Сегодня мировая экономика переживает сложный период трансформаций, когда происходит поиск новых мировоззренческих ориентиров, способов формирования новой парадигмы научно-технического развития, что существенно меняет условия конкуренции стран. Теперь степень богатства, процветания и экономического развития государства значительно меньше определяется наличием природных ресурсов, а все больше зависит от способности нации повышать качество человеческого капитала, создавать и использовать новые знания, идеи, инновации.
Новые тенденции мирового экономического развития создали условия для формирования нового типа экономической среды - экономики знаний. Тема исследования концепций экономики, основанной на знаниях, постепенно выходит на ключевые позиции в работах известных ученых.
В практическом аспекте данного вопроса существенный интерес вызывают наработки Всемирного банка, ОЭСР, Европейского Союза и ООН [5; 6; 3; 10] в направлении оценки степени готовности или прогресса стран в продвижении на пути к экономики, базирующейся на знаниях.
Вместе с тем вопрос измерения эффективности использования знаний остается несогласованным из-за отсутствия единого подхода, системы индикаторов развития знаниевой экономики.
На сегодняшней день существуют затратный и доходный подходы к оценке развития экономики знаний. В частности, В.Л. Макаров [2] оценку становления знаниевой экономики предлагает проводить, опираясь на следующие подходы: исходя из затрат на создание знаний и по рыночной стоимости проданных знаний.
Также выделяют сравнительный подход, суть которого состоит в сопоставлении показателей развития экономики знаний отдельной страны с аналогичными показателями стран, которые достигли успеха в построении знаниевой экономики.
Для адекватной оценки развития экономики, основанной на знаниях, первоочередным является определение критериев его измерения. В качестве критериев развития экономики знаний принимают определенные характеристики новой экономики, раскрывающие самые ощутимые последствия становления знаниевой экономики на отдельные сферы жизни общества.
Большинство авторов выделяют три группы критериев, характеризующих становление экономики знаний, а именно:
-
Экономические критерии, предусматривающие учет экономических проявлений процесса развития экономики знаний.
В частности, теоретик постиндустриального общества Д. Белл [1, с. 18] экономическим критерием становления нового уклада хозяйствования считал переход от производства товаров к расширению сферы услуг. Согласно данному критерию, первой и простейшей характеристикой новой эпохи является то, что большая часть рабочей силы уже не занята в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, а сосредоточена в сфере услуг, к которой относятся торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрия развлечений, а также сферы науки, образования и управления.
Современные авторы [4, с. 17] приход зна-ниевой экономики определяют, прежде всего, преобладанием в структуре ВВП высокотехнологичных отраслей, а также сферы высокоинтеллектуальных услуг, которая требует интенсивного использования знаний.
-
Технологические критерии, фиксирующие прогресс технологической сферы при переходе на новый этап экономического развития.
Мысль о том, что новая экономика формируется в непосредственной зависимости от прогресса техники и технологий, высказана в работах Д. Белла, Э. Тоффлера, З. Бжезинского и др.
Подчеркивая роль технологической переменной в трансформационных процессах экономики, К. Перез [7] отмечает закономерность массовой замены одного набора технологии другим или модернизации существующего оборудования, процессов, решений, или производства в корне новых техник, что, в свою очередь, оказывает влияние на все составляющие общества.
На сегодняшний день распространение цифровых информационно-коммуникационных технологий способствует развертыванию рассуждений о становлении нового типа экономики. Переход на новую модель экономического развития по технологическим критериям определяют по показателям количества телефонов, персональных компьютеров, Интернет-хостов на определенное количество жителей страны и т.д.
-
Социальные критерии, определяющие влияние развития экономики знаний на движущую силу этой экономики - людей, главная способность которых порождает основной фактор производства нового периода - знания. Человек в экономике, основанной на знаниях, выступает не только непосредственным генератором основного ресурса экономики, но и как составной элемент общества попадает под влияние трансформационных процессов, порожденных ее деятельностью.
Новая парадигма общественного развития, как подчеркивают Элвин и Хэнди Тоффлеры [8], влечет за собой новые семейные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и, кроме того, изменения в сознании.
