Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Дети Казахстана в 1940-х - сер. 1950-х гг.: институты и методы воспитания

Великая Отечественная война, с одной стороны, прервала процесс формирования модели «советского детства» в Казахстане в ее довоенном варианте, с другой - ускорила окончательное завершение формиро­вания этой модели. Советское руководство убедилось в эффективности подобного подхода к детству в экстремальных условиях войны. Многим бойцам, добровольно ушедшим на фронт, не исполнилось и восемнадцати, все они родились и выросли уже в Советском Казахстане, тысячи подростков были вовлечены в промышленное и сельскохозяйственное производство в военные годы.

В 1940-1950-е гг. все процессы, происходившие в сфере детства, закрепляли достигнутое и формиро­вали пространство детства в зависимости от потребностей Советского государства. Представления о детях не менялись, но более четко, в условиях начинавшейся «холодной» войны, формулировалась концепция «советского человека»: преданный Родине и партии гражданин.

Масштабы человеческих потерь и размер материального ущерба поставили руководство страны перед проблемой нехватки рабочих рук и необходимостью восстанавливать разрушенную экономику. В стране катастрофически не хватало трудовых ресурсов, поэтому труд провозглашался одним из наиболее действенных способов воспитания детей. Трансформация «труда», как воспитательной категории, произошедшая в условиях войны и послевоенного времени, позволила рассматривать детей среднего и старшего школьного возраста (11-17 лет) в качестве готового трудового ресурса. По архивным докумен­там, отчетной документации и переписке ЛКСМК со школами республики можно проследить, что к работе привлекались дети с 3-4 класса (в возрасте 11-12 лет)[1].

Труд рассматривался как часть стратегии воспитания советского ребенка. Труд с малых лет должен был внедряться в жизнь ребенка в игровой форме. Следующая ступень привыкания к труду заключалась в исполнении домашних обязанностей, исполняя которые ребенок учился трудиться в своем первом коллективе - семье. Информантка вспоминает: «С чего началось мое трудовое воспитание... Я должна была протирать листики фикусу. Еще у папы была швейная машинка Подольск, обычная ножная, я должна была на всех вот этих чугунных деталях вытирать пыль. Я была маленькая, еще в школу не ходила. Обязательно, что-то поручали» [2].

Другой информант вспоминает: «На базар ходил я с бидончиком, приносил молоко утром. Надо было купить картошки полкилограмма, пару луковиц, прийти домой и сварить суп. Я его варил. В лет 10, я уже все умел делать. Я сам стирал, готовить умел. А куда деваться. Я старший. Пока одна была сестра, потом появилась вторая, третья» [3]. Таким образом, в любой момент ребенок должен был заменить родителей в домашнем хозяйстве.

Новой ступенью приобщения к труду ради общего блага становится уже настоящий взрослый труд: «... на колхозном лугу и поле». В этом случае «понарошку», «по-детски» трудиться уже невозможно. Инфор­мант вспоминает: «Когда началась война, мне было 8 лет. В то время каждому работающему выдавали по 400 гр. хлеба. Я на мельнице молол зерно. Нам троим мальчикам в течении дня приходилось крутить не останавливаясь молотилку. На работу приходили в шесть утра, в девять нам давали хлеб и похлебку. Кормили дважды в день. Работали до двенадцати ночи, затем нас отправляли домой. Из-за того, что было холодно, не было одежды и обуви, зачастую мы там же и оставались на ночь» [4]. В 1940-е - начале 50-х гг. для части детей и подростков тяжелый физический труд, оправдывавшийся советской концепцией воспитания и использовавшийся при нехватке трудовых ресурсов, становился одной из реалий советского детства.

В свою очередь равный по тяжести детский труд на Западе, особенно к концу 1940-х - началу 1950-х гг., оценивался однозначно негативно: «...Более 3 миллионов, американских детей не ходят в школу. Они должны работать, чтобы не остаться без куска хлеба. 11-12-летние ребята трудятся на фабриках и заводах, наравне со взрослыми, по 12 часов в день. Но платят им меньше, чем взрослым, потому что они еще дети. 6 миллионов молодых американцев окончили только начальную школу. Из каждых 100 человек, окончив­ших школу, в колледж (среднее учебное заведение) попадает только трое. 10 миллионов жителей «культурной» Америки не умеют ни читать, ни писать. С малых лет они знают только тяжелый труд, нищету и голод.

В США четыре миллиона детей-сирот. Миллионы этих несчастных детей спят на улицах, в подвалах домов, на вентиляционных решетках метро. Рано утром эти бездомные ребята будут продавать газеты, чистить сапоги или подметать улицы, чтобы заработать себе кусок хлеба. Америке Трумэна до них дела нет» [5].

