После экономического подъема к концу ХХ века, экономика КНР в новом столетии продолжала набирать большие темпы. Статистические данные предоставленные Государственным Агентством по статистике КНР показывают, что с 2001 по 2007 годы экономической рост Китая превышает больше 10%, валовая продукция GDP в 2008 году достигла 3860 миллиардов долл. США, Китай уже занимал третье место как экономически мощно развитая страна после США и Японии, даже в 2008 и 2009 годах в период экономического кризиса коэффициент роста экономики Китая держал свои 9 и 8%, тогда велись прогнозы по поводу, когда экономика Китая превзойдет экономику Японии и США, и когда наступит время могущества Китая.
Надо отметить, что высокий темп экономического роста также привел к колоссальным потребностям в ресурсах, после образования КНР, Китай как новое государство, которое переживало высокий экономический рост, а также изменение во внешней и внутренней политической среде, многократно проводило регулирование своей энергетической политики, и в целом, это время можно разделить на два периода - до и после проведения реформ открытости в 1978 г.: первый период: дореформенный (1949-1978 гг.) и второй период после реформ (1978-2009 гг.).
С образованием Китайской Народной Республики в 1949 г. до 1978 г., в Китае начинаются реформы, этот период по энергетической стратегии называем дореформенным. В связи с реальностью мирового порядка, и в Китае образуют стратегию энергий - «обеспечить удовлетворение нужд собственными ресурсами». В этот период, после длительного периода войны, Компартия Китая в 1949 году объявила о создании Китайской Народной Республики. На тот момент энергетическая производительная база Китая была очень слабой, проводимые производственные мероприятия, снаряжение и оборудования, а также научно-технический уровень были очень низкими, возможности производства, разведки, переработки и снабжения также были слабыми.
В 1949 году общий объем производства энергоресурсов составлял лишь 23 700 тыс. тонн стандартного угля, из энергопродуктов основными были уголь, объем производства угля составлял лишь 32 000 тыс. тонн, годовая добыча сырой нефти – 120 тыс. тонн. Всего расходов на уголь составляло свыше 95% от общего объема энергоресурсов, соответственно не было достаточно электроэнергии для обеспечения всей страны.
В 50-х годах ХХ века коэффициент самообеспечения нефтепродуктами составлял около 40%, а половина объема зависела от импорта из СССР. После разрыва отношений с СССР, Китай принял курс под лозунгом «Опираться на свои силы» и начал постепенное осуществление стратегии безопасности энергоресурсов «Обеспечить удовлетворение нужд собственными ресурсами». В период 1959-1962 гг. последовали открытие нефтяных месторождений Да цин и Победы, история развития нефтяной промышленности Китая открыла свою первую страницу. После этого были обнаружены и новые месторождения, такие, как Даган Цзянхан, ЛяаоХе, и т.д., которые получили свое развитие, объем нефтедобычи набирал темпы. В 1963 году Китай достигнул обеспечить потребность внутри страны собственными ресурсами.
Начиная с 1973 года Китай постепенно стал экспортировать нефть в Японию, Филиппины, Таиланд, Румынию. В 1985 году объем экспортируемой нефти достиг наивысшего уровня в истории нефтяной промышленности, статистический объем экспорта на внешний рынок составил 30 030 тыс. тонн, реальный объем составил – 31150 тыс. тонн. Вместе с экономическим развитием страны вырос спрос на нефть и замедление увеличения объема добычи, экспорт сырой нефти также снизился.
В дореформенный период хотя две сверхдержавы США и СССР «играли» в железный занавес и противостояли друг другу, а Китай вел непрерывную политическую борьбу внутри себя, которая повлияла на развитие социалистической экономики страны, то необходимо отметить, что в этот период преодолев народную борьбу осуществил политику энергоресурсов «Обеспечения удовлетворения нужд собственными ресурсами», в Китае создали мощную базу производства энергоресурса, после чего начался взлет экономического развития Китая.
Начиная с 1978 года Китай проводил политические и экономические реформы, внедряя политику открытости, это было началом истории длительного экономического развития. Китай проводил разные стратегии энергетики. С момента проведения политики открытости энергетическая стратегию Китая можно разделить на три этапа:
В первом этапе, энергетической стратегией Китая назвали самодостаточность, а уголь стал как основным энергопродуктом. До 90-х годов ХХ века Китай в вопросах энергетической стратегии делал упор на самостоятельность, и принял ряд политики для снижения потребности нефти, также политику «уголь обмен нефти» и т.п., усилил положение угольной промышленности в системе снабжения энергоресурсами Китая. Вместе с тем нефть страны экспортировались в большом объеме.
