Казахстан, став независимым государством и равноправным членом мирового сообщества, активно демонстрирует важность работы в области прав человека и демократизации общества, концентрирует усилия на формировании правовых рамок и создании механизма его обеспечения. За годы независимости Республикой Казахстан предприняты серьезные шаги по закреплению международных стандартов в области прав человека в национальном законодательстве, в том числе и миграционном.
Право свободного передвижения принадлежит к числу тех прав, которыми особенно дорожит человек. Оно представляет собою наиболее простое и наиболее рельефное проявление личной свободы — священного права каждого человека свободно распоряжаться своею личностью. Оно лежит в основе индивидуальной человеческой деятельности, без него эта последняя немыслима. Но, в то же время, оно является одним из главных условий устойчивости общественного и государственного порядка. Основные черты современного общества - глобализация мирового пространства и чрезвычайно высокая скорость технического прогресса, что обуславливает появление все новых нюансов миграционного права. Так, появляются новые правовые условия, регулирующие свободное передвижение, меняются границы и отношения между государствами, появляются новые институты: реэмиграция, репатриация и т.д.
Свобода передвижения и свобода выбора места жительства является одним из неотъемлемых элементов правового статуса личности в современном демократическом государстве. Однако задачи, которые решаются государством, нередко требуют ограничения этой свободы для достижения общесоциальных целей, таких как: борьба с преступностью, защита населения от неконтролируемой миграции и др. Разрешение этого противоречия требует строгой правовой регламентации взаимоотношений государства и личности в этой сфере. Сегодня, как никогда актуальна проблема поиска правовых способов и средств, которые обеспечивали бы минимизацию ограничений свободы передвижения и свободы выбора места жительства с одной стороны, а с другой, позволили бы эффективно решать общесоциальные, экономические, политические и другие задачи.
Свобода передвижения является естественным следствием физических возможностей человека к перемещениям в пространстве. На протяжении веков индивидуумы могли свободно передвигаться по поверхности Земли, ограничиваясь лишь географическими или климатическими препятствиями.
Для нашей страны решение вопросов реализации права на свободное передвижение играет особую роль в связи с исторической объективной реальностью. Как мы знаем, основным занятием казахов было пастбищное скотоводство. Скот - главное богатство казахов, - доставлял им продукт питания, материал для одежды и жилища, служил им транспортом. Надо ли говорить, что значила в жизни кочевников лошадь. Кочевник от лошади неотделим. Он не пойдет пешком даже на малое расстояние. Право общинного пользования пастбищами принадлежало всем свободным членам кочевого общества. Правила перекочевок, выработанные многовековым опытом, основывались на учете травяного покрова в том или ином районе в соответствии с сезонами года. Вся территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ. Места для зимовок (кыстау) чаще всего выбирались возле рек, кочевники размещались как можно более просторно, чтобы около каждой зимовки была обширная кормовая площадь для выпаса скота.
С наступлением весны, которую кочевники всегда встречали с восхищением, казахи откочевывали на весенние пастбища (коктеу). Здесь, в отличие от зимних стойбищ, юрты и кибитки разбивались большей частью на сопках и возвышенностях. Весь световой день кочевники проводили вне жилых помещений, под открытым небом. Здесь отощавший за зиму скот набирал вес, приносил приплод. В летние дни, когда наступает зной и время множества пожаров, казахский народ занимает места по окраинам степи. На летовках (джайлау) жили более сплоченно, чем зимой. Жизнь на джайлау была самым привольным временем. Тут справлялись свадьбы, проводились различные игры, конные скачки, устраивались состязания борцов, певцов, музыкантов и сказителей. С наступлением осени скотоводы уходили на осенние пастбища (кузеу), которые в большинстве случаев совпадали с весенними. Здесь производилась осенняя стрижка овец. Осенью же проходили народные собрания с участием всех взрослых мужчин казахского общества, на которых решались важные для страны дела.
