Проституция появилась ещё на заре человечества, и со временем приобрела новые формы. Проводя исторический экскурс, можно отметить, что во все эпохи проституция воспринималась двояко: с одной стороны занятие проституцией подвергалось общественному осуждению, а самих проституток наказывали, подвергали пыткам, а порою и казнили.[1] С другой стороны существовала особая категория проституток, так называемая «элита» (в эллинскую эпоху они именовались «гетеры»), и принадлежность к данной категории не порицалась, скорее наоборот, была почетной[2]. Существовали и периоды, когда само присутствие в обществе такого социального явления как проституция категорически отрицалось в силу идеологии, ярким примером тому служит СССР.
Согласно определению, данному Большим юридическим словарем, ПРОСТИТУЦИЯ (от лат. prostituo - позорю, бесчещу) - вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении. Характерным признаком П. является систематичность сексуальных отношений с различными партнерами (клиентами) и предварительная договоренность об оплате (хотя цена может быть заранее и не названа). П. является, как правило, основным или даже единственным источником доходов лица, занимающегося ею. В некоторых современных странах П. запрещена, в других - узаконена и юридически регламентируется (соблюдение гигиены, пенсионное обеспечение и т.д.)[3].
Актуальность нашего исследования заключается в том, что на сегодняшний день практически на всем постсоветском пространстве, в том числе и в РК, проституция находится в «подвешенном состоянии» - то есть само занятие проституцией не является запрещенным, но в то же время и не легализовано.
Целью нашего исследования является выявление целесообразности легализации проституции в РК. Задачами исследования являются:
- - анализ положительных и отрицательных сторон узаконивания проституции;
- - проведение социологического опроса среди студентов и преподавателей ЕНУ им. Л.Н. Гумилева;
- - анализ уголовного законодательства Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики по вопросам проституции;
- - анализ опыта Нидерландов и Турции как стран, легализовавших проституцию.
В данной научной статье были использованы следующие методы:
- - социологический опрос;
- - сравнительный метод;
- - метод анализа;
- - метод синтеза;
Исследовательская компания "Комкон-2 Евразия" провела телефонный опрос 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Темой опроса стало изучение реакции населения на возможную легализацию проституции. Более половины (55,3%) опрошенных выступили против легализации проституции, считая, что официальное признание проституции, в лучшем случае, ничего не даст, а в худшем - породит новые проблемы вдобавок к уже имеющимся (см. табл. 1.
В пользу необходимости легализации проституции как профессии высказались 39,7% респондентов. Они аргументируют свою позицию рядом причин, среди которых, по частоте упоминания, преобладают следующие (см. таблицу 2). Как видно из таблицы, основным мотивом для легализации проституции большинство респондентов считают безопасность - как в плане здоровья, так и в более широком смысле. О том, что с официальных публичных домов государство будет извлекать прибыль и тем самым сможет сокращать вечный дефицит бюджетных средств, заявило больше трети сторонников легализации.
В целом результаты опроса показывают, что население негативно относится к возможной легализации проституции. При этом основным аргументом является то, что проблемы, порожденные этим социальным явлением, решены не будут. Кроме того, подавляющее большинство респондентов не верит в то, что нелегальная проституция будет искоренена.
Одним из вопросов, заданных респондентам был следующий: «Смогут ли "кварталы красных фонарей" вытеснить печально известные в городе улицы Саина и Сейфуллина?» По мнению большинства респондентов – нет, что наглядно отражает приведенная нами диаграмма (см. диаграмму 1).
Нами также был проведен социологический опрос среди студентов и преподавателей ЕНУ. Мнения опрошенных разделились: большинство выступило против легализации проституции, приводя в качестве основных аргументов моральный аспект, безнравственный характер подобного ремесла и неготовность казахстанского общества к узакониванию проституции. Респонденты, положительно отреагировавшие за легализацию проституции в качестве аргументов привели возможность налогообложения столь прибыльного бизнеса, декриминализацию проституции, контроль за здоровьем коммерческих работниц секса и учет заболеваний передающихся половым путем. По результатам проведенного нами опроса мы сделали следующие выводы:
По возрасту – старшее поколение относится к легализации проституции в РК более критично, нежели молодое поколение. По половому признаку – существенных отличий в отношении мужчин и женщин к узакониванию проституции не выявлено. По национальному признаку – также среди представителей различных национальностей (казахи, русские, киргизы, поляки, корейцы ) в отношении к легализации проституции не обнаружено;
Уголовный Кодекс РК от 16.07.1997 года предусматривает наказание за вовлечение в занятие проституцией (статья 270), вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (статья 132), организацию или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество (статья 271). За само занятие проституцией Уголовным Кодексом меры наказания не предусматривается. Более того, все эти статьи находятся в Главе 10 УК РК: «Преступления против здоровья населения и нравственности». Следует отметить что аналогичная ситуация присутствует в Уголовных Кодексах РФ и Кыргызской Республики, взятых нами для сравнительного анализа наряду с УК РК. Результаты анализа можно видеть в приложении (см. табл. 4).
