В первой половине ХУШ века к моменту присоединения Казахстана к России на его степных пространствах существовало всего лишь несколько небольших городов. Поэтому среди ученых и путешественников тех времен сложилось представление о Казахстане как о стране бесконечных степей, в которых живут «дикие кочевники», обуреваемые страстью к разрушению всего, что мешает свободному перемещению. Позже российский археолог, исследователь древнего Хорезма С.П.Толстов, опровергая данное мнение, приходит к выводу, что «было бы ошибкой видеть в городской цивилизации только продукт развития только земледельческих оазисов» [1, с. 11].
Феномен степного города был и остается предметом живого интереса, бурных дискуссий, разнообразных оценок. Так, в 1969 году научный совет по проблемам археологии Средней Азии и Казахстана провел совещание в г. Фрунзе (Бишкек), посвященное средневековому городу Средней Азии и Казахстана [2].
В 1977 г. в Педжикенте состоялась научная конференция по проблемам исследования культуры раннесредневековой Средней Азии и Казахстана эпохи доарабского завоевания [3].
В 1981 году в Алма-Ате состоялась научная конференция, посвященная изучению городской культуры ХШ - ХУШ вв., рассматривались своеобразие городской жизни в послемоноголь-ское время[4].
Систематизацию и обобщение материалов по городской культуре Казахстана осуществил К. М. Байпаков, автор десятков трудов о городах Казахстана, на труды которого и опирается в основном автор данной статьи.
Особенностью культуры казахов явилось то, что в ней своеобразно пересеклись разные по своему характеру и содержанию типы культур -кочевая и оседлая, степная и городская. Благодаря археологическим материалам выяснено, что в цивилизациях таких средневековых государств, как Западнотюркский, а затем Тюргешский и Карлукский каганаты, а также государств караханидов и кыпчаков, центры которых находились на территории Казахстана, тесно связаны культурные традиции кочевников и земледельцев, города и степи.
Города в Казахстане не возникли в одночасье. На их возникновение и дальнейшее развитие влияли в первую очередь природные факторы, ведь люди еще в древности заселяли удобные для обитания места.
Связь с природной средой, зависимость от нее проявились, прежде всего, во внешнем облике городов. Древние и средневековые города Казахстана органически вписывались в ландшафт, максимально приспосабливались к существовавшим географическим условиям, благодаря чему отличались исключительным многообразием и неповторимостью форм.
Города Казахстана и их географическое окружение представляли собой пример единства противоположностей. Город изначально противопоставлял себя сельской округе. Он был укрепленным убежищем перед лицом опасности огромных степных пространств, открывавшихся за стенами города. Так, на территории Семиречья и юга Казахстана происходили исторические события, в результате которых города претерпели ряд трансформаций. К примеру, власть в Казахстане неоднократно переходила из в руки: от Караханидов к каракитаям. Затем на короткое время власть в юго-западном Семиречье перешла к найманам, а районы Средней Сырдарьи захватил хорезм-шах Мухаммед. Вследствие таких политических событий Южный Казахстан и Семиречье распались на отдельные уделы. Вместе с тем, именно города становятся звеньями, связующими всю территорию Казахстана. Города постепенно поглощают сельскую округу. Отчужденные от сел города в то же время не могли существовать без них: села в прямом и переносном смысле кормят города, дают им средства к существованию.
Правильно выбранный ландшафт местности гарантировал удобство и безопасность городу. Природа, особенно в древности, была одним из «главных проектировщиков», определявших внешний вид и внутреннюю структуру городских поселений, целесообразность тех или иных строительных решений. Обратимся к примеру одного из таких древних городов - Аркаима. Он находился на границе Челябинской и Костанай-ской областей. Благоприятные природные и климатические условия данной местности способствовали подъему города и его дальнейшему расцвету. Как пишет К.Байпаков, поселение Аркаим имеет все признаки, характерные для раннего города: развитую систему фортификационных укреплений, план застройки поселения. Вся территория поселения поделена на несколько зон: жилую, производственную, общественную. В каждой из которых сосредоточено либо жилье, либо производство, либо отправление религиозных культовых обрядов, либо проведение общественных собраний. Аркаим снабжал расположенные рядом поселки металлическими изделиями, керамикой [1, с.15-16], т. е. в нем было развито товарное производство.
Отличие средневекового города от городов других эпох проявилось в том, что он сразу же социально стал отделяться от села, в нашем случае от степи, заняв определенное место в распределении - как центр товарного обмена, в административно-политической области - как центр управления и укрепленный пункт, в религиозной жизни - как культовый центр, в общественной стратификации - как отдельная общность, со своим судом, правом, самоуправлением, привилегиями и корпорациями.
