Энергетический фактор в региональной безопасности стран ШОС

Энергетические ресурсы в международной дипломатии играют огромную роль в современ­ном мире, чем и объясняется актуальность данной темы. Лидеры экономически развитых и интенсивно развивающихся стран мира стра­дают от нехватки энергетических ресурсов. Следовательно, роль и место стран, обладаю­щих богатым запасом углеводородов, увеличи­вается, в данном случае это государства Центральной Азии /1/.

Центральная Азия - регион перемен и постоянной международной активности /2/. Актуальность и значимость государств Центрально-азиатского региона, как в мировой политике, так и во внешней политике ведущих стран мира неоднократно изменялись. В начале 90-х годов мировое сообщество было обеспо­коено будущим ядерного оружия, унаследован­ного от СССР. Во второй половине 90-х годов регион привлек острое внимание ведущих мировых и региональных государств информа­цией о богатых энергетических ресурсах стран региона /3/.

В настоящее время на постсоветских прос­транствах осуществляются масштабные проек­ты в энергетической и транспортной сфере, прокладываются новые маршруты, связываю­щие запад и Восток и позволяющие стабильно обеспечивать имеющиеся мировые потребности в углеводородах. Транснациональные компании становятся ведущими негосударственными игроками в региональных подсистемах между­народных отношений. Разработка богатств Каспийского моря, туркменский газ, выработка электроэнергии в Таджикистане - все это требует больших инвестиций и скорейшей доставки на мировой рынок. Вместе с тем ситуация в Центральной Азии не стабильна, здесь продолжают возникать очаги конфликтов. Очевидно, что при принятии политических и экономических решений учитываются серьез­ные вызовы и риски, которые могут сделать любой проект нерентабельным или поставить непреодолимые препятствии для его осуществ­ления /4/.

Можно сказать, что «...без налаженных дол­жным образом экономических связей еще мож­но прожить некоторое время, но без налажен­ного духовного и культурного взаимопонима­ния невозможно согласовать интересы наций, обеспечить их мирное сосуществование» /2/.

Есть несколько факторов, способных дестабилизировать обстановку в регионе:

1)     экономические - борьба за природные ресурсы, управление финансовыми потоками;

2)        политические - неурегулированность межгосударственных и внутригосударственных отношений; местная социально-политическая нестабильность - «цветные революции»;

3)     соперничество внешних сил в регионе: параллельное и одновременное развитие отношений РФ, КНР и США - попарно и в треугольнике /2/;

4)  международно-криминальные - международный терроризм, организованная преступность, наркобизнес, работорговля в новых формах, торговля оружием, незаконная миграция и другие, так называемые нетрадиционные угрозы. Наиболее опасные «три зла»: сепаратизм, экстремизм и терроризм /1/.

Многие конфликты в Центральной Азии внешне имеют этнический характер, т.е. выглядят как столкновение разнонаправленных интересов различных этнических общностей. Однако на самом деле глубинной основой таких конфликтов далеко не всегда является этничес­кое разнообразие как таковое, в подавляющем большинстве ситуаций - это борьба за ресурсы. В современном мире борьба за ресурсы чаще всего связана не столько с выживанием, сколько со стремлением к более комфортному существо­ванию В условиях глобализации резко возросла возможность сравнения жизни разных этносов и государств, в том числе живущих бок о бок /5/.

Таким образом, большинством вышеизло­женных угроз национальной безопасности является неудовлетворенность людей уровнем жизни, то есть главные факторы угроз нацио­нальной безопасности кроются в энергети­ческих ресурсах стран региона. Обеспечение безопасности национальных богатств одна из составляющих в политике государств ЦА.

