XII-XV века являются особым периодом в развитии духовной культуры народов Центральной Азии, так как ислам, проникнув во все сферы духовной жизни народов, становится важнейшей частью их культуры. Создаются многочисленные сочинения на персидском языке по теоретическим вопросам суфизма. Среди них особо следует отметить работы Мухаммад ибн Махмуд ал-Хафизи ал-Бухари, более известного под именем Ходжа Мухаммад Парса (ум. в 1419 г.), такие как «Рисала-йи кудсийа» («Священный трактат»); «Фасл ал-хитаб» («Ясная речь»); «Тахкикат» («Искание истины»); «Силсила-йи тарики ходжаган» («Орден Ходжаган»).
Точная дата написания сочинения «Рисала-йи кудсийа» /1/ не известна. В сочинении приводятся высказывания учителя Мухаммада Парса, шайха Баха ад-Дина Накшбанда (1318–1389), собранные автором со всей скрупулезностью, что по его словам и при чтении настоящей книги должно создаться также впечатление, будто ученики воочию видят ходжа Баха ад-Дина Накшбанда и слушают его слова.
Ходжа Мухаммад Парса пишет, что ходжа Баха ад-Дин Накшбанд свои изречения получил, от Ходжа ‛Абдухалик Гиждувани посредством духовного общения с ним (мушахада) и во сне (ваге‛е), а также во время своего состояния джазба. В сочинении приводится цепь духовной преемственности (силсила) ордена Накшбандийа: Баха ад-Дин Накшбанд – Ходжа Мухаммад Бабаи Саммаси – ‛Азизан Ходжа ‛Али Раматани – Ходжа Махмуд Анджирфагнави – Ходжа Араф Ревгари – Ходжа ‛Абдухалик Гиждувани – Ходжа Юсуф Хамадани … и т.д. до пророка Мухаммада. Вышеизложенную цепь духовной преемственности Ходжа Мухаммад Парса называет «Золотой силсила». Большинство шайхов «Золотой силсила» достигли совершенства путем внутреннего самовоспитания и их называли «Увайсий».
Сочинение «Рисала-йи кудсийа» содержит основные теоретические положения тариката Накшбандийа, основные способы радения (зикр). В сочинении говорится о пользе чтения Корана, о духовных качествах святых, их обязанностях, наставлениях, в качестве примеров приводятся изречения известных суфиев: шайха Мадж ад-Дин Багдади, Абу ‛Абдуррахман Салми, шайха Шихаб ад-Дин Сухраварди, Юсуф Хамадани и др. Трактат описывает высшие ступени совершенства в суфизме – фана и бака, фанафиллах, бакабиллах, сайр фи Аллах!
Сочинение «Фасл ал-хитаб» /2/ ходжа Мухаммада Парса – энциклопедия по вопросам мусульманского вероучения, религиозных обрядов, суфийских и философских течений, написано в 1466 г. В труде приводятся изречения таких знаменитых суфийских шайхов как Мухаммад ибн Ахмад ал-Газзали, шайх Абу Са‛ид Абулхайр Юсуф Хамадани, Имам Бухари, Хаким Термези, Абу ‛Абдуррахман ас-Суллами, Шихаб ад-Дин Абу Хафс ‛Умар ас-Сухраварди и др., касающиеся сущности познания Аллаха.
В своем труде ходжа Мухаммад Парса говорит о пользе изучения науки и что основу всех наук составляет наука Творца, которую можно сравнить со слиянием всех морей. В «Фасл ал-хитаб» приводятся разновидности наук: наука о созерцании и скрытые науки. В суфизме для начала необходимо знать науку о правилах (ахкам) и поведениях (ахлак), а потом науку о тайнах (‛илм ас-асрар). Затем автор рассказывает о некоторых вопросах шариата, большое внимание уделено вопросам толкования лицезрения (мушахада), таухида (таухид ал-авам, таухид ал-хас), о положении представителей ислама (муфассир, мухаддис, музаккир), о судьях, о лучших качествах ученых.
