Лес - это комплексный природный объект, являющийся одной из важнейших составляющих экологической системы не только нашей страны, но и всей нашей планеты. В связи с этим, сохранение леса является одной из составляющих экологической безопасности, которая, в свою очередь, является одним из стратегически фундаментальных компонентов национальной безопасности и важнейшим аспектом защиты интересов и приоритетов страны в международных интеграционных процессах.
Действующий Лесной кодекс Республики Казахстан был принят 8 июля 2003 года. Следует отметить, что это был верный шаг со стороны законодателя на пути совершенствования внутриказахстанского законодательства. Лесной Кодекс Республики Казахстан от 23 января 1993 года пережил Конституцию Республики Казахстан 1993 года, почти восемь лет проработал при ныне действующей Конституции РК от 1995 года, при этом безнадежно устарел во всех отношениях и уже не мог в полной мере регулировать все те отношения, которые возникли на базе новой Конституции РК и нового экономического уклада общества.
Необходимо также заметить, что новый Лесной Кодекс Республики Казахстан не стал «братом-близнецом» Лесного Кодекса 1993 года. Многие положения нового законодательного акта до сих пор находили свое выражение исключительно в научных изысканиях казахстанских ученых-экологов, в том числе и в некоторых работах профессора Еренова А.Е., профессора Байдельдинова Д.Л., Косанова и других казахстанских ученых.
В соответствии с Лесным Кодексом в состав лесного фонда входят все леса, находящиеся на территории Республики Казахстан, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
Лесной фонд состоит из государственного и частного лесных фондов - что также является крайне новым для казахстанского законодательства. К государственному лесному фонду относятся:
- леса естественного и искусственного происхождения (включая лесные и нелесные угодья) на землях особо охраняемых природных территорий;
- леса естественного и искусственного происхождения, а также непокрытые лесной растительностью земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, на землях государственного лесного фонда;
- защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара.
К частному лесному фонду относятся леса искусственного происхождения, агролесомелиоративные насаждения, плантационные насаждения специального назначения шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара, созданные за счет средств физических и негосударственных юридических лиц на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с Земельным Кодексом Республики Казахстан, с целевым назначением для лесоразведения.
Следует также отметить, что в лесной фонд по новому законодательству не входят:
- отдельные деревья и группы деревьев площадью менее 0,05 гектара, расположенные вне земель государственного лесного фонда, кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
- озеленительные насаждения в пределах границ населенных пунктов, кроме городских лесов и лесопарков;
- деревья и кустарники на приусадебных, дачных и садовых участках.
В то же время, следует отметить, что в действующем законодательстве существует два термина -«лес» и «растительность». При этом, не смотря на то законодатель оперирует двумя этими понятиями, однако непосредственно законодательство нам не дает четкого определения того, что же собой представляет «растительность».
Нам представляется, что растительность представляет собой разрозненную растительность, не представляющую собой взаимодействующий комплекс.
Поэтому, на наш взгляд, для соблюдения точности действующего законодательства и исключения расширительного толкования понятия «растительность», в действующем лесном законодательстве необходимо дать определение данного термина.
Здесь же необходимо отметить высказывание Петрова В.В., который выделяет три признака понятия леса:
- биологический — совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности;
- юридический — произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке,
- экологический — оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.[1, с. 142]
Именно наличие подобных признаков, по мнению Петрова В. В., позволяет отличать лес как фактор окружающей среды от парка, сада, дендрапарка и иных биологических совокупностей.
Вызывает сомнение конституционность нормы, содержащейся в статье 6 Лесного Кодекса РК[2], в соответствии с пунктом 2 которой «Лесной фонд Республики Казахстан состоит из государственного и частного лесных фондов». В данном случае, на наш взгляд, имеет место противоречие (по иронии судьбы) 6-ой статьи Лесного Кодекса РК шестой статье Конституции РК, которая определяет, что лишь земля может находиться в частной собственности в соответствии с законодательством. Растительный же мир и другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Соответственно, руководствуясь Конституцией РК частное лицо вправе иметь право собственности на земли лесного фонда. Однако частный лесной фонд, помимо земель лесного фонда включает в себя лесные ресурсы, состоящие из запасов древесины, живицы, древесных соков, второстепенных лесных ресурсов и т.д. При этом возникает парадокс, выражающийся в том, что если земля лесного фонда будет находиться в частной собственности лица, то лесные ресурсы при этом будут находиться в государственной собственности. То есть право собственности на частный лесной фонд (куда входят как земля, так и насаждения, т. е. древесина - ст. 6 п. 4 ЛК РК [3]) отделено от права собственности на лесные ресурсы (опять же куда входят и запасы древесины), хотя право собственности на землю лесного фонда должно быть неотделимо от права собственности на леса, как на недвижимое имущество (ст. 117 ГК РК) [4]. Данное положение подтверждает и статья 10 ЛК РК, в соответствии с которой субъекты лесных правоотношений осуществляют только лесопользование, хотя право собственности в соответствии со статьей 188 ГК РК включает дополнительно право владения и распоряжения[5]. Следует отметить, что с данной позиции исключается возможность лица, которое за свой счет вырастило лес на участке земли, принадлежащим ему на праве собственности, распоряжаться этим лесом и лесными ресурсами (продавать, осуществлять залог и т. д.). Таким образом, через весь ЛК РК проходит противоречие его самому себе и противоречие Конституции РК (ст. 6 и 26) [6] в отношении права (собственности, либо лесовладения и лесопользования) лица на лес и лесные ресурсы, находящихся в частном лесном фонде.
