочетании с ростом продолжительности жизни) быстро прогрессирующее старение нации. Доля лиц старше 65 лет в Японии уже давно превысила долю детей (около 20% и 14% соответственно). Понятно, что при этом резко возрастает нагрузка на работоспособное население – оно должно трудиться и на социальные программы /7/.

Прежде, под влиянием приводившейся в обществе политики, для большинства женщин была характерна следующая модель жизненного цикла: работа до замужества, уход с работы на время рождения и воспитания детей, занятость неполный рабочий день, когда дети подрастут. Соответственно, кривая занятости японок имела выраженную форму буквы «М», с двумя пиками: в 20-25 лет и в возрасте 45-49 лет.

За последние 20 лет произошли заметные изменения. Прежде всего, максимальный пик занятости сдвинулся на более позднее время, к 25-26 годам. Доля женщин, бросающих работу в молодости, снизилась: теперь многие обзаводятся детьми лишь в 25-35 лет, к тому же все чаще японки продолжают работать во время беременности и в период воспитания маленьких детей (да и число людей, откладывающих брак или отказывающихся от него, тоже возрастает). Второй пик занятости заметно вырос и лишь немного уступает первому. Все больше участие в общественном труде женщин этой группы обусловлено возросшими возможностями трудоустройства (прежде всего в сфере услуг). Причем налицо еще одна новая тенденция – рост занятости женщин в возрасте от 55 до 64 лет. Это стало следствием, как недостаточности пенсий, так и улучшения здоровья в целом, более позднего наступления физиологической старости. Впрочем, можно выделить еще один мотив: стремление уйти от одиночества, занять себя. Ведь по статистике женщины в Японии в среднем живут на 7 лет дольше, чем мужчины (85 лет против 78).

Если же брать шире, то проблема равноправия мужчин и женщин сейчас стала и проблемой жизнеспособности японской экономики и общества вообще. Прежде всего потому, что составляющие резервом рабочей силы стареющего общества, и именно за счет их широкого участия в производстве можно будет компенсировать ожидаемый ХХІ веке дифицит рабочей силы. (К привлечению мигрантов японцы подходят очень осторожно и, судя по событиям во Франции, не зря: вопросы социальной стабильности и безопасности здесь всегда были приоритетными) /7/.

Поменялся и подход к семье и браку. Часть мужчин уже не хочет брать на себя ответственность, так как «это обременительно». Снизилась роль замужества и для японок, в первую очередь за счет радикальных перемен в экономике и обществе. В нынешней Японии уже никого не удивляет женщина, вообще не желающая вступать в брак либо предпочитающая сделать это позже, по собственному усмотрению выбирающая свой жизненный путь /8/.

В современной Японии растет число высокообразованных людей, в их сознании происходит переоценка многих моральных критериев. Общепринятые взгляды на взаимоотношения мужчин и женщин в наши дни уже не столь актуальны, нормы сексуального поведения и взгляды на брак довольно сильно изменились. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в Японии издавна были свободными, естественными и здоровыми. Но половая жизнь женщин контролировалась мужчинами со времени периода Эдо, когда установки Конфуция обосновали абсалютную власть мужчин над женщинами. В те времена женщина, вступившая в интимные отношения с чужим мужчиной (не собственным мужем), жестоко наказывалась, хотя мужчинам открыто позволялось заводить наложниц, чтобы иметь сыновей и поддерживать систему «иэ» (дом). Более того, правительство официально разрешило существование публичных домов и других мест, где мужчины встречались с проститутками. В эпоху Мейдзи в обществе доминировало убеждение что незамужние женщины должны быть девственницами и молодые девушки воспитывались в большой строгости /9/.

В наши дни под воздействием средств массовой информации отношение молодых людей к проблемам секса изменилось. По сравнению с предыдущими поколениями молодые люди более свободно заводят друзей или подруг в свои 14 или 20 лет, и добрачные половые отношения, беременность и даже сожительство без брака менее подвергаются критике в сегодняшней Японии.

Можно выделить два вида браков в Японии – договорные «о-мимаи» и «браки по любви». Разница между ними очень вожна для понимания японцев к супружеству. Договорные браки рассматривались больше как связь между разными семьями (фамилиями, родами), чем личные отношения между мужчиной и женщиной. В прошлом именно так сочетались браком большинство мужчин и женщин, которые никогда не встречались ранее. Традиционно представители обеих семей сами выбирали партнеров для будущего супружества. Сегодня система договорных браков претерпела существенные изменения, но и поныне это один из многих шансов для японцев познакомиться и узнать друг друга в стремительной современной жизни. Нередко договорная встреча со временем приводит к созданию хороших отношений, и все заканчивается успешным браком.

Другая тенденция последних лет заключается в том, что все больше число японцев, как и повсюду в мире, предпочитают оставаться одинокими: растет число незамужних женщин, делающих свою карьеру. Не нуждаясь в финансовой безопасности, которая обычно ассоцировалась с удачным замужеством. Но было бы ошибочно делать вывод, что лишь немногие японцы стремятся к браку. На самом деле обзор Агенства по общим вопросам за 2000 год показал, что большинство японцев все таки настроены когда-нибудь жениться /10/.

