Под экспортным контролем понимают совокупность организационных, правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю за международными передачами отдельных категорий товаров или технологий. Обычно функции экспортного контроля возлагаются на специально уполномоченные государственные органы. Основными средствами экспортного контроля являются лицензирование экспорта в зависимости от страны назначения и характеристик вывозимой продукции и разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций по отдельным категориям товаров или технологий [1].
Экспортный контроль по своей сути является нетарифной мерой внешнеэкономического регулирования и используется государствами в качестве значимого инструмента внешней политики для решения различных задач. Это могут быть интересы национальной безопасности, международные обязательства либо соображения экономической целесообразности. Так, например, в 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ), направленный на предотвращение попадания военных товаров и технологий в СССР и страны социалистического лагеря [2]. Тем не менее в зависимости от изменений в проблематике международной и национальной безопасности подвергались пересмотру и приоритетные цели экспортного контроля. К концу 1980-х гг. экспортный контроль превращается в инструмент предотвращения распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки, причем если в тот период контроль осуществлялся в отношении потенциальных государств-проли-ферантов, то в начале XXI века речь идет о недопущении попадания ОМУ в руки террористических группировок [1, 2].
Экспортный контроль является, таким образом, одним из основных компонентов международного режима нераспространения ОМУ, и осуществляется посредством неформальных многосторонних соглашений и договоренностей в области экспортного контроля, таких, как Комитет Цангера, Группа ядерных поставщиков, Режим контроля за ракетной технологией, Вассенаарские договоренности и Австралийская группа. В рамках этих многосторонних режимов разрабатываются списки продукции, подлежащей экспортному контролю, а также руководящие принципы экспорта соответствующих товаров и технологий. Государства, присоединившиеся к этим режимам, берут на себя политическое обязательство интегрировать эти списки и принципы в свои национальные режимы экспортного контроля, однако непосредственное осуществление экспортного контроля остается в компетенции самих государств. В этой связи национальные системы экспортного контроля являются незаменимыми элементами международного режима нераспространения ОМУ, играя клюю-чевую роль в предотвращении «утечки» чувствительных товаров и технологий [1, 2].
В соответствии с международными и национальными контрольными списками экспортному контролю подлежат международные передачи товаров и технологий (объектов экспортного контроля) следующих категорий: товары и технологии, которые относятся к ядерной деятельности и могут быть использованы в создании ядерного оружия; товары и технологии, которые могут быть использованы в создании химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия; товары и технологии, которые используются или могут быть использованы в создании ракетного оружия; товары и технологии военного назначения; товары и технологии двойного назначения, применяемые как в военных, так и в гражданских целях. При этом следует учитывать, что объектами экспортного контроля являются не только материалы, оборудование, вооружение и военная техника, но также работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, существует практика применения положения о «всеобъемлющем контроле», когда под экспортный контроль подпадают товары и технологии, не включенные в вышеуказанные списки, но в отношении которых экспортер обладает достоверной информацией о том, что покупатель будет их использовать для целей создания ОМУ.
В Республике Казахстан внедрение национальной системы экспортного контроля стало одним из важнейших направлений государственной политики в сфере нераспространения оружия массового уничтожения. Закрыв Семипалатинский ядерный испытательный полигон и присоединившись к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве безъядерного государства, Казахстан продемонстрировал свою приверженность политике контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ. В декабре 1993 г., после ратификации ДНЯО Верховным Советом Республики Казахстан, правительство страны приступило к созданию национальной системы экспортного контроля. 13 декабря 1993 г. в ходе визита вице-президента США А. Гора в Казахстан был подписан пакет казахстанско-американских соглашений, в том числе соглашение между министерствами обороны двух стран, в соответствии с которым США обязались оказать Казахстану содействие в расширении возможностей национальной системы экспортного контроля, направленной на предотвращение распространения ОМУ, а также материально-технических средств и знаний, относящихся к такому оружию. Также было подписано соглашение о контроле, учете и физической защите ядерных материалов в целях содействия предотвращению распространения ядерного оружия. Необходимые для этих целей средства были выделены в рамках программы содействия «Совместное сокращение угрозы» (программа Нанна-Лугара).
