Древние истоки национальных традиций и бесценный опыт веков, веселые праздники и исполненные глубокого смысла обряды составляют неотъемлемую часть богатейшего культурного наследия туркменского народа. Традиции и обряды связанные с национальными праздниками как «Денгене», «Гешдек», «Яглык атды» служат бесценным источником изучения исторического прошлого, духовно-эстетических oснов, литературного наследия народа.
Скрупулезное изучение, бережное сохранение для нынешних и грядущих поколений исконных истоков духовной культуры туркменского народа дошедшего до наших дней во всей своей яркости и многообразии, является одним из важных векторов государственной стратегии в области развития духовной сферы.
В последные годы туркменские ученые по всей стране ведут активный поиск старинных образцов литературных памятников, изучают самобытные традиция и обряды связанными с народным праздниками и развлечении, по крупицам собирают связанные с ним секреты традиционной национальной кулинарии, а также веселых национальных игр. Параллельно ведется большая, плодотворная работа по выявлению и опубликованию ценных литературных источников хранящихся в фондах крупнейших зарубежных книгохранилищ.
Уподобляясь старинной традиции славных туркмено-огузских беков, молодежь на праздник Новруз, Курбан-байрами собиралась на веселые торжества. Молодежь веселилась с вечера до самой зари, за щедрым дастарханом звучала музыка и стихи, затем начинались уличные гуляния.
В селениях Южного и Восточного Туркменистана древние праздники проходило столь же красочно: молодежь, особенно девушки, наряжались в новые, яркие обновки, изукрашенные роскошной вышивкой, и выходили на массовые гуляние. На праздниках Новруз и Курбан байрам устанавливали огромные качели («учак, бат»). Под вечер девушки и молодые женщины собирались на веселые посиделки, на которых звучали нежные девичьи напевы «ляле», песни «монджук-атды», чарующая музыка наперсника сокровенных девичьих тайн - гопуза (маленький язычковый музыкальный инструмент). Уже к ночи женщины постарше начинали неторопливую речь о днях минувших, где истина переплеталась со старинными легендами и притчами, загадками и прибаутками.
В некоторых селении наиболее отважные джигиты тайком забирались на крышу традиционной туркменской юрты «ак ой», где жила возлюбленная, и через отверстие для дымохода («туйнук») на самой верхушке дома спускали властительнице влюбленного сердца письмо либо подарок. Девушка, в свою очередь, могла передать влюбленному свой дар - чудесную вышитую тюбетейку-тахья, изящный пояс или кисет [2. с.17].
Веселая празднование Новруза сопровождалось различными торжествами, организация и проведение которых прослеживает древние традиции и обряды, превращая весь процесс от начала до конца в одно красочное действо. Удивительная жизненная сила древних традиции обретает реальные очертания и в современных формах организации праздников, сопровождающихся старинными и неизменными по содержанию играми и развлечениями - «монд-жук-атды», «денгене», «гешдек», «яглык атды».
Денгене.
Калейдоскоп ярких новогодних торжеств втягивал в орбиту радости и веселья всех и без исключения. Отважные и жизнерадостные туркменские джигиты также собирались вместе на «строго мужские вечеринки» - «денгене».
Обычно средства на организацию и проведения вечернего праздничного мероприятия собирали вскладчину на равных началах.
Традиция «денгене» существует во всех регионах Туркменистана и везде считается исключительно молодежным развлечением в дни национальных праздников, а также в межсезонье сельскохозяйственных работ.
Для вящего порядка на весь вечер назначали особого «управителя» из числа наиболее серьезных, «устоявшихся характером» молодых мужчин, который загодя распределял между участниками поручения по организации торжества, а также необходимое для этого количество продуктов или денег.
В связи с упомянутой особенностью проведения данного торжества жители Южного Туркменистана даже сложили благозвучную поговорку «Dennene - den§arik» («Все поровну - и власть, и сласть») [5].
Существовала негласная демографическая градация участников вечерних праздничных посиделок молодежи: совсем юные джигиты располагались отдельно от молодых женатых мужчин от 20 лет и старше.
