Роль культуры в формировании странового бренда «Казахстан»

Цель исследования – рассмотреть современное состояние и возможные направления развития культурной жизни казахского народа как одного из ведущих факторов, способствующих формированию и усилению узнаваемости позитивного имиджа Казахстана.

Методология – в статье использованы приемы социологического исследования – контент-анализ и глубинное интервью, синтез, индукция, дедукция, системный анализ. 

Оригинальность/ценность при написании научной статьи сделана попытка выявления конкурентных преимуществ Казахстана в сфере культуры и искусства. Автором приводятся положительные и отрицательные стороны современного состояния и будущего развития культурной жизни Казахстана. Для Республики Казахстан в настоящее время весьма важно показать всему миру достижения нации в сфере культуры. По мнению автора, в этом направлении имеются большие возможности.

Выводы – высокий уровень современного культурного потенциала, богатое культурное наследие казахов может стать одним из ведущих факторов формирования позитивного имиджа Казахстана как страны, обладающей уходящими в глубь истории, самобытной культурой и духовными традициями. Для повышения узнаваемости бренда «Казахстан», в настоящее время необходимо объединение усилий профессионалов в сфере культуры и искусства вокруг идеи национальной идентичности Казахстана и позиционирование Казахстана и его народа как важного элемента мировой цивилизации.

«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто».(Эдуара Эррио) 

Мощным инструментом повышения привлекательности государства является его репутационный капитал, который в значительной степени зависит от имиджа и бренда страны.

Согласно мнению зарубежного специалиста в области странового брендинга С. Анхольта «Имидж страны – это ее конкурентное преимущество. Брендинг страны – это стратегический подход к развитию этого преимущества и видения того, куда страна может двигаться. Без такого видения страна не сможет конкурировать» [1].

Основой национального брендинга является его страновая индивидуальность, состоящая из комплекса визуальных и вербальных признаков, по которым идентифицируют страну. Это название страны, государственные символы, место на карте и т.д. Помимо этого, страновая индивидуальность включает в себя ресурсы страны, в том числе экономические, природные, демографические, культурные, исторические, информационные и др.

Страновая индивидуальность может выражаться и в уровне развития технологии, степени развития демократии, национальных и политических особенностях, проявлении коррупции и многом другом. Все эти факторы являются имиджеобразующими.

Особая роль в числе имиджеобразующих факторов принадлежит культурному потенциалу нации. По нашему мнению, высокий уровень современного культурного и интеллектуального потенциала, богатое культурное наследие казахов может стать одним из ведущих факторов формирования позитивного имиджа Казахстана как страны, обладающей уходящими в глубь истории, самобытной культурой и духовными традициями, и создания на основе национального казахстанского бренда.

Как показывает опыт ведущих государств мира, использование культуры в качестве инструмента для продвижения бренда страны, позволяет снять бытующее противоречие между высокой духовностью и невысоким уровнем «цивилизованности» общества, бытовой обустроенности жизни в стране [2].

Для нашей страны важно показать всему миру достижения нации в сфере культуры. В этом направлении у Казахстана большие возможности, как показал анализ, ведется достаточно серьезная работа по сохранению культурного наследия, развитию духовных ценностей. И это во многом благодаря инициативам Президента страны Н.А. Назарбаева, который с первых лет независимости проводит политику, направленную на возрождение и сохранение национальной культуры.

В программном документе «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» культура названа «существенным компонентом социальной модернизации, влияющим на формирование и развитие современного человека».

За период независимости в сфере культуры Казахстана достигнуты значительные успехи, которые демонстрируют уникальные конкурентные преимущества нашей страны и предоставляют большие возможности для создания национального брендинга. Среди них инициированная Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым Государственная программа «Мəденимұра» – «Культурное наследие», оказавшая большое влияние на формирование положительного имиджа Казахстана. Данная программа – это уже бренд. Ее реализация предоставила возможность Казахстану позиционировать себя в качестве центра тюркской цивилизации.

«Начавшись как программа возрождения культурного наследия казахского народа и в целом усиления культурных процессов в Казахстане в условиях становления независимости, данный проект перешел пределы собственно нашей страны. Многочисленные экспедиции и кропотливый труд исследователей и всех, кто поддержал и стоит у истоков Государственной программы «Культурное наследие», вывели ее на магистраль мировой цивилизации, сделав составной частью планетарных культурноисторических и политических трансформаций» [3].

