В статье рассматривается история образования Туркестанской (Кокандской) автономии в октябре 1917 года и разгром автономии армией большевиков в феврале 1918 года.
Рассматриваются политические взгляды Алашордынцев, которые были двух направлений. Согласно программе партии «Алаш», Россия должна была стать федерацией, объединяющей равноправные государства. Но придерживающиеся другого направления развития Туркестана считали целесообразным создание национальной автономии в составе России. В статье отмечается, что эту идею поддержали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, Мухамеджан Тынышбаев.
В целом в данной статье рассматривается эволюция идеи Туркестана, распространившейся среди Казахских демократов, а также дается описание движения туркизм.
Феномен тюркизма как гуманистического течения, основывающегося на идее родственности тюркских народов, возник еще в середине XIX века на территории Российской империи. Поскольку большинство тюркских народов исповедовали ислам, то в канву тюркизма стала вплетаться и идея о солидарности мусульманских народов (исламизм). Революции в России начала XX века дали огромный импульс национально-освободительному движению в Казахстане, оформлению новых государственных образований - национальных автономий («Алаш» и Кокандская автономия) в ноябре-декабре 1917 года. Теоретические взгляды основателей этих автономий показали два тренда в общественно-политической мысли Казахстана того периода: «западный» - с ориентацией на демократические либералистические ценности Запада (партия «Алаш») и «восточный» (тюркистский), базирующийся на ценностях культурно-религиозного единства тюркских народов Туркестана, носителем и пламенным пропагандистом которого стал Мустафа Чокай. Интерес для нас представляет формирование идеи единого Туркестана в мировоззрении М.Чокая, который реализовал ее в форме Туркестанской (Кокандской) автономии, его вклад в сокровищницу тюркизма и историю национальной государственности Казахстана и среднеазиатских республик.
Взгляды М.Чокая (1890-1941гг.) формировались в условиях революционных событий 1905 и 1917 гг. в России, вызвавших невиданный рост национального самосознания на окраинах империи. Февральская революция 1917 г., свергнувшая монархию, разбудила надежды на демократический вектор в реализации прав угнетенных народов колоний России. Идеи национального освобождения стали витать в воздухе еще с первой русской революции 1905 года и нашли воплощение в конкретных положениях политической программы молодой казахской демократии, рупором которой стали газеты «Айкап» и «Казах».
После победы Октябрьской революции большевистское правительство приняло документы, вдохновившие национальные демократические движения по всей стране. Так, 2 ноября 1917 года был принята «Декларация прав народов России», а 20 ноября 1917 г. - Обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», которые провозглашали равенство и суверенность народов бывшей Российской империи, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения, отмену всяких национальных и религиозных привилегий и ограничений. Эти два документа оказали огромное влияние на мусульманское население как на территории бывшей Российской империи, так и в исламских странах. Идея «самоопределения наций вплоть до отделения», провозглашенная Лениным, вызывала симпатии и большие надежды на установление национальной государственности народами бывших российских колоний. Национальная идея стала императивом к практическим политическим действиям. Общественно-политические силы национальных окраин России предлагали различные варианты государственного устройства страны: в виде территориальной автономии либо культурно-национальной автономии в составе федеративного государства.
В среде казахской демократической интеллигенции наметились также две тенденции в отношении будущего государственного переустройства края. Первую представляли лидеры партии «Алаш» (А.Букейханов, А.Байтурсы- нов, М.Дулатов, М. Тынышпаев) полагали целесообразным создание равноправных национальных автономий в составе будущей федеративной демократической России. Исторически сложилось, что население Туркестана было многонациональным, большую часть его составляли тюркоязычные народы: казахи, киргизы, узбеки, туркмены, таджики. Поэтому здесь стала преобладать идея единения на принципе общей исторической общности, единства культуры, языка, вероисповедания. Туркестан должен был стать единым неделимым, самостоятельным государством, в составе которого могли бы быть несколько автономных уалаятов.
