Влияние социокультурной детерминации представляет собой механизм адаптации к среде. Общество вырабатывало подобные механизмы на протяжении всей культурной истории. Так как экономические отношения известны на протяжении тысячелетий, то в каждую историческую эпоху они сопровождались определенными нормами и правилами, регулирующими весь экономический процесс: от производства до потребления. Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей.
В социально-экономических системах существуют определенные «инструменты управления»: иерархия (организация), где основное средство воздействия - давление на человека посредством принуждения; культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, шаблоны поведения, которые обязывают человека вести себя определенным образом; рынок – разнообразные отношения всех субъектов, вовлеченных в процессы производства, распределения, обмена и потребления.
Наряду с «рыночными» инструментами управления важно развивать «культурные» инструменты управления, поскольку активный поиск эффективных вариантов производства и реализации товаров и услуг должен подкрепляться соответствующим уровнем культуры предпринимательства. Становление рыночных отношений от периода «первоначального накопления капитала» переходит в более цивилизованное русло. Поэтому институционализация предпринимательства как социального процесса происходит параллельно с осознанием культурного фактора в предпринимательстве. Культурный фактор повышает экономическую эффективность национального хозяйства. Расширение позиций сферы культуры в экономике вносит существенный вклад в совершенствование человеческого капитала, что является основным условием экономического и социального развития государства. Чем цивилизованнее общество, тем более высока в нем культура предпринимательства.
Отметим социокультурные факторы, влияющие на институционализацию предпринимательства:
- общечеловеческие ценности (стремление к справедливости, долг, порядок), общие представления о смысле жизни, о месте человека в мироздании, о праведности и грехе – все это влияет на хозяйственную деятельность и на развитие культуры предпринимательства. В современном обществе демократического типа среди общечеловеческих ценностей упоминают уважение достоинства человека, терпимость, мировоззренческий плюрализм, культуру мира.
- Национально – культурные и религиозно – культурные стереотипы образа жизни страны – важная группа факторов. Культуры различных стран, формирующие различные системы ценностей, существенно влияют на культуру предпринимательства и на поведение предпринимателей. Одна культура одобряет более рискованное поведение, другая – более осторожное. В одних культурах поощряется твердая и однозначная позиция при принятии решения, тогда как в других - ценится склонность к компромиссам.
- Культурные образцы хозяйственных представлений и хозяйственного поведения связана с тем обстоятельством, что в разных типах общества существуют определенные достижения технологического плана. В связи с чем в одном обществе отношение к технологиям даже в сферах, необходимых для выживания людей, достаточно сдержанное, а в другом – большое внимание уделяется постоянному совершенствованию техники и технологий.
- Нормы и образцы взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, способы воспроизведения и трансляции этих образцов, т.е. правила поведения определенной профессиональной группы (торговцев, финансистов, промышленников) также предопределены общим социокультурным и политическим климатом общества.
- Ценностно – мотивационное отношение к труду, богатству, накоплению (предпринимательская этика) реализуется по-разному в обществах с традиционно рыночной ориентацией по сравнению с обществами постсоциалистического мира.
- Пространственный фактор должен быть учтен как особенности ландшафта, климата, местонахождения страны, размеры ее общей и сельскохозяйственной территории, которые предопределяют характер хозяйствования, виды и типы предпринимательской деятельности.
- Роль государства в развитии культуры предпринимательства связана с повышением институциональной и организующей роли государства в плане социально – экономических изменений в обществе и в культуре предпринимательства.
Эффективность внедрения государством соответствующих целевых установок в сознание и поведение предпринимателей зависит от меры доверия предпринимателей к государству; степени консолидированности общества; активизирующей роли религиозного сознания; наличия в обществе широкой сети различного рода спонсоров, покровителей, которые не только поощряют деловую активность, но и оказывают материальную поддержку в случае срывов; социализации, когда важное место уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения, его подготовке к самостоятельной творческой деятельности; усиления кадрового потенциала предпринимательства; важна роль политических институтов общества; общественные институты, организации укрепляют предпринимательский дух путем делового просвещения и информирования [1].
Передаваемые из поколения в поколение, нормы поведения в обществе, как и другие институциональные нормы, становились безусловным обычаем, переходя в традицию, направляя образ жизни и образ мышления в определенное русло. Нарушителям грозило суровое наказание. Например, деловая этика минимизировала конфликты между экономическими показателями предпринимательской организации и показателями социальной и юридической активности организации.
Необходимо отметить, что нормативная или законодательная разработка базы для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан прошла несколько этапов. Законодательством Казахстана закреплены такие признаки предпринимательской деятельности, как инициативность, осуществление от имени, за риск и под имущественную ответственность субъекта, а также - направленность на получение прибыли или личного дохода. При этом инициативность, самостоятельность и риск – это признаки, характеризующие предпринимательство, а направленность на получение прибыли – признак, определяющий именно предпринимательскую деятельность как вид хозяйственной деятельности [2].
В современном социуме ситуация продуцирует повышенный интерес личности к своему социальному положению и стремление изменить его путем смены социальных позиций, сменой принадлежности к группам общества, изменением социального статуса. Можно предположить, что под понятие «предприниматель», в обыденном значении, попадают все члены общества, совершившие переход от одних социальных отношений к другим, которые изменили свой социальный статус, место в общественном разделении труда [3]. Вместе со статусом человек меняет ролевое поведение, соответствующее общепринятым нормам, предписанным его прежнему статусу, и возлагает на себя новые социальные функции. В научно теоретическом плане предприниматель – это индивид, воспроизводящий нестандартное поведение, дающее максимальный результат.
