В практике корпоративного управления необходимость реструктуризации - формирования новых структур и механизмов управления - возникает, когда организационно-экономический ресурс предприятия исчерпан, а изменения внешней среды требуют качественно новых подходов.
Реструктуризация предполагает комплексную работу по трем главным аспектам: структурному (преобразование внутренней структуры и системы внешних взаимосвязей предприятия), финансовому (преобразование структуры активов и пассивов предприятия) и правовому (юридические процедуры и технологии реструктуризации предприятия) [1].
В условиях глобального экономического кризиса мер оперативной реструктуризации становится недостаточно и возникает необходимость стратегической реструктуризации с использованием механизмов сделок слияний (поглощений) [2].
Все эти общие закономерности развития корпоративного управления в полной мере отразились и в казахстанской практике реструктуризации компаний.
В первые годы получение и удержание контроля над собственностью, нередко связанное с процессами приватизации, зачастую осуществлялись с нарушением прав и интересов других субъектов экономической деятельности.
Формирование казахстанских корпоративных структур в этот период имело следующие последствия:
- так как не было обеспечено равенство возможностей развития для всех хозяйственных структур, ограничен свободный доступ к экономическим ресурсам, возникла неравномерность распределения в пользу добывающей промышленности и финансового сектора;
- интеграционные процессы ориентировались на краткосрочную выгоду; часто реорганизация путём слияния совершалась в целях последующей перепродажи активов, объединение капиталов и предприятий использовались в чисто спекулятивных целях;
- на рынок слияний и поглощений влияло только небольшое количество крупных интегрированных структур, определяющих условия и объёмы сделок;
- не было инсайдерского контроля, контрольные пакеты акций были сосредоточены в руках менеджмента, границы между собственниками и менеджерами размыты [3;4]).
В двадцать первом веке на смену относительно рыхлым и аморфным компаниям 90-х пришли холдинговые структуры, на первый взгляд, вполне способные осуществлять эффективный контроль даже при высокой степени консолидации капитала. Однако экономика Казахстана по-прежнему базируется на опережающих темпах роста экспорта над импортом; причём рост внешнеторгового оборота обеспечивается у нас, с одной стороны, за счет экспорта углеводородов и других сырьевых товаров, с другой - импортом практически всех товаров, необходимых для обеспечения населения страны [5].
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП остается низкой. Численность работников машиностроительной отрасли за годы независимости сократилась с 350 тыс. до 17 тыс. человек. Доля продукции машиностроения в объеме всего промышленного производства - с 15% до 3,5%. Казахстанские промышленные предприятия характеризуются крайне низким уровнем производительности труда - в три-четыре раза ниже показателей развитых стран; износ средств производства достигает 70% [6].
Серьёзные диспропорции наблюдаются не только между сырьевым и обрабатывающим секторами экономики Казахстана, но и между крупным, средним и малым бизнесом.
Если в развитых странах Запада основная доля занятых в малом и среднем бизнесе, как правило, приходится на промышленность, строительство и сферу услуг, то в Казахстане эти отрасли заняты предприятиями крупного бизнеса; хозяйствующие субъекты малого бизнеса представлены в основном организациями сферы услуг, торговли и сельскохозяйственного производства. По данным опросов, примерно половина казахстанских предпринимателей в казахстанском малом и среднем бизнесе (МСБ) балансируют на грани выживания [7]; вынужденно пришли в малый бизнес более 40% [8]; более двух третей охотно поменяли бы предпринимательскую деятельность на «достойно оплачиваемую наемную работу» [9].
В целом, по данным Агентства РК по статистике, доля населения, занятого в МСБ, составляет около 25% трудоспособного населения Казахстана [6] (в то время как, например, в странах Западной Европы этот показатель составляет от 50 до 80% [10]). Многие представители малого бизнеса в Казахстане относятся органами статистики к категории «самозанятых» - их около 40% [6], причем на юге страны это основная часть, большинство трудоспособного населения. [11] Они не платят налоги и пенсионные отчисления, их деятельность учитывается органами статистики «оценочно» и относится к «теневой экономике». Т.е. на самом деле в казахстанском МСБ занято куда больше, чем 25% трудоспособного населения - но государство не может сделать их полноправными участниками экономической деятельности.