Программа «Мəденимұра» была представлена в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже [4].

В ее рамках ведутся проекты по различным направлениям. К примеру, в ходе реализации проекта «Антология казахской традиционной музыки». «Мəңгіліксарын: қазақтың 1000 күй, 1000 əні» («Вечные напевы: 1000 кюев, 1000 песен») было подготовлено полное собрание сочинений песен и кюев (домбровых, сыбызговых и кобызовых) на цифровых носителях [5].

Ценность данного проекта заключается в том, что его результаты позволяют сохранить культурную самобытность казахского народа в условиях интеграции в мировую цивилизацию.

В ходе реализации программы подготовлены и изданы 7 энциклопедических сводов памятников истории и культуры. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены мавзолей Хаджи Ахмеда Яссави и археологический комплекс Тамгалы. Киностудией «Казахфильм» им. Ш. Айманова создан 21 документальный фильм об особо важных исторических местах и наследии национальной культуры. Это – «Қорқыт», «Музыкальное наследие номадов», «Алаш орда», «М. Дулатов», «М. Ауэзов», «Б. Момышулы», «Б. Тулегенова», «Мавзолей Хаджи Ахмеда Яссави», «Петроглифы Тамгалытас», «Архитектурно-художественный музей «Жаркентская мечеть», «Дворцово-замковый комплекс «Баба Ата», «Мечеть-медресе Аккойлы» и другие. Издано более 600 наименований книг по истории, археологии, этнографии и культуре Казахстана. Среди них: серии «Библиотека мировой литературы», «Антология казахской музыки», «Философское наследие казахского народа с древнейших времен до наших дней», «Мировая культурологическая мысль», «Мировое философское наследие» и другие.

Созданы   веб-порталы  «Электронная  библиотека  Казахстана»,  «Национальное  наследие» –«Мəденимұра».

Наша страна является также активной участницей проекта ЮНЕСКО «Шелковый путь – путь диалога». В ходе его реализации в номинацию «Великий шелковый путь» были выдвинуты 31 памятник истории и культуры [6].

Культурным брендом стала и столица Казахстана – Астана.

В Астане возведены такие уникальные культурные объекты, как Центральный концертный зал

«Казахстан», «Қобыз Сарайы», Дворец творчества школьников, «Астана опера», завершается строительство Национального музея истории и культуры.

В рамках проекта Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран-участниц СНГ (МФГС) «Культурные столицы Содружества», Астана в течение 2012 г. являлась культурной столицей СНГ («Астана – культурная столица Содружества»).

Казахстанская столица Астана первая из 14-ти стран – членов международной организации ТЮРКСОЙ была удостоена звания культурной столицы среди всех тюркоязычных государств.

Столица Республики Казахстан стала местом проведения международного фестиваля традиционного исполнительского искусства «Музыка Великой степи», международного форума «Евразийская культура в новом мире», международных фестивалей «Опералия», камерной музыки современных композиторов СНГ и тюркоязычных стран Cameratatempo, IV Международного конкурса скрипачей, встречи фотохудожников тюркоязычных стран.

С 1998 г. в столице Казахстана проводится Международный фестиваль творческой молодежи «Шабыт». В 2000 г. ЮНЕСКО поддержало идею превращения фестиваля в ежегодный международный форум творческой молодежи под эгидой ЮНЕСКО. Для участия в этом престижном международном форуме ежегодно в Астану съезжаются молодые таланты со всего мира, чтобы принять участие в творческом соревновании. Фестиваль проводится под патронажем Президента страны Н.А. Назарбаева.

В Астане также состоялся первый фестиваль этнографического кино «Этно-Фест-Самрук» и первый международный фестиваль классической музыки, в рамках которого прошел юношеский конкурс «Astana Piano Passion». Юные дарования из Казахстана, России, Украины, США, Италии, Дании, Сингапура, Кореи, Австралии, Китая и Японии наряду с сочинениями великих композиторов исполняли и музыкальные произведения казахстанских авторов, таких как А. Нурлиева, Г. Жубанова, О. Несипханов, А. Толыпкаев, Б. Баяхунов и др.