Обзор вышедших в последние годы монографий, сборников научных статей, диссертационных работ российских ученых позволяет в общем плане исследовать социокультурные основы предпринимательства с нескольких позиций. Например, В.В. Попов считает, что:
1) предприниматель и общество, их взаимоотношения, влияние традиций и культуры на становление личности предпринимателя;
2) предприниматель как представитель социального слоя; он может быть понят через нормы, правила, этику данного слоя;
3) предприниматель как субъект экономической деятельности, продуцирующий особым образом организованное поведение, в котором выражается вся совокупность черт и качеств характера, воспитанного в процессе общественных ценностей, традиции, культуры, целей, задач, преломленных через индивидуальное восприятие.
1) Предприниматель и общество. К данной проблеме можно подойти через анализ структурно-функциональной системы, в которой предприниматель выполняет предписанную его статусу функцию, диктуемую общественной необходимостью. Такой подход хорошо разграничивает сферы деятельности, ответственность, но не определяет механизма, с помощью которого социум делегирует выполнение функций определенному индивиду или группе, и, как индивид или группа находят наиболее адекватный данной ситуации пути решения задач.
Социологический подход опирается на следующее положение: общество - динамичная структура, находящаяся в процессе постоянного движения, развития. Учитывая это положение, в анализе сложившейся ситуации можно выделить механизм, который направляет деятельность всех членов общества, в том числе, - предпринимателей. В этом смысле социокультурный подход при анализе процессов, происходящих в социуме, наиболее адекватно отражает сложившиеся реалии общественного развития.
2) Предприниматель как представитель социального слоя. Если проблему исследовать в данном направлении без учета социокультурных особенностей развития общества и его групп, то может произойти отрыв от существующей социальной реальности и уход в структурно-функциональный анализ. Предприниматель – это субъект не только экономической, но и социальной деятельности. Поэтому при анализе предпринимательства как объекта социологического исследования следует учитывать не только экономическую, но все социальную область деятельности предпринимателя.
Делегирование обществом выполнения части функций, создание условий и организация факторов для предпринимательской деятельности происходит при условии того, что этот социальный слой выполняет возложенные на него обязанности по реализации социальных потребностей. Если интересы социума не совпадают с интересами предпринимательства, принятыми ценностями, то деятельность всего слоя сворачивается, как не соответствующая целям и задачам общества. Данный подход может стать частью системных исследований.
3) Предприниматель как субъект экономической деятельности предполагает исследование собственно экономического поведения. Здесь мы на практике сталкиваемся с проявлением набор субъектных черт и качеств характера, воспитанных, приобретенных, усвоенных в процессе социализации и накопления опыта. Данный подход тесно граничит с психологией, но его можно назвать социально-психологическим, т.к. в предпринимательской деятельности проявляются не все качества личности, а воспроизводятся только необходимые в экономической деятельности качества индивида, что накладывает свой отпечаток на дальнейшее развитие субъекта. В контексте данного подхода можно говорить о социально воспроизводимых способах субъективного поведения предпринимателя [4].
В инновационной форме предпринимательского поведения можно выделить следующие модели: инвестиционная – базируется на организации и внедрении венчурных инвестиционных проектов; инвенторная – деятельность продуцируется на создании собственником инновационных продуктов; организационная – реализует методы интегрирования и комбинирования человеческих ресурсов; посредническая – совмещает экономические интересы субъектов деятельности; аквизиционная – устанавливает контроль над ресурсами других собственников с целью их концентрации в своих руках; коммерческая – создает новые связи, инфраструктуру, основанные на коммерческо-договорной основе; конъюнктурно - игровая – основывается на изменениях ценовой ситуации, комбинировании и управлении этими ситуациями; консалтинговая – оказывает профессиональную поддержку по широкому кругу вопросов [3].
Феномен предпринимательства предопределяет относительно новый тип – «человека экономического», главными характеристиками и отличительными чертами, которого является последовательная идентификация в сфере труда.
Предпринимательство влияет на социум, регулируя определенную сферу общественных отношений и направляя на освоение социальной среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств. Предпринимательство решает множество задач и удовлетворяет важнейшие потребности общества. Благодаря нормативному характеру профессиональной деятельности, предпринимательство способствует утверждению в обществе нового рыночного мышления, соблюдения общепринятых норм экономического поведения производителей и потребителей. Благодаря этому нормы и образцы поведения субъектов в новых экономических отношениях становятся институциональными.
Социокультурная сфера, как наиболее емкая группа детерминационных факторов, обеспечивающих социальное развитие, направляет возрождение предпринимательства, позволяет изучать и прогнозировать результаты его динамики в дальнейшем. Предприниматель живет и действует в обществе, оно помогает ему, поэтому его поведение оказывает влияние на предсказуемое и динамичное развитие общественной системы. Предприниматель заинтересован в воспроизводстве социокультурной устойчивости системы, а система может стабильно развиваться при наличии прогрессизма предпринимательской деятельности.
Стремление к процветанию и стабильности предпринимательской деятельности основано на системе ценностей, которое неотделимо от заботы о благополучии персонала, общества, имидже предприятия в глазах клиентов, работников, общества. Принимая решения, предприниматели оценивают эти решения не только с точки зрения последствий для себя лично, но и для общества в целом.
________________________
- Макеева В.Г. Культура предпринимательства. – М.: ИНФРА, 2002. - 218 с.
- Амирханова И.В., Романкова В.А. Правовое обеспечение индивидуального предпринимательства: проблемы и теории и практики. - Алматы: Казак университетi, 2003. - 209 с.
- Дряхлова Н.И., Кравченко А.И., Щербины В.В. Социология труда. – М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1993. – 368 с.
- Попов В.В. Социальные функции предпринимательства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – М., 1997, 143 с.