В начале XXI века одной из сложнейших проблем мировой политики и межгосударственных отношений, по общему мнению, стал международный терроризм. Приобретая глобальный характер, он превратился в серьезную угрозу мировому сообществу. Примеры террористических нападений в США, странах Европы, Ближнего Востока и Южной Азии наглядно демонстрируют, что подготовка террактов, механизм их осуществления, объемы финансирования, глубина и степень воздействия на общество – все это в последнее десятилетие стало более масштабным.
По разным оценкам в настоящее время в мире насчитывается около 500 различных радикальных группировок, использующих в своей деятельности насильственные методы. Подавляющее большинство экстремистских организаций, как правило, не представляют глобальной угрозы безопасности. Однако некоторые из них способны развернуть массовый террор или оказать существенное влияние на расстановку геополитических сил в том или ином регионе, как, например, афганское движение «Талибан», палестинское движение «Хамас» или организация ливанских шиитов «Хезболлах».
Одной из самых влиятельных и боеспособных террористических организаций в Южно-Азиатском регионе до недавнего времени считалось объединение тамилов ТОТИ – «Тигры освобождения Тамил Илама». На протяжении почти трех десятилетий они контролировали большую часть северных и восточных провинций государства Шри-Ланка. Гражданская война в стране, вызванная вооруженным конфликтом центральных властей с ТОТИ, не только тормозила экономическое развитие островного государства и усугубляла непростую гуманитарную ситуацию, но и напрямую оказывала влияние на геополитику в регионе.
Зимой и весной нынешнего года правительственным войскам Шри-Ланки удалось освободить часть территорий, находившихся ранее под контролем ТОТИ, и серьезно потеснить тамильских боевиков. Данное обстоятельство уже в начале апреля позволило представителям министерства обороны страны заявить о том, что «война с тамильскими сепаратистами окончательно вступила в финальную стадию» [1].
18 мая 2009 года, после того как военные сообщили об уничтожении в ходе боевой операции главы ТОТИ Велупиллая Прабхакарана и его сына, президент Шри-Ланки Махинда Раджапакс по нацио-нальному телевидению официально объявил о том, что гражданская война в стране закончилась [2].
Переломный момент в вооруженном противостоянии между радикально настроенными тамилами и центральной властью для Шри-Ланки и всего региона, безусловно, имеет огромное значение. Не исключено, что в настоящее время решается судьба одного из самых крупных этно-религиозных конфликтов в Южной Азии. Ведь с окончанием активных боевых действий он пока так и не нашел своего разрешения.
Разногласия индуистов-тамилов с сингалами, исповедующими буддизм, начались еще в середине XIX века. Тамилы, потомки рыбаков и торговцев выходцев из южной Индии, всегда испытывали определенное давление со стороны сингальского большинства и увидели в англичанах, превративших тогдашний Цейлон в колонию, влиятельных союзников. В это время главной экспортной культурой Цейлона становится кофе и чай, а на кофейных и чайных плантациях работали преимущественно привезенные из Индии рабочие-кули, в основном южно-индийские тамилы. Кроме того, тамилы и мусульмане-мавры сосредоточили в своих руках значительную долю цейлонской торговли, тогда как коренное население страны, сингалы, в этом смысле отставали [3].
Предприимчивые и быстро осваивавшие английский язык, тамилы стали настоящей опорой британцев. Им доставалось большинство мест в столичном университете, они пользовались преимуществом при получении постов в местной администрации, что, разумеется, вызывало недовольство у сингальской элиты.
Общая ситуация кардинально поменялась с приходом в страну независимости. После ухода европейцев в результате всеобщих демократических выборов сингальское большинство довольно легко взяло власть в свои руки. Сингальский язык стал государственным, власти открыто поддерживали буддийскую культуру, в ущерб индуистской. Попытки тамилов отстаивать свои интересы через парламент ни к чему не привели. В итоге они объявили себя ущемленным в правах национальным меньшинством (тамилы составляли 13 процентов населения страны) и провозгласили курс на создание независимого тамильского государства Тамил Илама.