В 80-е годы Китай ежегодно экспортировал около половины сырой нефти. В 1985 году объем экспортируемой нефти достиг наивысшего уровня в истории нефтяной промышленности, статистический объем экспорта на внешний рынок составил 30 030 тыс. тонн, реальный объем составил – 31150 тыс. тонн. На тот момент в экспорте нефти Китай ставил три цели:
- 1) Превратить нефть в валюту. Для увеличения валютного резерва Дэн Сяопин выдвинул стратегию «нефть меняем на валюту». С 1977 до 1985 гг. общий доход от увеличения экспорта нефти составил 30 процентов всего увеличения экспорта товаров Китая. Только после 1985 года последовало увеличение объема производства текстиля и других промышленных товаров, соответственно снизился удельный вес нефти в экспорте, стратегия «нефть меняем на валюту» постепенно ослабла.
- 2) Нефть обмен технологии. 19 февраля 1978 года Китай с Японией подписали «Долгосрочное торговое соглашение». Нормами соглашения были: путем дружеского согласования Китай экспортирует в Японию сырую нефть и уголь, Япония экспортирует в Китай технологию, комплект оборудования и строительные материалы. Данное соглашение являлось долгосрочным торговым соглашением, обе стороны должны были ежегодно проводить переговоры по вопросам цены и объема экспортируемых сырой нефти и угля. Однако когда Китай из экспортера превратился в импортера, объем экспортируемой сырой нефти в Японию стал постепенно снижаться. Последнее дополнительное соглашение было подписано в конце 2000 года о продлении по данному соглашению. По данному дополнению с 2001 по 2003 гг. Китай ежегодно должен был поставлять в Японию 3-4 миллиона тонн сырой нефти.
- 3) Международное дружественное сотрудничество и взаимопомощь. Основная реализуемая нефть между Китаем, Кубой и Пакистаном проведена по принципе обмена.
Во втором этапе (1993-2002 гг.), в Китае энергетической стратегии - «обеспечение поставки энергоресурсов» на иностранные ресурсы. В 90-е годы в Китае быстрое развитие получила тяжелая промышленность, удельный вес которой превысил пятьдесят процентов в промышленной стоимости производства, а в последующих годах достигла 60% (на сегодняшний день уже приблизился к 70%). В ситуации с ускоренным развитием тяжелой промышленности поднялся удельный вес выработки энергоресурсов в промышленном отделе, и в конечном итоге привело к тому, что Китай в 1993 году из экспортера нефти превратился в импортера. В связи со сложившейся ситуацией Китай начал менять стратегию «Обеспечить удовлетворение нужд собственными ресурсами», постепенно поворачиваясь в сторону, развивая стратегию развития диверсификации энергоресурсов. В 1993 году правительство Китая поставило перед собой политическую цель «Долгосрочной гарантии, стабильной поставки нефти». Этот этап энергоресурсной политики Китая характерен принятием и постановкой именно этой цели. Для этого предприятия в Китае занятые энергоресурсами начали осуществление стратегии «zou chu qu»(перевод: выйти из вне).
В июне 1993 года КННК получила часть акции месторождений в Канаде, и добывали первую в истории Китая бочку иностранной сырой нефти. Однако с 1993 по 1996 гг. иностранные капиталовложения китайской компании в сфере нефтяного сотрудничества как разведка месторождений, повышение коэффициента производства старых месторождений, разделение продукции, услуги и прочее были незначительными. Китайские предприятия постепенно знакомились с международным инвестированием, овладели навыками конкуренции, накопили ценный опыт в этом.
Начиная с 1997 года нефтяные компании Китая вышли на новый этап стабильного развития. Были подписаны соглашения по освоению нефти и газа с Суданом, Казахстаном, Венесуэлой и др. государствами. Также Китай подписал с Канадой, Таиландом, Мьянмой, Туркменистаном, Азербайджаном, Оманом, Ираном и Ираком соглашения о разделении продукции, сотрудничестве, аренде и др., содержанием которых были разведка и освоение нефти и газа, земельные строительства, прокладка трубопроводов, переработки нефти, нефтехимическая промышленность и реализации нефтепродуктов и т.д. Успешным среди которых являются проекты осуществляемые CNPC совместно с Суданом в освоении нефти и газа и Казахстаном в строительстве нефтепровода.