К торжеству готовились основательно. На собранные деньги приобретали барашка (козу или кур), рис, масло, сладости и сухофрукты, другие необходымие ингредиенты кулинарных блюд, предназначенных для праздничного стола.
Если веселые сборища молодежи проводились не в праздничные дни, участники отдельно договаривались о времени и месте проведения торжества, учитывая занятость и возможности каждого участника. Необходимо отметить, что эти вечеринки проходят одинаково весело и увлекательно как в праздничные дни, так и в остальное время.
Различные игры и веселые розыгрыши, веселые песни и музыка усиливают притягательность молодежных вечеров, которые длятся, по большей части, до полуночи, а в праздничные дни - до самой зари.
Излюбленным занятием молодежи на них являются традиционные национальные игры -«Найди кольцо» (её еще называют «кече-кече»), а также «печиз». Время, проведенное в кругу ровесников - друзей и близких - заставляет на время забыть о мелких неудачах прожитого дня, по новому оценить их важность и значимость, умиротворяют душу. Музыка и зажигательные игры отвлекают от обыденности, улучшают настроение, очищают разум от навязчивых мыслей.
Издревле традиция «денгене» являлась не только одним из видов массового отдыха молодежи, но и средством воспитания в юных сердцах понятий патриотизма, единства и чести.
Гешдек (кешдек, хешдек).
Один из излюбленных способов времяпровождения молодежи Юго-Восточного и Восточного Туркменистана в дни новогодних праздников и сельскохозяйственное межсезонье. В мероприятии участвуют исключительно молодые мужчины. Традиция продолжалось к середине ХХ веков.
Традиционные молодежные вечеринки до сих пор остаются популярными в восточных районов Туркменистана, а также в среде многочисленной диаспоры туркмен, волею судеб переселившихся из региона среднего течения Амударьи на территорию соседнего Афганистана.
В ряде этрапов Ахалского велаята этот древний обычай называют «гешдек», «хешдек», а жители отдельных этрапов Лебапского велаята именуют его «кешдек» [2.с.73].
Организация данного мероприятия требует немалых усилий и сноровки, соблюдения особых правил и установившегося этикета.
По традиции в нем участвуют молодые мужчины возрастом от - 15 до 30 лет, которые группируются между собой по общим интересам, материальному положению и т.д.
Сначала выбирают «управителя гешдека» из числа наиболее опытных и деятельных участников. Тот, в свою очередь, посоветовавшись со своими помощниками, составляет список участников и гостей сообразно общности их запросов, интересов, способностей и возможностей. Таким образом, даже в пределах одного селения могло существовать несколько устойчивых групп «гешдека». При этом обязательно учитывался возрастной и семейный статус участников: молодые и неженатые в возрасте 15-20 лет держались особняком.
В некоторых селениях, хотя и очень редко, в мужских вечеринках «гешдеках» принимают участие и более зрелые мужчины, однако в этом случае они составляют отдельную от 2030-летних участников группу.
Молодые мужчины в некоторых селениях Южного Туркменистана не ограничиваются участием в посиделках-«гешдек», организуемых по месту жительства. Существует традиция взаимного гостеприимства и активного общения между селами, однако правила разделения на отдельные группы по возрастному и иным цензам, равно как и организации мероприятия культурного отдыха, остаются неизменными.
Согласно давно установившейся традиции, первым и основополагающим правилом являлось твердое, осознанное решение каждого участника строго следовать общепринятым нормам этикета «гешдека»: прислушиваться к мнению «управителя», соблюдать правила хорошего тона и взаимного уважения.
Как правило, число участников каждой группы «гешдека» варьируется в пределах 1020 человек. Считалось, что это количество идеально подходит для удачной организации компактного мероприятия, в том числе сервировки праздничного стола, обслуживания и музыкально-развлекательного оформления.
