Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Суфизм в Центральной Азии

В данной статье обосновывается, что суфизм в исламском мире представляет собой ду­ховную культуру, которая выполняет сложную функцию транслятора базовых традиций, ценностей, мировоззренческих ориентиров, видоизменяющихся под влиянием доминирующих факторов ислам­ской культуры - арабского языка и религии. С одной стороны, суфизм адаптирует новые ценности под базовые, трансформируя их внешнюю форму, меняя смыслы прежних паттернов. С другой стороны, выполняя миссионерскую, апологетическую функцию, суфизм приспосабливает мировоззренческие ориентиры неарабских народов к исламу, предлагая в компромиссной форме разрешение ряда слож­ных мировоззренческих проблем. В то же время, он выполняет функцию сохранения этнической па­мяти. Этим объясняется тот факт, что суфизм получил наибольшее распространение в ЦентральнойАзии, где принимают ислам и создают новую реальность - мир исламской культуры.

Термин «суфизм» применяется для обозначе­ния мистико-религиозного движения, который возник на базе ислама, как проповедующего путь пророка Мухаммада. Суфии считают себя последователями Пророка, отстаивающими ис­ходные принципы его учения в первозданном виде. Суть их учения заключается в признании единственной реальности - реальности Бога, все остальное лишь трактуется как его проявление, как его следы, отпечаток его любви. 

На наш взгляд, суфизм формируется, как по­пытка осмыслить и пережить состояние вну­треннего духовно-психологического перелома, которое возникает в условиях пограничной си­туации, порожденной цивилизационным шоком. Вместо ранее проповедуемого Пророком пути личностного общения с Богом, ислам формиру­ется в идеологическое и доктринальное учение. Не соглашаясь с новой версией прочтения духов­ной традиции Пророка, последователи суфизма считают, что простое соблюдение законов исла­ма (шариата) является недостаточным. В среде этих людей возникла идея духовной школы, или Пути (тарикат), ведущего к истине. Суфизм пред­лагает не рациональный способ обоснования бытия Бога, не теологические споры о сущности

Единого, а мистико-религиозно-философское учение. Это учение основано на признании воз­можности достижения личного контакта с Богом посредством специальных упражнений и духов­ного опыта. Таким образом, среди причин воз­никновения и развития аскетико-мистических тенденций в исламе можно назвать:

  • социально-политические неурядицы первых двух столетий существования мусульманской общины, породившие эскапистские настроения;
  • общее усложнение религиозной жизни, со­провождающееся углубленными идейными и ду­ховными исканиями.

На наш взгляд, в вопросе о возникновении суфизма следует обратить внимание на тот факт, что он возникает в результате столкновения не­скольких культур. Сам процесс формирования арабской культуры и цивилизации происходит на фоне сложных культурных и политических конфликтов.

Так, например, учение ордена Ахмета Яссауи представляет собой сложный синтез арабской культуры и тюркской, симбиоз тенгрианства и ислама. В суфизме А. Яссауи сохраняются эле­менты тенгрианства, как символы, которые со­ставляют жизненную практическую философию тюрок [1]. Учение этого ордена является той ми­ровоззренческой основой, на которой возникает духовная система тюркских народов. С именем А. Яссауи связано не только начало исламизации тюркских народов, но его идеи становятся той основой, на базе которых ислам стал духовным образом жизни казахов [2, с. 278-279]. 

Другим наиболее сложным фактором стол­кновения культур является формирование ис­ламской культуры и цивилизации. Небезын­тересно отметить тот исторический факт, что возникновение исламской культуры происходит в результате синтеза различных религиозно-мифологических ритуалов, обрядов, философ­ских воззрений, литературно-художественных практик, этнических традиций различных наро­дов Ближнего Востока, Передней и Центральной Азии, Индии. Столкновение культур происходит на фоне покорения арабами народов этих регио­нов, установления на их территории цивилиза­ции, ядром которой являются ислам, мусульман­ские ценности, светская власть халифов.

Суфизм становится тем учением, которое в условиях социокультурного кризиса и культур­ного шока предлагает обратиться к модели благо­честивой жизни. Они разработали новую модель тройственного отношения человека к Богу: ис­лам, иман и ихсан. В Коране говорится только об исламе и имане. Третий элемент ихсан, согласно большинству хадисов, добавил Пророк. Он озна­чает, что человек должен поклоняться Богу так, как будто видит Его: ведь хотя, человек и не ви­дит Бога, Бог всегда видит человека, а в Коране говорится, что «Милость Аллаха близка к творя­щим добро «ал-мухсинун» (буквально: от тех, кто практикует ихсан) [3, 4, 5]. С добавлением этого третьего элемента начинается полная интериоризация ислама, ибо отныне верующий чувствовал, что в каждый миг он стоит перед лицом Бога, что ему подобает бояться и чтить своего творца, ни­когда не впадать в сон беспечности, никогда не забывать о всеобъемлющем божественном при­сутствии. Именно такая модель позволяет, по мнению благочестивых людей (суфиев), не толь­ко сохранить основные ценности, восходящие к учению Пророка, но и адаптироваться человеку к новым условиям культурной реальности. В отличие от средневековой философии, суфизм как одно из крупных течений в духовной жиз­ни мусульманского мира, формирует свой путь осуществления синтеза культурного наследия. Участвуя в этом процессе, суфизм устанавливает новое пространство культурной коммуникации между различными регионами исламской ци­вилизации, утверждает новые формы духовных контактов между этническими культурами.