Кочевой быт был сопряжен с большими трудностями и требовал огромных усилий для сохранения и умножения поголовья скота в условиях круглогодичного выпаса. Тем не менее, кочевники были убеждены, что их жизнь лучше жизни горожан и земледельцев, запертых в тесном пространстве домов и кварталов. Конец кочевничества как образа жизни и особой цивилизации был положен в 1930 году, когда руководитель республики Голощекин внес директиву о «коллективизации на основе оседания». Голощекин всегда негативно высказывался о казахском кочевом хозяйстве, и утверждал, что требуется ликвидировать и кочевание, и проживание в мелких аулах по 5-6 юрт. 17 декабря 1929 года бюро крайкома ВКП(б) приняло резолюцию о коллективизации и оседании казахских хозяйств, и достижении уровня коллективизации в 30% в 1930 году. Но уже в апреле 1930 года он заявил о коллективизации более 73% хозяйств[1].
Территория Казахстана огромна, и в начале прошлого столетия отсутствовала инфраструктура связи и коммуникаций. Тех, кто должен был претворять в жизнь директиву о коллективизации, трудно было даже проинформировать о чем-то, а тем более контролировать. У руководства республики не было действенных рычагов воздействия на свой актив, находившийся в аулах, который в то время уже представлял собой совокупность банд, которые пользовались директивами как еще одним поводом для грабежа и злоупотреблений. И в результате произошла катастрофа. Ранней весной кочевников стали срывать с зимовок и гнать на места оседания, не считаясь с падежом скота. Оседание с марта 1930 проводилось методом постановки в произвольно выбранном месте городков из юрт, выстроенных в прямые линии. Часть юрт отдавалась под скотные дворы, а их хозяев вселяли в другие юрты. В одном месте скапливалось до 300-400 юрт.
Началась повальная коллективизация скота, во многих местах имущества, личных вещей. В результате коллективизации, 87% колхозных и 52% единоличных хозяйств совершенно лишились скота, и не имели даже одного барана. Жертвами голода по данным, приведенным на сайте стали 1 млн. 750 тысяч человек казахов (42%). Другие народы тоже понесли чудовищные потери: украинцы -200 тысяч человек (23%), узбеки - 125 тысяч человек (54%), уйгуры - 27 тысяч человек (43%)[2]. Это, конечно, неполные данные. Все народы в Казахстане пострадали от голода. В 1931 году откочевало 1 млн. 30 тысяч человек, в том числе 616 тысяч безвозвратно. Люди бежали от голода в разные стороны, кочевники Семиречья пробивались в Китай, несмотря на заслоны ОГПУ, истреблявшие беженцев из пулеметов. Сейчас потомки этих беженцев постепенно возвращаются обратно на Родину.
В феврале 1933 года, после вмешательства Сталина, Голощекин был снят с поста первого секретаря крайкома ВКП(б) и отозван в Москву. Новым руководством был предпринят ряд шагов, которые позволили остановить массовую смертность и подавить голод. Однако, о возвращении к кочевью уже и речи быть не могло: не было скота, не было юрт и необходимого имущества, умерли, не передав знаний, старики, знающие секреты кочевья. Да и, похоже, люди просто стали бояться жить одним скотоводством[3]. С развитием общественной жизни, расселения человечества по планете, деления на народы, свобода передвижения была резко сужена, дойдя до того, что изменение отдельным субъектом места своего пребывания могло окончиться для него серьезным наказанием, вплоть до лишения жизни.
В дальнейшей политико-правовой истории Казахстана, также как и других стран, юридическая возможность граждан передвигаться и выбирать место жительства, находилась в прямой зависимости от сущности социально-экономических отношений и политико-правового устройства. Многие ученые подчеркивают тесную связь между возникновением и развитием права на свободу передвижения и динамикой развития общества и государства[4].
