Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Великий гуманист Индии (к 100-летию получения Нобелевской премии)

Статья посвящается 100-летию вручения Нобелевской премии в области литературы великому индийскому поэту, писателю и просветителю Рабиндранату Тагору. Он был первым литератором Азии, творчество которого было оценено так высоко.

Он был самым выдающимся интернационалистом в Ин­дии, верившим в международное сотрудничество и рабо­тавшим во имя его. Он принес в другие страны то, что Индия могла им дать, а в Индию то, что мир мог дать его собственному народу... Тагор был великим гумани­стом Индии.

Джавахарлал Неру

Взятые эпиграфом слова Дж.Неру содержат емкую, глубоко содержательную оценку гран­диозной по своему размаху литературной, куль­турной, общественно-политической деятель­ности одного из величайших деятелей мировой культуры конца XIX - первой половины XX сто­летия Рабиндраната Тагора. Его жизнь делится рубежом XIX-ХХ веков на на две почти равные половины, многогранное творчество отразило преобразование духовного мира индийского на­рода в эту сложную, насыщенную событиями мирового значения, эпоху. Выросший в высо­коинтеллектуальной семье, Тагор сложился как писатель благодаря изучению разных литератур
- санскритской, родной бенгальской и англий­ской (особое предпочтение отдавалось поэтам- романтикам), сочетая, таким образом, культуру классической и народной Индии с европейской культурой.

Наверное, у большинства из нас знакомство с Рабиндранатом Тагором началось с «Послед­ней поэмы», прочитанной в далекой юности:

Ветер ли старое имя развеял,

Нет мне дороги в мой брошенный край...

Каждый раз звуки этой песни, будто касаясь тонких струн души, пробуждают в ней воспо­минания - о чем-то очень далеком, недостижи­мом - и самом дорогом сердцу, о том, к чему все время стремишься - и что неизменно от тебя ускользает, и ведет душу из жизни в жизнь, с от­мели к отмели, к новым встречам и новым раз­лукам...

Смерть побеждающий вечный закон -

Это любовь моя...

Любовь была его верой, его философией. Он любил людей, любил свою Индию, любил ее воздух, ее ливни, ее деревья и рассветы, любил жизнь и смерть, и тайну, которая их соединя­ет, и тайну, которая оживляет каждое явление природы и каждого человека. Любовь помогла ему вместить в свою душу боль и радость всего мира и каждого человека, ощутить свою ответ­ственность за все, что происходит на земле, чув­ствовать глубокую нежность ко всему живому... И заслужить ответную любовь и нежность.

Последние стихи поэта буквально прониза­ны светлой грустью. Не о потере бренного мира скорбит поэт, дороже всего ему людское благо­словенье, людская память и любовь.

Этот день моего рождения станет мне днем разлук. Я хочу, чтобы каждый, кто настоящий друг, Прикоснулся руками своими к рукам моим.

Дар прощальный бренного мира, знак того,

что любим,

Унесу я - последнее благословенье людей, Унесу я - последнюю милость жизни земной

моей.

Я суму свою опустошил до дна,

Роздал все, собираясь в путь.

Если сегодня в ответный дар

Мне достанется что-нибудь - Немного прощенья, немного любви,

Все возьму, отправляясь в последний путь,

На последнее празднество, на последнем плоту, Отплывая в беззвучную темноту.

Он всегда любил путешествовать. Но его манила не только красота чужих краев - Тагору важно было глубоко понять западную культуру, почувствовать ее особенную вибрацию, увидеть то ценное, что она могла бы дать всему миру. А вместе с тем - он стремился открыть Западу настоящий Восток, не музейный экзотический экспонат, а живой, многоликий, хранящий древ­нюю мудрость и традиции.

Тагор объездил почти всю Европу, несколь­ко раз был в США, любил Японию (и даже про­бовал писать хайку), посетил СССР, Иран, Ки­тай, Индонезию, Канаду, Бали, Яву, Перу. Он встречался со многими философами и учеными Запада, людьми искусства и политиками. Мно­гие города Европы, Америки и Азии слышали его голос - Тагор никогда не упускал случая встретиться с простыми людьми и, читая лек­цию либо отвечая на вопросы, поделиться свои­ми наблюдениями, размышлениями, надеждами и тревогами. Он умел отдавать должное ценно­му и никогда не молчал, если что-то казалось ему недостойным или опасным. Поэта, напри­мер, покорили японцы - своей работоспособно­стью, жизнерадостностью, стремлением следо­вать духу времени. Но их подражание западным «воспитателям» в погоне за властью и наживой не могли не вызвать упрека. Похвалу любят все, а вот правду... Властей Японии мало обрадовали подобные высказывания, а интеллигенция стра­ны по достоинству оценила смелость и прямоту Тагора. То же «разочарование» испытали и аме­риканцы: поэта восхищала энергия молодой на­ции, но ее склонность ко всему материальному и пренебрежение духовной жизнью очень встре­вожили.