Астана стала местом проведения крупных международных форумов. Так, 15 июня 2013 года состоялся международный форум «Евразийская культура в новом мире». В период его проведения столица Казахстана собрала весь цвет творческой интеллигенции стран Содружества.

В целях организации диалога между представителями различных культур, возрождение и создание международных связей между художниками в Астане состоялся международный художественный симпозиум «Астана развивается – искусство возрождается» под девизом «Новый город, новое мышление, новое искусство», который впервые проходил не только в Астане, но и в Казахстане. В одной мастерской под открытым небом встретились мастера экстра-класса, чьи имена широко известны во всем мире, чьи произведения стали достоянием человечества.

К 100-летию выдающегося казахского композитора Мукана Тулебаева 21 июня 2013 года в Государственном театре оперы и балета «Астана опера» состоялась премьера оперы «Бiржан-Сара». Премьерой национальной оперы открыл свои двери новый театр «Астана опера».

По мнению главы регионального коммерческого представительства BBC World News Сергея Становкина, с появлением «Астана опера» у Казахстана и Астаны появилось еще одно уникальное конкурентное преимущество. За небольшой срок с момента открытия на сцене театра состоялись премьеры балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» и в рамках мировой премьеры «Астана опера» опера Дж. Верди «Аттила». На мировую премьеру в столицу Казахстана съехались директора ведущих театров мира, театральные критики, ученые, деятели театрального искусства из 25 стран мира.

Грамотно построенный международный пиар «Астана опера» после проведения мировой премьеры показывает, что Казахстан может вполне успешно коммуницировать с иностранной аудиторией. Мировая премьера позволила показать представителям других государств, что в Казахстан можно приезжать и вкладывать инвестиции.

По инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева в 2013 г. запущен проект «Открывая Казахстан». Он состоит из 10 видеороликов о культуре и быте казахского народа, которые транслируются на республиканских телеканалах «Казахстан», «Хабар», «Билим», «24KZ» и «Kazakhtv» в течение всего года, а также демонстрируются на официальном канале проекта, на видеопортале Youtube и на фотохостинге Flickr.

Определённых успехов за период независимости достигли деятели казахстанского кинематографа.

Работы казахстанских режиссёров получают признание на международном уровне.

На 65-м Каннском кинофестивале, самом престижном форуме в мире кино, были представлены две картины из Казахстана – «Студент» Д. Омирбаева и «Жаужүрек мың бала» А. Сатаева. Их сразу приобрели международные дистрибьюторы для мирового проката [7].

Надо отметить, что фильм «Жаужүрек мың бала» режиссера А.Сатаева, вышедший в общенациональный прокат в мае 2012 года, в течение первых двух недель собрал два миллиона долларов и возглавил список лучших фильмов проката [5].

Так, по данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан только за 2012 г. 32 казахстанские картины приняли участие в кинофестивалях и кинопоказах международного уровня, 8 из них завоевали 13 специальных призов и наград [8]. 

Брендом национального кино, по мнению ректора Казахского национального университета искусств, народной артистка РК Айман Мусаходжаевой, становятся и международные кинофестивали «Шакен жулдыздары» и «Евразия»[5].

Следует отметить, что Казахстан является лидером в Центральной Азии по числу проводимых международных кинофорумов, фестивалей. Это, прежде всего, пропаганда национального киноискусства, которая делает узнаваемыми и казахстанских кинематографистов на международной арене.

Казахстан стал известен мировому сообществу также благодаря фестивалю Приз традиций,   «Голос Азии», премиям «Тарлан» и недавно образовавшийся «КиноЭкшен – Астана».

Большой вклад в продвижение в позиционирование нашей страны как государства с богатым культурным наследием внесла программа «Культурная Азиада», начавшаяся за два месяца до начала VIIЗимних Азиатских игр – 2011г.

Благодаря таким масштабным проектам мировая общественность познает Казахстан. К числу проектов, презентующих национальную культуру на мировой арене, следует отнести и Международные фестивали традиционной музыки, театрального искусства, балета «Приз традици», классического искусства Евразийских стран, народного творчества «Наурыз».