Сингалы решительно выступили против сепаратизма. При молчаливом согласии, а возможно и поддержке властей, радикальной частью сингальцев был создан «Фронт народного освобождения», который проповедовал доктрину расовой чистоты. В середине 1960-х годов правительство лишило гражданства потомков тамильских рабочих, завезенных англичанами, и начало их депортацию в Индию.
Ожесточенное политическое противостояние очень скоро вылилось в гражданскую войну. В 1983 году боевики радикальной организации «Тигры освобождения Тамил Илама» напали на грузовик с военными. Было убито полтора десятка солдат-сингалов. В ответ по стране прокатилась волна тамильских погромов. В Шри-Ланке началась гражданская война, которая унесла жизни более 80 тысяч человек и почти миллион превратила в беженцев [4].
Все это время «тигры» контролировали большую часть северо-восточных районов страны, где, по сути, создали собственное государство с административными структурами и органами управления, школами и судами, телевидением и радиовещанием, полицией и мощными военными формированиями.
Свою национально-освободительную борьбу ТОТИ вела отнюдь не только политическими средствами. С 1987 по 2009 годы боевики осуществили около 200 террористических нападений. Их организация единственная, кому удалось ликвидировать двух глав государств – индийского премьер-министра Раджива Ганди в 1991 году и президента Шри-Ланки Ранасингха Премадаса в 1993 году. Жертвами «тигров» становились ланкийские министры и высокопоставленные офицеры, множество государственных и политических функционеров [5].
Опираясь на соотечественников за границей, члены ТОТИ создали разветвленную сеть по торговле наркотиками и оружием. Немалый доход приносила организации подпольная система переправки нелегальных иммигрантов из Шри-Ланки в страны Запада. Средства на продолжение вооруженной борьбы обеспечивала деятельность в ряде стран Европы и Соединенных Штатах Америки различных тамильских организаций, таких, как «Всемирная ассоциация тамилов», «Всемирное тамильское движение» и др.
Благодаря внешней подпитке ТОТИ создала эффективные вооруженные силы. Они включали в себя ударные пехотные части, подразделения коммандос, артиллерию, ПВО, связь, службу разведки и контрразведки. На их вооружении состояло автоматическое оружие, пушки, танки, противотанковые ракетные комплексы, легкомоторная авиация, сверхмалые подводные лодки и скоростные катера [6].
Не сумев военным путем решить проблему тамильского сепаратизма, в 1990 году Коломбо заявил о перемирии с ТОТИ. В условиях, когда ни одна из сторон не смогла обеспечить полную победу, активизировался мирный переговорный процесс. В 2002 году в Осло были подписаны соглашения о полном прекращении огня. Лидер ТОТИ Велупиллаи Прабхакаран дал понять, что «тигры» отказываются от своего главного требования – создать государство и могут ограничиться широкой автономией для регионов. Коломбо в свою очередь, легализовал организацию радикальных тамилов [7].
Однако центральным властям и лидерам тамильских радикалов найти общий язык так и не удалось. Очередной виток конфликта начался после того, как в августе 2005 года от рук террористов погиб министр иностранных дел Шри-Ланки Лакшман Кадиргамар, этнический тамил, а в ноябре того же года было совершено покушение на министра обороны страны Готабхая Раджапакса – родного брата президента страны Махинда Раджапаксы. Ответственность за терракты возложили на «тигров». С тех пор инициатива на полях сражений принадлежала исключительно правительственным войскам.
Осенью 2008 года Коломбо сконцентрировал на севере страны подразделения правительственной армии и начал теснить «тигров». 2 января 2009 года ТОТИ потеряла город Килиноччи, который считался столицей «страны тигров». Президент Шри-Ланки М. Раджапакс оценил это как «победу, не имеющую себе равных в современной истории страны» [8].
Падение Килиноччи открыло путь к дальнейшему продвижению армии вглубь полуострова Джафна. Боевиков ТОТИ быстро прижали к морю, и они оказались на грани поражения. 23 февраля ланкийское правительство призвало ТОТИ капитулировать, пообещав в противном случае продолжить военную операцию. 12 марта в бою был убит казначей организации Субурутнам Сельватурей, известный под именем Тамиленди [9].
