Энергетические ресурсы в международной дипломатии играют огромную роль в современном мире, чем и объясняется актуальность данной темы. Лидеры экономически развитых и интенсивно развивающихся стран мира страдают от нехватки энергетических ресурсов. Следовательно, роль и место стран, обладающих богатым запасом углеводородов, увеличивается, в данном случае это государства Центральной Азии /1/.
Центральная Азия - регион перемен и постоянной международной активности /2/. Актуальность и значимость государств Центрально-азиатского региона, как в мировой политике, так и во внешней политике ведущих стран мира неоднократно изменялись. В начале 90-х годов мировое сообщество было обеспокоено будущим ядерного оружия, унаследованного от СССР. Во второй половине 90-х годов регион привлек острое внимание ведущих мировых и региональных государств информацией о богатых энергетических ресурсах стран региона /3/.
В настоящее время на постсоветских пространствах осуществляются масштабные проекты в энергетической и транспортной сфере, прокладываются новые маршруты, связывающие запад и Восток и позволяющие стабильно обеспечивать имеющиеся мировые потребности в углеводородах. Транснациональные компании становятся ведущими негосударственными игроками в региональных подсистемах международных отношений. Разработка богатств Каспийского моря, туркменский газ, выработка электроэнергии в Таджикистане - все это требует больших инвестиций и скорейшей доставки на мировой рынок. Вместе с тем ситуация в Центральной Азии не стабильна, здесь продолжают возникать очаги конфликтов. Очевидно, что при принятии политических и экономических решений учитываются серьезные вызовы и риски, которые могут сделать любой проект нерентабельным или поставить непреодолимые препятствии для его осуществления /4/.
Можно сказать, что «...без налаженных должным образом экономических связей еще можно прожить некоторое время, но без налаженного духовного и культурного взаимопонимания невозможно согласовать интересы наций, обеспечить их мирное сосуществование» /2/.
Есть несколько факторов, способных дестабилизировать обстановку в регионе:
1) экономические - борьба за природные ресурсы, управление финансовыми потоками;
2) политические - неурегулированность межгосударственных и внутригосударственных отношений; местная социально-политическая нестабильность - «цветные революции»;
3) соперничество внешних сил в регионе: параллельное и одновременное развитие отношений РФ, КНР и США - попарно и в треугольнике /2/;
4) международно-криминальные - международный терроризм, организованная преступность, наркобизнес, работорговля в новых формах, торговля оружием, незаконная миграция и другие, так называемые нетрадиционные угрозы. Наиболее опасные «три зла»: сепаратизм, экстремизм и терроризм /1/.
Многие конфликты в Центральной Азии внешне имеют этнический характер, т.е. выглядят как столкновение разнонаправленных интересов различных этнических общностей. Однако на самом деле глубинной основой таких конфликтов далеко не всегда является этническое разнообразие как таковое, в подавляющем большинстве ситуаций - это борьба за ресурсы. В современном мире борьба за ресурсы чаще всего связана не столько с выживанием, сколько со стремлением к более комфортному существованию В условиях глобализации резко возросла возможность сравнения жизни разных этносов и государств, в том числе живущих бок о бок /5/.
Таким образом, большинством вышеизложенных угроз национальной безопасности является неудовлетворенность людей уровнем жизни, то есть главные факторы угроз национальной безопасности кроются в энергетических ресурсах стран региона. Обеспечение безопасности национальных богатств одна из составляющих в политике государств ЦА.
Непременным условием эффективной защиты национальных интересов в сфере экономики является обеспечение энергетической безопасности - целенаправленной деятельности государственных и иных институтов, а также отдельных граждан по выявлению, предупреждению и противодействию угрозам энергетической безопасности /6/, т.е., защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в сфере энергетики от внутренних и внешних угроз /6/. Где энергетика есть экономическое благо, позволяющее устойчиво функционировать и развиваться этим субъектам, а жизненно важные интересы - это совокупность потребностей в энергопотреблении, удовлетворение которых позволяют личности, обществу и государству устойчиво функционировать и развиваться /6/. Угрозами же энергетической безопасности могут быть условия или факторы, создающие опасность энергопотреблению личности, общества и государства /6/.
В современных условиях проблема обеспечения энергетической безопасности обостряется в силу целого ряда факторов. В их числе -рост энергетических потребностей экономик интенсивно развивающихся государств (Китай, Индия и др.), постепенная выработка нево-зобновляемых запасов углеводородного сырья, отсутствие в достаточном объеме альтернативных источников энергии. С одной стороны, в проблему энергетического обеспечения вносят свой отрицательный вклад техногенные катастрофы, региональные и внутренние конфликты, распространение терроризма в нефтедобывающих странах и прилегающих регионах. С другой стороны, в условиях глобализации под различными благовидными предлогами - от борьбы с терроризмом до восстановления мира и стабильности в критических для международной безопасности регионах и от решения гуманитарных задач в бедствующих странах до «внедрения» демократических ценностей взамен тоталитарных диктатур - берутся под военный контроль наиболее богатые в ресурсном отношении регионы /1/.