Непременным условием эффективной защи­ты национальных интересов в сфере экономики является обеспечение энергетической безопас­ности - целенаправленной деятельности госу­дарственных и иных институтов, а также отдельных граждан по выявлению, преду­преждению и противодействию угрозам энерге­тической безопасности /6/, т.е., защищенности жизненно важных интересов личности, общес­тва, государства в сфере энергетики от внутрен­них и внешних угроз /6/. Где энергетика есть экономическое благо, позволяющее устойчиво функционировать и развиваться этим субъек­там, а жизненно важные интересы - это совокупность потребностей в энергопот­реблении, удовлетворение которых позволяют личности, обществу и государству устойчиво функционировать и развиваться /6/. Угрозами же энергетической безопасности могут быть условия или факторы, создающие опасность энергопотреблению личности, общества и государства /6/.

В современных условиях проблема обеспе­чения энергетической безопасности обостряет­ся в силу целого ряда факторов. В их числе -рост энергетических потребностей экономик интенсивно развивающихся государств (Китай, Индия и др.), постепенная выработка нево-зобновляемых запасов углеводородного сырья, отсутствие в достаточном объеме альтерна­тивных источников энергии. С одной стороны, в проблему энергетического обеспечения вносят свой отрицательный вклад техногенные катас­трофы, региональные и внутренние конфликты, распространение терроризма в нефтедобываю­щих странах и прилегающих регионах. С другой стороны, в условиях глобализации под различ­ными благовидными предлогами - от борьбы с терроризмом до восстановления мира и стабиль­ности в критических для международной безо­пасности регионах и от решения гуманитарных задач в бедствующих странах до «внедрения» демократических ценностей взамен тотали­тарных диктатур - берутся под военный контроль наиболее богатые в ресурсном отношении регионы /1/.

Каждая из республик Центральной Азии, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркме­нистан и Узбекистан, совершенно самостоятель­но выступает на мировой арене, играет определенную роль в том, что происходит внутри самой страны и в ее взаимоотношениях с другими государствами на планете, заботясь в первую очередь о национальных интересах. Военный потенциал необходимый для обеспече­ния своих политических и экономических интересов и поддержания в регионе стабиль­ности и безопасности самостоятельно, обхо­диться крайне дорого и не всем государствам по силам. И для усиления национальных позиций в системе международных отношений приобре­тают значение различные дееспособные региональные организации, интеграционные союзы и объединения /1/.

Для сохранения баланса сил в Центральноазиатском регионе были образованы организации   регионального сотрудничества, такие как, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, ЦАС и т.д., которые по сей день успешно выполняют возложенные на них функции. Залогом их успешной деятельности является принцип равноправия, главное - это самостоятельное развитие каждого государства-члена организа­ции и сотрудничество как содействие этому развитию.

Среди региональных образований одной из наиболее перспективных и относительно действующих в настоящее время является Шанхайская организация сотрудничества, созданная Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Республикой Казах­стан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан 15 июня 2001 года в г. Шанхае (КНР). ШОС сразу привлекла к себе всеобщее внимание междуна­родного сообщества спецификой региональной организации многостороннего сотрудничества. ШОС стремится к диалогу, обмену мнениями и сотрудничеству во всех формах с другими государствами и регионами. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) играет важнейшую роль в укреплении безопасности региона и устранении существующих угроз для устойчивого развития государств. Углубление интеграционного взаимодействия в рамках ШОС является одним из основных приоритетов внешней политики Казахстана. В рамках ШОС достигнуты определенные успехи в сфере политического взаимодействия и военного сотрудничества. Эффективно решаются вопро­сы борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью и наркобизне­сом. Среди главных планов ШОС - добыча и распределение энергоресурсов, создание крупных транспортных путей и телекомму­никаций, укрепление регионального сотрудни­чества, создание благоприятных условий для торговли и инвестиций /7/.

Государства-участники ШОС обладают зна­чительным экономическим потенциалом. Стра­ны ШОС располагают существенными запасами энергетических ресурсов. В России и Казах­стане имеются крупные месторождения нефте­газовых ресурсов, Кыргызстан и Таджикистан обладают мощным гидроэнергетическим потен­циалом. Китайская экономика является четвер­той по величине в мире и имеет экспортно-ориентированную направленность.

