Изменения в этническом составе населения северного Казахстана в 50-80-х годах XX века

Исторические особенности заселения северных областей Казахстана (военной и крестьянской колонизации) и особенности экономического развития 1950-1960-х годов, вызвавшие большой приток населения из областей Российской Федерации и Украины, обусловили преобладание в населении Целинного края русских (около 45 %) и украинцев (около 14,4 %).

В результате в 1960 году национальный состав населения, к примеру, Кустанайской области был следующим: казахов - 19 %, русских - 41, украинцев - 21, других национальностей - 19 % [1].

 

Национальный состав населения Кустанайской области в 1960 году

Как считает российский исследователь С.А.Панарин, теоретическое пограничье России с Казахстаном очерчивается в пространстве следующим образом: с севера - государственной границей между ними, с юга - линией разделяютщей территории преимущественного расселения титульного и нетигульного населения Казахстана. Очевидно, реальная граница России, по его мнению, сдвигается на юг и юго - восток Российской Федерации, охватывает ссвер и северо - восток Казахстана. Южный край погранничья, по его мнению, может быть обозначен по двум основным признакам.

Прежде всего - по показателям зтнической структуры населения. В отличие от юга и юго - востока Казахстана, где эта структура включает три основных составляющих - казахское большинство, "европейское" меньшинство и "азиатское" меньшипство (узбеки, уйгуры, дунгане, корейцы и т.д.), на севере и северо востоке она практически дуальная: казахи - европейское по происхождению население. Эта пропорция складывалась, в первую очередь, из русских, украинцев, белорусов, немцев, поляков, татар, а также греков, молдаван, евреев, башкир, чувашей и др. Формально в состав «европейцев» входят и небольшие русифицированные вкрапления горских народов (чеченцев, ингушей, балкарцев), но они, вместе с большинством русифицированных "азиатов", образуют ту самую часть русскоязычных, которая и остальными русскоязычными Казахстана, и населением России, как правило, не отождествляется с "ближними" [2].

Удельный вес казахского населения в северных областяк Казахстана

Как видно из таблицы I в 1959 -1989 годы в республике медленно, но верно рос удельный вес казахов: с 30 до 39,7 %. Однако в северных областях Казахстана Данный показатель существенно отличался от республиканского. Так, согласно данным таблицы 1 и диаграммы 2 , даже в 1989 году удельный вес казахов в населении оставался иизким и составил: в Северо-Казахстанской области - 18,6 %, в Целиноградской области - 22,4, Кустанайской - 22,9, Павлодарской - 28,5, а в Кокчетавской - 28,9 (самый высокий по региону показатель).

Удельный вес казахского населения в 1989 году в Казахстане и областях Северного Казахстана

Таким образом. северные области не смогли даже к 1989 году дотянуться до средиореспубликанского показателя тридцатилетней давности (это наглядно демонстрирует диаграмма 2), когда удельный вес казахов в общей численности казахстанцев был каіастрофически низким вследствие мощных миграционных потоков, а может быть даже потоков, если учесть их размывающее влияние на этническое своеобразие, менталитет казахов.

Однако при этом следует отметить, что темпы прироста казахского населения, как видно из таблицы 1, за 30 лет во всех областях Северного Казахстана, за исключением Павлодарской, были выше среднереспубликанских. Если в Кустанайской области темпы прироста казахского населения за 30 лет были примерно равны рссгіубликанским - 18 %, то в Кокчетавской, Северо-Казахстанской и Целиноградской -вдвое выше республиканских.

Очевидно, зто было связано с большим развитием промышленных производств в первых двух областях, когда на фоне больших миграционных волн из-за пределов республики, откуда прибывали рабочие кадры, даже высокий естественный прирост казахов не мог оказать существенного влияния на изменение национального состава населения.

На севере и северо-востоке: "европейцы" живут не только в городах, но и в сельской местности. Имеет место и этническая чересполосица. Так, в составе каждой из семи областей с преобладанием русскоязычных можно выделить районы с высокой концентрацией титульного и не титульного населения. Наличие значительного сельского "европейского" населения, закреплённый в исторической памяти идеологический факт первоначального вхождения некоторых северных территорий в состав собственно российских губерний/областей и даже их освоения русскими до казахов [5], а также то обстоятельство, что пять из семи областей с наивысшей концентрацией русскоязычных непосредственно примыкали к РСФСР, а две остальных соседствовали с приграничными областями - все это способствовало восприятию севера и северо - востока Казахстана как зоны сплошного расселения русскоязычных и естественного продолжения русского "материка" [6].

