Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической и других.
Выступая на совместном заседании палат Парламента с Посланием народу Казахстана 6 февраля 2008 года Глава государства Н. А. Назарбаев говорил о необходимости « идти дальше по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества» /1/. Далее, Президент указывает на то, что: « За 16 лет независимости мы реализовали собственную модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма. Это наше казахстанское « ноу-хау», которым мы по праву гордимся и обязаны бережно охранять» 121.
Попытаемся разобраться в понятийном аппарате. Что имеется в виду под понятием «общеказахстанский патриотизм»? Исходя из словосочетаний, это патриотизм, общий для всех казахстанцев, для всего казахстанского народа. Что мы понимаем под «казахстанским народом»? Можно согласиться с определением, данным Абсаттаровым Р.Б., который рассматривает «казахстанский народ как этнополитическую общность народов, развивающуюся на основе научной национальной политики и развития национальных отношений» /3/.
Еще в 2006 году Глава государства, выступая с программной речью на Xll сессии Ассамблеи народов Казахстана отметил, что с самого начала наше государство сделало выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности. 20 лет назад рухнул миф о «едином советском народе». И сегодня всем понятно, что национальная политика в СССР строилась на жесткой субординации, старших и младших братьях, насилии и ограничении. Также очевидно, что нерешенность национального вопроса в конечном счете способствовала развалу Союза. Мировой опыт показывает, что практически все страны в период модернизации переживают сложный процесс социальной трансформации, сопровождающийся ломкой традиционного сознания, потерей привычных идеалов, ориентиров и ценностей, и, как правило, возникновением идеологического вакуума. Подобное явление наблюдалось на всем постсоветском пространстве. Известно, также, что в условиях полиэтнического и мультикультурного общества период идеологического транзита протекает особенно сложно и многопланово, что обусловлено формированием национальных идентичностей.
На заре независимости государственная национальная политика страны должна была решить два вопроса, касающихся реализации прав казахов как государствообразующей нации и недопущения ущемления прав всех граждан страны по национальному признаку. Обе задачи, как видим, выполнены.
Необходимо отметить, что за последние годы казахстанское общество, межэтническое взаимодействие в стране претерпело значительные изменения. В ходе проведения экономических и политических реформ сформированы новые социальные группы, в обществе утверждается свободомыслие и толерантность. Демократизация обеспечила условия для возрождения и развития культуры и языков народов Казахстана. Это развитие происходит на основе гражданской общности всех казахстанских этносов, что способствует гармонизации межэтнических отношений
В своем выступлении на Xll сессии Ассамблеи народов Казахстана Н.А. Назарбаев определил и основные составляющие казахстанского патриотизма: любовь к своей Родине и земле, огромное уважение к ее истории и культуре, вера в собственные силы каждого и сплоченность всего общества, высокое чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны, которое возводится сегодня. Это- гордость за успехи каждого казахстанца и желание добиться высот на своем поприще, в чем бы оно ни состояло. И этот успех каждый должен посвятить Родине, чтобы прославить ее, поднять ее имидж в мире /4/. Вопрос государственной важности, тесно связанный с патриотизмом, говорил Президент, это вопрос государственного языка, который выступает таким же символом, как флаг, герб, гимн, с которых начинается Родина.
Залогом стабильности и процветания является языковое единство казахстанцев, когда казахский и русские языки являются символами взаимопонимания и взаимоуважения. Практически весь казахский народ овладел русским языком, - это его великое богатство, которым он гордится и никогда не предаст забвению. Большей частью через русский язык казахи открыли для себя гениальные творения человеческого духа, культуру и образ жизни других народов. Но, к сожалению, мотивация у русскоязычной части населения к изучению казахского языка остается слабой. Никакие призывы и патриотическая риторика не действуют. В случае внедрения казахского языка «сверху» наиболее активная часть русскоязычных, возможно будет стремиться покинуть Казахстан. Для поэтапной национальной интеграции казахстанцев нужно разработать механизмы адаптации неказахов в казахскую культурную среду, активного вовлечения граждан Казахстана из числа неказахов в структуры власти. Необходимо разработать стратегию расширения пространства казахского языка, определить и обосновать ее основные этапы и временные рамки. В том числе, разработать научную концепцию и методику по включению русскоязычных граждан в сферу казахского языка, рассчитанную на различные возрастные и социальные группы. В речи на Xll сессии Ассамблеи народов Казахстана Глава государства поставил задачу перед молодым поколением казахстанцев -быть по меньшей мере трехъязычным, свободно владеть казахским, русским и английским языками. Без широкого знания английского языка сложно говорить о подлинной конкурентоспособности нации. А знание казахского языка сблизит всех казахстанцев, поможет понять Казахский мир, культуру и душу казахов. Необходимо определить главный приоритет, заключающийся в культивировании казахского языка, начиная с дошкольного возраста как наиболее восприимчивого к усвоению новых знаний, в том числе и языка. Государство могло бы создать регулирующие институты, направленные на подготовку широкого слоя квалифицированных воспитателей и учителей со специализированным педагогическим образованием, знанием методики билингвистического образования, обеспеченных высокой конкурентной зарплатой, разработку и выпуск качественных специализированных детских программ для ТВ. С другой стороны, неказахской части общества не следует считать, что переоценка истории и череда переименований имеют под собой антирусский контекст. Этот процесс - естественное движение в реконструировании казахского «я», самоценность которого в прошлом игнорировалась, а попытки его исследования сурово наказывались. Поэтому здесь необходимы понимание и мудрость, а не осуждение.