Стратегии безопасности ШОС, как правило, связывают с региональной антитеррористи­ческой структурой, но она скорее ориентирова­на на решение информационно-аналитических и координационных задач. Важной задачей в рамках ШОС представляются проекты, направ­ленные на обеспечение энергетической безопас­ности. Вопросы энергетической политики становятся наиболее значимыми для стран пост - советского пространства за прошедшие годы. Не случайно на последних встречах глав государств и правительств в рамках Шанхай­ской Организации Сотрудничества (ШОС) энергетическому направлению взаимодействия отводилась существенная роль. Как представ­ляется, именно эта организация обладает реальными возможностями по созданию общего рынка энергоресурсов и координированию действия всех его участников по сохранению безопасности энергообеспечения. Потенциал энергоресурсов ШОС достаточно большой, особенно с учетом запасов углеводородов (оценка: на страны ШОС вместе с наблюю-дателями - 1/2 мировых запасов газа и 1/4 запасов нефти). Добыча нефти составляет 1/4 от мировой добычи, и газа - 1/3. Уровень потребления нефти - 19% от мирового (719 млн. тонн), а газа - 26% (746 млрд. м3.). К 2015 году уровень добычи нефти оценивается в 23% мирового, потребления - 19%, добыча газа -37% мирового, потребление - 29%. /8/. У государств-участников организации есть все для того, чтобы создать самое развитое объединение в СНГ - энергоносители, продовольственная база, транспортная система.

Участники ШОС - Россия и Казахстан, а также Иран, примыкающий к границам организации, обладают необходимыми запасами углеводородного сырья в регионе и способны стать донорами для других нуждающихся стран. В наибольшей степени заинтересованы в бесперебойном получении этого сырья во все возрастающих размерах - соучредитель ШОС -Китай и Индия, еще одна страна, примыкающая к границам этой организации /1/. Именно тот факт, что ШОС объединяет в себе государства производителей энергоресурсов и страны-импортеров обуславливает перспективность многостороннего энергетического взаимодейст­вия в рамках ШОС.

Актуальным аспектом сотрудничества в рамках ШОС становится энергетическое взаи­модействие. В июне 2006 г. были выдвинуты идеи создания Энергетического клуба ШОС, Международного нефтегазового консорциума и энергетической биржи, реализация которых, безусловно, будет способствовать энергети­ческой безопасности государств-участников объединения. Одновременно, все эти меры позволят решать вопросы развития не только нефтегазового и энергетического секторов, но и преодолеть проблемы электросетевого строи­тельства и модернизации нефтегазотран-спортной инфраструктуры. Вопросы энергетики найдут свое освещение в Энергетическом клубе. Работа этого клуба будет направлена на объединение государственных структур, инфор­мационно-аналитических центров и компаний, работающих в области энергетики /9/.

Таким образом, идея создания Энергоклуба ШОС становится все более актуальной. В ее основе будут лежать давние и сложные отношения государств восточноазиатского кольца энергетической безопасности (России, Индии, Китая, стран Центральной Азии и Ближнего Востока), связанные с производством, транзитом, поставками и потреблением энерго­ресурсов. Это позволит обеспечить сбалансиро­ванный подход к вопросам энергетической безопасности на всем евразийском простран­стве, а в перспективе и в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе.

Участие Казахстана в ШОС становится все более плодотворным. Энергетическая безопас­ность, как ключевой фактор международной стабильности, является одним из важнейших политико-экономических приоритетов РК. В основе энергетической стратегии лежит принцип экономической целесообразности и минимизации техногенного воздействия энерге­тики на окружающую среду. Интересы много­векторной энергетической и трубопроводной политики Казахстана определяют направления сотрудничества с нашими ключевыми партне­рами - Россией, Китаем и соседями по Центральной Азии /10/ .

Традиционно тесные отношения Казахстан поддерживает с Россией в энергетической сфере, на взаимовыгодной и доверительной основе.