В свою очередь, А. Турен [9, с. 281] новую эпоху (которая, по определению ее идеологов, получила название «модернити») определяет как эпоху, «что отклоняет саму идею общества, разрушая ее и замещая ее идеей постоянного социального измерения, а история модернити представляет собой историю медленного или непрерывного роста разрыва между личностью, обществом и природой».
На базе рассмотренных критериев построены существующие системы индикаторов развития экономики, основанной на знаниях. Сгруппируем наиболее употребительные индикаторы развития экономики знаний по принадлежности к критериям, которые их характеризуют, с помощью таблицы 1.
Среди них особого внимания заслуживают системы показателей измерения степени готовности или прогресса в продвижении на пути к экономике знаний, используемых в следующих методиках Всемирного банка, подразделений ООН:
1. Методология оценки экономики знаний, разработанная специалистами программы «Знание для развития» Всемирного банка [5] с использованием комплекса из 148 количественных и качественных показателей, позволяющих сравнивать отдельные показатели 146 стран по шкале от нуля (низкого показателя) до десяти (высшего).
Минимальный стандартный набор показателей включает 12 переменных по четырем критериям. Значения показателей для Казахстана, в том числе нормализованные, приведены в таблице 2.
Среднее из четырех индексов, рассчитанных на базе вышеуказанных показателей (соответственно индекса экономических стимулов и институционального режима, индекса образования, индекса инноваций, индекса информационно-компьютерных технологий), является сводным индексом экономики знаний.
Значения индекса экономики знаний и его составляющих в 2012 году для Казахстана представлены в таблице 3.
В 2012 году, в соответствии с методологией оценки Всемирного банка, среди 146 стран Казахстан находится на 73 месте по уровню развития экономики знаний, что на 5 позиций выше его положения 2011 года. Анализируя составляющие индекса экономики знаний, стоит отметить, что индекс экономических стимулов и институционального режима и индекс инноваций со значениями, соответственно, 3,96 и 3,97 являются «слабым звеном» в структуре обобщающего показателя.
Достижения страны в сфере информационно-компьютерных технологий и образования выделяют Казахстан среди выборки стран, ведь уровень указанных индексов выше их средних значений.
2. Оценка готовности страны к становлению экономики, основанной на знаниях, в соответствии с методикой, предложенной Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) [10], предусматривает расчет глобального индекса экономики знаний (GKEI), состоящего из трех подиндексов: технологического (TGKEI), государственно-институционального (PGKEI) и подиндекса макроэкономической среды (MGKEI).
Глобальный индекс экономики знаний рассчитывается по формуле:
GKEI = A • TGKEI + B • PGKEI + C • MGKEI
где А, В и С - весовые коэффициенты и А + В + С = 1.
ЕЭК ООН принимает А = 1/3, В = 1/6, С = 1/2.
Технологический подиндекс рассчитывается по формуле:
TGKEI = 1 / 5 • NAC +1 / 5 • NLC + +1 / 5 • NSC +1 / 5 • NEC +1 / 5 • IC
где NAC - компонент доступа к сетям; NLC - компонент сетевого обучения; NSC - компонент сетевого общества; NEC - компонент сетевой экономики; IC - инновационный компонент.
Расчет компонента доступа к сетям осуществляется по формуле:
NAC = (1 / 4 • NIUP +1 / 4 • NIDP + +1 / 4 • NMP +1 / 4 • NMLP) • [1 / SQR(NDC)]
где NIUP - нормализованный коэффициент проникновения пользователей Интернета; NIDP - нормализованный коэффициент проникновения Интернет-доменов;
NMP - нормализованный коэффициент мобильного проникновения;
NMLP - нормализованный коэффициент проникновения главных линий;
NDC - нормализованный коэффициент плотности населения.
Компонент сетевого обучения определяется как нормализованное количество персональных компьютеров в школах в расчете на школу или как нормализованное количество персональных компьютеров, установленных для образования.