На бренд претендует и общественное объединение «Альянс современного искусства» [9]. Деятельность данного сообщества направлена на выявление и поддержку талантливых деятелей искусств Казахстана. Можно надеяться, что амбициознные задачи, которые ставит перед собой данная организация, позволят вывести на международный уровень работы казахстанских художников, дизайнеров, скульпторов, фотографов, модельеров, ювелиров, актеров, работников киноиндустрии, хэндмейдеров, мастеров различных художественных и творческих направлений и сделать их искусство не только узнаваемым, но и востребованным во все мире.

Казахстан, благодаря инициативам Министерства культуры и информации, в числе первых стал организатором международных фестивалей искусств «Мастеркласс Казахстан 2000». По их же инициативе в Астане состоялось 5-е биеннале скульптурного искусства тюркского мира. Только за несколько месяцев 2012 г. ими было проведено восемь международных выставок. Среди них 9-я встреча фотохудожников тюркоязычных стран, организованная в галерее современного искусства «Ару-Арт», фотовыставка «Новая столица нового тысячелетия». Участие в них приняли профессиональные фотохудожники из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, России, Молдавии, Турции, Кипра, а также официальные представители международной организации ТЮРКСОЙ [10].

Казахстан стал организатором международного телевизионного фестиваля «Тэфи-Содружество» на тему «Люди, годы, жизнь». На фестивале состоялась презентация 20 телевизионных работ 16 телекомпаний из 10 стран мира[10].

Большой вклад в создание бренда Казахстана вносят и театральные деятели. В рамках программы

«Путь в Европу» впервые на исторической сцене оперного театра Южной Тюрингии (Германия) была поставлена опера А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай». «Это, – по мнению вице-министра культуры и информации Казахстана Аскара Бурибаева, – событие величашей важности для всей нашей культуры» [10].

Значительный вклад в пропаганду национального театрального искусства вносят казахстанские театры, участвуя в различных международных фестивалях за пределами нашей страны.

Казахстан становится местом проведения международного фестиваля театров кукол «Ортеке»,   в 2011 г. он проводился во второй раз, первый состоялся в 2007 г. в Актау.

Большой вклад в позиционирование нашего государства, как самобытной уникальной страны, вносят казахстанские художники. Благодаря их работам мир познает нашу страну. Одним из признанных художников не только в Казахстане, но в мире является Амандос Аканаев. Это художник, ставший основателем совершенно нового стиля в живописи – рельефной живописи. Он же является основателем школы «Новой рельефной живописи». Этот художник обладает уникальным мировоззрением и подлинным интересом к истории собственного народа. Художник сотрудничает с известными галереями мира и проводит многочисленные экспозиции картин. К числу таких же художников относится и Алпыспай Казыгулов. Он обладатель престижной премии им. Масарика Европейской унии искусств за вклад в мировое искусство, является участником многих выставок профессиональных мастеров. Его работы выставлялись в России, Японии, Нидерландах, Бельгии. В 2007 г. вышел в свет альбом «Алпыспай Казыгулов. Живопись». По мнению критиков, альбом стал свидетельством духовного прогресса в независимом Казахстане, и вовлечения культурного сообщества страны в орбиту современного глобального искусства.

При поддержке Министерства культуры РК в 2010 г. был запущен новый проект Союза художников РК арт-симпозиум «Евразия. Образы современности». Его организаторы объединили симпозиум с международным проектом «Единое пространство», руководимым известным казахстанским художником Мансуржон Казахбаевым, проживающим в Австрии, так как идея проекта «Единое пространство» была близка к идее симпозиума: «Объединение творческих сил во имя созидания, толерантности и дальнейшего развития». Участие в симпозиуме приняли не только казахстанские мастера живописи, но художники из Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

Работы казахстанских художников выставляются на самых известных выставках мира.

Важнейшими культурными объектами становятся музеи и галереи. Художественные галереи и объединения по своей инициативе пытаются создать определенную культурную среду, становятся организаторами культурных мероприятий, в которых любой художник мог бы найти свою нишу.К примеру, масштабным событием в Алматы становится выставка «Парад галерей», которая ежегодно, начиная с 1995 г., собирается в главном музее страны – Государственном музее искусств им. А. Кастеева. В ней участвует от 12 до 20 галерей, а в последнее время не только алматинские, но и галереи из других городов Казахстана.