В годы так называемого "развитого социализма" одним из мощных средств воздействия государства на граждан являлся институт прописки. Все важнейшие этапы человеческой жизни были неразрывно связаны со штампом в паспорте: рождение, бракосочетание, трудоустройство, место жительства. Более того, законодательством устанавливалась административная и уголовная ответственность за нарушение правил паспортной системы. Переломный момент наступил в связи с Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 года, в котором впервые было признано, что прописка ограничивает право граждан на свободу передвижения, свободу выбора места жительства, а порядок прописки должен носить не разрешительный, а регистрационный характер. Институт прописки в Казахстане была заменен на институт регистрации, которая допускается в жилых помещениях и помещениях, приспособленных для жилья. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Правила документирования и регистрации населения РК» № 696 от 17 августа 2007 года граждане Казахстана могут зарегистрироваться также у работодателя или в органах юстиции[5].
Право на свободу передвижения затрагивает многие стороны человеческого существования и является важным. Соблюдение этого права несет существенный положительный эффект, и его роль обусловлена принадлежностью к конституционным свободам. Как известно, конституционные права и свободы занимают особое место в целостной системе прав и свобод. Они органически входят в содержание прав и свобод каждой из отраслей национального права, являются их исходными положениями и руководящими принципами. Особенность закрепления права на свободу передвижения заключается в необходимости упорядочить возможность человека как физического объекта перемещаться в пространстве и выбирать место проживания применительно к разнообразным проявлениям общественной жизнедеятельности. Таким образом, ролью этого права является обеспечение не только самого передвижения людей, но и передвижение товаров, миграции людских ресурсов, развитие экономического потенциала государства. При этом, представленные отрасли только конкретизируют и развивают нормы общего характера, устанавливающие основные принципы правового положения человека и гражданина, содержащиеся в Конституции, не умаляя значения рассматриваемой свободы, а лишь упорядочивая ее.
К сожалению, несмотря на провозглашенный на конституционном уровне и в законодательных актах государств СНГ принцип свободы перемещения и право на свободный выбор места жительства, граждане стран Содружества на практике в значительной степени ограничены в реализации данных прав. До настоящего времени разрешительная система прописки не отменена во многих государствах СНГ, что порождает многочисленные нарушения прав человека. Правила документирования и регистрации населения Республики Казахстан установлены в целях защиты прав и интересов личности. Они гарантируют соблюдение прав на свободу передвижения, выбора места жительства в пределах территории Республики Казахстан, выезда за рубеж и возвращения на родину. Эти правила основаны на нормах Конституции, Законов Республики Казахстан "О гражданстве", "О миграции населения" и "О жилищных отношениях", Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О правовом положении иностранных граждан", других нормативных правовых актов и определяют порядок и единые на территории Республики Казахстан процедуры осуществления учета миграции населения в интересах экономического развития республики, регулирования социально -экономических и демографических процессов. Учет зарегистрированных и снятых с регистрации граждан Республики Казахстан осуществляется органами юстиции в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Казахстан. Регистрация и снятие с регистрации осуществляется путем проставления штампа и записи в книге регистрации граждан, которая выдается органами, осуществляющими регистрацию, собственникам (нанимателям) жилища и иным лицам, в ведении которых находятся здания и помещения. Книга регистрации граждан является документом, подтверждающим место регистрации физического лица. В случаях, установленных законодательством, книга регистрации граждан или ее копия предъявляется в заинтересованные органы.
Наступление ХХ века принесло с собой пересмотр общественных прав и свобод. Усилия общества по раздвижению правовых границ деятельности человека не могли обойти вниманием границы географические. Право на свободное передвижение, закрепленное на международном уровне во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и получившей развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., как неотъемлемое право человека, предписывает государству не ограничивать своих граждан в свободном передвижении, как по территории государства, так и при выезде за границу.
Литература
- turan.info/forum/printthread.php?t=2946&pp=40
- Михайлов, В.Ф. Хроника великого джута: документальная повесть. Алматы: Жалын - 1996, Изд. 2-е, перераб. и доп. http://nm2000.kz/news/2009-03-19-14777
- Черновалов П.В. Ограничение конституционного права на свободу передвижения в Российской Федерации (основания и механизм реализации) // автореферат дис... кандидата юридических наук, Москва, 2007
- nm2000.kz/news/2009-03-19-14777
- Постановление Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Правила документирования и регистрации населения РК» № 696 от 17 августа 2007