Смерть Тамиленди, который управлял финансовыми операциями группировки на протяжении двух десятилетий и являлся близким доверенным лицом В. Прабхакарана, стала очередным звеном в цепи серьезных потерь «тигров». Теперь их преследовали неудачи по всем фронтам. На суше отряды боевиков теснили правительственные войска, бравшие один укрепрайон за другим, на море скоростные и хорошо вооруженные катера ВМС Шри-Ланки положили конец господству «морских тигров» в прибрежных районах государства.
Удары по военной инфраструктуре заметно ослабили тамильских «тигров». Серьезной проблемой для них стало и то, что в последнее время уменьшились финансовые поступления из-за границы, что поддерживало организацию на плаву. Как отмечают эксперты, тамильские экстремисты обладали разветвленной международной финансовой сетью, позволяющей получать миллионы долларов за счет нелегальной торговли, махинаций с кредитными картами и мошенничества. Однако в последнее время в разных странах, прежде всего, европейских, с этими видами преступной деятельности стали весьма активно бороться. Например, в июне прошлого года в Италии в результате масштабной операции в семи различных областях страны были арестованы сразу 28 активистов ТОТИ [10].
Уменьшение внешней подпитки, а то и вовсе ее отсутствие, могло самым серьезным образом сказаться на самочувствии «тигров». Ведь не секрет, что и на начальном этапе возникновения организации и позднее не обходилось без зарубежной помощи. Вообще бытует мнение, будто индийские спецслужбы, а именно, Отдел исследований и анализа (RAW), стояли у истоков создания ТОТИ. Помимо финансовой подпитки и моральной поддержки, с 1981 года RAW организовал в Шри-Ланке сеть из порядка 30 тренировочных баз, на которых индийские офицеры обучали тамилов военному искусству [11].
Позиция Дели в очередной раз подтверждает, что на современном этапе международный терроризм нередко становится важным средством государственной политики той или иной страны. Следовательно данная проблема является сложной и многоуровневой, и необходимо учитывать, что сталкиваясь с ней государство имеет дело не столько с конкретной террористической структурой, сколько с очень разными по целям и источникам финансирования, по своей глубинной сути явлениями.
Между тем после того как индийские солдаты перехватили караван с оружием и продовольствием, предназначавшийся ТОТИ, «тигры» развязали войну и против них. В середине 1980-х годов по мере эскалации конфликта в Шри-Ланке индийское правительство Раджива Ганди решило усмирить тамильских радикалов силой и, тем самым, усилить свои позиции региональной державы. Однако использовать ситуацию в геополитических целях у индийского руководства не получилось.
В 1990 году Коломбо заявил о перемирии с ТОТИ и последний индийский солдат покинул страну. Сегодня Дели полностью поддерживает официальную власть Шри-Ланки, и ее последние военные успехи позволяют сделать следующий важный вывод. Если поддержка международного терроризма давно стала частью внешней политики ряда государств в решении геополитических задач, значит справедливо и обратное – с терроризмом можно успешно бороться совместными усилиями лишь при условии, что террористические организации мешают экономическим или политическим интересам тех или иных держав.
Таким образом последние поражения ТОТИ можно объяснить тем, что Шри-Ланка в последние годы начала активно налаживать тесные экономические и политические контакты с Индией и Китаем. Военные неудачи стали преследовать тамильских «тигров» как только на побережье, которое они контролировали, неожиданно обнаружились запасы нефти, причем тендер на разработку первых двух из восьми нефтеносных участков выиграли Дели и Пекин.
Логично предположить, что успехи Коломбо, который в ближайшее время стремится окончательно уничтожить ТОТИ как военную силу, выгодны и ему, и Индии, и, прежде всего, Китаю, который помимо прочего планирует построить в районе ланкийского города Хамбантота порт стоимостью 1 млрд. долл. для использования его в качестве станции дозаправки и обслуживания своего флота во время патрулирования Индийского океана. С тех пор как Шри-Ланка дала согласие на строительство морской базы в марте 2007 года, Пекин предоставил ей экономическую помощь и дипломатическую поддержку, необходимую для победы над «тиграми». К примеру, уже в апреле 2007 года было подписано секретное соглашение на сумму в 37,6 млн. долл. на приобретение китайских боеприпасов и артиллерийского оружия для армии и флота Шри-Ланки [12].
