Еврокомиссия и Высокое Представительство затем совместно разработали документ «Внешняя политика на службе Европейских энергетических интересов», которая была принята за основу внешней политики Евро Совета, проводимой в духе солидарности, 15-16 июня 2006 года. Европейский совет также поддержал другие направления политики Сообщества и пригласил Комиссию улучшить баланс между внутренними и внешними аспектами Стратегического Энергетического Обзора (Анализа), подготавливаемого позже на этот же 2006 год. 10 января 2007 года предложения Комиссии были внесены на рассмотрение Евро Советом на встрече в Брюсселе 8-9 марта 2007 г., тогда же был одобрен План действий на период 2007 - 2009 гг. План действий указывал, что «развитие общих подходов к внешней энергетической политике должно быть ускорено через вовлечение отношений потребитель - производитель, также как и связей, потребитель - потребитель и потребитель - транзитные страны, через диалоги и партнерство». Также План вновь подчеркнул единство стран ЕС как существенный элемент во внешней энергетической политике /1/.
В условиях усиливающихся потребностей на носители энергии Европейский Союз стал проводить более интенсивную политику в отношении стран Ближнего Востока. Несмотря на появление новых производителей углеводородного сырья, в числе которых Центральная Азия и Каспийский регион, Ближний Восток остается
важным экспортером для Европейского Союза. В 2006 году 61,5% доказанных мировых резервов нефти и 40,5% доказанных запасов природного газа находилось на Ближнем Востоке. Пятерка самых крупнейших месторождений нефти находится в Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, в то же время шесть стран - Иран, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир и Ирак - располагаются в данном регионе.
Как видно из таблицы №1, четырнадцать стран - Саудовская Аравия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Иран, Венесуэла, Россия, Мексика, Соединенные Штаты, Ливия, Китай, Нигерия, Норвегия и Соединенное Королевство - совместно обладают 90% мировых запасов нефти. Но среди этих 14-ти наибольшую концентрацию имеют всего пять государств, в чьих владениях находится почти две трети от общего количества ресурсов. Это лидирующие мировые производители - Саудовская Аравия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Иран.
В 2005 году ЕС импортировал 31,7% нефти и 26,8% газа из Ближнего Востока. Главными потребителями его углеводородов были Испания и Италия. Бельгия, Франция, Испания и Великобритания покупают большое количество сжиженного природного газа из региона. США импортируют намного меньше нефти и газа из стран Ближнего Востока. Саудовская Аравия крупнейший мировой производитель, более того его запасы остаются еще не до конца исследованными, что свидетельствует о большом потенциале для будущих десятилетий. Следует иметь в виду и дешевизну производства нефти в Саудовской Аравии и Ираке.
Ирак поставлял всего 1,4% от импорта ЕС в 2004году, являясь десятым по счету поставщиком нефти. В 2005 году эта цифра немного поднялась, и стала равна 2%.
Газ Северной Африки характеризуется меньшими затратами на транспортировку. Государственный монополист Алжира Сонатрэк (Sonatrach) может сам вкладывать инвестиции в европейскую инфраструктуру, включая терминалы по сжиженному газу с Великобритании и Испании. Испания - это государство Евросоюза, с наибольшими возможностями по регазификации сжиженного природного газа (СПГ), ввозимого из Северной Африки. Экспорт газа из Алжира удвоился за период с 2004 г. по 2007 г. Строительство двух новых веток газопровода в Испанию и Италию было уже утверждено. Их завершение произойдет в
Следует иметь в виду и такой факт, что население Персидского Залива увеличивается и становится более состоятельным. Это приводит к тому, что внутреннее потребление нефти возрастает и также возрастает потребность в развитии ядерных технологий.
По мнению некоторых зарубежных экспертов, наиболее сильными угрозами 2009-2010 годах. В Египте были обнаружены новые месторождения природного газа в дельте реки Нил. Катар превратился в самого крупного экспортера СПГ в мире благодаря добыче на месторождении Южный Парс.
Европа все отчетливее осознает, что ей приходится сталкиваться с конкуренцией азиатских рынков на Ближнем Востоке. Аналитики предвидели, что нефть будет в больших объемах уходить в Азию. В 1980-х годах две трети нефти с Ближнего Востока поступало в Соединенные Штаты Америки и Европу, к 2004 году эта доля сократилась до одной трети. Как утверждает Ричард Юнгс, Саудовская Аравия предлагала низкие цены на китайском рынке в обмен на продажу некоторых видов военного оснащения, которое не планировалось на продажу европейцами /5/. для безопасности и мира представляют Иранская ядерная программа, международный террор и радикализация мусульманского населения в Европе и Северной Америке. Что же объединяет эти угрозы? Все они финансируются нефтедолларами из Персидского залива.
Иран не смог бы финансировать свою ядерную программу, если у него не было бы дохода от двух с половиной миллионов баррелей нефти в день, экспортируемых за рубеж. Саудовская Аравия не смогла бы тратить миллиарды долларов в год на распространение анти-американской, анти -западной, анти -семитской литературы и поддержку медресе по всему миру, если бы не было доходов от 8 миллионов баррелей нефти, вывозимых за день. Ни Хиз-болла, ни Хамас не достигли бы такого уровня организации, если бы ни помощь Ирана или высших кругов мусульманства в Саудовской Аравии. Усиливающийся сегмент европейских и американских мусульман также находит опору в виде материальной помощи из Персидского залива.
