Современная теория международного права все более ориентируется на человека. И в этом нет противоречия, скорее можно говорить о закономерности связи. Уважение прав человек, демократия – важная гарантия мира. В международных актах подчеркивается, что уважение этих прав является основой всеобщего мира. Международное право призвано стать гомоцентричным, т.е. ориентированным на человека. В развитии идей Всеобщей декларации прав человека принято значительное число конвенций и пактов, посвященных правам человека. В этой связи следует отметить, что права, свободы каждого человека, честь и достоинства личности – величайшие общечеловеческие ценности, повсюду подлежащие защите и обогащению [1].
Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные (всеобщие) ценности – права и свободы человека стоят на одном их первых мест. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет, права человека обрели современную форму, современное понимание. Права человека и основные свободы как фундаментальные ценности современной цивилизации будут иметь существенно важное значение для международных отношений и в XXI веке – уверенность в этом выразили главы всех государств и правительств на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года [2].Права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношении. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Однако при всем разнообразии поступков участников общественного взаимодействия кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочивать этот процесс, сочетать интересы различных индивидов в рамках исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство. Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития, своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и др.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.
Принцип уважения прав человека является одним из основных принципов международного права и основой теории права. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью – постулирует также и Конституция Республики Казахстан. Вместе с тем невозможно дать одно верное и единственное определение прав человека. И невозможно это сделать в силу того, что права человека – явление многогранное. Права и свободы человека – это, прежде всего, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей. Права человека есть определенный взгляд на устройство мира, т.е. миропонимание, мировоззрение, основанное на принципах гуманизма. Справедливо и утверждение о правах человека как системе гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе. Не ошибется и тот, кто скажет, что права человека это система социальных регуляторов отношений между людьми (т.е. отношений по горизонтали), состоящая из морально-этических принципов и норм. Справедливым будет также утверждение, что права человека – это правовое понятие, характеризующее закрепленный в нормах права статус личности в ее взаимоотношениях с властью, с государством (т.е. отношения по вертикали). Правозащитники скажут, что права человека – это средство защиты от произвола и насилия со стороны государства, к которому оно склонно по своей природе [2].
Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы [3]. В этих условиях признание и уважение прав каждого человека являются предпосылкой ненасильственного разрешения конфликтов, предотвращения вооруженных столкновений. Уверенность человека в том, что и другие люди имеют, знают и действуют в соответствии с общепризнанными правами и свободами, правилами взаимоотношений, позволяет предвидеть ситуацию, ожидать определенной реакции и поведения членов человеческого сообщества. Соблюдение прав человека – это отсутствие страха, ненависти, ксенофобии, агрессии, войн [3].
Однако необходимо признать существование такого явления как вооруженный конфликт. Вооруженный конфликт или война, несет за собой самое страшное – смерть. Во время войны на фоне гибели большого количества человеческих жизней, мало кто задумывается о правах человека. Не смотря на то, что при соблюдении существующих прав человека, жертв могло бы быть намного меньше. Нарушение прав человека, где бы не происходили и какие бы масштабы не имели, влияют на затрагиваемых ими людей разрушительным образом. Одним из положительных сдвигов в области соблюдения прав человека, произошло после окончания «холодной войны», этим сдвигом является признание того, что нарушение прав человека стало едва не важнейшим препятствием на пути общественного прогресса. Признание обществом существование основных прав человека, а также наличие правового статус человека и гражданина призывает людей уважать личность, не смотря на наличие вооруженного конфликта. Более того, подобное положение вещей ведет к созданию правовой системы защищающей права человека от произвольного нарушения. И, тем не менее, война и вооруженный конфликт – это явление, при котором сложно говорить о соблюдении прав человека. Война и вооруженный конфликт - это формы разрешения политических противоречий путём вооружённого насилия, различающиеся степенью его применения. Война и вооружённый конфликт - это не прекращение прежней политики, а продолжение её другими средствами, в данном случае насильственными. Причинами этого могут служить разного рода противоречия между государствами, нациями, народами, классами и т.д.
В зависимости от характера и сторон противоречий, порождающих войну и вооружённый конфликт, последние подразделяются на гражданские и межгосударственные, религиозные и экономические, справедливые и несправедливые и т.д. По своим масштабам войны делятся на мировые, региональные и внутригосударственные (гражданские). Последние могут иметь в качестве своих причин межклассовые, религиозные или межэтнические противоречия. Единство и различие войн и вооружённых конфликтов выражается в их политическом, техническом и оперативном аспектах. Политический аспект включает в себя политические причины и цели войны и вооружённых конфликтов. Хотя и те, и другие имеют зачастую одинаковую политическую подоплёку, они различны по своим целям и стратегиям. Цели войны более масштабны и лучше спланированы, чем цели вооружённого конфликта. Политические цели войны формулируются задолго до её начала и определяют её подготовительную фазу: соответствующую реорганизацию армии, экономики, дипломатии, идеологии. Сама война ведёт к качественным изменениям всех сторон жизни общества и представляет собой одну из древнейших форм социальной мобилизации.