До подписания этих соглашений Казахстан предпринимал усилия по осуществлению контроля экспорта как в рамках общей государственной системы внешнеэкономической деятельности, так и в рамках создания собственной системы контроля ядерных материалов. Так, еще в декабре 1991 г. было принято Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан № 804 «О порядке квотирования и лицензирования поставок продукции из Республики Казахстан» [3]. 9 марта 1993 г. правительство издало постановление № 183, утвердившее «Положение об экспорте и импорте ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, оборудования, материалов и технологий двойного назначения, источников радиоактивного излучения и изотопной продукции» [4]. Следует отметить тот факт, что этим постановлением Казахстан обязался осуществлять ядерный экспорт в соответствии с положениями ДНЯО, еще не являясь формальным участником этого договора. Тем не менее механизм контроля экспорта продукции двойного назначения, вооружений и военной техники оставался без существенных изменений. 30 июля 1993 г. президент Н. Назарбаев издал Указ № 1311 «О дополнительных мерах по организации внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан», где, в числе прочего, была сформулирована задача разработать и представить «концепцию государственной системы экспортного и импортного контроля». Однако основной целью этой концепции было не создание системы экспортного контроля, а, прежде всего, обеспечение защиты экономических интересов государства.
В течение 1994-1995 гг. в рамках программы Нанна-Лугара был проведен ряд встреч и семинаров на уровне экспертов обеих стран. В ходе этих совместных мероприятий заокеанские эксперты ознакомились с действующим в Казахстане порядком осуществления контроля над экспортом и работой соответствующих министерств и ведомств, занимающихся вопросами экспортного контроля, рассказали казахстанским специалистам о политике экспортного контроля США, а также обсудили и подготовили проект плана по оказанию помощи Казахстану в создании эффективной национальной системы экспортного контроля в соответствии с накопленным международным опытом. Дав положительную оценку работе казахстанских коллег и выразив готовность оказать помощь в техническом оснащении и подготовке специалистов, американская сторона также предложила передать 6 патрульных катеров для использования на Каспийском море. В свою очередь, казахстанские эксперты подготовили основные положения проекта Закона Республики Казахстан «Об экспортном контроле» и обсудили его содержание с американскими специалистами из различных министерств и ведомств. В целях реализации программы казахстанско-американского сотрудничества в области экспортного контроля 30 января 1996 г. было принято Постановление Правительства Республики Казахстан № 120 «О создании автоматизированной системы экспортного контроля вооружений, военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, связанных с их производством», в соответствии с которым проводились переговоры с США об оказании технической помощи Казахстану в этой области [5].
Большое значение для дальнейшего развития системы экспортного контроля в Казахстане имело постановление Кабинета Министров страны от 24 марта 1995 года № 338, установившее основы национального контрольного списка [6]. В этот период единственным органом, обладающим правом выдачи экспортных и импортных лицензий являлось Министерство промышленности и торговли, но существовал перечень товаров, экспорт которых осуществлялся только по разрешению Правительства Республики Казахстан. В него входили: вооружение, военная техника, специальные комплектующие изделия для их производства, работы и услуги в области военно-технического сотрудничества, ядерные материалы, технологии, оборудование, установки, специальные неядерные материалы, источники радиоактивного излучения, включая радиоактивные отходы [7].
