Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

К вопросу о путях развития национальных балетных спектаклей в Казахстане

Известно, как возросло значение исполне­ния, восприятия и бытования хореографиче­ского искусства в Казахстане как обществен­ного явления и как остро должна быть постав­лена задача создания национальных балетных спектаклей,    способных   представлять лицо нашей культуры на мировых сценах. Тем более, что за годы существования казахстанской хореографии накоплен солидный исполни­тельский потенциал: наши артисты балета востребованы повсюду. Дело за казахстанскими композиторами и балетмейстерами, способными встать на уровне поставленной задачи. Ведь далеко не праздный вопрос - воспринимаются или не воспринимаются зрителями их новые балеты! Потому что произведение, не воспри­нятое театральной аудиторией, тем самым не становится фактом современной национальной культуры. Конечно, возможен и тот случай, что неприятие окружающими зависит от их общекультурной и музыкальной неразвитости, когда художник-творец обгоняет своё время. Такое в искусстве бывало, особенно с произ­ведениями творцов-новаторов (например, Му­соргского, Прокофьева, Голейзовского, Якоб­сона). Но если художник-новатор, обогнавший своё время, не оторвался от национальных традиций, то, пусть даже с опозданием, аудитория примет его новации. Потому что, потенциально заложенные в их искусстве черты национального, затрудненного для восприятия новаторскими средствами выражения, со временем превращаются в доступные. И такие произведения потом прочно входят в нацио­нальную культуру. Вспомним премьерные провалы «Севильского цирюльника» Россини, «Кармен» Бизе, «Лебединого озера» Чайков­ского, «Чайки» Чехова, ставших, однако, золо­тым фондом не только региональной, но и мировой культуры. При постановке новых балетов на национальную тематику очень существенен вопрос: что из современного остается национальным и что из национального становится современным, созвучным сердцам наших сограждан. Поучительна эпопея с подготовкой спектакля «Дорогой дружбы» («Джунгарские ворота») к Декаде казахского искусства и литературы в Москве в 1958 году. Тогда понадобились активные усилия целой постановочной группы в лице композиторов Л. Степанова, Н. Тлендиева, Е. Манаева, балет­мейстеров Ю. Ковалева, Р. Захарова, Д. Абирова, консультанта китайских танцев Ван Сисяна, художников Г. Исмаиловой, А. Молдабекова. Но спектаклю так и не суждено было стать репертуарным национальным балетом. «Неуспех этого балета, - пишет Б. Аюханов, - можно отнести за счёт идеоло­гической загруженности спектакля-агитки, хотя музыкальный материал и приемлемая драматургия балета смогли бы начатой постановке Ю. Ковалева дать жизнь на сцене. Ковалев, будучи музыкальным, хореографич-ным, прекрасно знал, что подвластно вообще балету, а что противопоказано» [1]. Б. Аюханов указывает на существенную особенность в балетной сюжетике: злободневность, агитацион­ность, политическая тенденциозность ей напрочь противопоказаны, что и доказала сценическая судьба спектакля «Дорогой дружбы».

Газиза Жубанова, автор четырех балетных спектаклей, в том числе и на современную тематику, эмпирически могла знать - какие сюжеты отвечают требованиям сценичности балетных спектаклей, как воплотить в балете тему современности. Поэтому для нас особую ценность представляют её слова о современ­ности искусства: «Искусство, не отражающее жизнь, не наполненное её тревогами и заботами, не затрагивающее сердца людей..., обреченно на непонимание современниками и потом­ками... Острая реакция на радости и тревоги своего времени, одержимость его идеями и заботами - вот что делает художника истинно современным». При этом, считала Г. Жубанова, «современны не только непосредственные отклики на события сегодняшнего дня. Совре­менно то искусство, которое несёт в массы идеи гуманизма, зовёт к борьбе с несправедливостью, угнетением, обращается к лучшим чувствам и разуму людей» [3; 351, 258].

Нам импонирует определение современного спектакля, приводимое Г. Жумасеитовой: «Сегодня современным называют спектакль, независимо от того, что послужило основой его сюжета - трагедия Шиллера или же комедия блистательного Мольера, а может, и поэзия Байрона. Главным условием остается умение автора взглянуть на прошлое глазами сегодняшними, через современные проблемы, то есть на первый план выходит позиция создателей спектакля, их художественная чуткость» [2; 12]. Умение увидеть в современной жизни действие тех же факторов, которые определяли события прошлых эпох -традиция, завещанная нам русской эстетической мыслью XIX века. Ещё в 1844 году Гоголь писал Языкову: «Взять событие из минувшего и обратить его к настоящему - какая умная и богатая мысль. Отыщи в минувшем событие, подобное настоящему, заставь его выступить ярко. бей в прошедшем настоящее, и в двойную силу облечётся твоё слово: живее через то выступит прошедшее и криком закричит настоящее» [4; 278]. Для М.П. Мусоргского это стало творческим кредо всей жизни: «Прошедшее в настоящем - вот моя задача». [6; 132].