Скорее всего, именно продажа оружия Китаем позволила ланкийским правительственным войскам за короткий срок выдавить «тигров» с подконтрольных им территорий. Частью сделки, по всей видимости, было согласие Коломбо на строительство порта в Хамбантоте.
Официальный Пекин уверяет, что порт на южном побережье Шри-Ланки является просто коммерческим предприятием. Однако в США расценивают его в качестве части стратегии «нитки жемчуга», согласно которой Китай строит или модернизирует порты в пакистанском Гвадаре, бангладешском Читтагонге и в бирманском Ситуэ. Отсюда неудивительно, что «тамильская проблема» в последние месяцы оказалась под пристальным вниманием Соединенных Штатов Америки. 13 марта нынешнего года госсекретарь Хиллари Клинтон позвонила ланкийскому президенту и выразила глубокую озабоченность Вашингтона ухудшающейся обстановкой и ростом числа жертв на севере страны. А двумя неделями раньше этот вопрос рассматривался в американском Сенате. В частности, сенаторы Роберт Кейси и Ричард Лугар, признавая за ТОТИ долю вины в наблюдаемой гуманитарной катастрофе, тем не менее потребовали, чтобы Коломбо пересмотрел конституцию и передал значительную часть полномочий на севере страны местным органам власти [13]. Это гипотетически может перечеркнуть все последние завоевания ланкийской армии и правительство Шри-Ланки вряд ли согласится пойти на такой шаг в ближайшее время.
Вероятней всего американцы добиваются своего просто потому, что им не нравится активность Индии и Китая. Выступая за автономию тамилов, они вольно или невольно стимулируют их политическую борьбу с центром, а продолжающееся противостояние в стране затрудняет как начало нефтедобычи, так и строительство морского узла, и превращается в непреодолимое препятствие на пути реализации масштабных экономических и геополитических проектов. Если это действительно так, то в конфликте интересов внешних сил камнем преткновения вновь окажутся тамильские «тигры», следовательно, события в Шри-Ланке могут развиваться по самому непредсказуемому сценарию.
Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что угрозы безопасности Шри-Ланки и появление новых вызовов в целом невозможно рассматривать вне всего контекста международных отношений, который существует в регионе. Военная обстановка и политическая стабильность определяется комплексом внутренних и внешних экономических и политических связей в регионе. От того, как именно будут развиваться отношения между всеми заинтересованными странами на двустороннем и многостороннем уровне, в первую очередь, зависит сохранение стабильности в регионе в целом и в Шри-Ланке, в частности, а также перспективы дальнейшего экономического развития страны и решения затяжного этноконфессионального конфликта.
Список литературы
1. Армия Шри-Ланки заявила о победе над ТОТИ // bbc.co.uk, 06.04.2009 г.
2. Изюмов А. Убили тигра // «Власть» №20 (823), 25.05.2009
3. Васильев Л.С. История Востока // Соч.: в 2 т. – Москва: Высш.шк., 2001. – Т.2. – С.49
4. Справка: Тигры против львов // «Еженедельный журнал». - № 040, 11.01.2005 г.
5. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. - Минск: Харвест, 2003. – С.445
6. Латышева М. Страна тигров //agentura.ru/terrorism/
7. Ванецов Г. «Тигры» выходят из подполья // km.ru
8. Ланкийские войска взяли столицу боевиков // bbc.co.uk, 02.01.2009 г.
9. Убит казначей «тамильских тигров» на Шри-Ланке // РИА НОВОСТИ rian.ru, 12.03.2009 г.
10. В Италии арестованы 28 активистов террористической организации «Тигры освобождения Тамил Илама» // NEWSru.com, 18.06.2008 г.
11. Смертельно опасный сосед // «Версия», 16.12.2003 г.
12. Пейдж Дж. Китайские миллиарды в Шри-Ланке финансируют борьбу против «тамильских тигров» // The Times, 02.05.2009 г.
13. Конуров А. Шри-Ланка – сингалы, тамилы и интересы США // Фонд стратегической культуры. (fondsk.ru)