Эта идея принадлежала Мустафе Чокаю и его единомышленникам. При этом они исходили из того, что Туркестан сможет восстановить свою утерянную государственность и защитить её от внешней угрозы только при консолидации всех тюркских народов, проживавших в регионе. Идеологически данная идея должна была поддерживаться канонами Корана, который предлагалось преподавать на родном языке по новому методу (усуль джа- дид), что тогда было новаторской идеей, и в котором сторонники данного течения видели духовный и культурно-нравственный ресурс для просвещения народов, населявших Туркестан, а также их консолидации на почве религиозно-культурного единства. Однако среди туркестанских приверженцев ислама, объединившихся в партию «Шуро-и-Исламия» позднее произошел раскол на два противоположных крыла: улемисты, которые стояли на позициях «чистого ислама», и джадиды - сторонники тюркизма, отличавшиеся модернизмом и прагматизмом. Первые во главе с востоковедом Серали Лапиным были сторонниками ортодоксального ислама, требовали соблюдения норм шариата, выступали против реформы образования на европейский манер, а вторые, лидером которых был М.Чокай, выступали за проведение демократических реформ, особенно в сфере образования. К сожалению, этот раскол в дальнейшем внес свою печальную лепту в обострение противоречий и разногласий среди руководителей Кокандской автономии.
Формирование мировоззрения М.Чокая происходило в условиях распространения в России идеологии тюркизма, включающей в себя реформу в мусульманском образовании (джади- дизм), основы которых сформулировал основоположник данного культурно-либерального течения крымский татарин Исмаил Гаспринский (1851-1914 гг.). И хотя он не использовал термин тюркизм, однако провозглашенный им принцип «Dilde, Fikirde, Iste birlik» («Единство в языке, вере и делах») стал своеобразным лозунгом нового гуманистического течения, которое стало ответом на панславизм и российскую колониальную политику. Другим видным представителем тюркизма был казанский татарин Юсуф Акчура (Акчурин), опубликовавший в Каире в 1904 г. манифест тюркизма «Три системы правления» («Uc tarz-i siyaset»). Сравнивая концепции османизма, панисламизма и тюркизма, Акчура выделял тюркизм как наиболее перспективный и реальный путь единения тюрков. Он ратовал за создание политического Союза всех тюркских народов с центром в Турции. Выступление Акчуры ознаменовало переход пантюркизма в новую фазу: от культурно-просветительского (как его мыслил Гаспринский) к политическому движению. Али Гусейнзаде в 1907 г. публикует программу азербайджанского национального возрождения, которую он определил тремя словами «Тюркизм, исламизм и европеизация».
В период учебы на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (19101914 гг.) М.Чокай тесно общался с видными мусульманскими деятелями, в среде которых были очень популярны идеи И.Гаспринского и Ю. Акчуры. С 1914 г. по рекомендации Алихана Букейханова М.Чокай работал секретарем и переводчиком в мусульманской фракции в Государственной Думе. В 1916 г. М.Чокай выезжает в Казань и создает организацию под названием "Туркестанское единство". В ее руководство вошли пять человек, безусловным лидером которых был Мустафа. Таким образом, идея единого Туркестана сформировалась у М.Чокая еще до Февральской революции. Вернувшись в Ташкент весной 1917 г. он организовал выпуск газеты «Бірлік Туы» (Знамя единства), где впервые провозгласил идею о независимости всех тюркоязычных народов, а также газеты на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократические идеи.