Процесс русификации в Казахстане был выражен в силу объективных причин более остро в северных областях. В считанные годы доля казахского населения стала катастрофически низкой, уступив место преобладанию славянского населения, которое по республике в целом был сосредоточено в основном в развитых в производственном, экономическом отношении городских местностях. Особенно низкой была доля казахского населения в городах, при этом это касается как ситуации в целом по республике, так и в Северном Казахстане.

Казахское население в силу традиционных видов занятий остолось в подавляющем большинстве своем в малоразвитых сельских местностях и местах экологических бедствий (Наурзумский район Кустанайской области, где, в «народно-хозяйственных» целях проводились атомные взрывы по программе "Регион", которые были произведены вдоль меридиана Костанай -Аркалык - Жезказган - Кызыл-Орда; Джангильдинский район Тургайской области, близко расположенный к Байконуру).

Под мощным прессингом имеющего более широкую сферу применения языка, иной культуры и образа жизни, ставших гарантом успеха социальной мобильности индивидуума, казахское население, оказалось в заведомо невыгодном положении и было вынуждено приспосабливаться к новым реалиям.

По сведениям Госкомстата Казахской ССР «О национальном составе руководителей промышленных, сельскохозяйственных предприятий и организаций транспорта, связи и строительства на 1 января 1990 года», соотношение казахов и русских по республике в данной социальной группе было 39,5 и 34,8 %. Северный Казахстан вкупе с Восточно-Казахстанской и Карагандинской областями показал обратное соотношение. Так. в северных областях удельный вес казахов среди руководящих работников колебался от 12,8 до 28,9 %, русских - от 62,7 до 36,1 % [7_|. I Іри этом следует признать, что удельный вес руководящих работников - казахов был в целом пропорционален удельному весу казахов в структуре всего населения областей.

Российские и зарубежные исследователи отмечают, что еще в 1970-е гг, русские жаловались на несправедливость по отношению к ним при поступлении в вузы, а с наступлением независимости диспропорция стала еще более явной. В 1989 году 54 % всех студентов были казахи. 31 - русские \8\.При этом не учитывается факт "старения" русского этноса и "сжатия" молодых возрастных групп, а так же отъезд молодых на историческую родину вследствие более узкого перечня специальностей вузовского образования Казахстана.

Несмотря на абсолютное преобладание в северном регионе неказахского населения и разрушение в исследуемый период этнической компактности проживания у казахского населения, анализ архивных данных о браках по национальностям за 1970 год, когда удельный вес казахов в северных областях колебался от 15 до 22 % и шла мощная пропаганда интернационализма, позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в 90-95 % случаев казахи вступали в браки с представителями своей национальности, то лишь на 2-7 % ниже соответствующего республиканского показателя, причем женщины казашки вступали в межнациональные браки гораздо реже мужчин своей национальности. Во-вторых, примерно 90 % межнациональных браков славяне заключали между собой. Причем, в отличие от казашек большую активность вступления в брак с представителями тюркских групп демонстрировали женщины - славянки, а не мужчины - славяне [91 вследствие менее благополучного соотношения полов.

Другим следствием социально-демографической политики государства рассматриваемого периода истории является и то, что сегодня для оралманов (казахов, вернувшихся на историческую родину) владение родным казахским языком оказывается недостаточным для того, чтобы нормально адаптироваться в северном регионе Казахстана. Культурная экспансия на северных территориях Казахстана отразилась на национальной культуре в целом в виде глубокого и всеохватного кризиса, так как наложилась на жузовое расслоение казахов, относительно хорошо сохранившееся вследствие низкой мобильности казахского населения в плане миграции.