В соответствии со статьей 128 п. 3 Земельного Кодекса РК [7] и статьей 8 п.8 ЛК РК «к землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного и искусственного происхождения, созданными за счет средств государственного бюджета ...». Во-первых, естественные леса не могут быть созданными за счет средств государственного бюджета. Во-вторых, как быть, если лес был создан за счет средств частного лица, но право собственности по тем или иным причинам перешло к государству (например, в порядке наследования). Данный лес будет входить в государственный лесной фонд, но не будет создан за счет средств государственного бюджета. Следует также отметить и такой существенный недостаток Лесного Кодекса РК, встречающийся не только в лесном законодательстве, но и проходящий через все законодательство Республики Казахстан в целом. Данный недостаток выразим на примере Лесного Кодекса РК. Так, в п. п. 1) ст. 25 ЛК РК указывается, что «частные лесовладельцы имеют право: 1) владеть, пользоваться и распоряжаться ., в порядке, установленном законами РК»[8]. Однако в соответствии с Законом РК «О нормативных правовых акта», помимо законов, иерархия нормативных правовых актов включает Конституцию РК, Кодексы (в первую очередь в данном случае ЛК РК), Указы Президента, имеющие силу законов, Постановления Правительства и т.д., [9] в которых также могут оговариваться права частных лесовладельцев по владению, пользованию и распоряжению частным лесным фондом. Поэтому наиболее верно было бы, на наш взгляд, делать ссылку не на «законы», а на «законодательство». Такой же недостаток встречается в статьях 28, 30, 64, 69, 114, 116 ЛК РК, хотя в других статьях идет ссылка именно на законодательство Республики Казахстан.
Необходимо остановиться и на противоречии Лесного Кодекса РК Налоговому Кодексу РК. Так, статья 31 ЛК РК устанавливает, что максимальный срок предоставления лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование возможно на срок от 10 до 49 лет, однако в соответствии со статьей 470 Налогового Кодекса договор аренды, удостоверяющий право долгосрочного пользования лесным фондом заключается на срок до 50 лет. Имеет место и противоречие Лестного Кодекса РК Закону Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях»[10]. Так, указанный Закон не предусматривает такие виды особо охраняемых лесных территорий, дополнительно предусмотренные п. 2 статьи 44 ЛК РК, [11] как участки леса, имеющие научное значение, включая лесные генетические резерваты, особо ценные лесные массивы, орехопромысловые зоны, лесоплодовые насаждения, субальпийские леса. В то же время, Законом РК «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливаются такие категории как государственные природные заказники, леса особо охраняемых природных территорий, о которых в ЛК РК ничего не сказано.
На наш взгляд, это также необходимо отметить, что не было никакой необходимости искусственно раздувать ЛК РК, перечисляя в статье 113 все правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом РК об административных правонарушениях. Достаточно было бы сделать сылку на данный законодательный акт. В то же время, вообще отсутствует какое-либо указание на уголовную ответственность (статья 291 УК РК - незаконная порубка деревьев и кустарников, статья 292 УК РК - уничтожение или повреждение лесов)[12].
В связи с указанным, можно сделать вывод о том, что Лесной Кодекс РК требует дополнительного совершенствования и развития.
Литература
- Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. - М., БЕК, 1995. - 460 с.
- Республика Казахстан. Лесной кодекс. 8 июля 2003 года № 477-II // Казахстанская правда. 12 июля 2003 года. № 203204 (24143-24144).
- Республика Казахстан. Лесной кодекс. 8 июля 2003 года № 477-II // Казахстанская правда. 12 июля 2003 года. № 203204 (24143-24144).
- Республика Казахстан. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). 27 декабря 1994 года // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1994 г. № 23-24 (приложение). 1995 г.. № 15-16. ст. 109. № 20. ст. 121.
- Республика Казахстан. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). 27 декабря 1994 года // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1994 г. № 23-24 (приложение). 1995 г. № 15-16. ст. 109. № 20. ст. 121.
- Республика Казахстан. Конституция. 30 августа 1995 года // Казахстанская правда. 8 сентября 1995 г.
- Республика Казахстан. Земельный кодекс. 20 июня 2003 года № 442-II //
Казахстанская правда. 26 июня 2003 г. № 183-184 (24123-24124). - Республика Казахстан. Лесной кодекс. 8 июля 2003 года № 477-II // Казахстанская правда. 12 июля 2003 года. № 203204 (24143-24144).
- Республика Казахстан. Закон. 24 марта 1998 года № 213-I. О нормативных правовых актах // Казахстанская правда. 28 марта 1998 г.
- Республика Казахстан. Закон. 07 июля 2006 года № 175-III. Об особо охраняемых природных территориях // Казахстанская правда. 21 июля 2006 года № 178 (25149).
- Республика Казахстан. Лесной кодекс. 8 июля 2003 года № 477-II // Казахстанская правда. 12 июля 2003 года. № 203-204 (24143-24144).
- Республика Казахстан. Уголовный кодекс. 16 июля 1997 года № 167-I // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997 г. № 15-16, ст. 211.