Каждая из республик Центральной Азии, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, совершенно самостоятельно выступает на мировой арене, играет определенную роль в том, что происходит внутри самой страны и в ее взаимоотношениях с другими государствами на планете, заботясь в первую очередь о национальных интересах. Военный потенциал необходимый для обеспечения своих политических и экономических интересов и поддержания в регионе стабильности и безопасности самостоятельно, обходиться крайне дорого и не всем государствам по силам. И для усиления национальных позиций в системе международных отношений приобретают значение различные дееспособные региональные организации, интеграционные союзы и объединения /1/.
Для сохранения баланса сил в Центральноазиатском регионе были образованы организации регионального сотрудничества, такие как, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, ЦАС и т.д., которые по сей день успешно выполняют возложенные на них функции. Залогом их успешной деятельности является принцип равноправия, главное - это самостоятельное развитие каждого государства-члена организации и сотрудничество как содействие этому развитию.
Среди региональных образований одной из наиболее перспективных и относительно действующих в настоящее время является Шанхайская организация сотрудничества, созданная Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан 15 июня 2001 года в г. Шанхае (КНР). ШОС сразу привлекла к себе всеобщее внимание международного сообщества спецификой региональной организации многостороннего сотрудничества. ШОС стремится к диалогу, обмену мнениями и сотрудничеству во всех формах с другими государствами и регионами. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) играет важнейшую роль в укреплении безопасности региона и устранении существующих угроз для устойчивого развития государств. Углубление интеграционного взаимодействия в рамках ШОС является одним из основных приоритетов внешней политики Казахстана. В рамках ШОС достигнуты определенные успехи в сфере политического взаимодействия и военного сотрудничества. Эффективно решаются вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью и наркобизнесом. Среди главных планов ШОС - добыча и распределение энергоресурсов, создание крупных транспортных путей и телекоммуникаций, укрепление регионального сотрудничества, создание благоприятных условий для торговли и инвестиций /7/.
Государства-участники ШОС обладают значительным экономическим потенциалом. Страны ШОС располагают существенными запасами энергетических ресурсов. В России и Казахстане имеются крупные месторождения нефтегазовых ресурсов, Кыргызстан и Таджикистан обладают мощным гидроэнергетическим потенциалом. Китайская экономика является четвертой по величине в мире и имеет экспортно-ориентированную направленность.
Стратегии безопасности ШОС, как правило, связывают с региональной антитеррористической структурой, но она скорее ориентирована на решение информационно-аналитических и координационных задач. Важной задачей в рамках ШОС представляются проекты, направленные на обеспечение энергетической безопасности. Вопросы энергетической политики становятся наиболее значимыми для стран пост - советского пространства за прошедшие годы. Не случайно на последних встречах глав государств и правительств в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) энергетическому направлению взаимодействия отводилась существенная роль. Как представляется, именно эта организация обладает реальными возможностями по созданию общего рынка энергоресурсов и координированию действия всех его участников по сохранению безопасности энергообеспечения. Потенциал энергоресурсов ШОС достаточно большой, особенно с учетом запасов углеводородов (оценка: на страны ШОС вместе с наблюю-дателями - 1/2 мировых запасов газа и 1/4 запасов нефти). Добыча нефти составляет 1/4 от мировой добычи, и газа - 1/3. Уровень потребления нефти - 19% от мирового (719 млн. тонн), а газа - 26% (746 млрд. м3.). К 2015 году уровень добычи нефти оценивается в 23% мирового, потребления - 19%, добыча газа -37% мирового, потребление - 29%. /8/. У государств-участников организации есть все для того, чтобы создать самое развитое объединение в СНГ - энергоносители, продовольственная база, транспортная система.
Участники ШОС - Россия и Казахстан, а также Иран, примыкающий к границам организации, обладают необходимыми запасами углеводородного сырья в регионе и способны стать донорами для других нуждающихся стран. В наибольшей степени заинтересованы в бесперебойном получении этого сырья во все возрастающих размерах - соучредитель ШОС -Китай и Индия, еще одна страна, примыкающая к границам этой организации /1/. Именно тот факт, что ШОС объединяет в себе государства производителей энергоресурсов и страны-импортеров обуславливает перспективность многостороннего энергетического взаимодействия в рамках ШОС.
Актуальным аспектом сотрудничества в рамках ШОС становится энергетическое взаимодействие. В июне 2006 г. были выдвинуты идеи создания Энергетического клуба ШОС, Международного нефтегазового консорциума и энергетической биржи, реализация которых, безусловно, будет способствовать энергетической безопасности государств-участников объединения. Одновременно, все эти меры позволят решать вопросы развития не только нефтегазового и энергетического секторов, но и преодолеть проблемы электросетевого строительства и модернизации нефтегазотран-спортной инфраструктуры. Вопросы энергетики найдут свое освещение в Энергетическом клубе. Работа этого клуба будет направлена на объединение государственных структур, информационно-аналитических центров и компаний, работающих в области энергетики /9/.
