На современном этапе в условиях глобальных изменений в мире большую актуальность получила проблема развития государственно-конфессиональных отношений. В каждом светском государстве отделение религиозных объединений от государства имеет свои особенности.
В США свобода вероисповедания традиционно является стержнем американского жизненного уклада и политики. Это первая из свобод, перечисленных в Билле о правах. Статья VI Конституции завершается следующими словами: «Не может быть затребовано какое-либо подтверждение религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо должности либо официального поста, учрежденных Соединенными Штатами». Этой нормой создатели Конституции отошли от европейской традиции и открыли доступ к должностям в федеральной системе власти для людей всех вероисповеданий или не принадлежащих ни к одному из них.
В статье I поправки о свободе вероисповедания говорится: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное ее исповедание...». В совокупности эти два положения гарантируют свободу вероисповедания, защищая религии и религиозные убеждения от вмешательства или контроля со стороны властей. Свобода вероисповедания, которую лелеет и превозносит большинство американцев, сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американского характера.
Во Франции, которая является прародительницей светского государства, впервые после Великой буржуазной революции провозгласили свободу совести. Закон «О светскости» принят в 1905 году. В соответствии с французским законодательством места проведения религиозных обрядов находятся под наблюдением местных органов власти, в них запрещается проведение мероприятий политического характера. Звон колоколов осуществляется по согласованию с муниципальными органами.
Светскость государства не мешает оплачивать из государственного бюджета религиозные службы, которые направлены на обеспечение свободы вероисповедания в общественных учреждениях - лицеях, колледжах, приютах, общежитиях, тюрьмах. Первые руководители крупнейших религий - католицизма, ислама, иудаизма назначаются или утверждаются государственными органами.
Основной комплекс правовых норм, устанавливающих ответственность за типичные противоправные действия со стороны некоторых религиозных объединений, относимых специалистами к сектам, содержится в Уголовном кодексе Франции. Во Франции на протяжении многих лет предпринимаются усилия по упорядочению и увеличению численности юридических норм, позволяющих обеспечить деятельность по противодействию экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей (ваххабизм, сала-физм, национал-социализм и пр.). Однако эти усилия осуществлялись при отсутствии общей линии поведения, единой государственной концепции. В конце 1990-х гг. Государственная консультационная комиссия по правам человека (доклад от 1997 г.) и Высший совет по интеграции (доклад 1998 г. «Борьба против дискриминации - о соблюдении принципа равенства») предписали создание независимого органа.
В июне 2001 года во Франции был принят Закон о предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека. Его суть - не запрещение сект как таковых, а уточнение уголовных санкций, применяемых против преступного поведения человека или организации. Указанный закон закрепил возможность ликвидации юридического лица в случае окончательности выдвинутых против него уголовных обвинений. Так, статья 1 указанного закона установила, что может быть вынесено решение о ликвидации юридического лица независимо от его формы, если его деятельность направлена на создание, поддержание и использование психологической или физической зависимости лиц принимающих участие в этой деятельности.
В 2004 году Межминистерской миссией по контролю и противодействию сектантским течениям был обнародован ежегодный Доклад «Сектантские течения». В докладе приведена типология сект без приведения их исчерпывающего реестра, указаны основные угрозы обществу и государству со стороны сект, описаны вопросы международного обмена информацией по данной проблематике, определены направления координации деятельности государственных органов. Вторая часть доклада обрисовывает направления деятельности Межминистерской миссии по контролю и противодействию сектантским течениям: наблюдение за деятельностью Парламента и Правительства в аспекте защиты прав и законных интересов граждан от противоправной деятельности сект, мониторинг фактов воспрепятствования сектами деятельности государственных служб, мониторинг деятельности ассоциаций, защита несовершеннолетних, помощь жертвам противоправной деятельности сект. Последняя глава включает десять предложений, предназначенных улучшить деятельность французских государственных органов по защите прав и законных интересов граждан от противоправной деятельности сект [1].
В Италии Конституция 1948 года отражает непростое сочетание либеральной, марксистской и католической традиций и гарантирует свободу выбора вероисповедания и провозглашает отделение церкви от государства. До 1984 года отношения церкви и государства регулировались Латеранскими соглашениями 1929 года, которые признавали римско-католическую религию «единственной в государстве». Новый конкордат между Ватиканом и правительством Италии, подписанный 18 февраля 1984 года, уже не содержит понятия «государственной религии». В то же время в Италии подписаны конкордатные отношения с 6 религиозными объединениями - из них 5 христианских и одна иудейская.
В Бельгии взаимоотношение государства с религией исторически строится на принципе признания или непризнания той или иной религии, критерии которых нигде не определены. Шесть религий - католицизм, протестантизм, англиканство, иудаизм, ислам и православие - признаются государством. Государство финансирует только общины признанных конфессий.
Религиозное образование в государственных, муниципальных и специальных школах является обязательным и ведется по религиям, официально признанным в Бельгии. Для взаимоотношений с религиозными меньшинствами созданы Центр информации и консультаций, Межведомственное агентство по координации борьбы с деструктивными сектантскими организациями. В 2004 году был принят закон, который требовал проведения новых выборов для полного обновления состава Мусульманской генеральной ассамблеи и исполнительного комитета, хотя члены этих органов были выбраны в 1998 году на 10-летний срок.