М. Чокай представлял южное крыло партии «Алаш», участвовал в Первом Всекиргизском (Всеказахском) съезде в июле 1917 г. М. Чокай был избран делегатом и на Всероссийское Учредительное собрание и на Всероссийский съезд мусульман «Шуро-и-Исламия». В сентябре 1917 г. после захвата власти в Ташкенте большевиками, начала «красного террора» и вследствие угрозы ареста М.Чокай покидает Ташкент, и продолжает свою деятельность в Коканде. 26-29 ноября 1917 г. состоялся IV Чрезвычайный Всетуркестанский мусульманский съезд в Коканде. В его работе приняло участие более 300 делегатов. В числе активных участников съезда были А. Букейханов, М. Тынышпаев, М. Чокай и другие. 27 ноября на съезде была принята резолюция об образовании Туркестанской автономии (Туркестан Мухтариати) в составе Российской Федеративной Демократической республики с предоставлением установления форм автономии Учредительному собранию. Поскольку местом проведения съезда и пребывания руководящих органов автономии стал город Коканд, она получила еще название Кокандской.
Тогда же было образовано Временное правительство автономии, оно должно было состоять из 12 человек, 8 — из представителей коренного населения и 4 — из представителей других народов. Премьер-министром и министром внутренних дел был избран М. Тынышпаев, министром иностранных дел М. Чокай. Позже премьер-министром стал М. Чокай. Решением съезда определился состав Национального собрания, в который должно было входить 54 депутата, из них 11 - представителей Семиреченской и Сырдарьинской областей (относящихся к Казахстану). Выступая на съезде, Мустафа Чокай особо подчеркивал: «То, что творится в центре, заставляет окраины самим заботиться о собственном спасении великой национальной революции (имеется в виду Февральская революция 1917 г. - авт.). России в целом и Туркестану, пережившим Октябрьское кровопролитие, надо заботиться о своей собственной судьбе»[1].
С 5 по 13 декабря 1917 г., приглашённый уже как глава Туркестанской автономии, Мустафа Чокай принял участие во Втором Общекиргизском съезде в Оренбурге, где была провозглашена казахская Алашская автономия. Он также вошёл в состав правительства «Алаш-Орда», председателем которого стал Алихан Букейханов.
Кокандская автономия была поддержана многотысячными митингами и демонстрациями в городах и аулах края. 13 декабря 1917 г. состоялась одна из таких мирных демонстраций в Ташкенте в поддержку Коканд ской автономии. Большевики встретили демонстрантов пулемётными очередями. Правительство Туркестанской (Кокандской) автономии в январе 1918 г. объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент (Миллий мажлис) на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — гарантировалась представителям немусульманского населения. Это было удачным решением - такой парламент, несомненно, сплотил бы всех туркестан- цев и стал бы непреодолимым препятствием для большевиков. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время (30 апреля 1918 г.) в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Социалистической Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов.
IV краевой съезд Советов Туркестана (19 - 26 января 1918 года) принял постановление "объявить вне закона Кокандское автономное правительство и арестовать главарей". Сам факт провозглашения автономии Туркестана был квалифицирован как "попытка контрреволюционных элементов найти опору в среде мусульманской буржуазии и темной массы мусульманства"[2].
Советское руководство предъявило ультиматум Временному правительству Туркестанской (Кокандской) автономии, на который Мустафа Чокай ответил отказом, тем самым отказываясь признать власть Советов. Для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. Единственной реальной силой правительства автономии оставался небольшой отряд кокандской милиции. Надежды на помощь оренбургских казаков не оправдались. 6 февраля 1918 г. были начаты боевые действия против небольшого отряда сторонников Кокандской автономии. Три дня длилась резня большевиками мусульманского населения. Город был разрушен и сожжён. 13 февраля 1918 года, после 64-дневного существования Кокандская автономия была разгромлена. Сторонники автономии были вынуждены отойти в Ферганскую долину, где свыше 10 лет вели партизанскую войну.
Этот разгром вместо достаточно лояльного отношения к России правительства Туркестанской (Кокандской) автономии, фактически на долгие десятилетия ликвидировал доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти.