Доля крупного бизнеса в структуре ВВП Казахстана стабильно высока; причём наиболее весомая часть таких предприятий принадлежит нерезидентам. Подавляющее большинство крупнейших компаний горнодобывающей промышленности и металлургии, создающих в совокупности более 22% ВВП, являются или подразделениями транснациональных корпораций, или находятся в долгосрочной концессии у нерезидентов, или контрольный пакет акций принадлежит гражданам зарубежных государств. Произошла «локализация центров принятия экономических решений за пределами страны» [12].
Остается значительной и доля государственных предприятий в экономике Казахстана, которые, по утверждению одного из разработчиков программы «Производительность-2020», президента Казахстанского института развития индустрии М.З. Кажыкен «как правило, малоэффективны и низкорентабельны» [13].
Большинство же казахстанских средних компаний, имеющих потенциал роста, не обладают доступом на публичные рынки капитала, испытывают серьезные трудности в финансировании [14].
Индекс Казахстанской фондовой биржи (KASE) рассчитывается по ценам акций всего семи наименований (остальные не удовлетворяют критериям ликвидности) [15]. На KASE в последние годы происходит сокращение количества и участников, и наименований доступных финансовых инструментов, и инвесторов [16]. KASE вошла в первую пятерку по уровню падения биржевого индекса. За 2011 г. биржевой оборот упал на 20%; наиболее сильно пострадал рынок акций, где снижение объема составило 43,2%; эти же негативные тенденции наблюдались и в 2012 г. [17]
В этих условиях рынок корпоративного контроля и управления в Казахстане, несмотря на существенное развитие, остаётся собой конфликтной и противоречивой системой отношений. Реструктуризация с использованием сделок слияний (поглощений) превратилось в самостоятельное стратегически приоритетное направление развития и инструмент реорганизации предприятий; однако при этом не получили распространения типичные для Запада равноправные слияния - согласованные сделки между предприятиями на основе обмена акциями. Из механизмов корпоративного управления сложился в основном рынок корпоративного контроля с преобладанием враждебных поглощений. Институт банкротства, призванный через применение реорганизационных процедур поправлять дела предприятия, продолжает оставаться средством захвата.
Рейдерство стало особым видом бизнеса, целью и товаром которой рассматривается право собственности на предприятие; появились формальные и неформальные группы, основным бизнесом которых стало получение контроля над собственностью других субъектов экономической деятельности с игнорированием их прав и интересов, нанесением им экономического и иного ущерба. В отличие от стран Запада, в Казахстане рейдерство чаще рассматривается исключительно как недружественный захват и поглощение предприятий, связанное с нарушением законодательства. Его суть выражается в создании условий, при которых владельцы бизнеса вынуждены либо отказаться от своей собственности, либо откупиться [18].
Можно выделить следующие признаки таких рейдерских акций: враждебное (недружественное) поглощение компании, обладающей правами на привлекательный для рейдеров актив; получение контроля над собственностью в процессе банкротства; оспаривание права собственности с использованием судебной системы; принуждение к совершению сделки с собственностью, в том числе с применением инструментов корпоративного шантажа; осуществление сделок с собственностью в результате вступления в сговор с должностными лицами компании-мишени; лоббирование интересов в различных государственных органах путем вступления в сговор с государственными служащими [19].
Достаточно условно способы недружественного поглощения в отечественных условиях можно разделить на корпоративные и некорпоративные. Корпоративные способы недружественного поглощения основаны на использовании различных лазеек и противоречий в корпоративном и гражданском законодательстве. Некорпоративные недружественные поглощения подразумевают неограниченное использование административного и физического прессинга, против которого выстраивание системы чисто юридической защиты чрезвычайно затруднено. По мнению ряда казахстанских авторов [20;21], самым распространенным способом недружественного поглощения является перехват управления в компании с помощью различных определений суда об обеспечении иска. На бизнес-процессы и руководство компании оказывается давление со стороны различных государственных контролирующих органов. Компанию сутками не покидают различные проверяющие. В итоге собственники/менеджмент компании, сломленные таким вниманием государственных органов, садятся за стол переговоров. И часто после таких переговоров у компании появляется новый крупный акционер с известным именем.