В Австрии федеральный закон «О юридическом лице общин религиозного исповедания» был принят 9 января 1998 года. Статус юридического лица не связан с какими-либо финансовыми привилегиями. Он лишь констатирует, что небольшие религиозные общины из-за малого количества их сторонников не смогли добиться признания в качестве церкви или религиозного объединения по действующему закону 1874 года «О религиозных ассоциациях» и не были признаны ассоциациями согласно закону «О гражданских ассоциациях». Однако статус юридического лица может предоставить определенный нравственный престиж, и поэтому некоторые группы весьма желали бы его получить. Согласно новому закону, для получения статуса юридического лица необходимо соблюсти следующие условия:
- иметь по меньшей мере 300 членов, постоянно проживающих в Австрии, которые должны не причислять себя к членам никакой другой религиозной конфессии, религиозной общины, церкви или религиозного объединения;
- отличать свое вероучение от вероучений всякого другого религиозного исповедания, религиозной общины, церкви или религиозного сообщества;
- вероучение и практика организации, желающей получить статус юридического лица, не должны входить в конфликт с интересами общественной безопасности и общественного порядка, здоровья, нравственности и гарантиями прав и свобод человека, общепринятыми в демократическом обществе;
- особенно не должны поощряться нарушения существующих законов, вмешательство в психологическое развитие молодежи, нарушения психологической целостности личности или использование психотерапевтических методов для распространения вероучения.
В Италии, Бельгии, Нидерландах, Австрии разрешена деятельность христианско-демокра-тических партий. В Германии, Греции, Польше, Италии разрешено содержание духовенства в армии. В Испании, Чехии, Словакии браки, заключаемые в храмах, имеют законную силу.
В Греции, Германии, Румынии, Бельгии, Чехии церкви получают финансовую поддержку от государства. В Словакии католическая церковь финансируется государством: ежегодные субсидии составляют около 700 млн. крон (около 20 млн. долларов). В Испании предусмотрены льготы по выплате налога на недвижимость и налоговые вычеты для членов религиозного общества. В США религиозные объединения заполняют налоговые отчетности на мероприятия, на которые расходуются деньги или поступает прибыль. В Японии религиозные объединения ежегодно предоставляют финансовые документы для проверки. Во Франции религиозные объединения обязаны предоставлять ежегодно финансовый отчет за истекший период и проводить инвентаризацию имущества.
В каждом светском государстве требования к регистрации религиозных объединений также имеют свои особенности.
В Европе для получения статуса церкви (через регистрацию) государство предъявляет специальные требования:
1) количество членов (Бельгия - нескольких десятков тыс., Австрия - 16 тыс. чел., Румыния -20 тыс. чел., Чехия - 10 тыс. чел.);
2) отправление культа в традиционном понимании (Германия - сопоставление претендующей на указанный статус организации с евангелической или католической церковью);
3) время деятельности - Бельгия (несколько десятилетий, Румыния - 12 лет);
4) социальная полезность обществу (не являться деструктивной сектой и не противопоставляет свою деятельность общепризнанным нормам морали).
Изучая зарубежный опыт в сфере государственно-религиозных отношений, хочется отметить, что в нашей стране в настоящее время в данной сфере взаимоотношений существует ряд проблем, к числу которых можно отнести следующие: вовлечение молодежи в деятельность нетрадиционных религий; недостаточный контроль со стороны соответствующих органов за деятельностью миссионеров и религиозных организаций, распространяющих богослужебную литературу и иные информационные материалы; некачественная организация и упущения в работе религиоведческой экспертизы; слабая социологическая база по исследованию глубинных процессов религиозной ситуации в республике; не принятие своевременных мер в отношении религиозных объединений, не прошедших учетную регистрацию; недостаточная информационно-пропагандистская работа средств массовой информации, дошкольных, средне-специальных и высших учебных заведений по разъяснению истории культа различных конфессий, их задач и целей.
По Конституции (Основной Закон) нашей страны, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
В соответствии с Конституцией, основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. По Основному Закону нашей страны запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
В Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики [2].
В Законе Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 года сказано, что Республика Казахстан является демократическим, светским государством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, религиозную толерантность и уважение религиозных убеждений граждан» [3].
В связи с этим, а также для совершенствования государственно-религиозных отношений в Казахстане необходимо юридически оформить широко распространенный в Европе принцип дифференцированного статуса религий в зависимости от их вклада в культуру республики, не нарушая при этом принципа равенства всех религий, конфессий и вероучений перед законом.
Для этого государству необходимо выделить традиционно издавна существующие религиозные общины на территории Казахстана (мусульманско-суннитскую, православную, римско-католическую, из протестантизма (евангелическо-лютеранскую), иудейскую) и заключить с ними договора о сотрудничестве.
Литература
-
Сапаргалиева Г.С. О состоянии и развитии государственно-конфессиональных отношений на современном этапе в Республике Казахстан// -Алматы: Институт государства и права КазГЮУ, 2007.
-
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.
-
Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».