Российский исследователь СД.Панарин условно делит русскоязычное население на севере и востоке Казахстана на две подгруппы. Костяк первой, по его мнению, образуют этнические русские. К ним примыкают сильно русифицировавшиеся представители народов, чей основной этнический ареал находится на территории бывшего СССР (украинцы, белорусы, татары, башкиры, мордва и др.). Вторая подгруппа складывается из диаспор народов, у которых историческая родина лежит за пределами распавшегося Союза (немцы, поляки, греки, евреи) и которые после краха империи испытали острый кризис идентичности. Правда, в отличие от русских, они были пасынками империи, принадлежали не к главному народу, а к народам-изгоям, подозреваемым в предательстве (немцы) или имманеніной неблагонадежности (евреи). Однако, если и не отождествлялисьтитульным народом со "старпшм братом", то, по крайней мере, находились под чащитным зонтиком высокоі о статуса разделяемой ими русской культуры - хотя и заплатили за это далеко зашедшей русификацией [10]. Различия в идентификации зависели от степени русификации, моноэтничносги поселения, этнической однородности или смешанности семей и т.п. Однако в тех случаях, когда по каким-либо причинам надо было соотнести себя с казахами, все русскоязычные сразу поднимались на уровень СССР и отождествляли себя с общесоюзным большинством -громадным русским "материком" в составе советского поселения. И поскольку самоидентификация второго типа совпадала с восприятием их казахами, они действительно были приобщены к высокому этносоциальному статусу главного народа империи. Независимость же лишила союзный уровень идентификации его легитимности. Отныне, какова бы ни была доля русскоязычных в населении на местном уровне района или области, на общеказахстанском уровне они лишились привычного и, казалось, высоко ценимого статуса государственного большинства [11].

Наряду с указанными негативными процессами, следует отметить, что в условиях железного занавеса опыт общения представителей множества различных этнических культур в Казахстане был уникальным. Этот фактор не в последнюю очередь повлиял на формирование этнической и культурой толерантности и отсутствие ксенофобии у проживающих здесь народов.

Национальная структура населения региона в исследуемый период вследствие абсолютного преобладания славян изменилась мало, несмотря на то, что темпы прироста казахского населения в регионе были выше средне республиканских.

По сведениям Госкомстата, соотношение казахов и русских в составе руководителей различных секторов производства в 1989 году было пропорционально как по Казахстану, так и по исследуемым областям. Просто вследствие малого удельного веса казахов в структуре населения северных областей руководство было практически однородным с мелкими вкраплениями этнических меньшинств, к которым тогда относились и казахи.

Кроме того, если по Казахстану в целом отмечается сосредоточение русского населения в городах, то в северном Казахстане славяне, имел более высокий уровень урбанизированностн, чем казахи, тем не менее, составляли в некоторых местностях большинство и на селе.

 

Литература

  1. Черныш П. М. Очерки истории Кустанайской области. (Историческая литература). -Кустанай, 1995. -С.240.
  2. Аяексеенко Н.в. Население дореволюционного Казахстана. — Алма-Ата, 1981.
  3. Сост. Итоги Все.союзной переписи населения 1959 года. - М.: Уосстаттдат, 1962. - С. 168­170; 06 основных показателях Всесоюзной переписи населения 1939, 195'), 1970, 19/9 и 1989 ггАлматы:Госкомстат, 1996. -С.Ю.
  4. Постр. 06 основных показателях Всесоюзиой переписи населеиия 1939, 1959. 1970, 1979 и 1989гг. -Алматы: Госкомстат, 1996. - ('.10.
  5. Ерофсева И.В. Региональный аспекгп славянской миграции из Казахстана (на принере Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей) 77 В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские мигращш в Евра:ши/Иод ред. А.Р.Вяткина, Н.П.Космарской, С.А.Панарина. -М„ 1999. - С. 167-168.
  6. Панарин С.А. Русскоязычные у внешних границ России Вызовы и ответы (на примере Казахстана). - Диаспоры. -1999. - № 2-3, С.145.
  7. Хааьщкеңесі- -мамыр.
  8. Эшмент Б. Проблемы русских Казахстина — этничность или политика ?/Пер. И.Трутанова. -Диаспоры. -1999. -№2-3. -С. 170-186. - С.176.
  9. ЦГАРК. Ф.698, Ои.14, Д.741, Л.63-66,69,71.
  10. Панарин С.А. Русскоязычпые у внешних границ России Вызовы и ответы (на примере Казахстана). - Диаспоры. — 1999. - № 2-3. - С.148.
  11. Панарин С.А. Русскоязычные у внешних границ России Вызовы и ответы (на примере Казахстана). —Диаспоры. - 1999. - № 2-3. - С.1
Год: 2010
Город: Алматы
Категория: История