Сюжеты балетов, взятых из жизни других национальностей, могут стать принадлеж­ностью казахстанской культуры, отвечая кри­терию национального воплощения инонацио­нальной тематики, сформулированной Н.В. Гоголем в статье «Несколько слов о Пушкине»: «. истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его ка­жется, будто это чувствуют и говорят они сами»[5; 34].

Ныне, когда фабульный фонд балетных спектаклей неизмеримо расширился, когда возрос интерес к национальной истории, соотнесение событий прошлого и настоящего как никогда актуально. Поэтому первосте­пенным всегда будет то, какие идеи, образы и чувства заложат в основу балета на нацио­нальную тематику его создатели. Вопрос о средствах их воплощения не менее важен. Вспомним, как ещё в советское время благодаря гастролям казахстанских балетных ансамблей мировая публика имела возможность озна­комиться со спецификой казахского танца. Будучи близким сердцу в родной среде, он мог бы восприниматься за рубежом всего лишь как этнографический объект. Но сделать его по-настоящему понятным, расшифровать его суть помогли общеупотребительные средства хореографической лексики. И заслуга оте­чественных балетмейстеров состояла в том, что в их интерпретации средства эти не противо­речили национальной специфике, не разрушали целостности оригинала, а выявили неповто­римое своеобразие казахского танца. Ныне в связи с интенсивным развитием и дифферен­циацией выразительных средств в музыке и хореографии вопрос об их применении остается актуальным. Как, впрочем, и в прошлые вре­мена. Потому что с усложнением языка открываются возможности выражения всё более тонких переживаний, мыслей, идей, но одновре­менно возникает и опасность переусложнения, когда будет сокращаться круг людей, способ­ных воспринимать эти мысли и переживания. Ориентиром должна служить «генная память» создателей национальных балетов. Ибо новые средства выразительности в музыке и хорео­графии смогут оказаться жизненными и долговечными только тогда, когда они будут включены в традиционную систему нацио­нального мышления. Контакт между зритель­ской аудиторией и создателями балета обречён на отчуждение в том случае, если в основе спектакля нет национальных корней. И дело вовсе не в сложности или простоте выра­зительных средств. Неверно думать, что зрителю подавай «чего попроще». Публика порой подсознательно безошибочно чувствует, где сложные средства несут интересное и близкое ей содержание, а где они поставлены на службу эстетствующему снобизму.

Бесспорно, что публику надо приучать к новым средствам хореографической вырази­тельности и путь к тому - аналогичный опыт в музыкальном     искусстве.     Известно, что жизнеспособность новых музыкальных форм и жанров во многом определяется органичной связью традиционной музыкальной культуры с реально существующей интонационной средой. Интонационная среда - это привычно слыши­мая музыка, являющаяся «строительным мате­риалом» для композитора. В идеале должно быть так, что популярнейшие музыкальные интонации эпохи, пройдя через ум, талант, профессиональную выучку композитора, стано­вятся высокой Музыкой (вспомним «Кама­ринскую» Глинки!). Интонационное мышление обнаруживает уровень музыкальной культуры той или иной эпохи. Оскудевание «интона­ционного словаря» (Б. Асафьев) вызывается снижением общего уровня интеллектуальной и духовной культуры и неизменно порождает кризис.

Выдающийся эстетик музыки А.Н. Сохор так говорил о преодолении кризиса: «Путь к этому только один: воспитывать свой музыкаль­ный слух и «музыкальную совесть» на высоких, действительно благородных образцах музыки» [7; 10]. В настоящее время, к примеру, кризис переживает эстрадная музыка постсоветского пространства. И выход из него, согласно выводу А. Н. Сохора, - обращение к живым родникам народной музыки и к образцам мировой музыкальной классики. Пока же ни по одному из каналов Алматинского радио она не звучит.

Думается, что в хореографии положение дел более радужное. Публика посещает балетные спектакли. Но при внедрении новой пласти­ческой лексики не следует отрываться от корней. Ведь бессмертные шедевры народного и классического танца потому и стали эталонами, что они отшлифованы талантом и мастерством многих поколений хореографов и артистов балета. Они всегда были и будут современны.

Открывшиеся ныне широчайшие возмож­ности соприкосновения с мировой хореографи­ческой культурой могут и должны стимули­ровать поиски национального своеобразия, обращения к забытым традициям, к приёмам, не получившим доселе развития.