Среди многочисленных выставок, которые проводятся в нашей стране, следует отметить выставку современного искусства «АртДала». Данный проект объединил группу современных художников Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

Большой популярностью не только у ценителей искусства и ремесленных изделий нашей страны, но и зарубежных гостей пользуется ярмарка ремесел «Время тюльпанов». В ярмарке принимают участие народные мастера из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и России. Организаторы ярмарки-выставки – общественный фонд «Our Heritage» и центр декоративно-прикладного искусства «Бахыт» [11].

В 2012 г. в Вашингтоне в галереях Фриера и Саклера всемирно известного Смитсоновского института была открыта выставка «Кочевники и их связи: древнее искусство и культура Казахстана» посвященная культуре кочевников, населявших территорию современного Казахстана. На обзор широкой американской общественности было выставлено более 150 уникальных изделий из золота, бронзы, драгоценных камней, а также других предметов из национальной сокровищницы Казахстана. Эта выставка стала продолжением выставки, развернутой в научно-исследовательском Институте по изучению древнего мира при Нью-Йоркском университете. Выставка привлекла к себе большое внимание, широко освещалась в СМИ [12].

Ее посетили тысячи американцев. Однако, по мнению известных деятелей культуры, принявших участие в глубинных интервью, несмотря на внушительные достижения в области развития и продвижения культуры Казахстана в данной сфере имеются и серьезные упущения.

Глубинные интервью проводились в рамках научно-исследовательского проекта МОН РК «Формирования странового бренда «Казахстан» в условиях инновационного развития». В качестве экспертов выступили представители казахстанской культуры и искусства, имеющие высокий квалификационный уровень и компетентность по исследуемой проблеме.

Так, по мнению экспертов, в настоящее время в Казахстане нет четко выверенной политики развития и защиты национальной культуры. Наблюдается тенденция ориентации на западную культуру. Активно развиваются классические виды искусства, такие как симфоническая музыка, оперное искусство, а народные виды искусства остаются в тени. Не уделяется достаточного внимания театральному искусству. При наличии большого количества драматических театров не развивается театральное искусство, драматургия. 

Наблюдается общее и языковое снижение культуры населения, превалирование иностранной продукции на отечественном культурном рынке и отсутствие внимания к вопросам духовного и патриотического воспитания со стороны государства.

Возможно, данное обстоятельство стало следствием того, что казахи начали терять связь со своим прошлым. Как высказался один из экспертов: «Мы не чувствуем своих корней, истоков, за которые можно было бы держаться, которые бы поддерживали, поднимали и объединяли нас».

Также эксперты отметили негативное влияние западного искусства на население страны. По их мнению, западные ценности, культивируемые в настоящее время, опираются на материальный потребности, а не духовные. Эксперты едины во мнении, что в настоящее время в Казахстане наблюдается утрата духовных ценностей и культуры в целом. Особенно это выражено в регионах.

Тем не менее, эксперты указали, что у Казахстана большие возможности в сфере культуры для привлечения внимания со стороны мировой общественности. Эти возможности они связывают с открытостью Казахстана перед мировым сообществом, готовностью воспринимать все новое и большим желанием к сотрудничеству.

По мнению опрошенных, для мирового сообщества Казахстан интересен и своей уникальностью, которая заключается в его самобытной кочевой цивилизации и истории, которую надо не только изучать, но и продвигать путем экранизации. Казахстан силен и привлекателен своим национальным и культурным многообразием, наличием большого количества не исследованных археологических и исторических памятников, богатым культурным наследием и традициями, основанными на глубоком философском и мировоззренческом фундаменте.

Привлекательным делает Казахстан стремительное и динамичное развитие, стабильность и народ, проживающий на его территории, отличающийся своей добротой, гостеприимством и образованностью.

Еще одна немаловажная особенность, которая делает Казахстан привлекательным – это готовность к переменам, национальная особенность, привитая предками-кочевниками.

«Казахи быстро воспринимают все новое. Они не зажаты, не традиционалисты, как узбеки или туркмены, более светские по сравнению с другими жителями центрально-азиатских государств. Этим мы интересны миру» (из глубинного интервью).