Туркестанская (Кокандская) автономия и национальная автономия «Алаш» были не единственными попытками создания государственных образований на окраинах послеоктябрьской России. Так, в Закавказье в апреле 1918 года была создана Закавказская Демократическая Федеративная Республика, летом того же года распавшаяся на Азербайджанскую и Грузинскую демократические республики и Республику Армения. Однако и они после завоевания Красной армией Закавказья в 1921 г. были свергнуты Советами.
Мустафе Чокаю удалось спастись от красного террора и в эмиграции за рубежом он сосредоточил свою публицистическую деятельность на задаче широкого информирования общественно-политических и научных кругов Европы об истинном положении в советском Туркестане, новой форме колонизации большевиками, голоде в Степи и вымирании миллионов казахов и т.д.
Первая критика репрессивной политики советского государства в Казахстане и Туркестане прозвучала именно из уст Мустафы Чокаева. Благодаря разносторонней политической деятельности и большой эрудиции, знанию нескольких европейских языков авторитет Мустафы Шокая в Европе в научных и эмигрантских кругах был очень высок. Но идея единого Туркестана или более общая концепция тюркизма как культурно-национальной общности мусульманских народов России, не могла затухнуть с разгромом Кокандской автономии. В тот исторический момент в России тюркская общность воспринималась как приоритетная, давая тюркским народам шанс политической интеграции в единую нацию.
Идеи объединения народов на тюркской и исламской основе продолжал татарский коммунист Мирсаид Султан-Галиев, основатель так называемого национал-большевизма или «исламского марксизма», который возглавлял мусульманскую секцию Народного комиссариата по делам национальностей (1917-1923 гг.). Ему принадлежат идеи образования самостоятельной мусульманской советской республики, мусульманской Красной Армии и мусульманской компартии, которые могли бы способствовать развитию революционного антиимпериалистического движения на исламском Востоке. После процесса, обвинившего М.Сул- тан-Галиева в национал-уклонизме и приговорившего к расстрелу, обвинение в «султан- галиевщине» в 1920-1930-е гг. стало поводом для репрессий виднейших представителей национальной интеллигенции тех республик, где преобладало мусульманское население. Не избежал таких обвинений со стороны Сталина и казахский коммунист Турар Рыскулов.
В самом Туркестане также не ослабевала идея создания единой тюркской республики. Турар Рыскулов, будучи заместителем председателя ТуркЦИКа был избран весной 1919 г. руководителем Мусульманского бюро Коммунистической партии Туркестана (КПТ), которое было создано большевиками для привлечения мусульман в свои ряды. На объединенных заседаниях крайкома КПТ, Краймусбюро и Турккомиссии 17 и 20 января 1920 г. Рыскулов представил тезисы о государственном строительстве советского Туркестана на основе тюркской национально-политической консолидации. Он считал возможным устранить на этой основе колонизаторские пережитки в управлении краем, преодолеть ущемление политических прав коренного населения, добиться гражданского примирения и тем самым способствовать распространению мировой революции на Востоке. Т.Рыскулов внес предложения о преобразовании Туркестанской АССР в Тюркскую (Туранскую) республику, а также о слиянии парторганизаций края в единую «Тюркскую компартию».
Турккомиссия (Ш.Элиава и В.Куйбышев) первоначально поддержала комплекс идей Т.Рыскулова о «тюркизации» политических институтов Туркестана и направила эти предложения в Москву - в ЦК РКП (б). Однако Политбюро отказало в национальном реформировании государственного устройства и этот проект показался большевикам опасным. Тюркские народности представляли собой крупнейшую после славян группу в России. Советское правительство фактически испугалось создания единой Тюркской республики, опасаясь, что она сможет приобрести невиданную политическую силу и потребовать в дальнейшем полного отделения. Терять обширные земли с огромным сырьевым и промышленным потенциалом Москва была не готова. Эти опасения большевиков были совершенно не оправданы, т.к. ни один из лидеров и теоретиков автономий в Казахстане и Туркестане, учитывая тесную связь с судьбами народов России, не имел сепаратистских взглядов, а, напротив, они ратовали за участие равноправных национальных автономий в составе федеративной России.