Казахстан расширяет энергопартнерство с Китаем, и мы отмечаем встречную заинтере­сованность со стороны китайских коллег. Испытывающий энергетический голод Китай, все активнее вовлекается в глобальную конкурентную борьбу за углеводородные ресурсы по всему полю мировой экономики. Для поддержания высокой экономической динамики КНР в 2010 г. необходимо импорти­ровать 166-200 млн. т. нефти, что в 5.4 раза больше фактического уровня 2005 г. К 2020 г. для поддержания высоких темпов роста ВВП Китаю придется импортировать уже не менее 300-400 млн. т. нефти /11/ . Пространства ШОС идеально подходят для реализации нефтяной стратегии КНР. Самые тесные двусторонние связи Казахстан имеет и с другими странами-членами и странами-наблюдателями ШОС (Таджикистаном, Ираном, Индией, Монголией и др.). Приоритетным направлением внешней политики Казахстана является расширение взаимодействия в рамках Шанхайской органи­зации сотрудничества, в том числе в сфере энергетики. Важным условием сотрудничества государств-членов ШОС в этом направлении должны стать координация стратегий освоения ресурсов и реализация эффективных транспорт­ных маршрутов, создание единого энергети­ческого пространства.

Резюмируя, нужно отметить, что энергети­ческие ресурсы и региональная безопасность два вопроса, которые сейчас достаточно актуальны в мировом сообществе. Глобальная значимость этой проблемы очевидна. В ближай­шее время сохранится «внутренняя» зависи­мость ШОС от сотрудничества в области энергетики между странами-участницами орга­низации. Энергетическая безопасность ШОС заключается в том, чтобы создать единый энергетический сектор в рамках сотрудни­чества, используя его как площадку для диалога, в задачи которого вошла бы коорди­нация действий стран-производителей ШОС на региональном и мировом энергетическом рынке, а также развитие сотрудничества между производителями и потребителями сырья в рамках организации, страны-потребители и производители смогут более продуктивно обсуждать реализацию различных проектов в нефтегазодобывающей, электроэнергетической и транспотно-транзитной сферах, отслеживать ситуацию с ростом потребностей в нефти, газе, электроэнергии и других энергоресурсов /12/.

 

Литература

1     Клименко А. Ф. Энергетические факторы в военной политике государств Евразии// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский А.Д. -М.:МГИМО, 2007. - С. 196-225

2    Галенович Ю.М. Центральная Азия: соперничество или гармония национальных интересов?// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский А.Д.-М.:МГИМО, 2007. - С. 341-352

3    Шохзода С. Эволюция международных режимов безопасности в     Центральной Азии// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский АД -М.: МГИМО, 2007. - С. 371-391

4       Звягельская И.Д. Факторы нестабильности на постсоветском пространстве (Центральная Азия и Кавказ)// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский А. -М.: МГИМО, 2007. - С. 353-370

5        Куртов А.А. Угрозы «мягкой безопасности» в Центральной Азии// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский А.Д. -М.: МГИМО, 2007. - С. 614-633

6        Урунхаев Н.Т. Энергетическая безопасность: понятие, сущность и классификационные признаки// Вестник КазНУ. Серия философия. Серия культурологи. Серия политология. -2006. -№2 (26)

7        Шаймергенов Т.Т., Тусупбаева Г.А. Роль международных структур в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии: перспективы для ШОС и НАТО//analitika.nl/sbornik_shajmergenov_tusupbaeva_1.htm

8        Аристова Л.Б. Транспортные коммуникации Центральной  Азии  и Афганистана// iimes. ru/rus/stat/2009/26-12-09a.htm

9        Кажмуратова А.К. Перспективы развития энергетического сектора в рамках ШОС// kisi. kz

10     Тажин М.М. Энергетическая безопасность -ключевой фактор стабильности международных отношений// kazenergy. com/content/view/359/66/lang,ru/

11     Жуков С.В. Энергетические интересы Китая в Центральной Азии //Восток (ORIEKS) -2007. -№6

12       Каримова Г. Тенденции и предпосылки формирования единого энергетического рынка на пространстве ШОС//infoshos.ru/ru/print.php?idn=17

Год: 2010
Город: Алматы
Категория: Востоковедение