В другом своем сочинении «Тахкикат» /3/ ходжа Мухаммад Парса поясняет понятие бытия и вечности Аллаха в нем. Человечество является лишь частью бытия, наподобие образования лучей от источника света. Признание Аллаха осуществляется путем признаний его качеств. Ходжа Мухаммад Парса приводит толкование положений шариата о познании сущности Аллаха, комментарии имен Аллаха, с примерами из Корана и хадисов. Сочинение «Тахкикат» содержит подробное пояснение сущности Корана. При этом автор упоминает имена известных ученых калама: ал-Аш‛ари, Абу Исхака ал-Исфараини, шайха Абу Мансура ал-Матуриди. Ходжа Мухаммад Парса приводит слова пророка Мухаммада о том, что Коран не состоит из букв, голоса и слогов, а наоборот, буквы, голос и слоги являются доказательствами для Корана. Коран – это приказы Аллаха о дозволенности и недозволенности. Коран это атрибут Всевышнего в его сущности и не относится к числу творений. В труде приводятся цитаты из Корана и комментарии на них. Автор говорит о пользе чтения Корана и о вознаграждениях Аллаха, читающим Коран, приводятся правила и этикеты при чтении Корана.
В последнее время особую важность и актуальность занимает изучение проблем, связанных с исследованием духовно-религиозного наследия народов Центральной Азии. В связи с этим внимание исследователей и всевозрастающий интерес к себе вызывают персоязычные сочинения, содержащие биографии шайхов тарикатов Йассавийа, Кубравийа и Накшбандийа, живших в Центральной Азии, Хорасане, Индии, Восточном Туркестане и других странах в XVI–XVII вв. Среди таких сочинений следует отметить следующие: «Насимат ал-кудс мин хада‛ик ал-унс» («Веяние ветерков святости из садов близости»), «Макамат ал-‛арифин» («Степени духовного совершенства познавших истину»), «Сафинат ал-аулийа» («Ковчег святых»), «Манакиб-и маулана Лутфуллах» («Мистические подвиги мауланы Лутфуллаха»), «Биографии шайхов Накшбандийа и Муджаддийа», «Таварих-и аулийа» («Истории святых»).
Точная дата написания сочинения «Насимат ал-кудс мин хада‛ик ал-унс» /4/ неизвестна. Автор сочинения Мухаммад Хашим ибн Мухаммад Касим ан-Нума‛ни ал-Бадахшани. Данный труд содержит богатый биографический материал об Ахмаде Сирхинди и его учениках, о Ходже Ахраре и его мюридах, ‛Абд ар-Рахмане Джами, ‛Ала ад-Дине Мактабдаре, Шамс ад-Дине Рухи, Мухаммад Йусуфе, Мухаммаде Кази. Сочинение «Насимат ал-кудс мин хада’ик ал-унс» составлено по поручению ходжа Ахмада Сирхинди, видного деятеля ордена Накшбандийа в Индии.
Точная дата написания сочинения «Манакиб-и маулана Лутфуллах» /5/ Маулана Мир Мухамад ал-Муфти ат-Ташканди не известна. Сочинение посвящено жизнеописанию известного среднеазиатского суфия из тариката Накшбандийа Лутфуллаха Чусти, жившего в XVI в. и выходца из Ахсикента. Сочинение состоит из двух частей. В первой части рассказывается о жизни и деятельности ‛Абд ал-Халика-Гидждувани (ум. в 1220 г.), более известного под именем Ходжа-йи Джахан, Баха ад-Дина Накшбанда, известного также как Ходжа-йи Бузург, Ходжа Убайдаллаха Ахрара (1404–1490), Низам ад-Дина Хамуша (ум. в 1490 г.). Вторая часть сочинения посвящена Лутфаллаху Чусти. Данная часть написана в форме коротких рассказов, передаваемых от имени тех, которые постоянно находились при нем или были знакомы с Лутфуллахом Чусти.