Компоненты сетевого общества и сетевой экономики могут быть оценены по нормализованному количеству зарегистрированных доменов в социальной и бизнес сферах.
Инновационный компонент определяется как нормализованное количество ученых и инженеров в исследованиях и разработках.
Государственно-институциональный подиндекс экономики знаний рассчитывается как нормализованное количество онлайновых правительственных сайтов.
Подиндекс макроэкономической среды экономики знаний вычисляется как нормализованное значение ВВП на душу населения.
В таблице 4 представлены фактические и нормализованные значения вышеперечисленных показателей с указанием источников данных для их расчета.
В данном научном исследовании используем метод нормализации фактических значений показателей, предложенный Департаментом экономического и социального развития Секретариата Организации Объединенных Наций [6], который, по нашему мнению, является наиболее точным и объективным и заключается в определении отклонений между максимальным и минимальным значениями показателя при применении общей формулы:
Однако, для показателей, характеризующих негативное влияние на развитие экономики знаний, предыдущая формула интерпретируется в следующую:
Согласно этой формуле, нормализованное значение показателя для каждой конкретной страны отражает относительное отклонение ее показателя от его максимального и минимального фактических значений.
Рассматривая результаты оценки степени приближения Казахстана к знаниевой экономики по методологии ЕЭК ООН, делаем вывод о высоком уровне показателя глобального индекса экономики знаний. По данному показателю Казахстан занимает 3 место среди 29 стран, участвовавших в исследовании. Позитивные тенденции наблюдаются в технологическом развитии страны, состояние которого оценено как одно из лучших среди выборки стран (2 место среди 29). Слабейшим подиндексом оказалась макроэкономическая составляющая обобщающего показателя, хотя ее значение выше среднего по странам (12 ранг). Зато по государственно-институциональному подиндексу Казахстан попал в десятку лучших, занимая 8 место.
Сравнивая результаты, полученные с использованием методологий Всемирного банка и ЕЭК ООН, заметим, что лидерство в развитии экономики знаний получили разные страны - в первом случае - Швейцария, Тайвань и Швеция, во втором - Российская Федерация, США и Казахстан. Поскольку выборка стран, которые исследовались, по второй методологии значительно уже той, что используется в первой методологии, страны-лидеры, указанные специалистами Всемирного банка, даже не рассматривались специалистами ЕЭК ООН.
Результаты обоих исследований подтвердили значительные достижения США в продвижении на пути к новой модели экономического развития (12 и 2 ранг, соответственно, по первой и второй методологии оценки).
Вместе с тем довольно неоднозначной оказалась позиция Российской Федерации и Казахстана. По оценке ЕЭК ООН, как уже отмечалось, они возглавляют рейтинг стран-лидеров на пути развития знаниевой экономики. Специалисты же Всемирного банка определили эти страны как составляющие основной массив стран, успехи которых в проведении политики перехода на работу в условиях экономики знаний достаточно посредственные.
С одной стороны, такие противоречивые результаты объясняются тем, что в данном исследовании при определении технологического подиндекса глобального индекса экономики знаний немалое влияние на его значение вызвал показатель плотности населения, ведь, по мнению специалистов ЕЭК ООН, страна с низкой плотностью населения (в нашем случае самый низкий уровень значения указанного показателя именно в Казахстане и Российской Федерации) должен получить дополнительные баллы рейтинга, поскольку инфраструктура информационно-компьютерных технологий покрывает большую территорию, а следовательно является более дорогостоящей и всеобъемлющей.
Частично различия в рейтинге стран по уровню развития экономики знаний вызваны узкой выборкой стран в исследовании ЕЭК ООН и неудовлетворительным статистическим инструментарием, доступным для проведения исследований.
3. Департамент экономического и социального развития Секретариата ООН [6] для определения места страны в развитии общества знаний определяет Индекс развития общества знаний. Его рассчитывают на основе трех групп факторов, способствующих развитию и приближению общества в той или иной стране к обществу знаний:
3.1. Активы (ресурсы) - средний срок обучения в школе, доля молодежи, развитие информационных средств.