Если заменить в этом отрывке американские на советские, уменьшить цифры и снизить «напряжен­ность» повествования, подобное описание вполне может стать одной из иллюстраций к послевоенной истории советского детства [6].

В институциональной структуре «советского детства» значительных перемен не произошло. Однако часть институтов трансформировалась под напором менявшегося советского общества и государствен­ных запросов.

Наибольшему реформированию подверглась сфера образования. Начиная с 1943 г., в общеобразова­тельной школе вводилось раздельное обучение. Предполагалось, что первоначально оно будет осуществляться в крупных городах Советского Союза, а затем распространится по всей территории страны. В школах республики также проводилось реформирование школьной отрасли.

Одной из самых насущных школьных проблем в 1940-1950-е гг. оставалась дисциплина учащихся. «Дисциплинарное государство», к которому все-таки следует отнести и Советский Союз, рассматривает дисциплину как наиболее эффективное средство достижения общих целей. Её отсутствие особенно у подрастающего поколения пугало власти. Чтобы интегрировать в мирную жизнь советских детей, переживших оккупацию, эвакуацию, тяготы военной жизни, в школе предполагалось более жесткими средствами устанавливать и поддерживать дисциплину. Для достижения этой цели наиболее эффективным считался детский коллектив (в детском саду, детской колонии, детском доме, детском пионерском лагере). В эти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся.

В августе 1943 года СНК РСФСР были утверждены «Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавли­вались правила культурного поведения учащихся как в школе, так и вне ее. На основании «Правил для учащихся» Российской Федерации были разработаны «Правила для учащихся» и в других союзных республиках (с учетом особенностей их быта и культуры)[7]. В Казахской ССР «Правила для учащихся школ» дублировали текст правил для учащихся Российской Федерации [8].

Как отмечает российский исследователь по истории детства Ромашова М.В. в тексте «Правил» ярче всего отразились перемены, происходившие в советской педагогике, в результате которых в 1940-е гг. стали доминировать идеи А.С. Макаренко. Идеальный школьник должен быть успешный в учебе, послушный и уважающий старших, беспрекословно подчиняющийся администрации и учителям, внимательный, вежливый, бережливый, чистоплотный и пр [9].

Однако реальная дисциплина в школах достигалась с трудом. Поэтому все выше перечисленные требования были продублированы в ещё более жесткой форме в Приказе Министра просвещения КазССР 1952 г. «Об укреплении дисциплины в школе» [10].

Впервые, в практике советской школы, были установлены меры поощрения и наказания учащихся. К числу первых относились похвала учителя, награда и похвальная грамота, выдаваемая директором школы. К числу вторых относились замечания учителя, выговор перед классом, приказание провинив­шемуся встать (у парты, классной доски, стола учителя или у двери), удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы (временное - на срок не свыше двух недель или на срок от одного года до трех лет), направление в школу с особым режимом [11]. Информант вспоминает: «Например, англичанка нас наказывала, мы часами стояли, вот урок английского языка, урока не было, мы просто стояли 45 минут. И все». [12]. В последующие годы проблему дисциплины удалось частично решить, но раздельное обучение только усугубляло её, особенно в мужских школах.

В 1940-1950-е гг. все больше формализуется институт общественно-политического воспитания. Пионерская организация стала в этот период действительно массовой, однако постепенно пионерское движение, несмотря на развитую инфраструктуру (дома и Дворцы пионеров, пионерские лагеря, специализированные газеты, журналы, радиопередачи), символику, «обрядность» охватывали «шаблон­ность» и «формализм», о чем говорилось в постановлении ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1947 г. «Об улучшении работы пионерской организации»[13].

Декларируемая самодеятельность пионеров в реальности практически отсутствовала. Под руководст­вом комсомольцев пионеры выполняли задачи, которые перед ними ставило партийное руководство, спуская распоряжения через ВЛКСМ.

В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий. Сборы были как общеполитические, так и тематические. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей.

Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной. Включаясь в общегосудар­ственные кампании, пионеры выполняли следующие задания: собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства - на всё, что требовалось стране. Собирали для переработки вторсырье, участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях - например, за мир. В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны детям, и часто проводилось «для галочки», для отчета. Пионерская организация переживала сложные процессы, постепенно утрачивая свой самодеятельный характер, превращаясь в послушное орудие партийных идеологов.

В определенной степени оживлению деятельности пионерской организации способствовало развитие тимуровского движения, вдохновленное повестью Л.Гайдара «Тимур и его команда» (1940). Оно было чрезвычайно популярно в эти годы и на некоторое время даже утратило официальное покровительство.

Сами тимуровцы особого желания «вливаться» в пионерскую организацию не испытывали, но это движение попытался использовать как «форму работы» комсомол, что во многом и предопределило его конец. Когда же окончательно тимуровское движение стало тимуровской «формой работы» пионерской организации «ребенку, приписанному как крепостному к отряду-классу, навязывают, помимо прочего, и тимуровский оброк»[14].

