Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Тренинговые игры как методы развития мышления будущих журналистов

Автор анализирует методы проведения тренинговых игр, разных видов: индивидуаль­ные, командные, ролевые и др. Одной из основных тренинговых игр является, как считает автор, - «Ассоциативная игра», которая наиболее необходима для студентов - будущих журналистов. В рамках ассоциативной игры автор изучает особенности мышления человека и подразделяет их на два вида: плоскостное и пространственное. Также рассматриваются два этапа участия в игре: концентра­ция и размышление.

Методика преподавания в бакалавриате фа­культета журналистики всегда являлась спор­ным вопросом для целенаправленного развития мировоззрения будущих журналистов. Одной из основных целей в преподавании является раз­витие способностей у студентов. «Способности - свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, уме­ния, навыки выполнения определенной деятель­ности. При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в скорости их приобретения» [1].

Журналистика - творческая профессия, здесь необходим особый подход, чтобы научить сту­дентов не только писать в определенном стиле или жанре, но и необходимо развить мышление: это неординарный подход к представленной проблеме, оригинальные высказывания, непохо­жие на другие. В наше время модно произносить такие слова, как «креативность», «авторский за­мысел» и т.д. Но не все будущие журналисты способны оригинально высказать свое мнение, или искрометно выступить в дискуссии, или от­личиться своим индивидуальным подходом к проблеме в своих материалах. Студенты грешат шаблонными, штампованными высказываниями и порой копируют стиль письма мастеров пера известных журналистов. И здесь мы задаем себе вопрос: как научить студентов писать и рассуж­дать не только профессионально, но и интерес­но, развить свой авторский стиль, выступление? Конечно, выходом из данной ситуации можно считать так называемые «тренировки ума» или «интеллектуальные игры», которые сами по себе не только полезны, но и увлекательны.

На первых порах можно ощутить, как не­привычно думать одновременно обо всем, и казалось бы, не логично. Но это только - на первый взгляд создается подобное впечатление. Во время проведения интеллектуальной игры становится заметно, что личность, в данном случае студент, развивается всесторонне и как не странно учится строить логическую цепоч­ку в своих рассуждениях. Данная методика обу­чения, основанная на своеобразных тренингах, развивает не только плоскостное, но и про­странственное мышление.

Плоскостное мышление - анализ одного предмета или темы, и мозг развивается только в одном направлении.

Пространственное мышление - анализ не­скольких предметов или объектов, которые рас­сматриваются в одном ключе, но в разных на­правлениях и с различных точек зрения, в итоге чего развивается всестороннее мышление.

Например, рассмотрим в ассоциативной игре понятие «свобода» в плоскостном мышлении, которое в обсуждении выглядит таким образом: свобода - независимость, вседозволенность, анархия и т. д. Подобные рассуждения не разви­вают мышление студента. Но если если все это представить в игровом режиме, то получится со­всем иначе, интересно. Так ассоциативная игра позволяет рассмотреть понятие «свобода» все­сторонне. То есть свобода это не только свобо­да личности, отмена рабства, крепостного права и возможность ездить в любом направлении, а слово «свобода» можно сопоставить или ассоци­ировать со многими предметами и явлениями в мире. Студенты рассматривают слово «свобода» с разных позиций. То есть связывают с этим сло­вом ассоциативный ряд слов, такие, как ветер, цыгане, пространство, статуя Свободы, простор, полет беркута, бег тулпара и т.д.

Таким образом, выявив разнообразные поня­тия, связанные со словом «свобода», на втором этапе можно рассмотреть словосочетание «сво­бода слова». Ассоциативная игра способствует развитию ума для обзора определенного слова или словосочетания с «высоты птичьего поле­та». Далее, можно рассматривать более подроб­но и анализировать более конкретные понятия.

Тренинг-игры в начале XXI века вызвали повышенный интерес со стороны общества по­тому, что само слово «игра» настраивает людей на позитивный лад. Студенты более охотно при­нимают участие в учебном процессе.

Второй этап в ассоциативных играх - это более конкретное изучение не только определен­ного слова, но и проблематики. Так, например, вернемся к слову «свобода», то есть к данно­му понятию можно прибавить «слово», то есть «свобода слова». Данное словосочетание всегда актуально и касалось общественных отноше­ний, и уже рассматривается с журналистских позиций, но опять же - ассоциативно. Это: ли­стовка, Французская революция, Марат, «Глас народа», президент Джефферсон и т.д. И третий этап ассоциативной игры - это написаие эссе. То есть данные ассоциативные слова могут стать ключевыми словами в письменной работе.

