Современные интеграционные процессы на Евразийском пространстве оказались как бы в точке бифуркации, судьбоносном этапе, который либо начнет отсчет их угасания, либо даст новый импульс их развития. Современные политические и интеллектуальные элиты стран постсоветского пространства показывают весь спектр многообразия, неоднозначности восприятия и реализации новой евразийской интеграции. Драматизм современного этапа во многом определяется и теми политическими событиями мирового развития, который определяет общий фон современного развития. Это и затяжной мировой кризис, потрясающий все основы и механизмы современного мирового хозяйства, и кризис политического мышления, как на глобальном, так и на локальном уровнях. Кризис мышления коснулся, прежде всего, политического управления. Сегодня рушатся практически все способы и рычаги политического управления процессами мировой политики. Глобализация и технологическая революция, на примере таких событий как «Арабская весна», Викиликс, деоффшоризация, смели все стереотипы и модели политического мышления и управления. Сегодня ни одно событие ни одна информация не может быть достоянием только одной или нескольких групп людей, наделенных властью или ресурсами.
Второй проблемой на наш взгляд, которая оказывает существенное влияние на реализацию новой евразийской интеграции является кризис, самой динамично развивающейся Европейской модели интеграции, которая так же находится в очередной «точке невозврата». Популярность евразийской интеграции сегодня во многом зависит от того, насколько Европейская интеграция сможет преодолеть трудности и адекватно ответит на те вызовы, которые стоят перед ней. Однако сама идея евразийской интеграции имеет более глубинные фундаментальные основы, что само по себе служит основанием для ее воплощения вне зависимости от каких-либо политических и экономических событий.
Вопросы предпосылок возникновения Евразийской идеи до сих пор остаются как бы в тени научного осмысления.
Если говорить о предпосылках возникновения евразийской идеи, то они лежат в глубинных слоях политической истории развития Евразийских народов. Современные технологии позволяют определить не только ДНК народов, но и пути миграции человеческих сообществ в глубокой древности и средневековье.
Можно сказать, что предпосылками евразийской идей были интенсивные миграции человеческих сообществ по огромному континенту, детерминированному природными, экономическими и политическими явлениями создавшим в конечном итоге культурный, эмоциональный ряд определяющим понятие цивилизации. Если обратиться к проблемам ранней истории народов, населяющих Евразию, то можно заметить что культурная и хозяйственная общность народов очевидна. Это и номадизм, охвативший в древности практически весь континент от западных пределов Китая до берегов Дуная, и «звериный стиль» в изобразительном искусстве, лингвистические особенности таких языковых групп как финно-угорская, славянская и тюркская языковые семьи. В политической истории этого региона так же можно отметить такое явление как стремление к созданию огромных политических объединений еще начиная с доисторических времен. Это и военно-племенные союзы, Саков, Скифов, ранних тюрок. Создание кочевых государственных образований Хуннов, Империи Чингисхана, Тамерлана. Все это показывает постоянно присутствующую тенденцию к объединению народов Евразии. Одной из главных составляющих интеграционных процессов на территории Евразии было формирование единого экономического пространства которых еще на ранних этапах превратился в так называемый «Мир экономику». (По Фернану Броделю.) на формирование, которого влияли такие эксклюзивные продукты обмена и торговли как золото, китайский шелк, сибирская пушнина. Формирование Великого шелкового пути лежало в основе создания таких государственных объединений как Тюркский Каганат, Империя Чингисхана. В начале нового времени экономическим толчком к расширению Московского государства и освоению глубинных территорий Евразии послужила потребность в Сибирской пушнины. На фоне интенсивного развития обмена и торговли, культурных ноуменов, способов политического управления формировался целый комплекс коммуникаций, интеграторов который и сформировал такое глубинное понятие как Евразийская цивилизация.
Постепенно с развитием информационно- образовательного пространства появились первые попытки обосновать понятие Евразийской цивилизации.