Пламенный патриот, Тагор не проявлял большого интереса к политике, и его отказ под­держать М.Ганди разочаровал многих его по­клонников в Индии. Противник колониального режима, Тагор выступал за равноправное со­трудничество Востока и Запада во всех областях жизни, однако отвергал насильственные методы борьбы за государственный суверенитет Индии. Сторонник поэтапных социально-экономиче­ских и политических реформ, просвещение он считал основным средством обновления обще­ства и возрождения индийской культуры. Тагор считал, что важнее не смена правительства, а возрождение народа, и полагал возможным све­сти воедино все лучшее в культурах Востока и Запада. С этой целью он основал в 1901 г. в Шантиникетоне (Болпур) школу для мальчиков. Он много размышлял и писал о проблемах об­разования и открыл эту небольшую эксперимен­тальную школу, чтобы опробовать свои идеи на практике.

Назначение своей школы Тагор видел в ор­ганическом включении индивида в систему природа-социум-космос. Он выступал за рацио­нальное использование положительного опыта, накопленного как традиционной индийской, так и западной педагогикой. Тагор высоко оцени­вал такие положительные элементы западной педагогической культуры, как равноправие мужчин и женщин в образовании, доступность образования независимо от религиозной, на­циональной и кастовой принадлежности, осу­ществление всеобщего начального обучения, соединение образования с трудом. В качестве ведущего принципа выдвигал традицию духов­ности (утверждение в сознании и поведении че­ловека приоритета нравственных ценностей над материальными). Возвращение к национальным истокам связывал с включением в содержание образования общеиндийского культурного на­следия, с трактовкой природы как источника знаний, с организацией обучения на языках на­родов Индии.

Большое внимание уделял роли природы в образовании и воспитании, учёту индивиду­альных и возрастных особенностей учащихся. Решающее значение в формировании личности ребёнка придавал учителю-наставнику (гуру). Знания не мертвый груз, а опыт ума и сердца, подобный сокровищу, которое находят, чтобы оно служило для всеобщей пользы, - этот прин­цип Тагор положил в основу новой системы об­учения и старался последовательно выдержи­вать его в Шантиникетоне.

Тагор мечтал создать школу, в которой учи­теля, как мудрецы древности, жили бы рядом со своими учениками и обучали их простой жизни и возвышенным размышлениям. Он мечтал за­менить «фабрику образования», доставшую­ся индийцам в наследство от англичан, новой, творческой системой обучения. Он мечтал о том, чтобы его соотечественники снова стали мудрецами и героями, подобно мудрецам и ге­роям прошлого.

В «Шантиникетоне» равными правами поль­зовались дети, принадлежавшие к различным кастам, конфессиональным группам и нацио­нальностям. Особое внимание уделялось озна­комлению учащихся с историей, литературой и культурой народов Индии. Были созданы ус­ловия для нравственного воспитания, эстети­ческого и физического развития, для трудовой деятельности и помощи крестьянам в овладении грамотой.

Занятия в школе проходили на свежем воз­духе, в тени огромных деревьев. Дети приуча­лись любить природу в любых ее проявлениях. Преподавание точных наук опиралось на на­блюдение, и это развивало детское любопыт­ство и тягу к знаниям. Но развитие интеллекта не ставилось во главу угла, столь же важным Тагор считал воспитание души, поэтому в Шан- тиникетоне всегда почитали искусства, особен­но музыку, и юные воспитанники поэта учились заботиться друг о друге. Пристальное внимание уделялось совместным делам и начинаниям. Школа жила как единый организм и была почти самоуправляемой.

Забота о Шантиникетоне отнимала у поэта много времени и сил: Тагор сам следил за всем, что было связано со школой, сам вел уроки, со­ставлял учебники и хрестоматии на бенгальском языке, искал средства на ее содержание (что было самым трудным, а порой и унизительным). Но именно эта маленькая индийская деревушка стала для поэта настоящим домом, тихой гава­нью, в которой он набирался сил после бурь, ко­торых было так много в истории его страны, а значит, и в его жизни.

В 1921 г. он привел в свой дом весь мир: маленькая школа для маленьких детей в Шан- тиникетоне стала всемирным университетом Вишвабхарати - исследовательским центром, средоточием индийской культуры, местом встречи Востока и Запада. «Где весь мир соеди­няется в одном гнезде» - этот древний санскрит­ский стих стал девизом нового университета. В международном университете Вишвабхарати обучались юноши и девушки из различных ре­гионов Индии и из зарубежных стран.

Тагор считал, что истина одна, и у разных на­родов не могут существовать разные истины. Он верил, что знание едино и всеобще, но каждый народ получает и осваивает его собственным путем. «На каждой нации лежит долг хранить огонь своего светильника, одного из многих, освещающих этот мир. Разбить светильник вся­кого народа - значит лишить его законного ме­ста на всемирном празднике», - говорил поэт. Постепенно Вишвабхарати действительно стал «гнездом мира»: в него не просто съезжались ученые из разных стран мира - в него слетались близкие по духу люди, такие же энтузиасты и идеалисты, как Тагор. Университет Вишвабха- рати стал крупнейшим научным центром по из­учению индийской цивилизации.