Помимо ассоциативных игр, существуют другие тренинг-игры, которые способствуют развитию мышления, - это «Три угла», «Мозаи­ка», «Мозговой штурм» и другие. Игры бывают командные, ролевые, психологические, а так­же викторины. Одним из важных предпосылок для выполнения задач этих тренингов является концентрация внимания и умение размышлять. «Многие люди имеют ложное представление о том, что такое концентрация внимания. Для них она ассоциируется с тяжелой работой и не всегда приятными воспоминаниями о школе. Так они убеждают себя, что концентрироваться трудно. Однако если вы когда-нибудь испытывали ра­дость от просмотра фильма или прослушивания концерта, то согласитесь, что концентрация про­исходит вполне естественно, если вы погружены в деятельность, которая приносит вам удоволь­ствие». Так концентрация или, говоря другими словами, - настрой мыслей происходит, когда вы участвуете в игре, будь она спортивная или интеллектуальная. «Концентрация требует не сверхчеловеческих усилий, но практики. Это на­вык, которым можно овладеть и который можно развить. Как и большинство навыков, чем чаще его использовать, тем совершеннее он становит­ся. Развивая концентрацию, можно заметить, что человек не только лучше управляет своими мыслями, но и обретает большую ясность ума». Конкретное рассмотрение предложенной темы и рассуждения вслух способствуют «open of mind», что с английского переводится как «рас­крытие разума». Обучаясь концентрации, мы устанавливаем контроль над своими мыслями: «Укрепление мозга с помощью концентрации дисциплинирует» [2].

Размышление способствует не только отто­чить ум, но и позволяет глубже понять любую изучаемую проблему. Интеллектуальная игра «Мозговой штурм» как раз развивает концентра­цию и размышление. Также это командная игра, а значит, между учащимися укрепляется коллек­тивная сплоченность и поддержка друг друга. В игре не преследуется цель победить, хотя в на­чале, группа делится на две противоположные команды. Но конкуренция не является основным двигателем игры. Интересный момент в игре -это подготовка ряда вопросов по заданной пре­подавателем теме лабораторного занятия одной командой, на которые другая команда должна незамедлительно ответить. И наоборот, вторая команда готовит вопросы для первой команды. Первый этап игры - подготовка вопросов - это концентрация мыслей, второй этап игры - от­веты на вопросы - это размышление. Можно за­метить, что когда игра «Мозговой штурм» пер­вый раз проводится среди учащихся, то вначале вопросы бывают несовершенными и недорабо­танными и ответы также бывают не полными и недостаточно ясными. Но со временем, если сту­денты чаще участвуют в данной игре, то навыки: концентрация и размышление совершенствуют­ся и представляют собой блестящий результат.

Все чаще задаемся вопросом о причине стремления студентов не к стандартному виду обучения, а к игровым занятиям и вывод напра­шивается следующий - это влияние телевидения и Интернета. Проблема получения знаний не­посредственно через книги отступает на второй план. Студенты все чаще получают информацию из Интернета. И визуальный вид подачи инфор­мации на основе видеоряда способствует, с одной стороны, скоростному методу получения инфор­мации (экономия времени), но с другой стороны, освоению сжатой информации, основанной на визуальных картинках и видеоряде. Общество стремится получить информацию в кратчайшие сроки, и тренинг-игры - один из способов систе­матизировать полученные знания.

Информация, полученная непосредственно через тренинговые игры, лучше воспринимается и является значимым моментом в усвоении учеб­ного материала. В зарубежных странах очень часто используют данный метод для развития мышления будущих специалистов. Конечно, некоторые ученые возражают против представ­ленной методики, особенно ученые «советской закалки», но в последние годы все чаще послед­ние оппоненты также соглашаются с тем, что времена меняются и методы обучения также ме­няются. Еще с середины 90-х годов темой дис­куссий была: нужна информация односторонняя или нужнее информация игрового характера. Не­которые ученые считали, что информация одно­сторонняя, как в советское время, совершенно не нужна, так как имеет основу внушения, и потому не развивает в человеке личность с собствен­ным мнением. С тех пор прошло более 10 лет, и все изменилось. Молодое поколение стремится выражать свое мнение разными путями. Так в последние годы в России и в Казахстане появ­ляются разные молодежные движения, которые выступают в мирных интересах или в знак про­теста. Например, «Окупай Абай, окупай!» про­шло в Москве под лозунгом «Отстаивать мнение может каждый!».

Таким образом среди тренинговых игр также главенствующую роль играет развитие гибкости мышления:

Среди других форм занятий и упражнений, развивающих мышление, следует отметить си­стему занятий, предложенную В.Н. Келасьевым [3]. Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления.

I. Изменение привычных временных связей

  1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит - «выстрел»).

  2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром - молния).

  3. Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (напри­мер, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человека настоя­щего и человека будущего).

  4. Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор - его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

II. Изменение привычных пространственных связей:

  1. Прием замены привычных пространствен­ных связей на необычные (например, автомо­биль - на / под - дорога).

  2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травин­ка - авторучка, ягода - картина и пр.).

