Корпоративная социальная ответственность (КСО) понимается как основа эффективных бизнес-стратегий, подразумевает соблюдение баланса интересов и построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами. Это понятие охватывает широкий диапазон действий бизнеса в экономической, социальной и экологической областях. Подразумевается, что эти действия основаны на соблюдении законодательства и включают дополнительные добровольные инициативы, которые способствуют собственному устойчивому развитию компаний и отвечают задачам общественного развития.
Сегодня для серьезного бизнеса, и не только крупного, становится очевидным, что обеспечение прочных позиций в национальной и глобальной экономике достигается через повышение эффективности и конкурентоспособности, в основе которых - ответственное предпринимательство. Рассматривая принципы, лежащие в основе социальной ответственности, понятие КСО является интегральным и охватывающим такой круг, как права человека, трудовые практики, окружающая среда, добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями и др. В свою очередь, каждая тема включает ряд базовых проблем. Например, тема трудовых практик затрагивает вопросы найма и трудовых отношений, условий труда и социальной защиты, охраны и безопасности труда, развития человеческого потенциала, а тема деловой практики - вопросы честной конкуренции, противодействия коррупции, уважения прав собственности и др.
Впервые важность социальной ответственности осознали в США. В 1905 году там зародилось движение Rotary, суть которого заключалась в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшения в профессиональной сфере и обществе. В 1995 году ведущие компании Евросоюза образовали так называемую Инициативу Corporate Social Responsibility-Europe, объединяющую сегодня порядка 80 крупных корпораций. В 1999 году в Великобритании был разработан международный стандарт Account АЫШу 1000, предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций, т. е. своеобразный социальный аудит. В 2000 году по инициативе генерального секретаря ООН Кофи Аннана был создан Глобальный пакт, призывающий объединить усилия бизнеса и гражданского общества в поддержку девяти принципов в области прав человека, трудовых отношений и окружающей среды. Несколько сот компаний мира довольно быстро присоединились к этой инициативе, в том числе и казахстанские "первые ласточки", в частности, Казкоммерцбанк [1].
Впервые проект социальной отчетности перед обществом был внедрен в начале 90-х годов рядом таких компаний, как английская The Body Shop, американская Ben & Jerry"s и канадская Van City. Инициатором нынешнего широкого обмена мнениями по проблемам и перспективам формирования эффективной модели социально-ответственного бизнеса в Казахстане, также возможности ее практической реализации в общенациональном масштабе стали НЭПК "Ата-мекен", Программа развития ООН в Казахстане и Центр политических исследований "Перспектива".
Всем известно, что бизнес-структуры взаимодействуют с некоммерческими организациями в сфере решения социальных проблем., т.к. последние профессионально оказывают социальные услуги обществу. Так как важной составляющей КСО является не только прозрачность отчетности компаний, но и качество отношений с заинтересованными сторонами - стейкхолде-рами, то реализация социального партнерства между ними - один из вариантов реализации таких отношений. Оценивая эффективность программ социального партнерства, можно предположить, что затраты на социальные программы изменяются в соответствии с развитием бизнеса, то есть интенсивность затрат на КСО компаний прямо зависит от состояния бизнеса: по мере укрепления его экономических позиций реализуется долгосрочная стратегия развития компании, разрабатываемая с учетом основополагающих принципов социальной ответственности.
Инвестиционная деятельность многих компаний напрямую зависит от оценки известных оценочных компаний, например таких, как "Standard & Poors", которые присваивают рейтинги корпоративного управления компании. Они разрабатываются в качестве ориентиров инвестиционной активности, учитывают оценку социальной и экологической отчетности, политику компаний в сфере заключения соглашений с инвесторами, заинтересованными сторонами, нефинансовыми стейкхолдерами, а также прозрачность отношений собственности, качество информации о результатах производственной деятельности компании, практике корпоративного управления и т.п. На основе таких рейтингов анализируется и "национальный фон", что позволяет учитывать в практике корпоративного управления особенности соответствующей страны и региона.