Вопросы организации веселой мужской вечеринки и выбора места её проведения являлись в достаточной степени хлопотными, и потому в их решении равное участие принимали все участвующие, таким образом, каждый по мере очередности, принимал на себя роль «управителя». Выбирали «управителя» всем миром или посредством жеребьевки, также превращавшейся в шумный и веселый ритуал. К «управителю» предъявлялись наиболее высокие требования, именно от него зависел характер и этикет последующих веселых сборищ молодежи. Всех участников первой вечеринки специально уведомляли о месте и дате её проведения.
По завершении «пробной» вечеринки выбирали следующего «управляющего», которому в знак особой его привилегии, вручали праздничный узелок с аппетитными лепешками, сладкими румяными пышками и отварной грудинкой барашка. Этот ритуал не только окончательно конкретизировал главного ответственного в организации следующей встречи, но и являлся знаком уважения к хлебосольному дому, который в следующий раз гостеприимно распахнет свои двери перед участниками «гешдека».
В группе более юных (15-20 лет) участников встречи проходили чаще (в некоторых селениях еженедельно или даже два раза в неделю). Мужчины более зрелого возраста ограничивались ежемесячными сборами.
По установившейся традиции, все расходы и хлопоты по организации мероприятия ложились на плечи организатора-«управителя».
В праздничные дни молодежь собиралась на шумные сборища-«гешдек» в светлое время суток, в долгие же месяцы зимнего сельскохозяйственного межсезонья - ближе к вечеру. Процесс подготовки к приему гостей начинался с самого раннего утра: в гостеприимном доме свежевали откормленного барашка, из мяса которого готовили различные блюда праздничного угощения - золотистый плов, необычайно наваристую шурпу, пельмени. Ближе к вечеру накрывали щедрый дастархан, уставленный всевозможными яствами.
В селениях среднего течения Амударьи к хлебосольному сачаку подавали настоящие кулинарные шедевры - «черби», жареные колбаски из свежей баранины, сочные слоеные пироги «ишлекли», а также томленого особым способом в глиняной земляной печке-тамдыре молодого ягненка [1.с. 54].
Организовать веселую встречу друзей на самом высоком уровне и не «ударить в грязь лицом» считалось делом чести. Каждый стремился удивить своих ровесников изысканными блюдами и роскошными угощениями. В иных селениях существовало даже особое, негласное «праздничное меню», включавшее в себя не менее девяти отборных блюд [5].
Вторым непременным атрибутом «гешдека», конечно же, была зрелищная культурная программа. Её также продумывали заранее до мельчайших деталей. В вечерний развлекательный репертуар входили музыкальные номера, национальные игры, различные розыгрыши, состязания острословов, в перерыве между которыми за неспешной беседой обменивались новостями, делились с друзьями и близкими сокровенным.
Иногда, чаще в весенние дни празднования Новруза, устраивали совместные встречи одинаковых возрастных групп «гешдека» из нескольких соседних селений. Негласный этикет требовал ответного гостеприимства, и потому эти встречи способствовали духовному сближению различных людей и групп населения. Между жителями разных селений завязывались узы крепкой мужской дружбы и взаимопомощи. Затраты, связанные с организацией и проведением молодежных встреч такого масштаба, конечно же, несоизмеримо возрастали, и потому необходимые средства собирали всклад-чину. Особой популярностью во время таких массовых вечерних мероприятий пользовались традиционные национальные игры. Все участники собирались в две группы, внутри которых разворачивались настоящие «баталии» в увлекательные игры - «кольцо» и «печиз».
Традиция шумных пиров-«гешдек» пришла к нам из далеких времен властительных турк-мено-огузских беков. Туркменский народный эпос «Гёроглы» содержит целый ряд высокохудожественных сцен необычайно веселых сборищ, когда искусные сказители под нежную музыку сладкозвучного дутара складывают былины о героических подвигах бесстрашного воителя и истиннего патриота Героглы во главе его славных сорока дружинников [3. с. 522].