А в третьем этапе, китайское правительство начало утверждать стратегию безопасности энергетики и беспрерывного развития энергетики из-за нижеследующей причины.
1) Учесть вопросы безопасности поставки энергоресурсов: а) энергоресурсы все более становятся вопросами общемировой стратегии, международная конкурентная борьба вокруг энергоресурсов становится более жесткой. Повсеместно считается, что США развязала конкурентную войну с Ираком, чтобы вмешаться в дела Ближнего Востока, основной причиной явился контроль за нефтяными ресурсами в данном регионе, что в свою очередь приблизило бы к мировому господству под нефтью;
б) импорт китайской нефти из Ближнего Востока, Африки и регионов Юго-Восточной Азии. Около восемьдесят процентов импортируемой нефти транспортируется по морю через пролив Ма Лю Цзя. Отдельные страны открыто пытаются контролировать морской транспортный коридор через этот пролив, тем самым оказывая китайской нефти угрозу безопасной перевозки.
в) в 2003 году резко поднялась цена на сырую нефть, Китай подвергся несправедливым обвинениям. Как вторая по величине страна-потребитель нефти во всем мире, Китай в
2004 году импортировала 120 миллион тонн нефти, объем импорта составлял лишь 6% общего объема всемирной торговли. Вместе с тем импортируемый объем США составлял 275, отдельных стран Европы составлял 26%, Японии - 11%. Китайское правительство считало, что западные страны должны нести еще большую ответственность за повышение цены на нефть, а не критиковать Китай.
2) Учесть вопросы развития, основными из которых являются следующие:
а) экономика Китая с 2003 года вошла в новый период ускоренного развития, еще раз столкнувшись с новыми преградами. В 2004 году в 20 провинциях Китая возникли разные степени нехватки энергии, во многих городах возник дефицит топлива. В 2005 году китайское правительство перешло на макрорегулирование, напряженная обстановка немного разрядилась, однако брешь в дефиците энергоресурсов по-прежнему существовала, только в угольной промышленности эта брешь составляла 80 миллион тонн;
б) увеличение потребности нефти и ее зависимости от импорта, к 2010 году требуемый объем китайской нефти по предварительным прогнозам должен достичь 350 миллион тонн. Из них приблизительно 50% импорта. К 2020 году объем должен составить 500 миллион тонн, из них 60% импорта. Будущее китайской нефти в отношении зависит от иностранных ресурсов и непредсказуемости мирового рынка, которые таят в себе угрозу китайской экономике.
Стратегией третьего этапа (2003 г. – по сегодняшнее время) развития энергетической стратегии Китая является «Изыскивать дополнительные источники и экономить расходы». После событий «9/11» США, в связи с изменениями в ситуации энергетической безопасности, а также колебанием России в вопросах строительства нефтепровода «Ангарск-Дацин» и другие неопределенные факторы привели к тому, что начиная с 2003 года китайское правительство регулировало стратегию «выйти из вне», которая постепенно превратилась в новое видение «Изыскивать дополнительные источники и экономить расходы» в вопросах стратегий энергетической безопасности. Это прежде всего, выражает следующие стороны:
Первое, она первоначально образовалась и утверждалась на собрании Компартии Китая. Например, в октябре 2003 года на третьем съезде 16-го созыва КПК был четко выдвинут лозунг «поддержать принцип все для человека, утвердить доктрину повсеместного и непрерывного развития, стимулировать развитие экономического общества и народа всесторонне», а также было подчеркнута «гармония человека и природы».
В октябре 2005 года на пятом съезде 16-го созыва КПК было рассмотрено «плановое строительство одиннадцатой пятилетки об общественном развитии и утверждения национальной экономики». Съезд выдвинул «идею всесторонней реализации научного развития», «о необходимости укрепить общую обстановку развития экономического общества в идеи научного развития, поддержать идею переходного развития, создать модель развития, повысить качество развития». На этот раз съезд выдвинул основную цель развития «11-й пятилетки»: «значительное повышение коэффициента использования ресурсов, общий удельный вес производства энергоресурсов внутри страны по расходам в сравнении с завершением 10-й пятилетки снизился примерно на 20%; необходимо ускорить создание модели ресурсной экономики, изменить отношение общества в окружающей среде, приложить все усилия на цикличное развитие экономики, серьезно отнестись к вопросам охраны окружающей среды и экологии, добросовестно решать вопросы здравоохранения и прочие вопросы экономии и модели расходов на здравоохранение».