В сочинении, помимо представителей тариката Накшбандийа, описываются многие исторические события XVI в. Так например, здесь мы находим сведения о голоде в Ташкенте (л. 80а). Содержатся интересные сведения о Барак-хане, правителе Ташкента в 1551–1556 годах. После смерти ‛Абд ал-Латифа Барак-хан дважды выступал в сторону Самарканда, но смог завладеть городом только с третьего раза (л. 178а-180а). После смерти Барак-хана правителем Ташкента стал его старший сын – Дарвиш-хан, другой его сын Баба-султан (1556–1582) стал правителем Самарканда. Последнее событие, упоминаемое в данном сочинении – сражение состоявшееся в 1560 г. в Сайраме, в котором участвовали казахские и узбекские султаны (л. 231б).
Сочинение «Рашахат ‛айн ал-хайат» («Капли источника жизни») одно из ценных персоязычных источников по истории тарикатов Йассавийа и Накшбандийа. Сочинение в полном виде завершено в 1504 году. Автор сочинения - ‛Али ибн Хусайн ал-Ва‛из ал-Кашифи – тахаллус ас-Сафи, родился 1463 г., умер около 1533 года. Ученик и последователь главы ордена Накшбандийа Ходжи Ахрара (1404–1490) ‛Али ибн Хусайн ал-Ва‛из ал-Кашифи – сын известного катиба Хусайна ибн ‛Али ал-Ва‛из ал-Кашифи. Жил в Герате, дважды ездил в Самарканд, чтобы встретиться с Ходжа Ахраром. Как он сам пишет в сочинении в конце декабря 1484 г. прибыл в Самарканд и удостоился приема у Ходжа Ахрара. Находясь четыре года при ходже Ахраре, написал книгу об увиденном и услышанном. В 1488 г. вернулся в Герат. В 1505 г. после смерти отца продолжил его работу и начал проповедовать в соборной мечети Герата. ‛Али ибн Хусайн ал-Ва‛из ал-Кашифи известен как ученый, богослов, литератор. Он автор двух диванов стихов на персидском и тюркском языках.
Сочинение «Рашахат ‛айн ал-хайат» состоит из введения (макала), трех глав (максад) и заключения (хатима). Каждая глава делится на три отдела (фасл).
Введение – Биографии шайхов ордена Накшбандийа, предшественников и современников Ходжа Ахрара в хронологической последовательности.
Глава первая – Происхождение Ходжа Ахрара, его биография;
Глава вторая – Изречения Ходжа Ахрара;
Глава третья – Рассказы о некоторых «чудесных деяниях» Ходжа Ахрара.
Заключение – Смерть Ходжа Ахрара.
Сочинение «Рашахат ‛айн ал-хайат» содержит богатый материал для изучения социальной, культурной и политической жизни Центральной Азии XV века. Ходжа Ахрар пользовался огромным влиянием на правителей Мавераннахра и использовал свое влияние для прекращения междоусобных сил между ними. Утверждение Ходжа Ахрара - «Уничтожение дыма Чингизовой Йассы» выражалось для него в установлении государственного порядка, основанном на шариатском правлении, призыва к разумной эксплуатации, отмене тамги и т.п. Ходжа Ахрар являлся выразителем идей духовенства, стремящегося к практической реализации исламской шариатской доктрины в управлении государством, а также их желания вытеснить степные тюрко-монгольские модели государства. Концепция исламского государства, защищаемая Ходжа Ахраром базировалась на представлении об ответственности перед Аллахом правителя и его подданных, о единстве в рамках уммы, независимо от этнического происхождения и места проживания. По этой причине всякая междоусобица правителей рассматривалась Ходжа Ахраром и всеми его последователями как нарушение шариатских норм и давала основание вмешиваться в политические конфликты /6/.
‛Али ибн Хусайн ал-Ва‛из ал-Кашифи в сочинении приводит имена 94 суфийских шайхов, их жизнеописания и характеристики, доводит силсила до Ходжа Ахрара. Одна из фундаментальных теоретических идей ходжа Ахрара, которую он старался осуществить на практике – «Суфий спасает не только себя, но спасает мир, а для спасения мира Суфий должен иметь над ним власть; для того, чтобы иметь власть над миром нужно активно общаться с ним».
