Взаимодействие и взаимовлияние человека и общества являются одним из атрибутов жизни. Эти процессы взаимодействия и взаимовлияния человека и общества находятся в постоянном развитии и изменении. В результате они имеют различные формы и характер в зависимости от исторического развития человечества.
Общество и социальная группа передают становящейся личности систему норм и ценностей посредством знаков. Жизнь человека проходит в процессе приспособления (адаптации) к своей социальной группе, к обществу в целом. По мнению Б.Ф. Поршнева общество «...совершенно особая сила - специфически человеческие отношения и взаимосвязи. Нет этого - и человек все-таки остается животным, хотя и очень тонко приспособляющимся к среде» [1].
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемый в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [2. 267].
А.А. Реан определял социализацию как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта; процесс социализации, по его мнению, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Он указывает, что человек, будучи частью социума, приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Вместе с тем «социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта... Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным... Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт» [3].
Л.В. Мардахаев определяет социализацию человека «как развитие, становление личности, формирование его сознания (на основе языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе), усвоение социальных ролей и опыта поведения (норм, установок, образцов поведения), овладение стилем социального общения и проявления, с учетом возраста, своеобразия среды и самоактивности» [4. 22].
Социализация личности включает в себя формирование и развитие личности, которые определяются совокупностью условий социального существования человека в данную историческую эпоху. Роль социализации в сохранении и передаче народных традиций воспитания огромна.
Каждый народ в своем развитии выработал специфические традиции социализации.
Традиции социализации: социальные институты, социальные агенты, факторы социализации и средства социализации, формы, методы, пути социализации подрастающего поколения формировались в историческом развитии народа, которое отличается своеобразием у каждого народа.
В социализации и становлении личности огромную роль играют социальные институты.
Группы, которые приобщают личность к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, называются социальными институтами [2. 275]. К социальным институтам относятся семья, школа, группа друзей, трудовой коллектив, учебные заведения и пр.
Социальные институты каждого народа имеют специфические особенности по структуре, содержанию и функциональным возможностям.
Кыргызский народ, как и другие народы, в своем историческом развитии выработал и развивал своеобразные социальные институты.
У кыргызов такие социальные явления (феномены), как землячество, соседство, родство имеют воспитательную функцию и выступают как социальные институты, так как они выполняют роль передачи общественных норм отношений и правил поведения подрастающему поколению.
В родоплеменном и феодальном обществе у кыргызов родственные отношения развивались очень сильно, это связано с образом жизни, условиями жизни кочевников. В социализации личности у кыргызов огромную роль играют родственные отношения.
Родственные отношения основаны на близких родственных связях: оказание помощи родственникам и ожидание помощи от родственников при проведении свадеб, похорон, помощь сиротам и одиноким людям, помощь бедным.
Родственные отношения у кыргызов основаны на следующих принципах:
- Уважительное отношение к своим родственникам (постоянно поддерживать хорошие отношения с родственниками);
- Взаимопомощь и взаимоподдержка родственников;
- Не отказывать в просьбах родственников, оказывать им посильную помощь;
- Ожидание помощи от родственников;
- Уверенность в том, что родственник не оставит в беде.
Родственные отношения основаны на гуманизме, взаимопонимании и взаимоподдержке. Родственные связи - это очень близкие общественные отношения людей в феодальном обществе. Родственные связи выполняют функции социализации подрастающего поколения. Поэтому родственные связи кыргызов можно рассматривать как традиции, средство, фактор социализации.
Прежде всего, все нормы родственных отношений передаются через родственные связи, адаптируют детей к образу жизни кыргызов. В своем историческом развитии кыргызы выработали особую систему отношения к детям и систему их воспитания. У кыргызов имеется очень много пословиц о сущности воспитания детей: «Бала тапкандыкы эмес, баккандыкы». Это говорит о том, что воспитание ребенка, т.е., «Адам кылуу» («сделать из него человека») - более сложная, трудная работа, чем его рождение.
Культ детей у кыргызов выражается и в родственных отношениях. Родственник никогда не бросает в беде детей своих родственников, также в традиционном обществе каждый член общества считает себя ответственным за судьбу своего сородича. Поэтому он всегда оказывает помощь даже в воспитании детей.
У кыргызов есть традиция не только разделять радости жизни (время, силу, пищу и др.) с родственниками, но и делиться с родными детьми. По традиции у кыргызов бесплодные мужчины и женщины, не имеющие детей, очень плохо воспринимались в обществе, они подвергались постоянному и изощренному моральному насилию. Люди считали бесплодие наказанием всевышнего. Поэтому родственники помогали родственникам, не имеющим детей, выйти из создавшегося положения, отдавая своего родного сына на усыновление. По традиции у кыргызов инициатива усыновления должна исходить от родного отца и матери усыновляемого ребенка. Также после усыновления родные отец и мать усыновленного ребенка стараются не приближаться к родному сыну, с одной стороны, для того чтобы не обижать своего родственника, каждый раз невольно напоминая о том, что они родные отец и мать ребенка, с другой стороны, - с целью не вызывать глубокие душевные переживания у ребенка. С этой целью они скрывают, что они родные отец и мать ребенка, общество тоже старается забыть, что этот ребенок усыновленный, и у ребенка формируется сознание, что он родной сын усыновивших родителей. Все жители айыла признают их родителями усыновленного.