Одним из действенных инструментов коммунистического воспитания рассматривалась внешкольная работа с детьми, поэтому партийными и государственными органами большое внимание уделялось устройству рационального досуга школьников в домах и Дворцах пионеров. В 1953 году Министерством просвещения было утверждено Положение о внешкольных учреждениях Министерства просвещения Казахской ССР. Одной из главных задач внешкольных учреждений провозглашалась всемерная помощь школе, комсомольской и пионерской организациям в воспитании детей всесторонне развитыми, актив­ными строителями коммунистического общества. В положении подробно расписывались порядок работы и комплектование кружков внешкольных учреждений, объём, содержание работы и структура различных типов внешкольных учреждений [15]. В Казахской ССР в послевоенные годы в каждой области и районе открывались дома пионеров.

Детство в послевоенные годы превращается в советской пропаганде в витрину советского государства, в одно из главных достижений социализма, экспортирующихся на Запад. Международный день защиты детей, утвержденный в конце 1949 г. по призыву Международной демократической федерации женщин отмечался первый раз 1 июня 1950 года. С этого времени к концу мая журнальные и газетные репортажи ежегодно посвящались международному дню защиты детей. Главным врагом детей и их родителей объявлялся англо-американский империализм, борьба с которым заключалась в защите детей не только от бомб и пушек, но и от растленного американского кино и всего «американского образа жизни», калеча­щего молодое поколение. Праздничные репортажи и статьи описывали «жалкое существование маленьких обитателей капиталистических стран и счастливую жизнь советских детей »[16].

Модель советского «счастливого детства» эпохи сталинизма представляла собой четкий государст­венный механизм воспитания советских граждан. Семье в ней отводилось значительное, но подчиненное место, главную же роль брало на себя государство. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей могло повлечь применение предусмотренных законом принудительных мер (лишение родительских прав, помещение детей в детские дома). Начиная с самого раннего возраста, ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации (детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения). В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государст­венные детские учреждения (дома ребенка, детские дома). Кроме этого, материальная, символическая культура детства должна была способствовать более легкому и быстрому усвоению официально приня­тых норм и ценностей, ролей и идентичностей, навязывавшихся коммунистической идеологией.

Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т.д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнад­зорных, совершавших проступки и преступления).

Великая Отечественная война подтвердила эффективность официальной модели советского детства -идеологизированного огосударствленного питомника, взращивающего дисциплинированных, грамотных, трудоспособных, гигиеничных, послушных и преданных режиму индивидов. Поэтому в годы позднего сталинизма концепция советского детства не претерпела серьезных изменений, но корректировалась в соответствии с потребностями милитаризированной экономики. Представления о жизни детей в Совет­ском Союзе все больше мифологизировались. С началом «холодной» войны конструкция «советское счастливое детство» превратилась в международную пропагандистскую витрину достижений социализ­ма, а Советский Союз - в защитника прав детей во всем мире.

 

Литература

  1. Ромашова М.В. Советское детство в 1945 - середине 1950-х гг.... С. 43-44.
  2. Правила для учащихся. А-А., 1943.
  3. НА.Константинов, Е.Н.Медынский, М.ФШабаева, "История педагогики" "Просвещение", М., 1982. С.404.
  4. РомашоваМ.В. Советское детство в 1945середине 1950-х гг.:Государственные проекты и провинциальные практики (поматериаламМолотовской области).Дис. ...на соиск.уч. степ. к.и.н. Пермь, 2006.С.43-44.
  5. Казахстанская правда, 1951,1 июня. С.4.
  6. Из интервью с респондентомM7 (1936 г.р.). Астана 2012.С.1.
  7. Из интервью с респондентомM3 (1938г.р.). Алматы 2012.С. 7.
  8. Из интервью с респондентомM1 (1945г.р.). Алматы 2012.С.16.
  9. АПРК. Ф.812. Оп. 1.Едхр.2881,2882.
  10. Сборник руководящих материалов по народному образованию. А-А., 1951.С.144-153.
  11. Сборник руководящих материалов по народному образованию. А 1951.С.146-147.
  12. Из интервью с респондентом M 3(1938г.р.)Алматы 2012.С.14.
  13. Директивы и документы по вопросам пионерского движения. М., 1959. С. 84-89.
  14. Соколов Р. В поисках «настоящей социальной педагогики». //URL: altruism.rU/sengine.cgi/5/7/8/17/8.html#4 (дата обращения: 04.11.2012).
  15. Сборник руководящих материалов по народному образованию. А-А., 1951.С.221-249.
  16. Казахстанская правда, 1951,1 июня. С.4.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.