Рассмотрим ранний (VI - IX вв.) и зрелый (IX - XIII вв.) этапы средневекового урбанизма в Семиречье и южном Казахстане, которые в с VI в. являлись центром Западнотюркского каганата. В отличие от других культурно-исторических областей Средней Азии, здесь сложился высокоразвитый городской строй.
Что касается ландшафта данного региона, то он идеально подходил для строительства городов. Защиту семиреченским и южноказахстанским городам могли предоставить возвышенности (горы, скалы, плато), а удобство -многочисленные водоемы, близ которых всегда и возводились города. На западе эта территория ограничена Аральским морем, на востоке -озером Алакуль, на севере - озером Балхаш, пустынями Бетпак-Дала и Кзыл-Кум и на юге -горными цепями Тянь-Шаня. Большую часть Южного Казахстана и Семиречья занимают степи, полупустыни и пустыни. Поэтому вся территория области используется под пастбища. Но в долинах рек развивалось и земледелие. Этот регион называют контактной зоной оазисов и степи. Этим объясняется и многообразие типов хозяйства. В зависимости от районов обитания внутри одной области менялось соотношение двух основных традиционных отраслей хозяйства - скотоводства и земледелия, и это сказывалось на развитии земледелия, оседлости и городской жизни [5, с. 9].
Искусственные укрепления, характерные для средних веков - стены, башни, ворота, рвы, валы и т. п. - не только отрывали город от естественной среды, но как бы усиливали, завершали то, что первоначально давала природа. Но как показывает история, не всякое укрепленное природой или человеком место впоследствии становилось городом. Возможность превращения в город имели те поселения, в месторасположении которых активно использовались данные природой преимущества. Поскольку жизнь семиреченских и южноказахстанских городов в средние века обеспечивалась, прежде всего, за счет ремесла и торговли, то такие географические факторы, как близость к источникам сырья и удобные коммуникации, сыграли важную роль при возникновении и дальнейшем развитии города. Таким удобным средством коммуникации, оказавшим большое влияние на становление и дальнейшее развитие городов Казахстана стал Великий Шелковый путь - знаменитая трасса, соединившая все государства и народы Евразии, на протяжении многих веков игравшая первостепенную роль в развитии экономики и культуры непосредственно нашей страны, а также других стран, входивших в зону его влияния. Благодаря Шелковому пути народы не только торговали, но и передавали научные знания, обменивались культурными и религиозными идеями.
Как пишет К.М. Байпаков, на ранней стадии урбанизма, в VI в., в развитии и функционировании казахстанских участков Шелкового пути выделяются два основных направления: сырдарьинское и тяньшанское. Первое направление начиналось в Китае и шло через Восточный Туркестан (Кашгар), Семиречье, далее - по берегам Сырдарьи (называемой Яксартом, а позднее Сейхуном) в Приаралье, откуда вело на Ближний Восток и в Византию. На этом направлении основным связующим звеном между Востоком и Западом служила Сырдарья, а главными торговыми центрами - семиречен-ские и южноказахстанские города. Тяньшанское направление определяло движение из Восточного Туркестана через Семиречье, вдоль подножий Джунгарского, Заилийского, Киргизского, Таласского хребтов в Ташкент, затем -через Самарканд, Бухару, Мерв - в Малую Азию и Византию. На этих направлениях функционировали такие крупные города как Испиджаб, Тараз, Кулан, Аспара, Алмату, Тальхир, Каялык, Усбаникет, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Янгикент, Сарайшык, Суяб, Баласагун, Газгирд, Навакет, Шавгар. В разные исторические периоды, в зависимости от политической ситуации, функционировало то сырда-рьинское, то тяньшанское направление [5, с.5].
Байпаков выделяет в Южном Казахстане и Семиречье три крупных района городской культуры: Южный Казахстан, юго-западное Семиречье (Таласская и Чуйская долины) и северо-восточное Семиречье (Илийская долина). Последний район городской культуры возник на стадии зрелого урбанизма. В данном регионе наблюдался невиданный до этого расцвет городской культуры. Каждый из названных районов имел своеобразную и богатейшую городскую культуру. Исторические источники и материалы археологических раскопок, а также многолетняя работа по выявлению, изучению и хронологии городищ и поселений дали возможность достаточно обоснованно локализовать и идентифицировать с конкретными поселениями почти все города Южного Казахстана и Семиречья. К.Байпаков считает, что это удалось благодаря тому, что многие города сохраняли свои прежние названия вплоть до нового времени, а некоторые носят прежние наименования и сейчас. Большинство городов региона четко привязывается к трассам торговых путей, а в первую очередь к Шелковому пути [5, с.38].