В выступлении на Xll Ассамблее Н.А. Назарбаев подчеркнул, что если мы хотим стать уважаемой и конкурентоспособной страной, то мы должны быть единой и сплоченной нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не в прошлое.
В принятой в 2006 году правительственной « Программе казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы» зафиксировано, что в Казахстане проживают представители 130 наций, народностей и этнических групп. Но не указывается, как их градуировать по степени этнического определения. Что является определяющим в понятии «нация»- происхождение (этническая принадлежность) или гражданство? Сегодня, в современном государстве, как правило, одна, объединяющая всех граждан нация. Отличие может быть лишь в степени консолидации на политической основе- гражданской идентичности. В большинстве стран мира термин «нация» имеет политический, гражданский смысл. По этому представлению в Казахстане одна общность - казахстанцы, объединяющая, вне зависимости от этнической принадлежности, всех граждан страны. Но государствообразующей нацией являются казахи. Именно казахи должны способствовать благополучию всех народов, проживающих в Казахстане и оградить общество от различных конфликтов, в особенности межэтнических. К этому с пониманием отнесутся и другие этносы, так как это естественная историческая система взаимоотношений и сосуществования в едином государстве, иначе это может способствовать накоплению противоречий и привести к конфликтам.
Поэтому казахстанский патриотизм должен основываться на казахском патриотизме. Сами казахи должны стать образцовым примером для других национальностей в проявлении любви к Родине, уважения к государству, почтения к истории, традициям, к культуре и языку, что станет основанием требовать этого от других. Казахский патриотизм должен формироваться на основе гордости за свою историю и культуру, а также перспектив развития казахской нации и веры в процветание Казахстана. Неотъемлемым источником казахского патриотизма является также чувство благодарности представителям всех национальностей за их неоценимый вклад в развитие духовного и материального богатства страны. Их благополучие и душевный комфорт в нашем общем доме являются условием процветающего Казахстана. Только с ростом авторитета казахов в глазах других национальностей, у них появится желание знать историю, изучать язык, гордиться тем, что они живут в Казахстане.
Для новой идентичности казахов сегодня, как никогда, необходимо также сформировать волю нации, волю к национально-культурному, политико-государственному самоутверждению. Именно на вере народа в себя и в свое будущее держится могущество государств. Все великие народы стали таковыми только потому, что сохранили непоколебимое самоуважение, веру в себя, несгибаемую уверенность в своей исторической миссии и, в конечном счете, занятии почетного места в мировой семье народов. Казахи не должны снимать с себя ответственность за происходящие процессы в стране. Это позволит выстроить максимально прозрачную политическую систему, избавляющую от коррупции и других пороков, имеющих место в сегодняшнем Казахстане. Государственным органам и общественно-политическим силам, в свете Посланий Президента народу Казахстана, необходимо разработать Стратегию национальной интеграции, центральным пунктом которой должна стать идея формирования новой казахской идентичности и казахстанского патриотизма. При успешном проведении национальной политики можно будет, сохраняя этническое многообразие страны, ускорить консолидацию казахов и объединить другие этнические группы вокруг идеи процветания нашей общей Родины. Не случайно с учетом опыта Казахстана в предотвращении острых социальных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов было оказано доверие председательствовать нашей стране в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году. Думается, деятельность нашей страны на этом посту — не только почетное свидетельство признания авторитета Казахстана, но и серьезная миссия по широкому распространению казахстанской модели толерантного социального развития в рамках всего Евразийского континента. В своем послании народу Казахстана «Новое десятилетне- Новый экономический подъем- Новые возможности Казахстана», Президент PK Н.А. Назарбаев отметил, что в Стратегическом плане 2020 «во внутриполитической сфере и национальной безопасности основными целями до 2020 года остаются сохранение согласия и стабильности в обществе, укрепление безопасности страны» /5/. Опыт нашей республики в сфере межнациональной и межконфессиональной толерантности поможет в решении задач в рамках председательствования Казахстана в ОБСЕ, которое будет проходить под девизом "Доверие. Градации. Транспарентность. Толерантность".
Обращаясь к казахстанцам в своем послании 2010года, Президент PK Н.А. Назарбаев отмечает невозможность выполнения намеченных грандиозных задач будущего без объединяющей национальной стратегии.
Далее, он называет основные принципы из которых каждый из нас гюлжен исходить для достижения успеха.
«Первый - наша Родина, Независимый Казахстан - прежде всего! Второй - государство и каждый гражданин отказывается об любых шагов, как внутри страны, так и за ее пределами, способных негативно отразиться на стабильности в обществе и на благосостоянии казахстанцев» 161.
Как видим, вновь подчеркивается важность данных принципов, которые и составляют основу «общеказахстанского патриотизма».
Литература
- Назарбаев Н.А. Послание Главы государства народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики». - Казахстанская правда. 2008. - 7 февраля.
- Там же.
- Абсаттаров Р. Б. Садыков Т.С. Воспитание культуры межнационального общения студентов. - Алматы. 1999. - С. 94.
- Казахстанская правда. - 2006. - 25 октября.
- Назарбаев Н.А. Послание Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие- Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана».- Казахстанская правда. 2010. - 30января.
- Там же.