Понятие европейской интеграции является достаточно устоявшейся вопросом, не требующей специального толкования политико-правовой категорией. Совсем иначе обстоит дело с евразийской интеграцией, сущность которого требует пояснения. Прежде всего, ответа требует вопрос о географическом охвате евразийской интеграции [1].
Понятно, что в основе лежит геополитическая концепция евразийства, которая географически охватывает, прежде всего государства постсоветского пространства. Однако, следует заметить, что само постсоветское пространство на сегодняшний день неоднородно и подвергается постепенному геополитическому размыванию, дефрагментации. По мнению казахстанских ученных и политологов некоторые государства постсоветского пространства стали неотъемлемой частью евроатлантического мира (страны Балтии, Украина, Грузия).
Таким образом, с геополитической точки зрения истинными приверженцами евразийства несколько государств. Из них, безусловно, евразийские государства с евразийскими корнями - это Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Беларусь, также находящийся в орбите евразийской интеграции, на сегодняшний день евразийское государство, однако в случае, смены правящего режима на более либеральный способен попасть в сферу влияния атлантического Запада [2].
Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Беларусь сегодня и составляют ядро наиболее продвинутой на постсоветском пространстве интеграционной группировки - ЕврАзЭС.
Государства, входящие в состав ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), представляет собой поле противостояния атлантизма и евразийства. Именно по территории этих государств и намети-лась линия геополитического разлома некогда достаточно однородного постсоветского пространства.
Итак, под евразийской интеграцией следует понимать интеграцию постсоветских государств, в основе которой лежит евразийская идея, главным носителем которой является Россия.
Европейская интеграция изначально основана на концепции евроатлантизма, ядром которой является идея прав человека. Так, в соответствии со ст. «F» Договора о Евросоюзе он основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принципах правового государства, то есть на всех тех принципах, которые являются общими для всех без исключения государств-членов Европейского Союза [3].
На сегодняшний день данные общие принципы права ЕС принято относить к числу источников европейского права, активно используемых Судом Европейских сообществ. Данное обстоятельство позволяет заменить на какой высокой планке находится рассматриваемое понятие, то есть права человека возведены в категорию общих принципов европейского права.
Следует заметить, что демократия и права человека являются прероготивом европейской организации, как Совет Европы, имеющие свои собственные органы управления, включая Европейский Суд по правам человека. Права человека в плоскости обеспечения региональной безопасности - это уже сфера деятельности ОБСЕ.
В итоге можно констатировать, что права человека являются категорией, которая выступает критерием правомерности всей интеграционной деятельности ЕС.
Государства постсоветского пространства в своих конституционных актах также закрепили перечень основополагающих прав и свобод человека в том виде, как он понимается в странах Запада. Однако отношение к этим правам личности в постсоветских странах все-таки отличаются.
В теоретических конструкциях идеологов современного российского евразийства идея прав человека иногда доводится до крайней ступени умаления, противопоставляюсь идее прав народа.
Как пишет, Ж.Бусурманов с первых лет становления независимого государства процесс заимствования западно-европейской идеи прав человека с целью ее культивирования на нашей казахстанской «незападной» почве повлек за собой возникновение ситуаций, не всегда вписывающих и совпадающих с утвердившимися устоями. Нас стали не понимать, а цепь последовательных шагов, направленных на осмысление и воплощение в жизнь демократических ценностей, стала подвергаться сомнению [4]. Суть своей позиции ученый формулирует следующим образом: не отвергая европейскую концепцию прав человека, следует признать, что наряду с ней существует еще и исламская, китайская, японская, традиционалистская, социалистическая, а также и евразийская концепции прав человека.
Таким образом, евразийская концепция прав человека не отвергает европейскую концепцию с ее персоноцентризмом, а предполагает дополнить ее элементами обязанностей и ответственности личности.
Возвращаясь к вопросу о евразийской интеграции, права человека на сегодня не являются какой-либо основой, принципом или чем-то подобным для интеграционных процессов. Евразийские государства не считают права человека главным элементом интеграции. Права человека в этих процессах остаются на втором месте, хотя в основных законах практически всех этих государств человек, его жизнь, права и свободы признаны высшей ценностью государства.
Литература
- Европейское право. Учебник для вузов /Под общ. ред. Л.М. Энтина - М.: Издательство НОРМА, 2000 - С. 92.
- Дугин А.Г. Проект «Евразия». -М.: Эксмо, Яуза, 2004. - С. 218.
- Назарбаев НА. Евразийский союз: идеи, политика, перспективы. 1994-1997. - М.: 1997. - С. 3
- Бусурманов Ж. права человека и евразийский фактор // CentralAsiaMonitor. 2 декабря 2005 г. - №48.