Израильский политолог Цви Биск считает, что ради общей безопасности пришло время для западных стран сформировать энергетическую политику, направленную на определение нефти как доминирующего международного товара. Все народы должны жить в более безопасном и свободном мире, где нефть стала бы простым товаром, таким же, как кофе, сахар или чай, а не жизнеобеспечивающей «кровью» для экономик западных стран /6/.
Таким образом, западный мир - Европа и Америка - должны избавиться от энергетической зависимости со стороны стран богатых нефтью и газом. В недалеком будущем арабские государства смогут диктовать свои условия западным странам. Однако другие аналитики полагают, что страны Персидского залива больше зависимы в коммерческом плане от Европейского Союза, чем наоборот, ЕС от первых. ЕС был крупнейшим источником импорта Совета по Сотрудничеству Стран Персидского Залива (33% импорта приходилось на ЕС в 2004г.) и вторым рынком сбыта (22% Совета стран Персидского Залива уходило в ЕС). Наоборот, на страны ПЗ приходилось всего 2,5% импорта ЕС, а экспорт ЕС в страны Персидского Залива -4,3%. Один из экспертов отмечал, что нефтяное оружие Ближнего Востока всего лишь миф, поскольку арабские государства все больше нуждаются в доступе на мировые рынки.
Принимая во внимание важность Ближнего Востока как региона наиболее богатого нефтью и газом и имеющий достаточный потенциал для возобновляемых источников энергии, Европейская Комиссия прилагает дипломатические усилия по активизации политики в данном регионе. Это было наглядно продемонстрировано на Конференции ЕС- Африка - Ближний Восток, которая прошла в Шарм аль -Шейх 1 ноября 2007 года. Конференция собрала многих игроков региона для того, чтобы обсудить сотрудничество в области региональной энергетической безопасности, глобальное потепление климата и улучшение доступа к энергетическим источникам. Участники конференции согласились развивать техническое сотрудничество для того, чтобы выработать общие подходы к чистым технологиям, таким как солнечная и ветровая энергия.
Европейский Союз проводит различную политику по отношению к различным частям региона, к Северной Африке, Арабскому полуострову, Ирану и Ираку.
Марокко получил обещание Европейского Инвестиционного банка (EIB) по финансированию инвестиций в инфраструктуру с целью поддержки развития частного сектора в рамках проекта ФЕМИП. От страны требуется не только двигаться на пути либерализации энергетики и газового рынка в соответствии с внутренним рынком ЕС, но также провести техническую подготовку к интеграции с европейскими рынками. На Тунис возложено конкретное обязательство по развитию объединенного энергетического рынка Магриба и подготовки его к будущей интеграции с энергетическим рынком ЕС, в соответствии с протоколом, согласованным в 2003 году /7/.
Одной из сфер, где ЕС мог бы показать себя как серьезная международная структура, является урегулирование военных конфликтов и стабилизация внутриполитической ситуации в отдельных странах, таких как Ирак. Еврокомиссия также подписала ряд двусторонних соглашений с шестью странами Персидского залива, представляющими Совет по Сотрудничеству в Заливе. Эти соглашения касались вопросов свободной торговли между государствами. Что еще более существенно, практически все страны Совета по Сотрудничеству входят в ОПЕК.
И все же в Ближневосточном регионе ЕС выступает как экономическая, а не политическая сила; последняя все еще находится в руках США и реализуется в рамках НАТО. Возможно, если Соединенные Штаты признают свою несостоятельность относительно контроля ситуации в Ираке, то Европейский Союз сможет стать новой силой в этом регионе /8/.
В целом, подводя общий итог, можно определить возрастающее значение Ближнего Востока для стран - членов ЕС и для всего Европейского Союза с точки зрения обеспечения энергетической безопасности и укрепления стратегического сотрудничества рассматриваемых регионов в энергетической области.
***
1. ec.europa.eii/external relations/ ener-gy/index.htm.
2. BP Amoco, Statistical Review of World Energy, 1999, в кн. Майкл Клар. Войны за ресурсы. Новый ландшафт глобальных конфликтов. Нью-Йорк, 2002, C.27.
3. (Michlael T. Klare. Resource Wars. The New Landscape of Global Conflict. NYC, 2002., Wealth, Resources, and Power: The Changing Parameters of Global Security).
4. European Commission. Energy Statistics Pock-etbook 2007 in Youngs R. Europe's new foreign policy, P.52.
5. European Commission. Energy Statistics Pock-etbook 2007 in Youngs R. Europe's new foreign policy, P.52.
6. Youngs R. Energy Security: Europe' s new foreign policy Challenge, Taylor & Francis, 2009,P.53.
7. Tsvi Bisk. The Energy Project: INDEPENDENCE BY 2020. The futurist. Washington: Jan/Feb 2007. Vol. 41, Iss. 1; pg. 25, 7 pgs.
8. Дэвид Холл Политика добрососедства ЕС: последствия для общественного обслуживания и профсоюзов 7 февраля 2006 года
9. epsu.org/IMG/pdf/2006-01 -EU-ENP FINAL RUS 1 .pdf
10. Усов П.Геоэнергетическая политика ЕС.//Новая Европа n-europe.eu/article/2008/08/27/geoenergeticheskaya_politika_es_i.