Суфизм провозглашал ценность и значение индивидуального ислама по отношению к человеку. Приверженцы суфизма стремились преобразовать не веру, не основы ислама, а самих верующих, их жизнь и быт, выдвигая на первый план такие качества, как верность нормам шариата, равенство, нестяжательство, божественная справедливость, забота о ближнем и т.п. Эта сторона дела приходилась по душе большинству верующих и способствовала распространению и укреплению ислама среди широких масс населения.
Сочинение «Рашахат ‛айн ал-хайат» содержит интересный материал о жизни Ахмада Ясауи (1041–1167) и его духовных преемников, вошедших в силсила тариката Йассавийа. Ходжа Ясауи – третий халифа Ходжа Юсуфа Хамадани. Тюрки называют его Ата Ясауи, что значит отец тюрков. В детстве Ходжа Ясауи находился под присмотром Арслан Баба, который является одним из древнейших тюркских шайхов. После смерти Арслан Баба имам возвращается в Бухару и идет на службу к ходжа Юсуфу Хамадани. Под его влиянием Ахмад Ясауи создает первое в Туркестане суфийское учение. Через некоторое время он возвращается в Туркестан, оставив по словам автора, всех своих сподвижников (асхаб) хазрату ‛Абд ал-Халику Гидждувани. Ахмад Ясауи же устремляет свое внимание в сторону города Йасса.
В сочинении перечисляются преемники Ахмада Ясауи: Мансур Ата, ‛Абд ал-Малик Ходжа, Тадж Ходжа, Са‛ид Ата, Суфи Мухаммад Данишманд Ата, Хаким Ата, Занги Ата, Узун Хасан Ата, Исмаил Ата, Исхак Ата, Садр Ата, Алмумин Баба. С именем Ахмада Ясауи связаны многочисленные предания о его святости. Бытовала поговорка: «В Мадине - Мухаммад, в Туркестане – Ходжа Ахмад» /7/. Согласно преданию, Ходжа Ясауи, достигнув «возраста пророка», удалился от мирской жизни и жил в специально построенной под землей келье (худжра). Ходжа Ясауи известен как мудрец и просветитель, гуманист и создатель тариката Йассавийа, как человек, избравший святой образ жизни. Для тюрков, Ходжа Ясауи, образец человеческой души, честной и зеркально чистой.
В сочинении ‛Али ибн Хусайн ал-Ва‛из ал-Кашифи приводятся интересные сведения по XII-XIV вв., периоду становления школы центральноазиатских шайхов, вошедших в историю как Ходжаган – «наставники», данные о легендарном основателе этой школы Хамадани (ум. в 1140 г.), описание деятельности тех шайхов, чьи имена связывают с основанием и развитием братства Ходжаган-накшбандийа.
Сочинение содержит также и интересные сообщения о взаимоотношениях светских и духовных деятелей, а именно, сведения о поддержке Шахруха духовными лидерами Накшбандийа, о его борьбе с Халил-султаном за самаркандский престол, многочисленные свидетельства о весьма сложных взаимоотношениях известных религиозных деятелей с Мирза Улугбеком. Здесь описывается борьба за престол и захват Самарканда Абу Са‛дом; оборона Самарканда в 1454 г., организация обороны Самарканда в 1470 г., заключения мира у Шахрухийи между Султан Ахмадом, ‛Умар-Шайхом и Султан Махмудом, а также другие события, происходившие в Мавераннахре этого времени. Сочинение «Рашахат ‛айн ал-хайат» в основном, написано на подлинных документах, личных наблюдениях автора, рассказов современников.
Среди агиографических сочинений, содержащих также ценные сведения и по истории народов Центральной Азии, следует особо отметить такие труды, как «Анис ат-талибин» («Друг ищущих Бога»), «Силсилат ас-садикин ва анис ал-‛ашикин» («Генеалогии праведных и друг влюбленных»), «Раузат ар-ризван ва хадикат ал-гилман» («Сад рая и роща пажей»).