В этой связи большой интерес представляет количественное измерение социального вклада компании, что включает:
- - оценку воздействия бизнеса на социальную среду посредством составления "социального отчета" в балансовой форме, позволяющей учитывать социальные выгоды и издержки деятельности компании;
- - использование "социальных индикаторов" (оценка условий труда, состояния здравоохранения, окружающей среды, транспорта и др.);
- - ранжирование компаний в соответствии с их социальной деятельностью по таким критериям, как "законопослушность", "влияние на экологическую обстановку", "наличие социальных программ" и т.п.;
- - методы управления социальными программами, позволяющие оценить соответствующие расходы, их эффективность, "социальный доход" на капиталовложения.
В целом социальная вовлеченность бизнеса может быть оценена посредством: социальных отчетов, социальных рейтингов и различных социальных индексов, как правило, основывающихся на учете влияния компании на социо-эколого-экономическую ситуацию. Социальная отчетность включает в себя не только информацию о социальной деятельности компании, но и ее оценку.
В 1994 г. была организована "Лондонская группа сравнительного анализа" (London Benchmarking Group), целью которой является установление стандартов в отношении учета, оценки и отчетности по социальной вовлеченности британских компаний. Модель использует ряд понятий - "благотворительность", "вклад в местное сообщество", "коммерческая инициатива", "основные виды деловой активности". С их помощью производится оценка расходов компании, ее материальных и нематериальных ресурсов, включая рабочее время сотрудников, на непосредственную социальную деятельность.
Индекс корпоративной благотворительности (Global Philanthropy Index), используемый более чем 350 американскими и канадскими фирмами, основывается на оценке деятельности компании различными группами стейкхолдеров (максимальная величина - 5, среднее значение для США и Канады - 3,8) [1]. Помимо цифрового значения индекса, компания получает агрегированное значение индекса социальной ответственности всех компаний, которые на данный момент участвуют в рейтинге и агрегированное значение целевой выборки (по отрасли, региону, размеру и т.д.).
В настоящее время действуют около 250 международных кодексов поведения и сводов правил корпоративной этики. Присоединение к ним представляет собой своего рода "декларацию добрых намерений" и носит сугубо добровольный характер. Их учредителем нередко выступает сам бизнес. Среди известных примеров такого рода - инициативы организации лидеров бизнеса США, Европы и Японии "Круглый стол Ко" (Caux Round Table, 1994), разработавшей "Принципы для бизнеса" - стандарты этического и ответственного корпоративного поведения; "Глобальные принципы Салливэ-на" (Global Sullivan Principles, 1999), делающие акцент на правах человека и социальной справедливости; "Принципы CERES" (Коалиция за принципы экологически ответственной экономики - Coalition for Environmentally Responsible Economy Principles) - стандарты эффективного использования ресурсов и минимизации рисков; "Программа аккредитации хорошей корпорации" (Good Со^отг^ Accreditation Scheme, 2001) - принципы этически мотивированного и ответственного корпоративного управления. Принципы так называемого "Кодекса Кэдбери" включены Лондонской фондовой биржей в систему отчетности компаний, входящих в ее биржевой листинг [1].
Методы оценки социальной ответственности бизнеса дают возможность информировать представителей заинтересованных сторон о социальном развитии компании, ее вкладе в развитие общества и экологическом влиянии на среду. В свою очередь, улучшение социальной сферы соответствует долгосрочным интересам предпринимательских структур, поэтому приверженность принципам КСО повышает эффективность и жизнеспособность предпринимательского сектора.
Причины, побуждающие бизнес-сообщество включиться в процесс оценки нефинансовой отчетности, могут быть разными. При этом необходимо отметить, что бизнес постепенно приходит к пониманию того, что социальный отчет является важным элементом корпоративной системы управления нефинансовыми рисками, а также повышения эффективности и укрепления своей конкурентоспособности [3].