Естественно, что в обстановке вооруженного конфликта сложно говорить о каких-либо правах человека, однако нельзя забывать о том, что права человека – это понятие, характеризующее правовой статус человека и личности в целом, по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. По господствующим в современном мире представлениям, носят естественный и неотчуждаемый характер. Права человека закреплены в ряде основополагающих международных документов, так как Всеобщая декларация прав человека1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др., а также конституциях и законах государств. Существуют так называемые, общие принципы прав человека, о которых необходимо сказать в контексте данной статьи: Общие принципы:
- Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;
- Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;
- Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;
- В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;
- Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;
- Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;
- Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях;
- Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.
Однако именно в период вооруженных конфликтов чаще всего нарушаются основные права человека, многим не оказывается элементарная медицинская помощь. Не смотря на то, что пункт 2, статьи 3, общей для Женевских конвенций 1949 года, гласит: «Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь». Кроме того, сторона, находящаяся в конфликте, во власти которой эти лица окажутся, обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другие аналогичные критерии. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода или предумышленно создавать условия для их заражения (ст. 12 ЖК II) [4]. Касательно самих военных действий, то во всякое время, и в особенности после боя, стороны должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненных и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство). Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать раненных на поле боя, и произвести обмен ими. Стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности оказавшихся в их власти, раненных, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны. Эти сведения должны быть, как можно скорее доведены до сведения национального справочного бюро по делам военнопленных для передачи их державе, за которой числятся эти лица, через центральное агентство по делам военнопленных, подлежащего учреждению в нейтральной стране. Запрещается добивать или истреблять раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения, подвергать этих лиц, даже с их согласия, физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки, кроме случаев, когда это оправданно состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой хирургической операции. Сторона, принужденная оставить неприятелю раненных или больных, обязана оставить вместе с ними, насколько это позволяют военные условия, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними. Оказавшись во власти противника, раненные, больные и потерпевшие кораблекрушение считаются военнопленными, и к ним применяются нормы международного права, касающиеся военнопленных[5].
С момента принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, ООН и ее специализированные учреждения создали ряд механизмов защиты прав человека. Оформление и практическое применение этих механизмов сыграло определенную положительную роль, несмотря на сильное воздействие геополитических факторов. Более того, история человечества показала, что права человека не могут быть ограничены национальными или еще какими-либо рамками, т.к. все крупные мировые события накладывают свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию правового статуса человека и гражданина как важнейшей фундаментальной проблемы. Анализ содержания конкретных норм современного международного права свидетельствует о том, что статус человека в период вооруженных конфликтов определяется двумя основополагающими положениями, которые обязывают воюющие стороны, с одной стороны, обеспечить гражданскому населению и отдельным гражданским лицам физическую защиту в ходе военных действий, а с другой – обеспечить уважение основных прав и свобод человека в условиях вооруженного конфликта [6]. Хотя право на жизнь и физическую неприкосновенность являются неотъемлемым и одним из основных элементов содержания прав человека в том виде, в каком они сформулированы в документах, регламентирующих вопросы международно-правовой защиты прав человека (в частности, ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических 1966 года, основные положения которого подлежат обязательному применению также и в условиях вооруженных конфликтов), специфика особых обязательств вооруженных конфликтов, представляющих повышенную опасность для жизни человека, определяет настоятельную необходимость выделения [7].
В заключении следует сказать, что оказание международной помощи жертвам вооруженных конфликтов полностью соответствует требованиям Женевских конвенций 1949 года, Всеобщей декларации прав человека и других не маловажных международных документов по правам человека. Но никакие законы не будут действовать пока все участники вооруженных конфликтов, как военные, так и гражданские лица, не поймут что главным вопросом в период вооруженных конфликтов, является вопрос соблюдение прав человека в условиях вооруженных конфликтов.
Список литературы
- 1. Сабикенов С.Н. Общечеловеческая концепция прав человека как идейная основа международного сотрудничества государств в сфере защиты прав человека // Права человека и актуальные проблемы международного права: Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 60-летию Всеобщей Декларации прав человека. – Алматы, 2009г. – С. 5-10.
- 2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г.
- 3. Краткий путеводитель по системе защиты прав человека в рамках ООН un.by/ru/hr/
- 4. Alfaro R. J. Questions of International Criminal Jurisdiction. – Ybk. Of the Int. Law Comm., 1950. II, p. 3
- 5. David E. Eléments de droit pénal international. pp.223 ss.311
- 6. Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. МККК. М., 2000г., с. 561
- 7. Glaser E. Droit international pénal convetionel. Bruxelles, Bruylant, 1970, pp. 233