После яростных возражений Я.Рудзутака и М.Фрунзе Турккомиссия изменила свое мнение по проекту Т.Рыскулова. В итоге 8 марта 1920 г. ЦК РКП (б) отверг реформы Т.Рыскулова как национал-уклонистские и утвердил «Положение об автономии Туркестана». Группа руководящих работников ТуркАССР, не согласившись с позицией ЦК РКП (б), направила в мае в Москву Туркделегацию в составе Т.Рыскулова, Г. Бех-Иванова, С.Тур- сунходжаева, Н.Ходжаева. Члены Туркделега- ции были приняты В. Лениным, а для рассмотрения их предложений была создана специальная комиссия. Вероятно, именно в то время впервые В. Ленин в качестве политической альтернативы Тюркской или Туркестанской автономии выдвинул перспективу национально-территориального разделения Туркестана по этническому признаку. В результате Туркестанская Советская Республика получила в сентябре 1920 г. новую большевистскую конституцию, а 11 апреля 1921 постановлением ВЦИК республика была преобразована в Туркестанскую Советскую Социалистическую Республику, которая просуществовала до 1924 года. В июне 1924 г. начинается процесс национально-территориального размежевания Центральной Азии, который закончился в 1936 г. образованием советских союзных республик. Этим самым была заложена бомба замедленного действия, которая взорвалась в годы перестройки национальными движениями в советских республиках за независимость и суверенитет.
Таким образом, идея «национального самоопределения вплоть до отделения» провозглашалась большевиками только до захвата ими власти. После прихода к власти коммунисты перевели ее в «право на самоопределение и государственное определение», которым якобы народы советского Востока не захотели воспользоваться, отдав предпочтение большевистскому режиму. Газета "Правда" 10 октября 1920 г. публикует статью Сталина «Политика
Советской власти по национальному вопросу в России», где он заявил: «...требование отделения окраин на данной стадии революции глубоко контрреволюционно»^]. С этой позицией Сталина полемизирует М.Чокай в своей книге «Туркестан под властью Советов» (Париж, 1935) и дает жесткую критику этой антидемократической установке [4].
Национально-территориальное размежевание в Центральной Азии означало разделение казахского, узбекского, таджикского, туркменского, киргизского народов, с целью их разобщения и искоренения самой идеи тюркизма, которую большевики стали называть пантюркизмом и представлять в виде оголтелой шовинистической теории, согласно которой тюркские народы якобы претендовали на свое превосходство над другими народами. Таким образом, большевики насаждали искаженное представление об идеалах тюркизма, что привело в дальнейшем к шельмованию и репрессиям представителей данного течения. Само же название Туркестан исчезло с карты СССР и из учебников географии, вместо него появился термин «Средняя Азия и Казахстан».
К чести лидеров национальной казахской интеллигенции надо сказать, что ни автономия «Алаш», ни Кокандская автономия не позиционировались ими как моноэтнические государства, ими отрицалось превосходство в гражданских и политических правах одного народа и ущемление прав других. А программный принцип пропорционального представительства обеспечивал участие в политических и государственных институтах некоренных народов, проживавших на территории данных автономий. Таким образом, каких-либо этно- кратических или шовинистических устремлений у просвещенной, демократически настроенной казахской интеллигенции не было. Особенностью автономий было также и то, что в основу социальной и гражданской жизни был положен не классовый принцип, который был на вооружении у большевиков, а демократические права личности (в том числе и право на вероисповедание). Взгляды лидеров автономии «Алаш», которые объявляли себя «западниками», находились в русле классического (демократического) либерализма[5].
Что касается М.Чокая, то его представления отвечали не классово-формационному, а цивилизационному пониманию взаимодействия тюркских народов в едином культурно-духовном и историческом поле, которое имеет глубокие корни в древних пластах тюркской истории.
