Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Государственно-конфессиональные отношения: международный опыт и Казахстан

На современном этапе в условиях гло­бальных изменений в мире большую актуаль­ность получила проблема развития государст­венно-конфессиональных отношений. В каждом светском государстве отделение религиозных объединений от государства имеет свои особенности.

В США свобода вероисповедания тради­ционно является стержнем американского жизненного уклада и политики. Это первая из свобод, перечисленных в Билле о правах. Статья VI Конституции завершается следующими словами: «Не может быть затребовано какое-либо подтверждение религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо долж­ности либо официального поста, учрежденных Соединенными Штатами». Этой нормой созда­тели Конституции отошли от европейской традиции и открыли доступ к должностям в федеральной системе власти для людей всех вероисповеданий или не принадлежащих ни к одному из них.

В статье I поправки о свободе веро­исповедания говорится: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное ее исповедание...». В совокупности эти два положения гарантируют свободу вероисповедания, защищая религии и рели­гиозные убеждения от вмешательства или контроля со стороны властей. Свобода вероис­поведания, которую лелеет и превозносит большинство американцев, сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американ­ского характера.

Во Франции, которая является прародитель­ницей светского государства, впервые после Великой буржуазной революции провозгласили свободу совести. Закон «О светскости» принят в 1905 году. В соответствии с французским законодательством места проведения религиоз­ных обрядов находятся под наблюдением местных органов власти, в них запрещается проведение мероприятий политического харак­тера. Звон колоколов осуществляется по согласованию с муниципальными органами.

Светскость государства не мешает оплачи­вать из государственного бюджета религиозные службы, которые направлены на обеспечение свободы вероисповедания в общественных учреждениях - лицеях, колледжах, приютах, общежитиях, тюрьмах. Первые руководители крупнейших религий - католицизма, ислама, иудаизма назначаются или утверждаются государственными органами.

Основной комплекс правовых норм, устанавливающих ответственность за типичные противоправные действия со стороны некото­рых религиозных объединений, относимых специалистами к сектам, содержится в Уголовном кодексе Франции. Во Франции на протяжении многих лет предпринимаются усилия по упорядочению и увеличению числен­ности юридических норм, позволяющих обеспечить деятельность по противодействию экстремистской деятельности и распростра­нению экстремистских идей (ваххабизм, сала-физм, национал-социализм и пр.). Однако эти усилия осуществлялись при отсутствии общей линии поведения, единой государственной концепции. В конце 1990-х гг. Государственная консультационная комиссия по правам человека (доклад от 1997 г.) и Высший совет по инте­грации (доклад 1998 г. «Борьба против дискри­минации - о соблюдении принципа равенства») предписали создание независимого органа.

В июне 2001 года во Франции был принят Закон    о    предупреждении    и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека. Его суть - не запрещение сект как таковых, а уточнение уголовных санкций, применяемых против прес­тупного поведения человека или организации. Указанный закон закрепил возможность ликвидации юридического лица в случае окончательности выдвинутых против него уголовных обвинений. Так, статья 1 указанного закона установила, что может быть вынесено решение о ликвидации юридического лица независимо от его формы, если его деятельность направлена на создание, поддержание и использование психологической или физиче­ской зависимости лиц принимающих участие в этой деятельности.

В 2004 году Межминистерской миссией по контролю и противодействию сектантским течениям был обнародован ежегодный Доклад «Сектантские течения». В докладе приведена типология сект без приведения их исчерпы­вающего реестра, указаны основные угрозы обществу и государству со стороны сект, описаны вопросы международного обмена информацией по данной проблематике, определены направления координации деятель­ности государственных органов. Вторая часть доклада обрисовывает направления деятель­ности Межминистерской миссии по контролю и противодействию сектантским течениям: наб­людение за деятельностью Парламента и Пра­вительства в аспекте защиты прав и законных интересов граждан от противоправной деятель­ности сект, мониторинг фактов воспрепят­ствования сектами деятельности государствен­ных служб, мониторинг деятельности ассо­циаций, защита несовершеннолетних, помощь жертвам противоправной деятельности сект. Последняя глава включает десять предложений, предназначенных улучшить деятельность французских государственных органов по защите прав и законных интересов граждан от противоправной деятельности сект [1].

В Италии Конституция 1948 года отражает непростое сочетание либеральной, марксист­ской и католической традиций и гарантирует свободу выбора вероисповедания и провозгла­шает отделение церкви от государства. До 1984 года отношения церкви и государства регулировались Латеранскими соглашениями 1929 года, которые признавали римско-католи­ческую религию «единственной в государстве». Новый конкордат между Ватиканом и прави­тельством Италии, подписанный 18 февраля 1984 года, уже не содержит понятия «госу­дарственной религии». В то же время в Италии подписаны конкордатные отношения с 6 религиозными объединениями - из них 5 христианских и одна иудейская.

В Бельгии взаимоотношение государства с религией исторически строится на принципе признания или непризнания той или иной религии, критерии которых нигде не опре­делены. Шесть религий - католицизм, протес­тантизм, англиканство, иудаизм, ислам и православие - признаются государством. Госу­дарство финансирует только общины признан­ных конфессий.

Религиозное образование в государствен­ных, муниципальных и специальных школах является обязательным и ведется по религиям, официально признанным в Бельгии. Для взаимоотношений с религиозными меньшинст­вами созданы Центр информации и консуль­таций, Межведомственное агентство по коорди­нации борьбы с деструктивными сектантскими организациями. В 2004 году был принят закон, который требовал проведения новых выборов для полного обновления состава Мусульман­ской генеральной ассамблеи и исполнительного комитета, хотя члены этих органов были выбраны в 1998 году на 10-летний срок.