Одними из первых в этом были российские общественные деятели и публицисты середины 19 века, обеденные общим названием Славянофилы. Сами евразийцы считали своими предшественниками старших славянофилов (Алексей Хомяков, братья Аксаковы), поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский, а также Гоголя и Достоевского как публицистов. Наследниками славянофилов считали евразийцев и многие исследователи и критики Евразийства (Степун даже назвал евразийцев «славянофилами эпохи футуризма»).
Однако евразийство имеет ряд существенных отличий от славянофильства. Евразийцы отрицали существование славянского культурно-исторического типа и считали, что культуры туранских народов, связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков)
В конце 19 начале 20 века политическая мысль в Царской России была поглощена противоборством либерального и революционного течений, и осмысление евразийского начала было отодвинуто как бы на второй план. Революционные события и гражданская война на огромных просторах Евразийского континента бывшей царской России с одной стороны отодвинул теоретическое обоснование и исследования евразийского феномена, с другой стороны политические и военные события внесли новые поправки в осмысления евразийского массива. В это время проявилось еще одна особенность Евразийской Идей. Ее трансформация и новое обоснование появилась на переломном этапе, когда возник вопрос о дальнейшем развитий всех евразийских народов либо безоговорочное восприятие Западной идеологии, либо свой особенный путь развития. В какой-то степени на формирование евразийской идеи влияние оказала позиция западных европейских государств, которые не желали идти на контакт с Большевистским правительством, видя в нем только отрицательное явление, мировой истории, а России отводили роль экономического придатка Европейской экономики. Что интересно, но именно эти же мотивы, в какой-то степени лежат в основе возрождения интереса к Евразийской Идее на рубеже конца 80 начале 90 годов.
Толчком к возникновению Евразийства послужила критика европоцентризма, содержавшаяся в книге Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920). На книгу отозвался в журнале «Русская мысль» П. Н. Савицкий. В его рецензии «Европа и Евразия» были высказаны некоторые идеи будущего евразийства. В ходе обсуждения книги Трубецкого в Софии сложился евразийский кружок (Трубецкой Николай Сергеевич, Савицкий Пётр Николаевич, Флоровский Георгий Васильевич и Сувчинский Пётр Петрович). Его члены положили начало евразийству, выпустив сборник статей «Исход к Востоку». Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1 (София, 1921).
В 1922 году в Берлине вышел второй сборник «На путях», затем в 1923 — «Россия и латинство». В 1923 году было создано евразийское книгоиздательство (на деньги английского миллионера-востоковеда Сполдинга) и стал выходить программный альманах евразийцев — «Евразийский временник» (первый номер в 1923, второй — в 1925, третий — в 1927). Одновременно стал выходить журнал «Евразийские хроники», а с 1928 года — газета «Евразия» (Париж). Евразийцы выпустили также два коллективных манифеста — "Евразийство: опыт систематического изложения (1926) и «Евразийство (формулировка 1927 года)». В Евразийском книгоиздательстве выходили книги самих евразийцев (Н.С. Трубецкой «Наследие Чингисхана» П.Н.Савицкий «Россия — особый географический мир», Г.В. Вернадский «Евразийское начертание русской истории» и др.) и близких к ним авторов.
Евразийство превратилось из маленького кружка в разветвленную эмигрантскую организацию с отделениями во всех центрах русского зарубежья. Самые крупные евразийские организации были в Праге и Париже. К евразийству примкнули многие видные эмигрантские ученые (Г.В.Вернадский, Н.Н.Алексеев, Р.О.Якобсон, Л.П. Карсавин, В.Э. Сеземан, Д.П.Святополк-Мирский и др.) С евразийцами сотрудничали П. Бицилли, А. Карташев, С. Франк, Л. Шестов и др. В то же время в 1923 году с евразийством порвал один из его основателей — Г.В.Флоровский, а в 1928 году он выступил с его резкой критикой — статьей «Евразийский соблазн».
С 1926 года возникли организационные структуры евразийства (Совет евразийства), в который вошли Н. С. Трубецкой, П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский и П. Арапов. Евразийство стало политизироваться, его лидеры пытались наладить связь с оппозицией в СССР, в связи с чем тайно посещали СССР. В итоге они стали жертвой мистификации ГПУ (операция «Трест»).
