В становлении демократического общества в Казахстане немало важно играет религия, деятельность конфессий как институтов гражданского общества. В эпоху глобализации и развития новых центров сил политическая диверсификация, являются объективной необходимостью для устойчивого развития Казахстана. Несомненно важным является вопрос религиозных ценностей с национальными, государственными и этническими как феноменами современности.
Сложные демографические и миграционные процессы, происходившие в Казахстане, привели к складыванию непростой этноконфессио-нальной ситуации. Титульное население-ка-захи-мусульмане-суниты, однако, ислам не играл столь значимой роли в организации их общественной и личной жизни как у оседлых народов. К мусульманам-сунитам также относятся узбеки, уйгуры, татары и др.
Изменения в общественной и идеологической сферах, суверенизация Казахстана придали особую роль различным религиозным организациям. Это содействие установлению доброжелательных отношений между представителями различных конфессий, от которых зависит гражданское согласие и стабильность.
К сожалению, действия мусульманских и православных лидеров не всегда способствуют межконфессиональному согласию. Имеется ввиду, прежде всего, пассивное недовольство со стороны представителей «традиционных» для Казахстана конфессий, ислама и православия в адрес миссионерской активности различных протестантских конфессий, что может приводить к различным конфликтным ситуациям.
Подчеркивание этнокультурных различий, особенно у носителей традиционного кочевого в прошлом, казахов и земледельческого-уз-беков, разных народов самостоятельных национальных (этнических), политических институтов ставит под сомнение жизнеспособность идеи мусульманского культурного комплекса, а также наличие у под сомнение жизнеспособность идеи мусульманского суперэтноса. В настоящее время можно видеть, что мусульманские народы (данная парадигма все более ослабевает) идентифицируют себя на основе общности не религиозных, а этнокультурных признаков. Возможно, это связано с возникновением национально-государственных образований тюркских народов в рамках бывшего СССР.
Учитывая то, что религия в жизни народов играла важную духовно-интегрирующую роль в процессе обретения национального самосознания, национальное оказывает значительное воздействие на деятельность религиозных организаций. Именно религиозные организации позволили сохранить этническую идентичность и активно сопротивлялись европеизации мусульманских народов Азии. Они также в большей мере способствовали сохранению обычаев и традиций, мусульманских народов Казахстана.
В условиях тесного межнационального общения и политики, направленной на искусственную интернационализацию, у многих народов возникло опасение относительно потери национальной самобытности, угрозы ассимиляции. Религия выступала одним из устойчивых элементов национальной культуры, менее всего подверженной внешнему влиянию, а естественное стремление к сохранению народами своих национальных особенностей выражалось через национально-конфессиональную принадлежность. Религиозная община становилась местом социального общения верующих, а также часто рассматривалась как сфера, где только и возможно (в культурно-специфических формах) сохранить свои национальные духовные традиции. Это обстоятельство способствовало притоку в религиозные общины людей не столько для поклонения культу,сколько для национального общения.
Помимо традиционных, в Казахстане действует значительное количество протестантских сект и церквей, лютеран и католиков. Но в связи с выездом за пределы республик различных этносов, которые составляли основу этих общин (главным образом немцы), численность их первоначально сократилась.[1].
Поскольку существование этих обществ не прекратилось, то можно наблюдать изменение их национального состава. Все больше среди них становится людей азиатской национальности. По сообщениям в печати за последние годы около семидесяти тысяч казахов стали членами протестантских общин различного толка.[2].
Очевидно, это объясняется тем, что сегодня людям не искушенным в религиозной догматике легче воспринимать более «демократичный» культ протестантов, в сравнении со сложными обрядами православных и более строгими канонами ислама. Нужно учитывать, что большинство новоиспеченных верующих обращаются к религии в самые тяжелые для них моменты жизни. Именно в этих условиях миссионерская деятельность протестантов сказывается эффективной, так как чаще всего проповедник находит верующего, а не наоборот. Тогда как в традиционных для нашего региона конфессиях миссионерская деятельность практически отсутствует.
Особо следует выделить проблему в связи с исламом., который существовал ранее как фактор этнической идентичности, сегодня же вызревает а сознании и выражается в возрождении исламских традиции [3].