Некорпоративные недружественные поглощения наносят существенный ущерб проводимым реформам и экономике Казахстана в целом. Одной из причин недостаточной развитости фондового рынка Казахстана, нежелания акционерных обществ раскрываться является законодательная незащищенность казахстанского бизнеса от "черного" рейдерства и его широкое распространение.
Сохраняет огромное значение нерешённая до настоящего времени проблема повышения эффективности применения антимонопольного и корпоративного законодательства РК. [22] (Анализ особенностей законодательства РК при осуществлении сделок по слиянию и поглощению представлены, например, в статье [23]).
В целом, по сравнению с мировым уровнем, казахстанский рынок слияний и поглощений относительно слабо развит. В основном сделки слияний и поглощений у нас осуществляются крупными национальными компаниями, либо компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке. Приоритетными сферами сделок слияний и поглощений в Казахстане на сегодняшний день являются нефтедобывающая, горно-металургическая, телекомунникационная и финансовая сферы.
К внешним проблемам казахстанских компаний при совершении сделок слияний и поглощений относятся: слабая обеспеченность квалифицированными кадрами; несовершенство законодательной базы страны; отсутствие прозрачности ведения бизнеса в стране и структуры собственности компаний; слабая развитость фондового рынка; аффилированность многих компаний; постоянный процесс перераспределения собственности в компаниях; заинтересованность акционеров и менеджмента компаний в обеспечении личного контроля над финансовыми потоками и выводе активов компании в личную собственность; активное участие государства в наиболее привлекательных сферах бизнеса; слабая роль антимонопольных органов страны в повышении конкурентоспособности местных компаний.
Для казахстанского рынка слияний и поглощений характерны следующие особенности: превалирование спекулятивных мотивов сделок слияний (поглощений); отсутствие прозрачности и недоступность информации о проводимых сделках слияний (поглощений); высокая доля недружественных поглощений; неразвитость фондового рынка и низкая доля публичных компаний, обращающихся на фондовом рынке; неоднозначность трактовок в корпоративном законодательстве, пробелы законодательства в отношении различных аспектов реструктуризации компаний, а также слабая защита прав инвесторов; использование оффшорных механизмов в отношении сделок слияний (поглощений); заинтересованность иностранных инвесторов преимущественно компаниями топливно-энергетического комплекса. Распространение неправомерных захватов (враждебных поглощений, недобросовестных перехватов корпоративного контроля) также стало заметной тенденцией в экономике Республике Казахстан.
По нашему мнению, исходя из анализа существующей практики сделок слияний (поглощений) в РК, можно выделить следующие тенденции и проблемы, которые нужно учитывать казахстанским компаниям, разрабатывающим стратегии реструктуризации с использованием сделок слияния (поглощения):
- В ближайшее время рынок заемных средств будет сильно ограничен, да и внутренних источников финансирования у предприятий, скорее всего, будет немного. Можно прогнозировать уменьшение количества сделок, отмену ряда согласованных ранее крупных сделок, изменение их условий. Значительно увеличится доля продавцов, предлагающих свои активы с различного рода обременениями (залог и пр.), непредвиденными финансовыми обязательствами (задолженностями перед кредитными организациями, контрагентами, работниками и др.), текущими судебными спорами, имеющими непосредственное отношение к объекту продажи и т.п.
- Попытки решить проблемы, связанные с глобальным кризисом, путём реорганизации с использованием механизмов слияний (поглощений), создадут дополнительные риски для покупателя и продавца при приобретении актива, вызовут дополнительные сложности, связанные с предпродажной проверкой актива и операционной деятельностью впоследствии. Поскольку в условиях финансового кризиса просчитать доходность приобретаемого актива на основании данных предыдущего периода не представляется возможным, будет возрастать роль субъективных представлений продавца и покупателя о финансовом положении компании; усложняется определение покупной цены приобретаемых активов.