Существует бесконечное многообразие путей и методов включения отдельных элементов новейшей лексики в устоявшиеся системы хореографического мышления. Но во всех этих случаях необходимо руководст­воваться единым принципом: национальная природа танца сохраняется и обогащается тогда, когда любые элементы осмысливаются и переосмысливаются в соответствии с тради­ционной национальной структурой и подчи­няются ей. Иными словами, если новый заимствованный лексический словарь пластики подчиняется системе национальной танцеваль­ной культуры, то в рамках этой культуры он обретает национальную определенность, смо­жет обогатить её. Если такого не происходит, национальная природа танца исчезает, нивелируется. И потом очень важно, чтобы процесс внедрения новых средств был постепенным, а не обвальным. Права Н. Чернова, говоря о том, что в балете, как нигде «остра проблема контактов нового с каноническим в лексике, драматургической форме, в сюжетной композиции; проблема эта решается не сразу, а исподволь, от экспери­мента к эксперименту, от спектакля к спектак­лю. Тут чаще, чем в драматическом театре обнажаются «швы» между апробированными пластическими приёмами и тем новым, что отвечает духу времени» [8; 107].

Ещё раз подчеркнём как главное: при создании балетов на национальную тематику, важно чтобы новые средства хореографической лексики, постепенно внедряемые, были подчинены образным задачам, вытекающим из сюжета, включены в систему национального мышления, связаны с отечественной традицией. Тогда они не будут «инородным телом», или данью моде - желанием идти в форватере новейших течений в хореографии.

Если сохранять и развивать свои ориги­нальные национальные музыкально-танцеваль­ные традиции, то можно надеяться на расцвет жанра национального балета.

Нельзя забывать и другой опасности. Экспансия эстетически низкопробной развлека­тельной индустрии, обладающей неограничен­ными возможностями воздействия через средства массовой пропаганды, представляет собой серьёзную угрозу культурного урона. В том числе и угрозу денационализации, подчи­нения мировому стандарту, растворению в безликом потоке.

В динамике убыстряющегося темпа совре­менной жизни искусство балета пользуется особой массовой популярностью. Потому что оно концентрированнее и стремительнее выразительных средств литературы и музыки: пластика способна одним жестом, одной позой выразить сложную гамму чувств гораздо быстрее, чем это будет сделано словом или музыкой. В силу того, что балет находится в зоне внимания к нему поп-культуры, отли­чающейся национальной обезличенностью, отстаивание индивидуального своеобразия национального стиля казахстанской хореогра­фии   является   первостепенной   задачей. Ею должны быть озабочены и композиторы, и сценаристы, и балетмейстеры, и исполнители-артисты балета, получившие профессиональное образование, основывающееся на прочном фундаменте классики и народного танца. К сожалению, в репертуаре наших театров мало национальных хореографических спектаклей. Не востребованы балеты Г. Жубановой, не возобновлены «Козы-Корпеш и Баян-сулу» Е. Брусиловского, «Шурале» Ф.Яруллина, «Чин Томур» К. Кужамьярова, «Аксак-Кулан» А. Серкебаева. Их сценическая жизнь в прошлом доказала, что они нуждаются в современном хореографическом прочтении и не должны так просто становиться лишь достоянием про­шедшей эпохи. Тем более, что новым, увы, немногочисленным спектаклям лишь предстоит пройти апробацию временем - зрительским интересом публики.

Итак, залогом успешного развития жанра национального балета является одаренность композиторов, знающих специфику хореогра­фии, литературно-драматургический талант либреттистов, мастерство балетмейстеров, болеющих за судьбы отечественного искусства, высокий уровень исполнительского мастерства артистов балета.

 

Литература

  1. Аюханов Б. Современное состояние балетного искусства в Казахстане. — Алматы, 17 января 2005 года. // Статья на сайте aukhanov.kz.

  2. Жумасеитова Г. Страницы казахского балета. - Астана: Ел Орда, 2001.

  3. Жизнь в искусстве. Композитор Газиза Жубанова. Сборник статей, воспоминаний, отзывов. Сост. Н. Кетегенова. — Алматы: Өнер, 2003.

  4. Гоголь Н. Полн. собр. соч. т 8. — М., 1952.

  5. Гоголь Н. Собр. соч. в 6-ти томах, т.6. — М.,1953.

  6. Мусоргский М. Литературное наследие, т.1. — М.: Искусство, 1971.

  7. Сохор А. Воспитательная роль музыки. — Л.: Музыка, 1975.

  8. Чернова Н. Большой театр и современная тема в 1940-1950-х годах // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Искусство, 1987.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.