Традиции кыргызов имеют положительные и отрицательные стороны. Традиции родственных отношений имеют отрицательные стороны: помощь родственникам в карьерном росте, в назначении на прибыльные должности (в налоговую службу и пр.) негативно влияет на общественное и экономическое развитие народа. Еще одна отрицательная сторона традиции родственных отношений - формирование у подрастающего поколения социальной установки надеяться не на свои силы, а на родственников, занимающих высокие посты. Все это в целом отрицательно влияло и влияет по сей день на развитие кыргызского общества.
Одним из социальных институтов у кыргызов является «кыргызчылык -кыргызовщина». Возникновение «кыргызчылыка» связано с историческими условиями развития кыргызского народа. Кочевой образ жизни, оторванность от мировой цвилизации и др. сформировали «кыргызчылык - кыргы-зовщину».
На наш взгляд, «кыргызчылык» («кыргызовщина») - это социальный, социально-экономический, духовно-нравственный феномен и социально-психологическое явление, которое формируется в ходе всего исторического развития народа.
«Кыргызчылык» («кыргызовщина») включает в себя мировосприятие, миропонимание, национальный характер, национальные ценности, национальное сознание и самосознание. Поэтому все воспитательное влияние общества должно направляться на формирование самосознания. Такие национальные особенности кыргызов, как толерантность, гостеприимство, выносливость, мужественность, оптимизм, широта духа, открытость к новой информации являются составляющими элементами «кыргызчылык» («кыргызовщины»).
Национальный характер кыргызов формировался в исторических условиях жизни народа. Некоторые элементы кочевого образа жизни до сих пор являются неотъемлемой частью жизни кыргызов, они сохраняются в нашем сознании и поведении. Н.: кыргызы придерживаются аскетического образа жизни, потому что кочевнику не было необходимости иметь много вещей, которые мешали при кочевании. «Кыргызчылык» основано на том, чтобы жить «беспроблемно» при кочевом образе жизни, оно должно было решать возникшие проблемы сразу же, безотлагательно, на основе таких привычек кыргызы формировали у себя привычку быстро принимать решения в проблемной ситуации.
Для кочевника-кыргыза ценностями жизни являлись «ден соолук» (здоровье), «ак жоолук» (супруг), «беш соолук» (небольшое хозяйство). Это отражено в пословице: «Биринчи байлык ден соолук, экинчи байлык ак жоолук». Поэтому жизнь кыргызов без элементов «кыргызчылыка» («кыргызовщины») невзможно представить.
«Кыргызчылык» (кыргызовщина) имеет положительные и отрицательные стороны. Мы будем останавливаться только на социализирующей роли «кыр-гызчылыка» («кыргызовщины»).
«Кыргызчылык» влияет на формирование традиций социализации таких качеств, как патриотизм, гуманизм, честолюбие, забота о взрослых и детях, любовь и бережное отношение к природе, специфические особенности мировосприятия, миропонимание народа, и отражается в следующих элементах:
- Уважение к старшим. «Улууга урмат, кичууго ызат».
- Культ отца. «Ата - аска тирегин».
- Культ ребенка. «Баласы бардын бактысы бар».
- Уважение к женщине. «Аял - уйдун куту».
- Аскетический образ жизни. «Коюп ичсе, кой калат, тартып ичсе тай калат».
- Уважение к человеку. «Баарынан адам улуу».
- Честолюбие. «Уят олумдон каттуу».
- Бережное отношение к природе. «Ар бир нерсенин ээси бар», «Чопту кордосон козго саят».
Подрастающее поколение в процессе социализации приобретают нормы и правила поведения кыргызов через усвоение элементов кыргызчылык, национальные особенности своего народа усваиваются привычкой кыргызчылык, каждый кыргыз таким способом приобретает национальные черты своего народа.
У каждого народа свое отношение к детям. У кыргызов существуют и культ отца, и культ ребенка (культ детей). Хотя эти культы сохраняются в традициях и обрядах народа и соблюдаются народом в повседневной жизни, они с каждым годом теряют свою значимость в жизни народа, особенно в условиях рыночных отношений.
«Кыргызчылык» («кыргызовщина») имеет отрицательные стороны .
- «Кыргызчылык» породило интеллектуальную, социальную, политическую интертность. Так как, кочевник кыргыз никуда не спешил, спокойно и разумно решал каждодневные проблемы без суеты, но динамичный ХХІ век диктует другие условия жизни, при которых проявляется отставание от сегодняшних требований жизни.
- Стремление жить в радости и достатке порождает пассивность, безынициативность, нерешительность, нежизнеспособность и неспособность решать проблем в реальных жизненных ситуациях. Н: Стремление жить в радости и достатке породил бум среди девушек-кыргызок - выйти замуж в южную Корею. Периодические издания («Супер-инфо» и др.) пишут, что более 1200 девушек вышли замуж за корейцев.
- Коллективная форма поведения кыргызов, которое формировалось в родоплеменном и феодальном обществе, до сегодняшнего дня оказывает свое влияние на воспитание подрастающего поколения и на формирования психологических особенностей кыргызов. Поэтому у кыргызов сначала формируется понятие «МЫ», а позже формируется понятие «Я». Это связано с очень сильным влиянием коллективного образа жизни, которое порождало родо-племенное и феодальное общество.
Литература
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М., 1979. - С. 138.
- Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект пресс, 2002. - С. 267, 275.
- Реан А.А., Каломинский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. - СПб, 1999.
- Мардахаев Л.В. Социализация человека как социально-педагогический процесс. / Педагогическое образование и наука. - 2009, №4. - С. 20-25.