- Повысится готовность предприятий идти на компромиссы при определении покупной цены; сроки проведения сделок будут сокращаться, оформление документов ускорится, продавцы будут заинтересованы получить все деньги сразу. Преимущество в новых условиях получат те предприятия, которые сумеют в кратчайший срок и наиболее полноценно подготовиться к реорганизации путем слияний (поглощений): провести реструктуризацию активов, подготовить предпродажный Due Diligence, минимизировать все риски.
Литература
- Белых Л.П. Реструктуризация предприятия: учебное пособие - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011 - 511 с.
- Матюшок А.В. Современные тенденции на мировом рынке слияний и поглощений: автореферат дисс. ... к.э.н. - М., 2008. - 23 с.
- Жолдыбаев Н.Т. Структурная реструктуризация вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (на примере НК КазМунайГаз): дисс. ... к.э.н. - Алматы, 2005. - 145 с.
- Кадыржанов Е.К. Реструктуризация предприятия в машиностроении: теория, методология, практика (на примере предприятий Казахстана): дисс. ... к.э.н. - Алматы, 2003. - 218 с.
- Сайт АО «Центр развития торговой политики» trade.gov.kz/?r=6
- Статистический сборник «Промышленность Казахстана и его регионов 2007-2011». - Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2012. - 230 с.
- Рахматулина Г., Исабекова К. Влияние Таможенного союза на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане - Ал-маты: Агентство по исследованию рентабельности инвестиций, 2011 - 20 с.
- Доклад по результатам комплексного мониторингового исследования состояния и проблем малого и среднего бизнеса в Казахстане // Сайт Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia bisam.kz/research/reports/msb-doc.html
- Гуревич Л. Казахстанский предприниматель: самооценка собственной истории, предназначения и перспектив// Сайт Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia bisam.kz/ research/reports/msb.html
- Исследовательский проект «Малый и средний бизнес Казахстана: современная ситуация и перспективные направления роста». Отчет по результатам комплексного социологического исследования. - Алматы, 2010. - 45 с. // profinance. kz/2011/02/23/
- Исследование «Ранжирование регионов Республики Казахстан по комплексу показателей» //Агентство Рейтинг.kz i-news.kz/news/2012/05/28/6433675.html
- Кажыкен М.З. Структура экономики Казахстана: основные характеристики диспропорций и их причины. // Экономика и статистика. - 2011. - №4 - С. 70-78.
- Жолдубекова Г. «Стране нужна новая промышленная политика» - Интервью с президентом Казахстанского института развития индустрии М.Кажыкен //Бизнес и Власть. - №20. - 10.06.11.
- Батищева Т., Иващенко О. С первой попытки. Интервью с вице-президентом Казахстанской фондовой биржи А. Цалюк // «Эксперт Казахстан» - 2012. - №28-29 (370) - С. 8-12.
- Сайт Казахстанской фондовой биржи KASE kase.kz/
- Зелепухин С. Казахстанский фондовый рынок по-прежнему находится в кризисном состоянии. Интервью с экс-президентом Казахстанской фондовой биржи А. Джолдасбековым// Investfunds.kz, 10.04.2012 /investfunds.kz/news/ kazahstanskij-fondovyj-rynok-po-prezhnemu-nahoditsya-v-krizisnom-sostoyanii-zakonkz-24001/
- Казахстанский фондовый рынок должен стать значительно более здоровым // Zakon.kz, 13. 01. 2012 , zakon.kz/4467092-kazakhstanskijj-fondovyjj-rynok-dolzhen.html
- Юрицын В. Рейдерский простор // Правила игры. 2007. № 2 (23) // transparencykazakhstan.org/content/36.html.
- Косолапов Г.В. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества // Корпоративное управление: казахстанский контекст: учебное пособие. Глава 9 / Под общей редакцией С.А. Филина. - Алматы, ТОО «Институт Директоров», 2009 г. kazid.kz/books/1/Page201.htm