В октябре 2007 года на 17-м собрании КПК были выдвинуты следующие направления: «Углубление идеи реализации научного развития»: «необходимость поддержать всестороннюю согласованность непрерывного развития, построение модели экономии ресурсов, бережное отношение общества к окружающей среде»: «построить культуру экологии, создать промышленную конструкцию экономичных энергоресурсов и охраны окружающей среды и экологии, увеличить модель расходов»: «усилить экономию энергоресурсов и охрану окружающей среды, все силы направить на непрерывное развитие».
В разных стратегиях о развитии экономики, утвержденные китайским правительством также воплощалась идея «Изыскивания дополнительных средств и сокращения расходов». К примеру, в июне 2004 года на собрании Госсовета КНР обсуждалась, а затем через «основные положения плана по долгосрочному развитию энергоресурсов Китая (2004-2020 гг.)» была поставлена политическая цель и стратегия развития энергоресурсов Китая, был выдвинут курс на: «экономия как приоритет, эффективность как основное диверсификационное развитие; уголь как основная промышленность, поддержка страны, освоить целину за рубежом; единое планирование городов и сел, разумное размещение; опора на научную технику, создание системы охран окружающей среды, обеспечение безопасности».
В марте 2006 года на четвертом собрании ВСНП 10-го созыва через «основные положения плана 11-й пятилетки о развитии национальной экономики и общества КНР» была поставлена отдельная глава «положительно развивающаяся энергетика», а также была поставлена четкая цель «иметь преимущество в экономии, на основе внутреннего Китая, уголь как основная промышленность, диверсификационное развитие; усовершенствовать производство и структурный состав потребления, построить систему поставки энергоресурсов, ее стабильность, экономику, охрану окружающей среды и безопасность».
В апреле 2007 года Комитет по развитию и реформам через утверждение «плана 11-й пятилетки развития энергетики», поставил курс на «использование идеи научного развития и строительство гармоничного социалистического общества, осуществление экономичного преимущества, на основе внутреннего Китая, диверсификационное развитие; охрана окружающей среды, усиление стратегии международного взаимовыгодного сотрудничества, создание системы стабильного, экономического энергоресурса, непрерывность в развитии энергоресурсов для поддержания непрерывного развития экономического общества Китая».
Таким образом, из-за увеличения потребления энергоресурсов, энергетическая безопасность для Китая является одной из самых важных и острых проблем, решение которой возможно не только влиять на экономическое развитие Китая, а также и на весь мир. Развитие энергетической стратегии Китая показывает об изменении своей политики в этой сфере, стремлении Китая о ее решении.
Список литературы
- 1. cnpc.com.cn/CNPC /gsjs/fzlc /.
- 2. Чжа Дао Цзюн. Международный политическо-экономический анализ нефтяной безопасности Китая. - Пекин.: Современный мир. - С.16. 2005.
- 3. Ван Цзя Шу. Нефть и национальная безопасность. – Пекин.: Землетрясение. - С.157. 2001.
- 4. Ван Цзя Шу. Нефть и национальная безопасность. – Пекин.: Землетрясение. - С.157. 2001.
- 5. Felix K.Chang. Chinese Energy and Asian Security. Orbis. №.2. – Р.1233. 2001.
- 6. cnpc.com.cn/CNPC /gsjs/fzlc /.
- 7. Чжа Дао Цзюн. Международный политическо-экономический анализ нефтяной безопасности Китая. – Пекин.: Современный мир. – С. 18. 2005.
- 8. Отчет о развитии энергетической стратегии КНР, cnpc.com.cn/CNPC.
- 9. Ма Кай. Опроверг доктрины энергетической угрозы Китая. Ежедневная газета «Экономика», 8 ноября 2006. ст. 6.
- 10. Caye Christoffersen. The Dilemmas of Chinaps Energy Gover nance: Recentralization and Regional Cooperation. The China and Eura2siaForum Quarterly. Vol.3. №.3. 2005. p 164. Christian Constantin. ChinapsConcep tion of Energy Security. Sources and International Im 2pacts. Working Paper . №.43. March 2005. pp16-7.