18 июня 1996 г. Казахстан одним из первых в СНГ принял Закон № 9-1 «Об экспортном контроле вооружений, военной техники и продукции двойного назначения», который определил основные принципы эффективной системы экспортного контроля, а также полномочия правительства и других исполнительных органов в этой области [8]. В 1998 г. на основе решения Совета Безопасности страны правительство приняло постановление от 9 октября 1998 г. № 1029 об образовании Департамента экспортного контроля и лицензирования Министерства энергетики, индустрии и торговли [9]. Большое значение имело постановление правительства от 18 августа 2000 года № 1282, утвердившее список продукции, подлежащей экспортному контролю в Республике Казахстан, основой которого стали контрольные списки Европейского Союза (ЕС) и Российской Федерации [10]. Кроме того, в уголовный и административный кодексы были введены статьи, предусматривающие меры ответственности за нарушение законодательства об экспортном контроле. В декабре 1999 г. постановлением правительства № 1917 «О совершенствовании системы экспортного контроля в Республике Казахстан» была создана Государственная комиссия по вопросам экспортного контроля, которая провела необходимую работу по формированию его правовой и нормативной базы, приняла ряд решений по выдаче и приостановлению лицензий на экспорт продукции, подпадающей под экспортный контроль [11]. В ноябре 2000 года в закон были внесены изменения, которые ввели положения о всеобъемлющем контроле, внутрифирменной системе экспортного контроля, сертификате конечного пользователя и др., а также новый принцип экспортного контроля - «недопустимость поддержки международного терроризма». Действие закона было также распространено на реэкспорт, транзит и импорт [12].
Тем не менее действующий закон содержал значительное количество пробелов и не отвечал всем требованиям времени (в частности, экспортному контролю не подлежали неосязаемые передачи технологий). С учетом возрастающего значения вопросов нераспространения ОМУ, угрозы международного терроризма, а также в целях совершенствования национальной системы экспортного контроля в июле 2007 г. был принят новый закон «Об экспортном контроле» [13]. Новый закон предусматривает совершенствование порядка осуществления экспортного контроля, предотвращение правонарушений в области экспортного контроля путем создания участниками внешнеэкономической деятельности внутрифирменных систем экспортного контроля, а также введение обязательного учета внешнеэкономических дел, усиление координации и взаимодействия с международными организациями.
Согласно закону, к видам продукции, подлежащей экспортному контролю, относятся:
1) обычное вооружение и военная техника, сырье, материалы, специальное оборудование и технологии, работы и услуги, связанные с их производством;
2) ядерные и специальные неядерные материалы, оборудование, установки, технологии, источники ионизирующего излучения, оборудование и соответствующие товары и технологии двойного применения (назначения), работы и услуги, связанные с их производством;
3) химикаты, товары и технологии двойного применения (назначения), которые могут быть использованы при создании химического оружия, по спискам, перечням, устанавливаемым международными режимами экспортного контроля;
4) возбудители заболеваний, их генетически измененные формы и фрагменты генетического материала, которые могут быть использованы при создании бактериологического (биологического) и токсин-ного оружия, списки, перечни которых устанавливаются международными режимами экспортного контроля;
5) ракетная техника, двигатели, их компоненты, оборудование, материалы и технологии, применяющиеся при создании ракетной техники, списки, перечни которых устанавливаются международными режимами экспортного контроля;
6) виды оружия массового поражения;
7) научно-техническая информация, услуги и результаты интеллектуальной творческой деятельности, связанные с продукцией военного назначения, товарами и технологиями двойного применения (назначения). В настоящее время Казахстан совместно с партнерами по Таможенному Союзу проводит активную работу по гармонизации контрольных списков.
Казахстан придает большое значение сотрудничеству с многосторонними режимами экспортного контроля. В мае 2002 г. страна была принята в Группу ядерных поставщиков (ГЯП), что стало закономерной оценкой усилий Казахстана в области экспортного контроля. Целью участия Казахстана в ГЯП является дальнейшая активизация мер по борьбе с терроризмом, противодействию распространения ОМУ, усиления контроля за перемещением и использованием ядерных материалов и продукции двойного назначения. Логическим дополнением членства Казахстана в ГЯП стало вступление Казахстана в Комитет Цангера в ноябре 2008 г. В настоящее время Казахстан активизировал работу по присоединению к другим многосторонним режимам экспортного контроля. Так, Казахстан подал заявку на вступление в Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) и провел значительную работу по выполнению условий, необходимых для членства в РКРТ. Не являясь формально членом РКРТ, Казахстан поддерживает и соблюдает нормы и принципы данного режима в своей экспортной политике.