  3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

III. Изменение привычных связей общности:

  1. Прием логического вычитания из объек­тов общностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитается признак «круглость» - плоская земля и что на ней происхо­дит).

  2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимо­превращения, найти пути сближения: «дождь» и «ракета» - падают на землю; разложить воду на кислород и водород -> топливо для ракеты.

  3. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полез­нее чистого воздуха).

IV. Изменение привычных связей преобразо­вания действий:

  1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные действия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не ве­сит, пища, которой не насыщаются).

  2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом по­строен без строителей, концерт без артистов).

  3. Прием блокирования «ожидаемого резуль­тата в привычной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остается на том же ме­сте).

  4. Прием изменения привычного направле­ния действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от челове­ка).

  5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных мас­штабов (автобус, который перевозит не 50, а 100 000 человек).

  6. Прием изменения основного свойства объ­екта в сторону усиления или ослабления (дом -палатка - шалаш - тент).

  7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объектов: берется группа связанных предметов, роли раздаются участни­кам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (само­лет, пассажир, стюардесса).

  8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетиче­ский объект).

В интеллектуальных командных играх ис­пользуется правило писателя Л.Н. Толстого: «Кто самый лучший для меня человек? - Самый лучший для меня человек - это тот, с кем я об­щаюсь сейчас». А также принцип известного немецкого философа А. Шопенгауэра: «Между людьми всегда должна быть дистанция «неко­лючести». В противном случае мы будем напо­минать двух дикобразов, пытающихся в обнимку согреться в холодную зимнюю ночь. Намерения­то у них «теплые», а последствия - уколы друг друга, боль» [4].

Мы познакомимся с увлекательными играми, которые помогут развивать нам нашу память. За каждую игру Вы будете получать какое-то коли­чество баллов, в конце занятия мы их посчитаем и узнаем хорошая ли у Вас память [5].

Игра 1: Нам потребуется 2 «одинаковых» ри­сунка с некоторыми отличиями. Вначале показы­ваем первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего предлагаем найти различия по памя­ти и записать их на листке.

Игра 2: Показываем картинку с предметами, стоящими на столе (10- 20 сек.), убираем картин­ку и предлагаем вспомнить, в какой последова­тельности предметы упали бы со стола, если бы мы наклонили его в какую-либо сторону. Напи­шите названия падающих предметов на листке.

Игра 3: Две картинки с различными пред­метами: легкими и тяжелыми, гладкими и шер­шавыми, мокрыми и сухими. Первая картинка: представьте, что Вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из предметов. Почув­ствуйте на ощупь все предметы; затем показы­ваем вторую картинку: посмотрите на рисунок и определите, чем он отличается от предыдущего. Какие предметы переставлены местами? Вам бу­дет легче если Вы вспомните как дотрагивались до предметов. Напишите название этих предме­тов на листке.

Игра 4: Для этой игры понадобятся палочки (не более 10 штук). Я брошу палочки на стол, со­считать Вы их не успеете, поэтому постарайтесь их как бы «сфотографировать». Бросьте палочки на стол и через 1-2 секунды накройте их листом. Скажите, сколько палочек на столе.

Игра 5: Для этой игры понадобится 30-40 палочек. Выложим на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек, через 1-2 секун­ды накрываем их листом и просим выложить их. Затем сравниваем с образцом.

Теперь считаем количество баллов за каж­дую игру:

45-50 баллов: Поздравляем! У Вас отличная память.

35-44 балла: У Вас хорошая зрительная па­мять.

30-34 балла: У Вас нормальная зрительная память. Обратите внимание на допущенные ошибки.

15-29 баллов: Не огорчайтесь. Тренируйте свою зрительную память Вы обязательно улучшите ее. 

Ролевые интеллектуальные игры развива­ют общение и артистизм, что необходимо для будущих журналистов, главным образом для теле- и радиожурналистов, также пиар-специ­алистов. Главная задача: войти в образ и прав­доподобно разыграть по сценарию сценку на за­данную тему. К ролевой игре относится «Пресс-конференция», и эта игра часто используется во время лабораторных занятий.

Интеллектуальные игры во время лаборатор­ных занятий способствуют привлечению внима­ния студентов к предмету и укреплению знаний, полученных во время проводимых преподавате­лем лекций.

 

Литература

1 Литвак М.Е. Если хочешь быть счастли­вым: уч. пособие по психотерапии и психоло­гии общения. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - С. 36.

2 Кехо Дж. Подсознание может все!. - Минск, 2009. - С. 83.

3 Келасьев В.Н. Некоторые подходы к раз­витию гибкости мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие. - М., 1990. - C.65.

4 Таранов П. Наука общения, Гранд. - М., 2004. - С.112.

5 Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная па­мять. - М., 1992. - С. 35.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.