В 1928—1929 годах произошел раскол евразийства в связи с просоветской и пробольшевистской деятельностью левой группировки, выпускавшей газету «Евразия» (Л. Карсавин, С. Эфрон, Д. Святополк-Мирский и др.). Из руководства евразийского движения в знак протеста вышел Н.С.Трубецкой. П.Н.Савицкий и Н.Н. Алексеев выпустили брошюру «Газета „Евразия" — не евразийский орган», в которой объявляли левое евразийство антиевразийством. Те же идеи звучали в «Евразийском сборнике» (1929).[1]
Если подвести итог развития первого этапа развития Евразийской Идеи можно сказать, что в ее основе лежит идея неприятия западного пути развития и сохранения политического культурного наследия Евразийской Цивилизации. Этому периоду присущи такие черты как академизм, отрыв от реальной политической основы. Противоречивость взглядов, ученых объявивших ее носителями.
Истоки современного этапа развития Евразийской Идеи уходят в Советский период. С одной стороны, большевизм стал «бичом современной рыночной цивилизации» с другой, стал той системой, которая показала западному капитализму новый путь развития с учетом социальной политики. Именно «шок социальной революции» привел Запад к той системе, которую сейчас принято называть социально-рыночной экономикой. Затем феномены Советского Союза с его мощной экономической трансформацией, разгромом Фашистской Германии, уровнем развития образования, науки, культуры отдельных народов, безвозмездной помощи народам третьего мира, полетом в космос первого человека, (несмотря на рецидивы тоталитаризма и этатизма), стали как бы тем каркасом, который лежит в основе нового этапа развития Евразийской Идеи.
В какой-то степени можно сказать, что новый импульс Евразийской Идей начал формировать Сталинград. Именно с этого города прекратился обратный отсчет в распаде Советского Союза, распад Евразийской цивилизации. Вообще вторая мировая война, Отечественная война Советского Союза дала новое дыхание развитию Евразийской идеи. Именно война с ее ужасами, кровью, геноцидом сплотила в очередной раз Евразийские народы.
В послевоенные годы значительный вклад в научное обоснование популяризацию Евразийской Идеи внес выдающися ученый этолог и историк Л.Н. Гумилев.
Гумилёв в ряде книг, — «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси к России», — используя евразийскую концепцию и дополняя её собственными разработками, формирует свою концепцию этногенеза, приводящую его к ряду выводов, среди которых для нас наибольшую важность имеют следующие: во-первых, любой этнос представляет собой общность людей, объединенную некоторым стереотипом поведения; во-вторых, этнос и его стереотип поведения формируются в конкретных географо-климатических условиях и остаются устойчивыми длительный период времени, сравнимый со временем существования этноса; в-третьих, суперэтнические целостности формируются на основе обобщенного стереотипа поведения, разделяемого представителями различных этносов единого суперэтноса; в-четвертых, стереотип поведения суперэтнической целостности представляет собой некоторый способ бытия, отвечающий определенным условиям существования [2].
На рубеже конца 80-х начале 90-х годов Евразийская Идея получила новое качественное развитие. В это время связанное с распадом СССР «знамя евразийства» подхватил один из самых прагматичных и волевых лидеров евразийского политического пространства президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев. В ряде своих выступлений, статей, книг Лидер Казахстана сумел добиться практических шагов по ее политическому воплощению. На сегодня набирает обороты первый этап Евразийской интеграции - Таможенный Союз. Последние события показали, что к Таможенному Союзу в ближайшее время присоединяться Кыргызстан, Украина получила статус наблюдателя [3]. На сегодня остается открытым вопрос относительно характера Евразийской Идеи, ряд ученых считают ее одной из научных гипотез в то же время Евразийская Идея как политический проект, имеющий большое будущее, не вызывает каких либо вопросов.
Литература
- К истории евразийства. 1922—1924 // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документахXVIII—XXвв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 494—497. — Т. V.
- Этногенез и биосфера Земли» М.2006,С.142
- В Акорде состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета http://www.zakon.kz/site_main_news/4559369-v-akorde-sostojalos-zasedanie-vysshego.html