Суфизм в исламском мире представляет собой духовную культуру, которая выполняет сложную функцию транслятора базовых традиций, ценно­стей, мировоззренческих ориентиров, которые им видоизменяются под влиянием доминирую­щих факторов исламской культуры - арабско­го языка и религии. С одной стороны, суфизм адаптирует новые ценности под базовые, транс­формируя их внешнюю форму, меняя смыслы прежних паттернов. С другой стороны, выпол­няя миссионерскую, апологетическую функцию, суфизм приспосабливает мировоззренческие ориентиры неарабских народов к исламу, пред­лагая в компромиссной форме разрешение ряда сложных мировоззренческих проблем. В то же время, он выполняет функцию сохранения этни­ческой памяти. Этим объясняется тот факт, что суфизм получил наибольшее распространение в тех странах, которые принимают ислам и уча­ствуют в созидании новой реальности - мира ис­ламской культуры.

Интересно отметить географические и куль­турные регионы возникновения суфизма. Все ученые обращают внимание на тот факт, что исторически первые адепты суфизма появляют­ся на территории Ирака, Ирана, Сирии, Индии, Центральной Азии и Закавказье. Именно в этих центрах, где до прихода арабских завоевателей и установления ислама, была достаточно разви­тая цивилизация, со своей системой ценностей, философией, художественной практикой и рели­гиозной системой [6].

Суфизм так же воспринял элементы оккульт­ных знаний: алхимии, физиогномики, науки о символике цифр и букв и т. д. На наш взгляд, суфизм адаптирует языческие верования, куль­товые обряды к основным положениям ислама, осуществляет сложную форму переосмысления и переинтерпретации, смещения акцентов в со­ответствии с требованиями исламской религии.

Как отмечает известный философ М.С. Орынбеков, ислам не всегда позитивно воспринимался народами. В частности, на территории Казахста­на он внедрялся искусственно, насильственными методами [5, с. 117-118]. Суфизм потому и по­лучает широкое распространение на территории Казахстана, что он выполняет миссионерскую роль путем адаптации, приспособления идей ис­лама к образу жизни, способу мироотношения насельников казахской степи. 

Как подчеркивает М.С. Орынбеков, жизне­любие и вольнолюбие тюркских народов, их оптимизм, близость к природе, персонификация природных объектов, их обожествление плотно вошло в их духовную жизнь. Этот жизнетворче-ский модус повторяется в шаманских заклинани­ях. Этот жизнерадостный модус бытия кочевни­ков казахских степей сохраняется в этнической памяти народов, и ни одна из мировых религий не смогла уничтожить его. Как утверждает фило­соф, суфизм практически сохраняет «основные идеи и обряды шаманизма, где состояние экстаза выступает как путь общения с потусторонним миром, как ритуал, пронизанный идеей избран­ничества и верой в сверхъестественные силы, при этом личности шамана и суфия настолько сливаются, что в разряд мусульманских святых включают и шаманов» [5, c. 129].

В таком случае, на наш взгляд, именно суфизм осуществляет сохранение в составе современно­го ислама в Казахстане, да и на территории Цен­тральной Азии, многих языческих праздников, обрядов, восходящих к зороастризму, митраизму, тенгрианству, элементов шаманизма и дру­гих древнейших верований. В них сохраняются коллективная память этих народов, коллектив­ное бессознательное, которое «воспроизводит архаические пережитки людей, их архетипы, прообразы, в мифологические образы» [5, c. 128]. Эти духовные ценности как коллективная память и опыт работы с бессознательным актив­но воспроизводятся в праздновании древнейших ритуалов, обрядов, сохраняются в быту, языке, мифо - религиозных образах, других формах ду­ховной культуры. Пуританизм ислама и призна­ние предопределенности жизни человека волей Бога не всегда находил приветствие в практиче­ской и бытовой жизни народов Степи, Централь­ной Азии.

На факт наличия в суфизме общих положе­ний предшествующих мистических практик, представлений о Боге, мироздании, отношения к природе и месту человека в мире мы можем найти в работе М. С. Орынбекова «Генезис рели­гиозности в Казахстане». По его мнению, в со­ставе суфийского учения отчетливо сохраняют­ся следы неоплатонизма (в частности Прокла), прежних языческих верований и обрядов [5, c. 118-122]. Суфизм как культурный механизм ока­зал влияние на сохранении многих ритуалов, религиозной обрядовой деятельности. Суфизм транслирует пятикратный намаз из зороастризма в исламское вероучение, дополняет автохтонны­ми элементами осуществление похоронной куль­туры. Такой доисламский праздник как Наурыз, обряд помяновения предков были трансформи­рованы в народный ислам тюрков, иранцев.