Что касается социальных результатов деятельности крупных компаний при реализации инвестиционных проектов в виде социальных эффектов, их можно проиллюстрировать на конкретных примерах. Решение проблемы водоснабжения г. Кульсары - яркий пример участия крупнейшей нефтяной компании в социальном переустройстве региона. В городе Кульсары Атырауской области была сдана в эксплуатацию новая водонасосная станция (ВНС), построенная в рамках социальной программы ТОО «Тен-гизшевройл» «Игилик». Качественная питьевая вода для кульсаринцев из насущного вопроса давно превратилась в мечту. На протяжение нескольких десятилетий вопрос стоял в числе «важных» и «первоочередных» и у советских органов, и в постсоветские годы, но меры принимались или половинчатые, или, мягко говоря, бумажные. ТШО подошло к делу фундаментально, предложив полную реконструкцию системы водоснабжения, она профинансировала проект реконструкции водопроводной системы в Куль-сары стоимостью 45 миллионов долларов США. Партнеры ТШО одобрили выделение 20 миллионов долларов для программы «Игилик» в 2012 году, из них 11 миллионов долларов будет потрачено на устройство внутриквартальных линий водоснабжения в г. Кульсары, а остальная часть фонда программы пойдет на строительство детских садов в поселке Жана Каратон и в г. Аты-рау, а также гимназии в областном центре [2].
Социальный проект «Книга Казахских Волшебных Сказок». Этот проект компания GSM Казахстан/Kcell начала в 2005 году, в рамках поддержки двух крупнейших республиканских ТЮЗов. Благодаря этому лучшие спектакли детских театров смогли бесплатно посмотреть все школьники младших классов средних школ, детских домов и интернатов города Алматы. Вторым этапом стала постановка спектакля «Тазша бала» по мотивам казахских народных сказок, представленная на сцене Казахского ТЮЗа имени Г. Мусрепова. И логическим завершением данного проекта стал выпуск книги казахских волшебных сказок на трех языках - казахском, русском и английском. Книга не только познакомила юных читателей с национальным культурным наследием, она также может служить прекрасным практическим пособием для изучения языков. Дизайн книги выполнен ведущими книжными графиками Казахстана, причем, все иллюстрации выполнены в оригинальном стиле. Уникальное издание было выпущено тиражом 2900 экземпляров и передано в дар 42 региональным библиотекам детских домов, интернатам, приютам для несовершеннолетних, а также областным и республиканским детским библиотекам. В Алматы 650 книг получили 5 воспитательных учреждений и Республиканская детская библиотека им. Бегалина [2].
Национальной Лигой Потребителей Казахстана (НЛПК) и компанией GSM Казахстан/ Kcell успешно реализуется совместный проект по предоставлению бесплатных юридических консультаций для казахстанских потребителей по специально выделенным телефонным линиям. Поддерживая данный проект, мы уверены, что юридические консультации позволят потребителям влиять на повышение качества производимых в стране товаров и услуг, а казахстанскому бизнесу - поднять уровень обслуживания населения.
Одна из основных целей проекта - оказание помощи для доступа широких слоев населения к качественным юридическим консультациям. Кроме того, он призван содействовать развитию потребительской лояльности, формированию гражданской позиции и развитию общественного контроля. В рамках проекта компания GSM Казахстан/Kcell профинансировала работу высококвалифицированных юристов, отвечающих на телефонные звонки [4].
В данной статье были рассмотрены некоторые аспекты определения роли и важности социальной ответственности бизнеса при реализации инвестиционных проектов и необходимость определения социальных результатов их деятельности в виде положительных социальных эффектов.
Литература
- Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2008-2011./А.Н. Шохин и др. - М.: РСПП, 2012. - 102 с.
- /atamekenunion.kz/pages/view/153?lang=kz
- //www.csrkz.org/ru/novosti/novosti-kazakhstana/1546-natsionalnaya-kontsept...
- /static.kcell.kz/files/citizen%20report_RU_220710.pdf