Эти встречи помимо развлекательной своей сути несут дополнительную функциональную нагрузку - они способствуют формированию в сознании молодежи традиционного ментального этикета, манеры поведения в обществе, закаляют в юных сердцах закладываемые с молоком матери непреходящие духовно-нравственные идеалы патриотизма и чести.
Древние и неувядающие традиции Новруза -как зов столетий, всегда свежи в народной памяти, живут и совершенствуются вместе с сознанием людей, уровнем их жизни и быта, духовного роста. Они столь же пластичны и необыкновенно близки нам, как яркое цветение весны.
Обряд «Яглык атды».
На большей территории Туркменистана празднование Новруза длится три дня. Первыми радостными вестниками становятся веселые колядки молодежи: подростки собираются в группы по 10-15 человек и ходят по дворам, исполняя обрядовые песни-считалочки. В ответ улыбающиеся хозяйки щедрой рукой раздают гостинцы - сладости и печенье, фруктовые цукаты, сладкий кишмиш, варёные яйца, которые заготавливают загодя, загадывая в сердце самые заветные желания и мечты. Звучат задорные колядки - песни, считалочки, скороговорки, зазывают весну людей, и на душе становится светлее и радостней.
Своим название обряд обязан особому способу подвязывания платка двумя концами вокруг талии, образуя своего рода яркий фартучек, при этом два других конца колядующий держит в руках, образуя мешочек, в который и складывают сладкие дары.
Этот веселый обряд сохранился также в среде многочисленной диаспоры астраханских туркмен, которые именуют задорные колядки «шадивана»:
Новруза весть пришла, даруйте щедрые гостинцы,
А мы вам радости, здоровья, счастья пожеланья вознесем,
И жизни на сто лет попросим у Небес,
В своих веселых песнях - «шадивана».
(Перевод подстрочный)
Шумные толпы праздничных колядочников, разносящих радостную весть, называли «шади-ванчи», а сладкие дары, отправляемые в их платок-мешочек - «новрузлык» [4].
Древнее развлечение и игры связанные с национальными праздниками, были и остаются фактором сближения народов, взаимопроникновения и обогащения различных культур, расширения культурного пространства на всем протяжении Великого Шелкового пути - этого уникального явления в истории человечества, когда традиции добра и созидания стирали все условные границы и объединяли сердца людей в едином стремлении к миру и процветанию.
Качественно новый виток новейшей туркменской истории-эпоха могущества и счастья знаменует собой судьбоносные свершения в деле сохранения и приумножения богатейшей сокровищницы национального культурного наследия туркменского народа. Организуемые в Туркменистане многочисленные фестивали, научные симпозиумы, Дни культуры и другие важные форумы и мероприятия становятся площадкой для плодотворного культурного диалога, выступая действенным средством популяризации непреходящих духовно-эстетических ценностей во всем мире.
Постоянная поддержка и забота со стороны государства Туркменистана о сохранений культурного наследия нацеленные на дальнейшее, в свете современных мировых реалий, развитие и совершенствование национальной культурной сферы, восстановление и сохранение пестованных веками уникальных традиций и обычаев - призваны донести до грядущих поколений во всем многообразии, яркости и первозданной свежести веление сердец многих сотен поколений, зов времен и столетий о всепобеждающей силе добра и света.
Подкрепляемые конкретными шагами и созидательными инициативами, эти усилия наглядно демонстрируют всему мировому сообществу глубоко гуманистическую суть прогрессивных начинаний Туркменистана, нацеленных на благо всего человечества, сохранение и приумножение духовно-культурных ценностей мирового масштаба.
Литература
- Туркменский дастархан. -Ашхабад.: TDH. - 2009. Том II. - 174 с.
- Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры. - Ашхабад.: Ылым. 1983. 120 с.
- Гороглы. Туркмен гахрыманч^іл^ік эпосы. -Ашгабат.: Туркменистан. -1990. - 612 с.
- Джикиев A. Рухнама и традиционные туркменские праздники (рукопис). - Ашхабад. - 2005. - 174 с.
- Личный архив автора полевык-этнографических материалов.