Наконец, Казахстан относительно молодое государство с огромными природными и человеческими ресурсами, нацеленное на лучшее будущее. Это обстоятельство будет постоянно поддерживать интерес к стране.

Для привлечения внимания со стороны мировой общественности, эксперты предлагают разработать государственную программу развития и поддержки национального искусства, которая будет демонстрировать самобытность нашего народа и его уникальность. Эксперты считают, что необходимо продвигать такой уникальный вид искусства, как айтыс, который стал брендом для казахов. Также необходимо развивать национальные спортивные игры кокпар и скачки, кыз куу, байге, казакша курес, аударыспак и др., которые сделают Казахстан узнаваемым и привлекательным во всем мире, как, к примеру, Японию с ее церемонией чаепития.

При строительстве спортивных сооружений, по мнению экспертов, следует учитывать и возможность проведения состязаний по национальным видам спорта.

По мнению участников глубинных интервью, искусство и культура Казахстана в силу своего многообразия, будет интересной и привлекательной для других государств и народов. Чтобы привлечь к себе внимание, мы должны быть самими собой.

Как показали результаты глубинных интервью, государственными органами проводится большая работа по развитию культуры и искусства Казахстана и их продвижению за рубежом.

В настоящее время созданы все условия для раскрытия творческого потенциала народа. Организация и проведение различных международных конкурсов по инициативе Министерства культуры открывает перспективы не только перед известными деятелями культуры, но и начинающими. Деятели культуры и искусства имеют возможность демонстрировать свое искусство во всем мире.

Политика государства направлена на знание трех языков, знание культуры других народов. Участники опроса дали высокую оценку Государственной программе «Культурное наследие», благодаря которой опубликованы десятки томов из истории и культуры Казахстана, подготовленных на основе материалов, хранившихся в архивах и музеях Китая, Великобритании, Франции, Америки, России и др.

К значимым национальным проектам в области культуры эксперты отнесли также «Астана опера», «Шабыт», кинофестивали «Звезды Шакена», «Евразия», «Бастау», «Тюрксой».

Было отмечено, что благодаря Программе «Тюрксой» лучшие художники Казахстана смогли участвовать в художественных выставках по всему миру.

Вместе с тем, как показали результаты глубинных интервью, в настоящее время не так много деятелей культуры, продвигающих имидж Казахстана за рубежом.

Среди исполнителей часто называли имя народной артистки Казахстана, ректора Казахского национального университета искусств Айман Мусаходжаевой, заслуженного деятеля Республики Казахстан, профессора Бирмингемской консерватории, одного из директоров Альянса оркестров Азиатскотихоокеанского региона AAPRO Марата Бейсенгалиева и ректора Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, народной артистки Казахстана Жании Аубакировой, народного артиста Казахстана Кайрата Байбосынова.

В кинематографии были отмечены имена кинорежиссеров Дарежана Омирбаева, Серика Апрымова, кинорежиссеров и сценаристов Ермека Турсынова, Эмира Байгазина. Именно работы этих мастеров, считают эксперты, делают казахский кинематограф узнаваемым во всем мире.

Из художников эксперты назвали имена заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан, лауреата Государственной премии РК, академика Академии художеств России, Чехии, Кыргызстана Ерболата Толепбая и заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан Садыханова Абдрашита, работы которого хранятся в коллекции знаменитого американского музея Циммермана, а также в частных коллекциях Лихтенштейна, США, Англии, Швейцарии и других стран.

Также к деятелям искусства, продвигающих имидж Казахстана за рубежом, были отнесены Арман Бектас и Аскар Сарсенбек.

По мнению участников опроса, Казахский государственный академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы давно стал брендом Казахстана: «по своей оригинальности и уникальности ему нет равных во всем мире» (из глубинных интервью).

Таким же самобытным и неповторимым эксперты считают Академический фольклорно-этнографический оркестр им. Н. Тлендиева «Отрар сазы».

