В 2010 г. Республика Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ. В течение года РК будет координировать работу 56 государств-членов этой весьма уважаемой международной региональной организации. Избрание РК председателем ОБСЕ свидетельствует о растущем авторитете РК на международной арене.
По сложившейся традиции, страна, принявшая председательствование в ОБСЕ, должна внести в ее деятельность нечто такое, что еще более укрепило бы и подняло авторитет этой организации.
ОБСЕ не располагает финансовыми ресурсами, не имеет сил быстрого реагирования. Эта специфическая организация, стратегия и тактика которой строятся на переговорах, соглашениях и их выполнении. Основная цель ОБСЕ – достижение мира и демократии в регионе, на который распространяется сфера ее влияния.
В настоящее время весьма актуальна идея внедрения демократии в региональные межгосударственные отношения. Думается, что РК в период своего председательствования в ОБСЕ могла бы сделать акцент именно на этой идее. Нет никаких сомнений в том, что, реализовав эту идею, РК оставила бы глубокий след в истории ОБСЕ.
На протяжении тысячелетий отношения между народами и государствами строились на насилии: войнах, захватах, покорении и унижении одних народов другими народами и государствами. Все это сформировало устойчивое мнение, что насилие является характерной чертой человечества. В XIX-XX вв. некоторые государственные и политические деятели, мыслители выдвигали даже целые теории, в которых утверждалось, что войны, якобы, обеспечивают технологический прогресс человечества, а также содействуют сокращению численности населения земного шара, препятствуя перенаселению последнего. Это – антигуманная позиция, имеющая целью оправдать необходимость войн. Ее придерживаются деятели, которые считали и продолжают считать, что с помощью насилия, войн можно достичь определенных целей, а, точнее, материальных выгод.
В XIX в. немецкий военный историк Клаузевиц даже сформировал определение войны. Он писал, что война – это та же политика, только ведущаяся иными средствами. Многим это определение пришлось по душе. Оно было в духе времени, когда война рассматривалась как единственное действенное средство достижения намеченных целей. В этих условиях не было и речи об использовании для этого каких-либо иных, мирных средств.
Сейчас времена изменились. Сформировались авторитетные международные и региональные организации: ООН, Совет Европы, ЕС, ОБСЕ, ШОС и другие. Отношения между народами и государствами поднялись на новый уровень, теперь они регулируются международным правом, в основе которого лежит Устав ООН.
Технологический прогресс способствовал появлению оружия массового поражения, что делает возможным войны глобального масштаба. На передний план выдвинулась дипломатия, являющаяся спутницей-антиподом войны. Когда говорят дипломаты, пушки молчат. Вообще, в XХI в. должны замолчать навсегда. Государства должны не наращивать военный потенциал, а готовить дипломатов, способных разрешать региональные конфликты на основе демократических принципов. Это – веяние времени.
На протяжении тысячелетий люди превозносили монархов и полководцев, покорявших другие народы, таких, как Цезарь, Карл Великий, Наполеон, Суворов и др. Сегодня мы должны поднимать на щит выдающихся ученых, мыслителей, выдвигавших идеи сближения народов, идеи мира и демократии. В когорту этих великих представителей человечества входят Сократ, Платон, Аристотель, Виктор Гюго, Абай, Пушкин, А. Бриан, А. Сахаров и др.
Существует множество форм государственного устройства, среди которых выделяется демократия. Конечно, она не идеальна, но лучше нее человечество еще не придумало. На земле ничего идеального не может быть. Все идеальное – только в космосе: здесь Солнце никогда не опаздывает ни с восходом, ни с закатом.
На сегодняшний день демократия выступает как лучшая форма правления. На протяжении веков ее рассматривали как одну из форм внутреннего устройства государства, но сейчас демократия должна перешагнуть национальные рамки и в полном объеме предстать на международной арене со всеми присущими ей основными чертами, а именно: достоинством, свободой, равенством и солидарностью. Сюда же необходимо включить и такой уникальный и, вместе с тем, универсальный принцип как права человека.
Достоинство. Каждое государство в независимости от его размеров, уровня экономического развития и формы правления имеет право на уважение и защиту своих интересов.
Свобода. Все государства суверенны и вправе самостоятельно решать свои судьбы. Однако свобода каждого государства заканчивается там, где начинается свобода другого государства. Свобода неотделима от равенства.
Равенство. Несмотря на физические размеры, в рамках международного права все государства равны. Равенство означает уважение и соблюдение интересов всех государств.
Солидарность. Все государства проявляют солидарность по отношению друг к другу в периоды возникновения непредвиденных обстоятельств.
Во взаимоотношениях между государствами, основанных на демократии, человек ставится во главу угла. Здесь главенствует принцип: все делается от имени человека, все делается с помощью человека, все делается для человека, а если это так, то на первый план выдвигаются права человека – и не только в рамках национального государства, но и в межгосударственных отношениях.
Отсюда логически следует, что права человека носят уникальный и универсальный характер. В этом заключается одна из особенностей XХI в., в прежние времена этого не существовало.
Выдвижение идеи внедрения демократии в региональные межгосударственные отношения предполагает следующее определение демократии: демократия в региональных межгосударственных отношениях означает согласование интересов государств путем договоренности, компромиссов, исключающем при этом любой диктат.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что дипломатия руководствуется всеми принципами демократии. Интеграция требует особой подготовки дипломатических кадров, способных защищать на международной арене интересы регионального интеграционного ансамбля.
Выдвигая идею о внедрении демократии в региональные межгосударственные отношения, следует четко подчеркнуть, что демократия едина и одна для всех народов и стран. Демократия или есть, или ее нет. Чуть-чуть демократии не бывает. Также как и не бывает национальных или иных демократий. Выдвижение таких форм демократии является сплошным обманом, завесой, для прикрытия антидемократических взглядов и настроений. Нет ни американской, ни европейской, ни русской, ни китайской, ни казахстанской, ни других демократий; есть демократия в Америке, Европе, России, Китае, Казахстане и т.д.
Внедрится ли демократия в региональные межгосударственные отношения? При изучении этого феномена видно, что в Европейском Союзе он довольно распространен. Европейская интеграция полностью построена на принципах демократии в межгосударственных отношениях. Такое положение стало возможным потому, что все государства-члены ЕС являются демократическими государствами. Именно поэтому и отношения между собой они строят на демократической основе. В этом и состоит привлекательность ЕС. Вот почему присоединиться к данному союзу стремятся практически все европейские государства, еще не являющиеся его членами.
В ОБСЕ дело обстоит несколько иначе. Не во всех государствах-членах этой организации принципы демократии доминируют в полном объеме, особенно это касается области прав человека. Да и с другими демократическими принципами в рамках ОБСЕ не все в порядке, о чем свидетельствуют события, произошедшие на юге Кавказа, участниками которых были государства-члены ОБСЕ. Если бы страны, входящие в данную организацию, полностью соблюдали принципы демократии и руководствовались бы этими принципами в отношениях между собой, то ситуаций, подобных имеющимся на юге Кавказа, не возникало бы. Представить подобное в рамках ЕС – невозможно.
Из всего сказанного можно сделать следующее заключение: Республика Казахстан, в период своего председательствования в ОБСЕ в 2010 г., призвана сделать акцент на идее еще более глубокого и всестороннего внедрения принципов демократии в региональные межгосударственные отношения в рамках ОБСЕ.