Автор сочинения «Анис ат-талибин» – поэт-суфий Бухары, Касим ибн Мухаммад Шахр-и Сафайи, имел поэтическое прозвище «Катиб». Поэтическое прозвище с образцами собственных стихов (в стиле «мунаджат») автор приводит уже в самом начале своего сочинения. Уже в зрелом возрасте он вдруг почувствовал «муки сердца и души» и, по совету друзей стал посещать мазары шайхов Ходжаган в Бухаре. В конце концов, по подсказке каких-то «почтенных» (‛азизан), он отправился «к порогу их святейшества Махдум-и А‛зама», который нашел средство для «излечения» его духовных мук, приняв в свои ученики /8/ (л. 3б-4б). «На услужении их святейшества Ходжаги Касани» автор находился «много лет», до конца жизни своего учителя. Свое сочинение Касим ибн Мухаммад написал «по указанию Хазрат Ходжаги и его ближайших асхабов» (л. 7б).
Сочинение «Анис ат-талибин» разбито на десять глав (баб), из которых первые семь носят назидательно-дидактический характер, либо дают разъяснения суфийской терминологии. С восьмой по десятой главы (л.31а–117а) посвящены жизнедеятельности Махдум-и А‛зама. Приводится множество рассказов о том, как всякого, кто смел противиться Махдум-и А‛заму или просто допустить некоторую бестактность по отношении к нему, ждала непременная расплата - увечья, полученные в результате несчастного случая, болезни и даже смерть.
Сочинение «Силсилат ас-садикин ва анис ал-‛ашикин» /9/ одно из основных источников для восстановления биографии и политической деятельности Махдум-и А‛зама и его влияния на духовную и культурную жизнь Дешт-и Кипчака. Автор сочинения - Дуст Мухаммад ибн Науруз Ахмад ал-Киши был одним из учеников и соратников Махдум-и А‛зама и по его словам, в течение 25 лет находился на услужении Махдум-и А‛зама, сопровождая его в поездках по Мавераннахру, и исполняя самые ответственные поручения своего учителя. Дуст Мухаммад предпослал своему сочинению обширное (16 листов), предисловие (мукаддима), в котором, со ссылкой на суфийские авторитеты, доказывается, что суфизм вполне отвечает требованиям сунны. Затем следует перечисление семи частей (кисм), из которых предполагалось составить основное содержание книги.
Сочинение «Ламахат мин нафахат ал-кудс» («Отблески дуновений святости») написано в 1626 году. Автор сочинения - Мухаммад ал-‛Алим ас-Сиддики ал-‛Алави родился в Ташкентском вилайете в 1565 г., умер в Самарканде в 1635 году. Мухаммад ал-‛Алим ас-Сиддики ал-‛Алави известен также как ‛Алим-Шайх ‛Азизан и был последователем особой ветви тариката Накшбандийа, носившей название Джахрийа-йи Султанийа, основателем которой считается Ходжа Ахмад Ясауи.
Сочинение «Ламахат мин нафахат ал-кудс» состоит из предисловия автора и двух частей (максад). Часть первая – обряды и песнопения при исполнении громкого зикра. Часть вторая – биографии шайхов Джахрийа-йи Султанийа. Главное место в сочинении уделено биографиям шайхов Хадима, Джамал ад-Дина, Худайда, духовного руководителя деда автора, их потомков и последователей. В их числе дед автора Дарвиш-Шайх, отец автора Мухаммад Му‛мин, дед со стороны матери Хафиз-и Куйки.
Для изучения истории духовной культуры казахов особую ценность представляют те разделы сочинения, где описываются биографии представителей тариката Джахрийа-йи Султанийа, начиная с биографии Ахмада Ясауи и кончая биографиями современников автора. Дошедшие до нас сведения источника весьма важны для оценки роли шайхов Джахрийа-йи Султанийа в общественной жизни Центральной Азии того времени. В сочинении говорится, что Ходжа Ясауи пришел к выводу, что наставлять на путь истинный свой народ он может только посредством зикр «джахр» и ввел в использование новый вид зикра – «зикр-и арра», особый вид зикра, напоминающий звук пилы. «Нравы каждого народа и каждого времени своеобразны и с ними надо обходиться с великим искусством, подобно пророкам, которым сообразно времени и обстоятельствам, нисходили откровения, понятные данному народу..., который они и направляли на прямой путь».