Однако, диктатура большевиков отрицала плюрализм мнений и таким образом не дала шанса реализоваться идеям казахских автономистов и тюркистов. В трудах виднейших культурологов первой половины XX века О.Шпенглера и А.Тойнби, считающихся основателями цивилизационного подхода к изучению истории народов, к сожалению, не нашла отражения тюркская цивилизация с ее богатейшей многовековой историей и культурой. И вклад М.Чокая в дискурс о прошлом, настоящем и будущем тюркской цивилизации как феномена мировой истории еще не получил должной оценки и ждет своих исследователей. Таким образом, для алаш-ординцев и для М.Чокая общечеловеческие (гуманистические) и цивилизационные ценности были выше классовых.
Надо отметить, что национальные духовные и политические лидеры, отстаивавшие идею единого Туркестана, Тюркской республики и мусульманского коммунизма были обвинены в национал-уклонизме, пантюркизме и панисламизме (в понимании большевиков это были идентичные понятия), а также - в связи с международным империализмом, и были подвергнуты жестоким репрессиям, либо расстреляны, а их работы были объявлены контрреволюционными и изъяты из библиотечного фонда. В период Великой Отечественной войны советская пропаганда стала распространять версию связи пантюркизма с фашизмом, называла сторонников тюркизма прихвостнями фашизма, агентами и шпионами спецслужб Запада. Особенно старались очернить заведомой ложью фигуру М. Чокая. Мустафа Чокай - гуманист и демократ был объявлен Советской властью «пантюркистом», «агентом мировой буржуазии», «врагом народа», «пособником фашизма», его голословно обвиняли в создании и руководстве Туркестанским легионом с целью использования его в войне с Советским Союзом. В послевоенный период борьба с «национализмом» и пантюркизмом никогда не прекращалась, партийной цензуре подвергались особенно историческая наука и национальная литература. Ученые, исследовавшие тюркскую культуру, подвергались гонениям и репрессиям [6].
Жесточайшей критике подверглась также книга казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «АЗиЯ». Однако, тюркские народы бывшего СССР никогда не забывали о своих общих исторических корнях. Так, Олжас Сулейменов в 1990 г. организовал первый Съезд народов Востока в Москве, который в 1991г. был преобразован в Ассамблею тюркских народов (позднее - Всемирная Ассамблея тюркских народов). В настоящее время Казахстан является активным участником саммитов Совета Сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), а также международных тюркских курултаев.
С падением коммунистического режима открылся доступ к прежде недоступным архивам и документам, казахстанские ученые за годы независимости провели большую работу по исследованию уникальных материалов и восстановлению исторической справедливости в отношении тех, кто пожертвовал своей жизнью за идею обретения национальной государственности казахским народом.
Таким образом, идея о едином Туркестане М.Чокая, воплотившаяся в Кокандской (Туркестанской) автономии, а также проект Т.Рыс- кулова о Тюркской (Туранской) республике, хотя и потерпели поражение от Советской власти подобно автономии «Алаш», тем не менее, превратились в мощный, действенный символ освободительного движения народов края, символ борьбы за независимость. Сегодня их идеи, внесшие неоценимый вклад в развитие политической мысли, национального и тюркского самосознания, могут стать опорой международному содружеству современных тюркских народов в условиях глобальных вызовов и угроз.
Литература
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 томах. А., Т.4. С.133.
- Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. (Абдуллаев Р.М., Агзамходжаев С.С., Алимов И.А. и др.). Ташкент, С.97.
- Сталин И.В. Полн.собр.соч. В 16 т. М., Т.4.С.56.
- Чокаев М. Туркестан под властью Советов (изд.Париж, 1935). Алма-Ата, С.16.
- Алихан Букейханов: “Киргизский народ не желает отделения от России. Мы - западники. Наши взоры устремлены на запад. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию, при посредстве русских” - См.: Алаш-орда. Сб. док-тов / Состав. Н. Мартыненко. - А., С. 139.
- Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. Москва