При исследовании городов возникает проблема отнесения тех или иных поселений к разряду городов. Одним из основных критериев определения города является его топографическая обособленность от сельской округи. К. Байпаков считает, что к числу городов следует отнести поселения, которые идентифицируются с городами письменных источников, т. е. с той моделью города, которая сложилась в представлении современников. Кроме того, города имеют так называемые культурные слои, которые также необходимо учитывать при изучении городов. Вообще «... отличить город от сельского поселения бывает трудно, поскольку понятия города и деревни часто сливались. Зачастую разница между ними определялась не уровнем развития ремесла и торговли, а только наличием административной власти, как это было в мусульманском мире VII - начала XIII в. и относительно недавно в Средней Азии и Казахстане»[5, с. 65].
На ранней стадии урбанизма в городах Южного Казахстана и Семиречья торговая и ремесленная функции носили второстепенный характер, а основной была административная. Города были относительно самостоятельными, каждый из них имел своего главу. Главы городов удачно использовали выгоды географического положения своих владений и покровительствовали ярмаркам, собиравшимся в этих городах, т. к. торговля являлась одним из главных источников дохода города.
В южном Казахстане в последние столетия до н.э. - первые века н.э. на Сырдарье находился центр государственного объединения кангюев, оставивших так называемые каунчин-скую, отрарско-каратаускую и жетыасарскую культуры. В средние века здесь формируется несколько крупных центров городской культуры. Раскопки и письменные свидетельства позволяют говорить о наличии высокоразвитой оседло-земледельческой традиции в городах юга Казахстана. Кроме того, существенное влияние на городскую культуру Южного Казахстана оказали согдийские эталоны. Распространение культуры Согда происходило в результате расселения согдийцев по трассе Шелкового пути вдоль Сырдарьи, о чем свидетельствуют согдийские названия городов Испиджаб, Фараб, Шавгар. Однако согдийские эталоны не заслонили местные традиции, а вошли как компонент в городскую культуру Южного Казахстана.
Крупные города южного Казахстана находились в наиболее благоприятной природно-климатической зоне: в предгорьях Таласского Алатау и верховьях реки Арысь существовал округ Испиджаб (Сайрам). Севернее Испиджаба находился округ Кенджида, центром которого был город Усбаникет. В низовьях Арыси находился крупнейший округ Фараб (Отрар) с центром в городе Отраре [5, с. 10]. Среднее течение Сырдарьи занимал округ Шавгар с одноименным центром. Каждый из округов включал десятки цветущих городов [см. 1, 2].
Юго-западное Семиречье занимало не менее выгодную с экономической и политической точек зрения природную зону, расположенную между реками Талас и Чу. На развитии городской культуры в этом районе сказалось то, что в средние века здесь были ставки тюркских, тюргешских, карлукских владетелей и Караханидов (Тараз, Суяб и Навакет). В развитии городской культуры в данном регионе важную роль играла, прежде всего, транзитная торговля. Города были привязаны к Шелковому пути, проходившему через все Семиречье. Но следует отметить, что торговля не заменяла таких функций как административная, ремесленная и сельскохозяйственная [5, с.12].
Большую роль в развитии городской культуры юго-западного Семиречья, как и на юге Казахстана, играли согдийцы. Они основали города Хамукат, Навакет, Кирмирау, Бунджикет, Семекну. Кроме того, в формировании городской культуры принимали участие и тюркские племена, оседавшие в городах Семиречья и всей Средней Азии. Города Кулан, Барсхан, Джикиль носят тюркские названия. Тараз называли «городом славных и благословенных тюрок-чаруков» [6, с. 222-223].
Общей особенностью городов Южного Казахстана и юго-западного Семиречья является то, что они были в основном аграрными, т.е. большую роль в их хозяйстве играло земледелие. Горожане сезонно переселялись из густонаселенного города в пригород, к садам, огородам и посевам. Аграризация городов объясняется, прежде всего, спросом кочевого рынка, для которого важнейшим продуктом являлось зерно. [5, с. 192].
Второй этап развития городов южного Казахстана и Семиречья IX - начале XIII вв. отмечается расцветом городов на всей территории Средней Азии, характеризующийся ростом количества городов, их территориальным расширением, увеличением численности городского населения, развитием ремесла и торговли. Появляется целый ряд новых городских центров на юге Казахстана - Хурлуг, Маданкет, (Манкент), Джумишлагу, Арсуба-никет, Кедер, Весидж, Бурук. Столицей Южного Казахстана в IX-XII вв. становится город Испиджаб.