В сочинении «Ламахат мин нафахат ал-кудс» утверждается о связи силсила Йассави с Сухраварди. Упоминаются четыре наставника Ахмада Ясауи (пиры) – Арслан Баба, пророк Хизр, Ходжа Абу Юсуф, Шихаб ад-Дин Сухраварди. Арслан Баба обучал Ахмада Яссауи в отроческие годы и делал это по указанию самого пророка. Генеалогия Арслан Баба: Арслан Баба – Мансур Ата – ‛Абд ал-Малик Ходжа – Тадж Ходжа – Занги Ата. Арслан Бабу приписывается легендарная история с поручением данное ему Пророком. После обучения у Арслан Баба Ахмад Ясауи, по указанию учителя, отправляется к Ходже Юсуфу Хамадани, став его третьим халифа.
Приводится силсила ходжа Юсуфа Хамадани в следующей последовательности: Хазрат Юсуф Хамадани – шайх Абу ‛Али Фармади – Абу-л-Касим Гургани – шайх Абу-л-Хасан Харакани – шайх Абу Йазид Бистами – имам Джафар ас-Садик – шайх Абу Талиб Макки. Далее идет утверждение о связях Ахмада Ясауи с силсила Сухраварди. После изложения генеалогии Хамадани, автор излагает силсила Сухраварди: Шихаб ад-Дин – Абу-н-Наджиб ал-Кахир ас-Сухраварди – Ахмад Газали – Абу Бакр Нассади – Абу-л-Касим Гургани.
В сочинении упоминается о прохождении пути сулук Ахмадом Ясауи, что выражалось в охоте на животных. Автор сочинения, ссылаясь на труд имама Сыгнаки говорит, что Ахмад Ясауи имел три тысячи животных, и что 12 тысяч принцев по крови благодаря его помощи достигли степени святости /10/.
Сочинение «Ламахат мин нафахат ал-кудс» является важным источником для изучения Джахрийа-йи Султанийа, представители которого проповедовали в Туркестане и прилегающих кочевых районах, о той роли, которую играли шайхи тариката Накшбандийа в духовной жизни народов Центральной Азии.
***
1. В Рукописном фонде Института востоковедения АН РУЗ хранится шесть списков «Рисала-йи кудсийа» под № 2517/VII; № 2520/III; № 503/VII; № 543/I; № 84/IX; № 890/I.
2. Мухаммад ибн Махмуд ал-Хафизи ал-Бухари. Фасл ал-хитаб («Ясная речь»). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз, № 1449.
3. Мухаммад ибн Махмуд ал-Хафизи ал-Бухари. Тахкикат («Искание истины»). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз, № 1411.
4. В Рукописном Фонде Института востоковедения АН РУз хранится два списка сочинения под инв. № 2622 и № 635.
5. Маулана Мир Мухамад ал-Муфти ат-Ташканди. Манакиб-и маулана Лутфуллах («Мистические подвиги мауланы Лутфуллаха»). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз, № 5785.
6. Болдырев А.Н. Еще раз к воросу о Ходже Ахраре. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма, М., 1985, С. 47-63.
7. Светила духовности (Крупнейшие деятели науки и культуры Средней Азии IX-начала XX в.), Ташкент, 2003.С. 43.
8. Касим ибн Мухаммад Шахр-и Сафайи. Анис ат-талибин («Друг ищущих Бога»). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз, № 3969.
9. В рукописном фонде ИВ АН РУз хранятся три списка сочинения: № 622 – самый полный список, переписан примерно в XVII в.; № 2471 – без начала и конца. Переписан примерно в конце XVII в.; № 1904 – переписан во второй половине XIX в.
10. Мухаммад ал-‛Алим ал-Сиддики ал-‛Алави. Ламахат мин нафахат ал-кудс («Отблески от дуновений святости»). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз, № 495, л. 13б.