В ходе нашего исследования были выявлены положительные и отрицательные стороны легализации проституции в РК. (см. табл. 5).
Существует ряд стран, легализовавших проституцию – как европейских так и мусульманских. Примером европейской страны могут служить Нидерланды. В Нидерландах нет общего законодательства по отношению к сексуальным услугам. Это территория муниципальных властей.[4] Муниципалитет следит за регулярным проведением медосмотров в публичных домах, за соблюдением запрета к принуждению употребления алкоголя, за соблюдением запрета на принуждение к небезопасному сексу. Лицензии выдают местные власти. Власти следят за тем, чтобы не возникало конфликтных ситуаций между конкурирующими организациями, не нарушалась тишина в близлежащих районах. Выдаёт разрешение на определённую рекламу. Может отказать в выдаче лицензии по моральным или другим соображениям. Проституцией по закону можно заниматься женщине, достигшей 18-летия. По тому же закону клиенту должно быть не менее 16 лет. Проститутки имеют право размещать рекламу в средствах информации при прохождении обязательных медицинских проверок.
Турция – одна из немногих мусульманских стран, где проституция существует совершенно законно. Тот, кто захочет открыть здесь бордель, должен сначала обратиться в правительство и дать согласие на контроль заведения со стороны органов здравоохранения и социального обеспечения. одновременно те дамы, которые пожелают заняться проституцией, должны подать заявку на получение сертификата, согласиться на регулярные анализы на СПИД и венерические заболевания и работать только в лицензированном борделе.[5]
Вывод: Темой нашего доклада является: «Легализация проституции в РК: за и против». Прежде чем говорить об узаконивании проституции в другой стране следует принять во внимание ряд факторов, таких как: история государства, место религии в государстве, менталитет и культуру нации. В статье 1 Конституции «РК утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством» Провозглашая себя светским государством, мы отделяем религию от государства, тем самым религиозные нормы не являются источником права в РК, что позволяет нам легализовать проституцию.
Республика Казахстан является постсоветским государством. Менталитет того времени полностью отрицает не только узаконивание проституции, но и само её существование. Этим объясняется категорическое негативное отношение старшего поколения к легализации проституции. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что Казахстан готов к легализации проституции, но с очень жесткими ограничениями и контролем со стороны правоохранительных органов РК.
В заключение хочется использовать, что легализация проституции вовсе не означает ее оправдание и тем более государственную поддержку. Это всего лишь признание её неизбежного существования в нашем несовершенном обществе.[6]
Список литературы:
- «Легализация проституции: за и против», Губанова Е.В., Панов. Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, Серия «Юридические науки». Том 22 (61).№ 2. 2009 г. 274с
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
- Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997
- Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 01.10.1997
- ru.wikipedia.org/wiki/
- Щеглов, Л. Проститутка — не самая древнейшая… Но цифру можно множить на четыре. — Фонтанка.ру, 18 октября 2010 года.
- Red Light District, информационный центр по вопросам проституции в Амстердаме (нид.) (англ.)
- Большой юридический словарь_Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А и др_изд Инфра-М 2001 790с.
- Ландо А. Легализация проституции не есть ее оправдание или поддержка /А. Ландо.// Независимая газета. – 2000. – 12 февраля
- Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года
[1] «Легализация проституции: за и против», Губанова Е.В., Панов. Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, Серия «Юридические науки». Том 22 (61).№ 2. 2009 г. 274с
[2] Щеглов, Л. Проститутка — не самая древнейшая… Но цифру можно множить на четыре. — Фонтанка.ру,
[3] Большой юридический словарь_Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А и др_изд Инфра-М 2001 790с.pdf.
[4] Red Light District, информационный центр по вопросам проституции в Амстердаме
[5] ru.wikipedia.org/wiki/
[6] Ландо А. Легализация проституции не есть ее оправдание или поддержка /А. Ландо.// Независимая газета. – 2000. – 12 февраля