Конфессиональная организация по своей природе консервативна и придает обществам устойчивость. А в процессе развития социальной и идеологической ситуации самого общества (в нашей республике это наблюдалось последние 10 лет), конфессиональные традиции могут принимать крайние формы и соответственно влиять на изменения складывающихся отношений. Современный Казахстан сделал выбор в сторону западной демократии. Но мы не можем не учитывать что в культурно-цивилизационном, конфессиональном отношении наше государство является частью мусульманского мира. И естественно нас не могут не беспокоить, происходящие в мусульманском мире процессы, как политизация религий, экспорт идеи фундаментализма, экстремизма, конфликт арабо-исламского мира с западными странами. С точки зрения ориентиров Казахстана на западные государства и внедрения принципов их демократических моделей необходимо учитывать, что как бы не реализо-вывалась политическая система, экономические отношения, они будут осуществляться с учетом, формировавшейся цизилизационной системы. А последняя в прошлом опиралась на религию ислама. То есть в казахстанской этнокультурной системе заложены традиции ислама, причем стойкие перед факторами внешнего воздействия (это можно наблюдать на примере колониального этапа в истории Казахстана и Советского атеизма), и способны очень быстро регенерировать в определенных условиях.
Конечно, можно утверждать, что у казахов ислам проявлялся в культурно-нравственных формах и существенно отличался от фанатизма среднеазиатских народов. Однако не следует забывать, что законы, по которым развиваются религии, одинаковы вне зависимости от общественных систем, а ислам в Казахстане переживал те же этапы, что и на Востоке [4].
Несмотря на то, что Казахстан является светским, демократическим государством, ислам в нашей стране не исчез, а мусульмане со своими культурно-национальными традициями, во многом основанными на религии ислама, не перестали быть мусульманами. А значит, явления, происходящие в связи с исламом, будут оказывать влияние на нормы поведения людей.
В современном мире отчасти прослеживается столкновение христианской и исламской цивилизации. Это не может не оказывать влияние на мусульман бывших советских республик, в том числе и на Казахстан. Тем более что мусульманский мир в экономическом и научно-техническом отношении значительно отстает от евро-христианского мира, и соответственно природа происхождения многих конфликтов в неравном социальном положении государств [5].
Можно отметить, что слаборазвитые государства, зачастую обладая огромными природ-но-энергетическими ресурсами, «эксплуатируемы» развитыми государствами. Однако это не может означать, что методы противостояния, используемые арабо-исламским миром приемлемы. В этой связи для современного Казахстана наиболее актуальны вопросы безопасности. Несмотря на то, что у мусульманского духовенства отсутствуют политические притязания, экономически Казахстан миновал период спада, вызывает опасение экспорт экстремистских идей вместе с беженцами и другими неконтролируемыми миграциями из нестабильных районов Центральной Азии. В последние годы исламисты - заметная сила в Узбекистане, их влияние особенно растет в Киргизстане[6]. По информации в СМИ последние были зарегистрированы во многих Южных регионах Казахстана.
В связи с этим можно отметить, что тенденция роста фундаментализма хотя и вызывает опасения, но при оценке возможностей распространения, за основу берется так называемый социологический подход, где упор делается на социально - экономические фак-торы[7]. Несомненно, в силу социально-экономических причин постсоветские среднеазиатские республики подвержены фундаменталистскому влиянию «классических исламских» государств. Все же считаем важным отметить, что цивилизационный фактор, находящийся на периферии исследований, играет в современных этнополитических процессах не последнюю роль.
С одной стороны, советский период своими модернизациями оказал сильное влияние на комплекс мусульманских традиций народов советского востока, но они все же сохранились. С другой стороны, европейская цивилиза-ционная система для Казахстана и Средней Азии ассоциируются сегодня с колониальной политикой России в прошлом. И в условиях независимости возрастает особое желание ощущать себя не бывшими советскими, а сугубо национальными, что выражается в возрождении традиций ислама. Немаловажным фактором является и то, что политизация ислама стала реальной в тоталитарных режимах, где он являет собой буквально единственную форму оппозиции. Казахстан же демократическое государство, где оппозиционные течения намного более «продвинуты» и основываются не на религиозных принципах. Но помимо отмеченного цивилизационная система Казахстана хранит в себе сегменты христианской и мусульманских культур. Это, с одной стороны выступает гарантом от проявления фундамен-талистких тенденций, с другой стороны несет конфликтный потенциал.
Литература
- Труды международной научно-практической конференции «Роль исламского мира во взаимодействии запада и Востока». Шым-кент-2011г., Камалдинов Р.А., Бигельдиева Д.С.,С.322.(349).
- Там же.Рысбекова С.Т.,С.276.
- Статья: Хочешь быть иммигрантом? Будь им., Новое поколение 25 января 2000г. № 3.
- Malashenko A. Islam versus Communism. The Experience of Coexistence // Russia's Muslim Frontiers. New Directions in Cross-Cultural Analysis. Edited by Dale F.Eickciman: Indiana University Press, 1993.P67
- Olcott M. Islam and Fundamentalism in Independent Central Asia. Conflicting Legacies / Ed. By Yaacov Ro'i. London, 1995 P.21.
- Слово Кыргызстана, Бишкек, 1995. 15 июля.
- Н.А.Назарбаев.,Критическое десятилетие.-Алматы, -Атамура., 2003 год.-С.87.