В этот период появляется и новый - третий район городской жизни - Северо-восточное Семиречье. Здесь выделяются два центра городской культуры: левобережная часть Илийской долины, в предгорьях Заилийского Алатау и Кетменьтау; правобережье р. Или, ее низовья и предгорья Джунгарского Алатау. Города северо-восточного Семиречья - Тальхиз (Талхир), Ики-Огуз, Каялык, Алмалык (Алмату), Лабан. Такой интенсивный подъем городской жизни и рост городов происходил за счет оседания кочевников.
Важным моментом на этапе позднего урбанизма явилось проникновение ислама в городскую среду. Это процесс начался с утверждения в Средней Азии династии Саманидов (в IX в). Во второй половине IX в. в Испиджабе, Фарабе, Таразе, Шельджи, находившихся в подчинении Саманидов, стал распространяться ислам, изменивший в значительной степени идеологию и культуру общества. Вместе с тем в среде городского населения юга Казахстана и Юго-западного Семиречья были сильны пережитки языческих культов, сохранялись зороастризм, буддизм и христианство. Т. е. в религиозных верованиях горожан Южного Казахстана и Семиречья проявился синкретизм.
В планировке улиц, площадей и кварталов городов на этой стадии урбанизма просматривается некая внутренняя логика: различные социальные, профессиональные, этно-конфес-сиональные группы населения концентрировались вокруг своих центров и на своей территории, защищая свои права и свободы внутри города. В результате город как таковой образовывал единый организм, в котором тесно переплетались и уживались сферы общественного и частного.
Со сложением городов Казахстан вступил в свой новый этап, этап распространения городского образа жизни, который был прерван в XIII в. Цветущие города Казахстана были разрушены в результате татаро-монгольского нашествия. Резко сократилось их количество, были нарушены экономические связи города и степи. Лишь постепенно восстанавливается городская жизнь на юге Казахстана. В Семиречье городская культура гибнет в Илийской долине в конце XIII в., в Чуйской и Таласской долинах в XIV - начале XV в. [5, с.5].
Древние и средневековые города фокусировали территориальную структуру общества либо вокруг некоторой точки пересечения ряда социальных функций (культовой, административной, экономической, представленных храмом, дворцом, рынком), либо вокруг одной из них (культовый центр, торговый центр и т.д.). Это в полной мере подтверждают и города Казахстана, сформировавшиеся именно таким образом. Некоторые города возникли вокруг точки пересечения ряда социальных функций, а некоторые - вокруг одной, торговой. Но независимо от характера первоначального толчка развитие города приводило к тому, что в нем концентрировались различные социокультурные функции, на первоначальное ядро как бы наслаивались разнородные пласты. Таким образом, города Казахстана оказались многофункциональными [7, с.25].
Несмотря на многообразие, в городах Казахстана, независимо от их происхождения, места и времени основания, складывались общие принципы организации пространства и его атрибутика. Практически все города Казахстана располагали культовыми сооружениями, одним или несколькими рынками, зданиями городской администрации, укрепленным центром, домами знати, системой внешних фортификаций (стены, рвы, валы). К городу примыкала сельская округа, где отдельные горожане владели землями и угодьями. Внутри городских стен также находилось место для пахотных участков, огородов и выпасов.
Города, как и люди, имеют свое прошлое и настоящее. Не зная их прошлого, трудно понять их нынешнее состояние и будущее развитие. Огромное количество древних и средневековых городов на территории Казахстана, их характеристика, взятая не только в контексте своего времени, но и сами по себе, дают представление об основных сторонах общественного строя казахов. Многие древние и средневековые города Казахстана навсегда исчезли с лица земли в результате войн или природных катаклизмов, а те, что остались, сохранили основы своей хозяйственной деятельности, особый политико-правовой статус и топографические признаки по сей день.
Литература
-
Байпаков К. Древние города Казахстана. -Алматы: Аруна, 2005.
-
Средневековые города Средней Азии и Казахстана: Тезисы докладов совещания в г. Фрунзе. -Ленинград: Наука, Ленингр. отд., 1970.
-
Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана: Тезисы Всесоюзной научной конференции в г. Пенджикенте. - Душанбе: Дониш, 1977.
-
Савельева Т.В. Всесоюзное совещание в Алма-Ате. Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии // Информационный бюллетень. -1982. - №3. - С. 96-99.
-
Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI -начало XII в.). - Алма -Ата: Наука, 1986.
-
Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история.-М.: Наука, 1972.
-
Долгий В.М., Левада Ю.А., Левинсон А.Г. Урбанизация как социокультурный процесс. Урбанизация мира //ВГ. - 1974. - № 96.