Выступая перед деятелями литературы и искусства на вручении президентской и государственной стипендий, Президент страны Н.А. Назарбаев отметил: «Казахстанская культура должна стать узнаваемой, неотъемлемой частью глобального культурного наследия. Она должна быть узнаваемой в мире, она должна четко распознаваться в системе восприятия культурных ценностей. Это касается всех видов современного искусства – музыки, театра, кино, литературы, живописи и т.д. Речь идет о том, что нам нужно стратегическое видение вхождения в тридцатку наиболее известных культур мира. В этом плане важно продумать механизмы глобального распространения казахского и обще-казахстанского культурного наследия, и для этого следует задействовать новейшие технологии продвижения информации. Это важно знать современным представителям культуры и искусства» [13].

Для решения обозначенных Президентом страны задач, необходимо объединение усилий профессионалов в сфере культуры и искусства вокруг идеи национальной идентичности Казахстана и позиционирование Казахстана и его народа как важного элемента мировой цивилизации.

 

Список литературы 

  1. Панкрухин A. П. Маркетинг территорий. – Изд. 2-е. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
  2. Логунцова И. В. Территориальный брендинг и сфера культуры. – URL: http://www.marketing. spb.ru/lib-special/regions/brand&culture_ivanovo.htm?printversion. (дата обращения: 02.2014).
  3. Мажитов С. Ф. Национальный стратегический проект «Культурное наследие» в контексте современной истории Казахстана. – URL: www.iie.kz. (дата обращения: 01.2014).
  4. «Мəденимұра»: духовное возрождение народа // Казахстанская правда. – URL:http://www. kz/c/1323137103. (дата обращения: 22.12.2013).
  5. Суфиева А. На волне духовного подъема // Казахстанская правда. – 2012. – URL: e-lib.sgpi.kz/ php/kz/elektrondy-katolog?start=31680. (дата обращения: 12.02.2014).
  6. Шайкенова Р. Р. Вдоль Шелкового пути: Тайны прошлого среди степных просторов. – 2013. – URL: http://www.group-global.org/ru/lecture/view/5327. (дата обращения: 02.2014).
  7. Мусаходжаева А.К. В культуре – дух народа // Казахстанская правда. –
  8. Беккожина Ж. Великий Шелковый путь. – 2013. – URL: http://www.group-global.org/ru/lecture/ view/1532. (дата обращения: 02.2014).
  9. Беккожина Ж. Взаимодействие и взаимообогащение культур. – 2013. – URL: http://www.groupglobal.org/ru/lecture/view/1533. (дата обращения: 01.2014).
  10. Бурибаев А. Культура Казахстана на современном этапе развития. – 2012. – URL: http://www. kz/4527721-kultura-kazakhstana-na-ovremennom.html. (дата обращения: 12.02.2014).
  11. Абишева Г. О. Исторические аспекты казахстанского отрезка Великого шелкового пути. – 2013. – URL: http://www.group-global.org/ru/lecture/view/2955. (дата обращения: 01.2014).
  12. Melnyk, , Giarratana, M., Torres, A. Marking your trade: Cultural factors in the prolongation of trademarks // Journal of Business Research. – 2014. – № 67 (4). – pp. 478-485. DOI: 10.1016/j. jbusres.2013.06.003.
  13. Zielke, , Komor, M. Cross-national differences in price-role orientation and their impact on retail markets // Journal of the Academy of Marketing Science. – 2014. DOI: 10.1007/s11747-014-0379-4.
  14. Ahn, J., Wu, H.-C. The Art of Nation Branding – National Branding Value and the Role of Government and the Arts and Culture Sector // Public Organization Review. – 2013. – pp. 1-17. DOI: 10.1007/ s11115-013-0255-6.
  15. Neulinger, A., Bech-Larsen, T., Rosendahl, J., Hermannsdóttir, A., Karveliene,  , Kaufmann, H.R., Orphanidou, Y., Petrovičová, J., van der Veen, A. Consumption patterns and cultural values in Europe // Consumption Culture in Europe: Insight into the Beverage Industry. – 2013. – pp. 211-257. DOI: 10.4018/9781-4666-2857-1.ch006.
  16. Khanwalkar, Branding national issues: India and the branding bandwagon // Social Semiotics. – 2013. – № 23 (4). – pp. 517-522. DOI: 10.1080/10350330.2013.799007.
Год: 2014
Город: Алматы
Категория: Экономика