Актуальность темы нераспространения ОМУ в регионе Центральной Азии растет. Основные причины - активизация террористической активности в регионе и стремление некоторых соседних с ним государств к обладанию ОМУ и средствами их доставки. Казахстан, подтверждая свою приверженность политике разоружения и нераспространения ОМУ, продолжает развивать международное сотрудничество в области экспортного контроля и пресечения незаконного оборота чувствительных товаров и технологий. В этой связи большое значение имеет активизация усилий по укреплению национальных систем экспортного, пограничного и таможенного контроля центральноазиатских государств на основе опыта, наработанного в процессе реализации программ содействия, инициированных США и ЕС: «Экспортный контроль и безопасность границ», «Вторая линия защиты», «Управление границами в Центральной Азии» и др. Большое значение будут иметь такие шаги, как укрепление национальных законодательств для обеспечения эффективного преследования и неотвратимости наказания террористов и их пособников, надлежащая защита чувствительной информации, совершенствование подбора персонала, повышение ответственности ученых, работающих в этой сфере, предотвращение «утечки мозгов», более активное сотрудничество спецслужб и обмен соответствующей информацией между ними, продолжение практики проведения совместных антитеррористических учений не только в рамках СНГ и ШОС, но и на двусторонней и региональной основе.
В заключение хотелось бы отметить, что в связи с усилением угроз распространения ОМУ и терроризма с его применением на повестке дня стоит вопрос об активизации образовательной деятельности по вопросам нераспространения и экспортного контроля, в том числе путем подготовки квалифицированных специалистов и исследователей, повышения профессионализма сотрудников компетентных государственных органов, а также представителей средств масс-совой информации, освещающих эту проблематику. Значимость образования в сфере нераспространения признается на самом высшем международно-политическом уровне. В резолюции Генеральной ассамблеи ООН №57/60, принятой без голосования 22 ноября 2002 г., подтверждается миссия ООН в области разоружения и нераспространения, подчеркивается необходимость конкретных шагов со стороны государств-членов ООН в этом направлении, а также признается важная роль организаций, занимающихся образованием в сфере нераспространения.
Литература
- Ядерное нераспространение: краткая энциклопедия /гл. ред. А.В. Хлопков. - М.: РОССПЭН, 2009. - 383 с.
- Кириченко Э.В. Режим экспортного контроля.Тезисы лекции // Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, armscontrol.ru/course/lectures05a/evk050421 .htm
- Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 27 декабря 1991 г. № 804 «О порядке квотирования и лицензирования поставок продукции из Республики Казахстан», Портал Республики Казахстан, kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsp/dok_peropi.htm
- Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 9 марта 1993 г. № 183 «Об утверждении Положения об экспорте и импорте ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, оборудования, материалов и технологий двойного назначения, источников радиоактивного излучения и изотопной продукции», nti.org/e research/profiles_pdfs/Kazakhstan/030993.pdf
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 1996 г. № 120 «О создании автоматизированной системы экспортного контроля вооружений, военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, связанных с их производством», Портал Республики Казахстан, kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsm/dok_pegceo.htm
- Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 24 марта 1995 г. № 338 «О мерах по дальнейшему развитию системы экспортного контроля в Республике Казахстан», Портал Республики Казахстан, kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsi/dok_pegihz.htm
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 марта 1996 № 298 «О порядке экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан»
- Закон Республики Казахстан от 18 июня 1996 г. № 91 «Об экспортном контроле вооружений, военной техники и продукции двойного назначения», pavlodar. com/zakon/?dok=01936&all=all
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 октября 1998 г. № 1029 «Вопросы Департамента экспортного контроля и лицензирования Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан», Портал Республики Казахстан, kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsb/dok_oeqyii.htm
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 августа 2000 года № 1282 «Об утверждении списка продукции, подлежащей экспортному контролю в Республике Казахстан», Портал Республики Казахстан, kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsn/ dok_oerprz/ index.htm
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 декабря 1999 года № 1917 «О совершенствовании системы экспортного контроля в Республике Казахстан», nti.org/e_research/ profiles_pdfs/ Kazakhstan/121499.pdf
- Кораблев В.А. Проблемы организации экспортного контроля в Казахстане // Проблемы современной экономики. - 2003. - № 2(6).
- Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 г. № 300-III «Об экспортном контроле», pavlodar.com/ zakon/?dok=03750&ogl=all