Рассматриваются три причины роста числа одиноких людей. Одна из них связана с групповым поведением, характерным для японского образа жизни. Люди считают важным придерживаться групповых норм поведения для сохранения согласия с окружающими. Как результат, у большинства японцев слишком мало возможностей познакомиться с представителями другого пола вне их работы, просто нет времени назначить свидание. Во-вторых, существующая общественная система не приспособлена для женщин, делающих собственную карьеру; у них небольщой выбор, и они вынуждены оставаться незамужними. Если женщина в Японии берет даже краткосрочный отпуск по беременности и родам, ей очень трудно вернуться на прежнюю работу в той же должности. Третья причина – большое расхождение во взглядах на брак мужчин и женщин, о отличие от большинства женщин, многие одинокие мужчины рассматривают брак как общественную обязанность (Долг перед обществом), таким образом они могут обрести доверие окружающих, социальную ответственность и опадать ожидания своих родителей. Социолог Кумато /11/ отмечает, что, обращаясь в службу знакомств, женщины преимущественно выделяют в мужчинах качество «хорошего супруга». В то же время многие японские мужчины придерживаются традиционных взглядов на женщину. Откровенно говоря, большинство из них рассматривают женщин как замену своим матерям: жены нужны им прежде всего для выполнения домашней работы, как этим занимались и их матери. В таком подходе нет места для женщин, занимающих активную позицию в обществе, финансово независимых и поддерживающих равновесие между работой и заботой о семье.

Традиционный японский образ жизни и мышления, истоки которого лежат в конфуцианской морали периода Эдо, все еще легко просматривается в семейных отношениях. В Японии общепринято, что мужчина играет важную роль в семье; муж и жена далеко не равноправные члены команды. Однако это не означает, что замужние женщины всего лишь подчиняются мужчинам. В действительности им отводится значительная роль в управлении семьей, и женщины достаточно свободно и эффективно проявляют свои способности в области воспитания детей. Ведения домашнего хозяйства. Составления бюджета семьи и т.п. В некоторых японских семьях мужья заняты исключительно финансовым обеспечением родных и близких, так как они ничего не делают, чтобы чем-то помочь по дому. Для подобных мужей существует даже специальный термин – содай-гоми («монументальный/величественный мусор»), поскольку они, вернувшись с работы, только слоняются по дому /11/.

Выйдя замуж, японские женщины часто испытывают затруднение со своим общественным статусом, в отличие от их мужей, которые должны поддерживать общественные связи с коллегами или начальством для сохранения согласия в группе. Играя важную роль в поддержании семейного хозяйства как хорошие жены и матери,  многие женщины в наши дни начинают проявлять активный интерес к Интернету и добравольной благотворительной деятельности, что дает им больше возможностей адаптироваться в обществе.

Если взглянуть на эмоциональную сторону общения мужа и жены, то можно обнаружить, что японцы редко показывают чрезмерную привязанность друг к другу, не часто они и разговаривают между собой на публике /11/.

Отношения между мужчинами и женщинами в Японии переживают переходной период. Послевоенная Конституция наделило мужчин и женщин равными правами, что помогло упрочнению положения женщины в обществе.

Несмотря на законы, защищающие равенство, дискриминация по половому признаку все еще приводит к серьезным проблемам: сексуальные домогательства, худшие рабочие места и т.п. Это происходит частично из-за культивирования в обществе конфуцианского мышления, ставящего мужчину на первое место. Подобные социальные установки отражаются и в языке, и в отношениях полов.

В последнее время женщины получают все более серьезное образование и играют активную роль в обществе. Это привело к ряду новых социальных явлений: вырос средний возраст выходящих замуж, снизилась рождаемость, увеличилось число одиноких людей. В основе этого лежит изменение подхода к отношениям мужчины и женщины, приведшее к переоценке взглядов на брак. Однако традиционные понятия типа «мужчина снаружи, женщина внутри» все еще живы в обществе и поддерживаются многими в Японии. Поэтому, продолжает ли женщина работать после замужества или нет, вся домашняя работа по-прежнему остается за ней. Мужчины же должны в поте лица своего зарабатывать деньги для семьи. Все это – пережитки разделения труда, господствующего в системе «иэ» (Дом). Если происходящие перемены не приведут к разрушительным социальным последствиям, роль мужчин и женщин в обществе станет более пропорциональной, и наконец, установится более справедливые отношения между японскими женщинам и мужчинами.

Словом, роль женщин в японском обществе возрастает, и уже не за горами день, когда все общественные институты будут строиться именно исходя из равных прав людей, независимо от пола и семейного статуса. По всей видимости, сигналом к этому можно считать и тот факт, что во всех правительствах Дзюнъитиро Коидзуми, ставшего премьером в 2001 году, неизменно присутствует не менее двух женщин-министров, причем даже на таком посту, как министр иностранных дел /11/.

Ожидая от женщин соответствия эталону «хороших жен и разумных матерей», японское общество не отказывается от давней традиции разделения ролей для лиц мужского и женского пола, а именно: работающий мужчина и женщина, занимающаяся домашним хозяйством. Хотя эти стереотипы и образ мышления еще преобладают в сознании японцев, поведение женщин меняется. Например, сегодня мать часто оставляет своих детей в яслях или в детском саду и уходит на работу. Более того, все больше работающих женщин не выходят замуж, осознавая как трудно успешно сочетать работу с домашними делами. Подобное поведение приводит также к росту числа разводов и сокращению рождаемости. 

***

  1. Шинилева Л.Т. Женщина и общество/ декларация и реальность: Москва 1990
  2. Проников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. Москва: 1996
  3. Reshaurer E. The Japanese today: Change and contnuty. Tokyo: 1999
  4. Юдзава И. Кадзоку мондай но гэндай (Проблемы современной японской семьи). Токио: 1995
  5. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. Москва: 1985
  6.  Панорама / Япония сегодня: 2007
  7. Дж.Б.Сэнсом Япония краткая история культуры. Санк-Петербург: 1999
  8. Панорама / Япония сегодня: 2004
  9. Справочник  Япония, Институт Дальнего Востока: 2001
  10. Iwao S. The Japanese woman; traditional image and changing reality: New York: 1993
  11.  Юдзава В. Онна то отоко (Женщины и мужчины). Токио: 1992

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.