Так, орден Яссауи выступал тем звеном в тюркской среде посредством которого осущест­влялась передача автохтонных обычаев, обрядов, традиций. Орден Яссауи строго контролировал принцип семи колен, если род не придерживался данного принципа, то этот род подвергался де­портации или изолировался. С орденом Яссауи связывают сохранение традиции захоронения ханов в Туркестане в мавзолее Ахмета Яссауи. Различные доисламские памятные места и захо­ронения предков в памяти региональных народов ассоциируются как священные места, которые особо почитают, совершают культовые обряды. Как отмечает Тримингэм, многие ханаки возни­кают в местах народных поклонений, на могилах предков, почитаемых в народе старейшин рода[7].

Представители суфизма разработали симво­лический и аллегорический язык. Так персы Абд-аллах ал Ансари, Абу Саид Бен Аби-ль-Хаир соз­дали такие поэтические произведения, которые стали прототипом всей религиозной литературы персидского суфизма. В последствии он был раз­вит в творчестве Санаи, Саади, Аттара, Хафи-за, Джами, Хайяма и других поэтов восточного ислама. Под влиянием суфийской поэзии в ис­ламской культуре особенно сильно развивается образное представление, несмотря на суровость и запрет исламом изображения живого. Имаги-нативность, привнесенная суфийской поэзией в духовную жизнь мусульман, впоследствии опре­делила весь строй мысли человека исламской культуры. Благодаря суфиям была осуществлена гипертрофированная идеализация человека, ко­торая повлияла на формирование нового векто­ра исламской культуры - любовной лирики. Эта практика сформировала образ с ума сошедших любовников, чья страсть и экзистенциальность переживания, с одной стороны, воспроизводит известную лирику любви персов, сирийцев, индусов, духовность переживания любовных чувств тюрков, а, с другой стороны, сохраняют психологическую практику экзистенциальности жизни [8]. 

Суфизм сыграл важную роль в трансляции практики монашества, который предшество­вал приходу ислама на территорию Централь­ной Азии, где были широко распространены монашеские общины гностиков, христианские общины, митраизм, манихейство, буддизм, ша­манизм. В этих религиозных течениях широко было распространено монашество. Суфийские ордена имитировали и перенимали монашеские обряды, символику, этические принципы, эзо­терические ритуалы. В этом плане интересным представляется позиция Дж. С. Тримингэма. В своем исследовании он отмечает особенности усвоения исламской веры народами региональ­ных культур. Ученый отмечает, что многие реги­ональные народы воспринимали суфиев как про­возвестников «религии нового типа» [7, c. 96]. Суфии сыграли важную роль в распространении ислама в интерпретированной форме, соединяя с экзистенциально-психологической памятью региональных народов. Они сохранили, на наш взгляд, различные практики экзистенциально-психических переживаний, закрепленных в коллективном бессознательном, в психической памяти народов. Он также выступает способом передачи экзистенциально-психологической па­мяти народа, которая закреплена в культах свя­тых, священных местах, обрядах, традициях. Это очевидно следует из описания и анализа англий­ским ученым истории возникновения суфийских орденов на территории Ирана, стран Магриба, на африканском, индийском континентах, в Центрально-азиатских степях [7, c. 30-164].

Механизмом закрепления религиозной иден­тичности и культурной приверженности к ис­ламу, на наш взгляд, становится суфийское движение, которое стремится не только высту­пить способом аккультурации в соответствии с ценностями ислама, но и моделью образцовой преданности принципам и духу ислама.Следовательно, суфизм в Центральной Азии, осу­ществляя функцию культурно-психической па­мяти этносов исламского мира, способствовал сохранению уникального духовного наследия, экзистенциально-эстетического опыта регио­нальных народов. Впоследствии суфизм стано­вится образцом определения принадлежности к исламской культуре.

 

Литература

1            Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 1999. - 296 с.

2            Аюпов Н. Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. Автореф. докт. дис. - Алматы,2004. - 53 с.

3            Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. - М.:Наука, 1990. - 727 с.

4            Гольдциэр И. Культ святых в исламе (Му-хамедданские эскизы) / Пер. с нем. - М.: Гаиз, 1938. - 180 с.

5            Орынбеков М.С. Генезис религиозности в Казахстане. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - 240 с.

6            Девин Ди Уис. Маша их-и турк и Хваджа-ган: переосмысление связей между суфийскими традициями Йасавийа и Накшбандийа / Суфизм в Центральной Азии (Зарубежные исследования памяти Ф. Майера) // Отв. ред. А.А. Хисмату-лин. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - С. 211-233.

7            Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены ис­ламе / Пер. с англ. А.А. Ставиской; под ред. О.А. Акимушкина. - М.: Наука. Главная редакция Восточной литературы, 1989. - 328 с.

8            Арабская поэзия средних веков. - М.: Ху -дожественная литература, 1975. - 768 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.