Таким образом, идея создания Энергоклуба ШОС становится все более актуальной. В ее основе будут лежать давние и сложные отношения государств восточноазиатского кольца энергетической безопасности (России, Индии, Китая, стран Центральной Азии и Ближнего Востока), связанные с производством, транзитом, поставками и потреблением энергоресурсов. Это позволит обеспечить сбалансированный подход к вопросам энергетической безопасности на всем евразийском пространстве, а в перспективе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Участие Казахстана в ШОС становится все более плодотворным. Энергетическая безопасность, как ключевой фактор международной стабильности, является одним из важнейших политико-экономических приоритетов РК. В основе энергетической стратегии лежит принцип экономической целесообразности и минимизации техногенного воздействия энергетики на окружающую среду. Интересы многовекторной энергетической и трубопроводной политики Казахстана определяют направления сотрудничества с нашими ключевыми партнерами - Россией, Китаем и соседями по Центральной Азии /10/ .
Традиционно тесные отношения Казахстан поддерживает с Россией в энергетической сфере, на взаимовыгодной и доверительной основе.
Казахстан расширяет энергопартнерство с Китаем, и мы отмечаем встречную заинтересованность со стороны китайских коллег. Испытывающий энергетический голод Китай, все активнее вовлекается в глобальную конкурентную борьбу за углеводородные ресурсы по всему полю мировой экономики. Для поддержания высокой экономической динамики КНР в 2010 г. необходимо импортировать 166-200 млн. т. нефти, что в 5.4 раза больше фактического уровня 2005 г. К 2020 г. для поддержания высоких темпов роста ВВП Китаю придется импортировать уже не менее 300-400 млн. т. нефти /11/ . Пространства ШОС идеально подходят для реализации нефтяной стратегии КНР. Самые тесные двусторонние связи Казахстан имеет и с другими странами-членами и странами-наблюдателями ШОС (Таджикистаном, Ираном, Индией, Монголией и др.). Приоритетным направлением внешней политики Казахстана является расширение взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в том числе в сфере энергетики. Важным условием сотрудничества государств-членов ШОС в этом направлении должны стать координация стратегий освоения ресурсов и реализация эффективных транспортных маршрутов, создание единого энергетического пространства.
Резюмируя, нужно отметить, что энергетические ресурсы и региональная безопасность два вопроса, которые сейчас достаточно актуальны в мировом сообществе. Глобальная значимость этой проблемы очевидна. В ближайшее время сохранится «внутренняя» зависимость ШОС от сотрудничества в области энергетики между странами-участницами организации. Энергетическая безопасность ШОС заключается в том, чтобы создать единый энергетический сектор в рамках сотрудничества, используя его как площадку для диалога, в задачи которого вошла бы координация действий стран-производителей ШОС на региональном и мировом энергетическом рынке, а также развитие сотрудничества между производителями и потребителями сырья в рамках организации, страны-потребители и производители смогут более продуктивно обсуждать реализацию различных проектов в нефтегазодобывающей, электроэнергетической и транспотно-транзитной сферах, отслеживать ситуацию с ростом потребностей в нефти, газе, электроэнергии и других энергоресурсов /12/.
Литература
1 Клименко А. Ф. Энергетические факторы в военной политике государств Евразии// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский А.Д. -М.:МГИМО, 2007. - С. 196-225
2 Галенович Ю.М. Центральная Азия: соперничество или гармония национальных интересов?// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский А.Д.-М.:МГИМО, 2007. - С. 341-352
3 Шохзода С. Эволюция международных режимов безопасности в Центральной Азии// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский АД -М.: МГИМО, 2007. - С. 371-391
4 Звягельская И.Д. Факторы нестабильности на постсоветском пространстве (Центральная Азия и Кавказ)// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский А. -М.: МГИМО, 2007. - С. 353-370
5 Куртов А.А. Угрозы «мягкой безопасности» в Центральной Азии// Энергетические измерения международных отношений и безопастности в Восточной Азии/ Отв. ред. Воскресенский А.Д. -М.: МГИМО, 2007. - С. 614-633
6 Урунхаев Н.Т. Энергетическая безопасность: понятие, сущность и классификационные признаки// Вестник КазНУ. Серия философия. Серия культурологи. Серия политология. -2006. -№2 (26)
7 Шаймергенов Т.Т., Тусупбаева Г.А. Роль международных структур в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии: перспективы для ШОС и НАТО//analitika.nl/sbornik_shajmergenov_tusupbaeva_1.htm
8 Аристова Л.Б. Транспортные коммуникации Центральной Азии и Афганистана// iimes. ru/rus/stat/2009/26-12-09a.htm
9 Кажмуратова А.К. Перспективы развития энергетического сектора в рамках ШОС// kisi. kz
10 Тажин М.М. Энергетическая безопасность -ключевой фактор стабильности международных отношений// kazenergy. com/content/view/359/66/lang,ru/
11 Жуков С.В. Энергетические интересы Китая в Центральной Азии //Восток (ORIEKS) -2007. -№6
12 Каримова Г. Тенденции и предпосылки формирования единого энергетического рынка на пространстве ШОС//infoshos.ru/ru/print.php?idn=17