3.2. Сопутствующие факторы, способствующие развитию и приближению общества к обществу знаний - расходы на НИОКР, государственные расходы на образование, здравоохранение в структуре государственного бюджета, расходы на оборону, количество учеников на одного учителя, свобода общества от коррупции.
3.3. Факторы, сдерживающие развитие общества знаний - детская смертность, неравенство в распределении доходов, субсидии для защиты отдельных территорий, выбросы СО2 на одного жителя.
Значение указанных показателей, конечного индекса развития общества знаний и его составляющих представлены в таблице 5.
Анализируя результаты оценки уровня развития знаниевой экономики, проведенной по методологии Департамента экономического и социального развития Секретариата ООН, следует отметить, что Казахстан занимает 95 место среди 192 стран, для которых рассчитан индекс развития общества знаний.
Довольно высокий ранг (28 место) присвоено подиндексу, характеризующему состояние активов страны. Это свидетельствует о наличии мощной базы для развития экономики знаний в Казахстане.
Наиболее существенное негативное влияние на данный показатель оказало низкое значение индекса сопутствующих факторов, по которому Казахстан занимает лишь 145 место. Поскольку индекс сопутствующих факторов формируют главным образом показатели, характеризующие нацеленность государства на развитие экономики знаний, можно сделать выводы об отсутствии последовательной государственной политики,
направленной на развитие знаниевой модели экономики, эффективного реформирования сфер образования, науки, высоких технологий.
Вместе с тем становление экономики, основанной на знаниях, в Казахстане связано с ощутимым риском, ведь по индексу факторов, препятствующих развитию общества знаний, Казахстан занимает 120 место.
С целью проведения анализа различий в развитии экономики знаний в Казахстане по сравнению с его основными партнерами по внешнеэкономической и инвестиционной деятельности сгруппируем сводные показатели оценки развития знаниевой экономики по географическому признаку в таблице 6.
Данные таблицы 6 по Казахстану неоднозначны, вместе с тем иллюстрируют ее место среди стран - основных партнеров по внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, которое, по оценкам двух из трех используемых нами методик мировых организаций, находится среди средних позиций соответствующих рейтингов.
Учитывая результаты исследования, первостепенное значение приобретает направление вектора усилий государства как основного субъекта в сфере построения новой экономики к стимулированию всестороннего развития интеллектуального потенциала страны; поддержке изменения институциональных основ функционирования хозяйственной системы, созданию правовой среды генерирования знаниевого ресурса; преодолению инерционных процессов, приводящих к пролонгации интеграции страны в мировую информационную систему.
Литература
- Белл Даниел. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / В.Л. Иноземцев: пер. с англ. - М.: Academia, 1999. - 787 с.
- Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук. - 2003. - Т.73. - №5. - C.450-456.
- Смит Б. Общество, основанное на знании: политика Европейского Союза // Информационное общество. - 2002. - №1- С . 8-21.
- Украша у вимірі економіки знань / [за ред. акад. НАН Украши В.М. Гейця]. - Киев: Основа, 2006. - 592 с.
- Knowledge Assessment Methodology 2012 [Електронний ресурс] / The World Bank. - Washington, 2012. - Режим доступа: worldbank.org/kam.
- Leung Stephen K.C. Statistics to measure the knowledge-based economy: The case of Hong Kong, China: paper for Asia Pacific Technical Meeting on Information and Communication Technology (ICT) Statistics [Електронний ресурс] / Stephen K.C. Leung. - Wellington, 2004. - Режим доступа:unescap.org/statictict/200418.statistics_to_measure_the_knowledge-based_ economy-hong_kong.pdf.
- Perez С. Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages / С. Perez. -Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2002. - 208 p.
- Toffler A. and H. Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave. - Atlanta: Turner Publishing, 1995. - 112 p.
- Touraine A. Critica da modernidade / Alain Touraine. - Sao Paulo: Atica, 1992. - 470 p.
- Towards a Knowledge-based economy. Regional Assessment Report. Country Readiness Assessment Report / United Nations Economic Commission for Europe. - New York and Geneva, 2002. - 72 c.