В 1912 году на английском языке вышел по­этический сборник Рабиндраната Тагора «Ги- танджали» («Жертвенные песни»). А уже в сле­дующем году ему, первому среди литераторов Азии, была присуждена Нобелевская премия. «...»Гитанджали» явилось целым откровением. Поэмы читались на вечерах и на внутренних беседах. Получилось то драгоценное взаимопо­нимание, которое ничем не достигнешь, кроме подлинного таланта. Таинственно качество убедительности. Несказуема основа красоты, и каждое незагрязненное человеческое сердце трепещет и ликует от искры прекрасного све­та. Эту красоту, этот всесветлый отклик о душе народной внес Тагор. Какой такой он сам? Где и как живет этот гигант мысли и прекрас­ных образов? Исконная любовь к мудрости Вос­тока нашла свое претворение и трогательное звучание в убеждающих словах поэта. Как сразу полюбили Тагора! Казалось, что самые различ­ные люди, самые непримиримые психологи были объединены зовом поэта. Как под прекрасным куполом храма, как в созвучиях величественной симфонии, победительно соединяла сердца че­ловеческие вдохновенная песнь...», - так выра­зил свое впечатление о поэзии Тагора великий Н.Рерих.

  • Ты создал меня бесконечным,
  • такова Твоя воля.
  • Этот бренный сосуд Ты опустошаешь непрестанно
  • и опять наполняешь новой жизнью.
  • Эту маленькую свирель из тростника
  • Ты носил по холмам и долинам
  • и играл на ней мелодии вечно новые.
  • От бессмертного прикосновения Твоих рук
  • мое слабое сердце
  • переполняется радостью и рождает слово неизреченное. Твои несметные дары
  • нисходят только на эти маленькие, маленькие руки.
  • Века проходят,
  • но Ты все изливаешь их,
  • и все еще есть для них место...
  • - так начинается «Гитанджали».
  • Я погружаюсь в пучину океана форм
  • в надежде найти
  • совершеннейшую
  • жемчужину
  • бесформенного.
  • Кончено плавание
  • от пристани к пристани в моей
  • побитой ветрами ладье.
  • Давно прошли те дни,
  • когда мне было отрадой носиться по волнам. И теперь
  • я жажду смерти
  • в бессмертном.
  • В пышных чертогах
  • у неизмеримой бездны, где рождается
  • музыка беззвучных струн, я возьму арфу моей жизни.
  • Я настрою ее навеки
    и, когда
  • исторгну последний
  • рыдающий звук, положу ее, безмолвную, к ногам,
  • Безмолвного... - и так заканчивается она.

В целом сборник окрашен в элегические и несколько мистические тона. Любовь - вот главное слово книги. Он любит мир, и когда придет пора с ним проститься, последние слова его будут словами благодарности, ибо то, что он увидел на этой земле, невозможно превзойти в совершенстве.

Премия была присуждена за поэтическое творчество и художественные достоинства по­эзии Тагора. Но сам факт, что премия присужде­на представителю Азии, придал награде особое значение. Тагор из личности превратился в сим­вол - символ принятия Западом азиатской куль­туры и её потенциального возрождения. Тагор был первым, кто запечатлел в сознании запад­ной интеллигенции тот факт, ныне ставший об­щепризнанным, что «мудрость Азии» жива, что с ней надо обращаться как с живым существом, а не как с любопытным музейным экспонатом.

Главное значение Тагора состоит в том им­пульсе, который он дал всему течению культур­ного и духовного развития Индии, в том, что он показал им пример страстной преданности ис­кусству и не менее страстного служения своему народу и всему человечеству. Он дал индийцам веру в свой язык и в своё культурное и интел­лектуальное наследие. Нынешнее возрождение индийских языков в значительной степени об­условлено его вдохновением и примером. Это возрождение охватывает не только языки и ли­тературы. Многогранный гений Тагора, его поч­ти подвижническое стремление к развитию ин­дийского искусства, танца и музыки, живописи и ремесел, его уважение к местным народным художественным школам, поощрение как клас­сических, так и народных традиций в его школе в Шантиникетоне стали побудительным стиму­лом, который позволил этим традициям выжи­вать и процветать в наши дни.

Жизнь, творчество и общественно-просве­тительская деятельность Рабиндрата Тагора способствовали открытию Индии всему миру, имели особенное значение для интеграции ду­ховного наследия Индии в мировую культуру в новое время, в сближении культур и создании философской и эстетической основы для диало­га Востока и Запада.

 

Литература

  1. Ivbulis V.Ya. Literatumo-hudozhestvennoe tvorchestvo Rabindranata Tagora. - Riga, 1981.
  2. Krishna Kripalany. Rabindranat Tagor. - М.,
  3. Istoriya indiyskih literatur (pod red. d-ra Nagendry). - М.,
  4. Rabindranat Tagor. Izbrannoe. - М.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.