В Австрии федеральный закон «О юри­дическом лице общин религиозного испове­дания» был принят 9 января 1998 года. Статус юридического лица не связан с какими-либо финансовыми привилегиями. Он лишь конста­тирует, что небольшие религиозные общины из-за малого количества их сторонников не смогли добиться признания в качестве церкви или религиозного объединения по действующему закону 1874 года «О религиозных ассоциациях» и не были признаны ассоциациями согласно закону «О гражданских ассоциациях». Однако статус юридического лица может предоставить определенный нравственный престиж, и поэтому некоторые группы весьма желали бы его получить. Согласно новому закону, для получения статуса юридического лица необходимо соблюсти следующие условия:

  • иметь по меньшей мере 300 членов, постоянно проживающих в Австрии, которые должны не причислять себя к членам никакой другой религиозной конфессии, религиозной общины, церкви или религиозного объеди­нения;
  • отличать свое вероучение от вероучений всякого другого религиозного исповедания, религиозной общины, церкви или религиозного сообщества;
  • вероучение и практика организации, желающей получить статус юридического лица, не должны входить в конфликт с интересами общественной безопасности и общественного порядка, здоровья, нравственности и гаран­тиями прав и свобод человека, общепринятыми в демократическом обществе;
  • особенно не должны поощряться нару­шения существующих законов, вмешательство в психологическое развитие молодежи, наруше­ния психологической целостности личности или использование психотерапевтических методов для распространения вероучения.

В Италии, Бельгии, Нидерландах, Австрии разрешена деятельность христианско-демокра-тических партий. В Германии, Греции, Польше, Италии разрешено содержание духовенства в армии. В Испании, Чехии, Словакии браки, заключаемые в храмах, имеют законную силу.

В Греции, Германии, Румынии, Бельгии, Чехии церкви получают финансовую поддержку от государства. В Словакии католическая церковь финансируется государством: ежегод­ные субсидии составляют около 700 млн. крон (около 20 млн. долларов). В Испании преду­смотрены льготы по выплате налога на недвижимость и налоговые вычеты для членов религиозного общества. В США религиозные объединения заполняют налоговые отчетности на мероприятия, на которые расходуются деньги или поступает прибыль. В Японии рели­гиозные объединения ежегодно предоставляют финансовые документы для проверки. Во Франции религиозные объединения обязаны предоставлять ежегодно финансовый отчет за истекший период и проводить инвентаризацию имущества.

В каждом светском государстве требования к регистрации религиозных объединений также имеют свои особенности.

В Европе для получения статуса церкви (через регистрацию) государство предъявляет специальные требования:

1)  количество членов (Бельгия - нескольких десятков тыс., Австрия - 16 тыс. чел., Румыния -20 тыс. чел., Чехия - 10 тыс. чел.);

2)     отправление культа в традиционном понимании (Германия - сопоставление претендующей на указанный статус организации с евангелической или католической церковью);

3)  время деятельности - Бельгия (несколько десятилетий, Румыния - 12 лет);

4)    социальная полезность обществу (не являться деструктивной сектой и не противопоставляет свою деятельность общепризнанным нормам морали).

Изучая зарубежный опыт в сфере государст­венно-религиозных отношений, хочется отме­тить, что в нашей стране в настоящее время в данной сфере взаимоотношений существует ряд проблем, к числу которых можно отнести сле­дующие: вовлечение молодежи в деятельность нетрадиционных религий; недостаточный контроль со стороны соответствующих органов за деятельностью миссионеров и религиозных организаций, распространяющих богослужеб­ную   литературу   и   иные информационные материалы; некачественная организация и упу­щения в работе религиоведческой экспертизы; слабая социологическая база по исследованию глубинных процессов религиозной ситуации в республике; не принятие своевременных мер в отношении религиозных объединений, не прошедших учетную регистрацию; недостаточ­ная информационно-пропагандистская работа средств массовой информации, дошкольных, средне-специальных и высших учебных заведений по разъяснению истории культа различных конфессий, их задач и целей.

По Конституции (Основной Закон) нашей страны, принятой на республиканском референ­думе 30 августа 1995 года, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государ­ством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

В соответствии с Конституцией, основопо­лагающими принципами деятельности Респуб­лики являются: общественное согласие и поли­тическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патрио­тизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. По Основному Закону нашей страны запрещаются создание и деятельность общест­венных объединений, цели или действия кото­рых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целост­ности Республики, подрыв безопасности госу­дарства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмот­ренных законодательством военизированных формирований.

В Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руково­дителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики [2].

В Законе Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 года сказано, что Республика Казахстан является демократическим, светским государством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их веро­исповедания, признает культурную и историче­скую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, ре­лигиозную толерантность и уважение религиоз­ных убеждений граждан» [3].

В связи с этим, а также для совершенст­вования государственно-религиозных отноше­ний в Казахстане необходимо юридически оформить широко распространенный в Европе принцип дифференцированного статуса религий в зависимости от их вклада в культуру респуб­лики, не нарушая при этом принципа равенства всех религий, конфессий и вероучений перед законом.

Для этого государству необходимо выделить традиционно издавна существующие религиоз­ные общины на территории Казахстана (мусульманско-суннитскую, православную, римско-католическую, из протестантизма (евангелическо-лютеранскую), иудейскую) и заклю­чить с ними договора о сотрудничестве.

 

Литература

  1. Сапаргалиева Г.С. О состоянии и развитии государственно-конфессиональных отношений на современном этапе в Республике Казахстан// -Алматы: Институт государства и права КазГЮУ, 2007.

  2. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.

  3. Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.