В процессе систематизации и конструирования содержания истории Казахстана в первую очередь необходимо решить проблему выбора и обоснования исходных методологических подходов. При этом на методологическом и теоретическом уровнях используются общие положения социогуманитарных наук, позволяющие обосновать исходные принципы, предпосылки научно-исследовательской деятельности. История исторической науки Казахстана как отрасль науки в качестве методологии рассматривает совокупность философских и общенаучных методов, которые ориентированы на анализ особенностей исторических структур и логики развития исторических явлений и процессов.
Методологический подход, как модель авторского видения, понимания и интерпретации явлений, фактов и событий в истории, должен осуществить целостный анализ исследуемых явлений и процессов. Он определяет ракурс понимания логики и этапов исторического процесса, регламентирует отбор и интерпретацию фактологического материала, закладывает аксиологические параметры оценки изучаемых фактов и явлений (рисунок 1).
Анализ исторического знания показывает, что оно основывается на полипарадигмальном подходе, интегрирующем культурологическую, аксиологическую, цивилизационную, синергетическую концепцию (таблица 1).
Каждый из базовых подходов в исследовании исторического процесса обладает специфическими возможностями концептуализировать и в системном виде оформить научные взгляды на историческую действительность как сложную, находящуюся в нелинейном развитии, целостную социально-историческую реальность.
Системное их использование обеспечивает объективность и достоверность исторического знания, усиливает их ценностно-смысловое и ценностно-содержательное наполнение.
Полипарадигмальный подход отражает основные измерения исторического процесса, фактов и явлений:
а) собственно историческое измерение, фиксирующее качественную определенность исторического процесса и обращенность к внутренней логике его развития.
Данное измерение направлено на вычленение в массе исторических фактов и феноменов системы устойчивых, качественно определяемых внутренних связей и свойств, группирует эти феномены и факты, осуществляет их сравнение, строит типологию.
б) антропологическое измерение, обращено к человеку как субъекту и объекту исторической деятельности, позволяющее проследить, каким образом в различных исторических обстоятельствах осмысливались и решались вопросы образования и воспитания, духовное становление качеств человека;
в) социокультурное измерение обращено к общественным предпосылкам и обстоятельствам исторического развития образования и историко-педагогического знания. Культурологический, аксиологический, цивилизационный подходы раскрывают эти измерения и обеспечивают наполнение педагогической теории и практики социокультурным смысловым и ценностным содержанием.
При систематизации и обобщении стало возможным выделить главные структурные элементы новых знаний и обобщить позиции исследователей в области истории исторической науки. Научно-практическая ценность обобщения и систематизации результатов исторических исследований заключается в возможности использования полученных результатов в преподавании не только истории Казахстана, но и других дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Проблема конструирования истории исторической науки Казахстана предполагает:
- использование моделирования в процессе систематизации знаний об исторических фактах, процессах и явлениях;
- упорядочение знаний и установление соподчиненности между ними;
- прогнозирование приоритетных направлений исследований.
Самостоятельность любой науки, в том числе истории исторической науки, определяется наличием собственного предмета исследования и методологии, служащей надежным инструментом обеспечения её непрерывного, восходящего генезиса. Изучение истории Казахстана позволяет рассматривать в ретроспективе различные научно-исследовательские течения, школы, теории деятельности и историческое наследие выдающихся ученых-исследователей прошлого.
Систематизация и конструирование содержания интегрированной истории исторической науки имеет теоретическое и практическое значение.
Вместе с тем, в истории исторической науки Казахстана продолжают оставаться «белые пятна». До настоящего времени практически не удавалось целостно изложить приоритетные направления исследований исторического характера. Систематизация научного историко-научного знания как определенной целостности позволила наполнить его особым ценностно-смысловым содержанием.
Конструирование содержания истории исторической науки Казахстана предполагает вычленение основных принципов отбора и конструирования содержания исторического познания:
- -принцип интеграции как ведущий принцип построения содержания. Необходимость интеграции знаний обусловлена и современной тенденцией поиска взаимосвязей различных областей знания между собой и их взаимосвязи с культурой в целом;
- - принцип дифференцированности (изучение персоналий, истории школ, истории становления и развития исторических дисциплин и т. д.) позволяет составить целостный взгляд на историю исторической науки Казахстана;
- -принцип антропоцентризма (человекоцентризма) обеспечивает обращенность к миру материальной и духовной жизни человека в разные исторические эпохи;
- -культурологический принцип отбора и конструирования исторического материала способствует общей ориентации в истории, то есть формированию общей и исторической культуры субъектов познания;
- -принцип теоретизации исторических и социальных знаний характеризует связь между историческими фактами, показывает взаимосвязь социальных и исторических явлений.
Отбор, систематизация и конструирование содержания строились с учетом системы иерархически взаимосвязанных принципов: природосообразности, социосообразности, культуросообразности.
Мы учитывали, что рост научного знания осуществляется двумя наиболее известными путями: кумулятивным и антикумулятивным. Первый подход - кумулятивный (от лат. cumaula - увеличение, скопление).
С точки зрения развития научного знания в истории человечества - это идея накопления, создания «библиотеки», свода всеобщей мудрости. Роль кумулятивного подхода в развитии науки довольно значительна. В процессе кумуляции путем накопления фактов, теории, методов создается база научных данных.
Антикумулятивизм, напротив, означает смену парадигм различных теорий и методов, между которыми нет логической и содержательной преемственности.
В процессе построения теоретической модели истории исторической науки Казахстана изучались рассматриваемые данной отраслью исторической науки проблемы ранжирования структур истории исторической науки Казахстана по масштабу их объектов, рассматриваемых проблем и выполняемых функций.
Анализ выявленных исторических источников и исследований позволит оценить современное состояние проблемы и наметить как приоритеты, так и перспективы ее изучения. Несмотря на значительные успехи и достижения зарубежных и отечественных историков в исследовании рассматриваемой проблемы, обнаруживается, что некоторые из них остаются дискуссионными и малоизученными, являясь показателем консерватизма в исторической науке. С другой стороны, важнейшие теоретико-методологические проблемы исторической науки не находят до сих пор своего освещения и изучения.
В этой связи необходимо обратить внимание на следующие важнейшие положения:
- Проецирование методологических подходов на предмет изучения позволило бы квалифицированно осуществить историко-аналитическое исследование и обеспечить учебно-методическое обеспечение освоения содержания теоретико-методологических знаний.
- Методологическую основу истории Казахстана составляет система взаимосвязанных подходов: полипарадигмальный, цивилизационный, культурологический, аксиологический и синергетический. Каждый из базовых подходов в систематизации и конструировании содержания исторической науки Казахстана обладает специфическими возможностями, позволяет раскрыть исторические процессы как сложную, находящуюся в нелинейном развитии, целостную социально-историческую реальность.
- Системное их использование обеспечивает объективность и достоверность исторических знаний, что усиливает их ценностно-смысловое и ценностно-содержательное содержание.