Проблема принудительных браков, браков без согласия одного или двоих партнеров, с применением физического или психического насилия, особо актуальна сегодня и относится к числу наиболее острых социальных проблем современности. С принудительными браками связаны ранние браки, а также похищения невест или похищения с целью брака, которые происходят против воли девушек и зачастую сопряжены с физическим и сексуальным насилием. Принудительное вступление в брак, ранний брак в последнее время рассматриваются, небезосновательно, как современное выражение рабства, касающееся, в первую очередь, женщин, но также и мужчин. Поэтому перед государством и обществом стоит задача предотвращать раннее и принудительное вступление в брак и, соответственно, создавать и улучшать конкретные возможности их предупреждения. Это требует реализации комплекса мер, в том числе, и законодательного плана.
Уголовный кодекс Республики Казахстан, введенный в действие Законом РК от 16 июля 1997 года № 168-1 с 1 января 1998 года, не предусматривает уголовной ответственности за принудительные и ранние принудительные браки.
Уголовная ответственность за похищение с целью принуждения к вступлению в брак может наступить по ст. 125 УК РК как за похищение человека, а за совершенное при этом изнасилование или половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, ответственность может наступить, соответственно, по ст. 120 УК РК или по ст. 122 УК РК.
Изучение ситуации в Казахстане показывает, что рост количества ранних и принудительных браков, особенно в сельских регионах, принимает характер систематического нарушения прав и свобод, прежде всего девочек и женщин. Ежегодно, по данным Министерства юстиции РК, в Казахстане регистрируется в среднем 3000 браков с несовершеннолетними. Как правило, принуждения к вступлению в брак, похищения с целью принуждения к вступлению в брак носят латентный (скрытый) характер.
Потерпевшие не обращаются в правоохранительные органы по разным причинам: в силу сложившихся стереотипов, что похищение и принуждение к вступлению в брак не преступление, а сложившаяся традиция; в силу возраста и, соответственно, непонимания происходящего; в силу материальной или иной зависимости; из-за давления со стороны родственников (общины) и боязни осуждения; а также по причине неверия в помощь правоохранительных органов. Зачастую потерпевшие, запертые и лишенные свободы, не имеют физической возможности обратиться за помощью к родственникам или в правоохранительные органы.
В большинстве случаев похитители прибегают к заключению брака в соответствии с религиозным обрядом бракосочетания, который не влечет за собой никаких правовых последствий. При этом религиозные служители, заключающие ранние и принудительные браки по религиозным обрядам и церемониям, не несут никакой ответственности, несмотря на то, что, по существу, способствуют нарушению прав потерпевших.
Представляется, что религиозные служители, заключающие соглашение о браке по религиозным обрядам и церемониям, должны удостовериться в правомочии вступающих в брак на его заключение, т. е. удостовериться в достижении лицами брачного возраста и наличии брака, зарегистрированного в регистрирующих органах.
В случае нарушения этого требования в первый раз и в отношении лиц, достигших брачного возраста, должна наступать административная ответственность. При повторном совершении правонарушения, а также совершении деяния в отношении лиц, не достигших брачного возраста, следует предусмотреть уголовную ответственность.
В комплексе уголовно-правовых средств, призванных обеспечить интересы, прежде всего, девочек и женщин в семейно-брачных отношениях, свободу и волеизъявление лица в выборе мужа (жены), защиту нравственного и физического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие, половой свободы и половой неприкосновенности, важную роль должна сыграть криминализация таких деяний, как:
а) принуждение лица к вступлению в брак; б) вступление в фактические брачные отно-
шения, а равно заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста;
в) заключение соглашения о браке по религиозным обрядам.
Криминализация указанных деяний должна стать результатом установления уголовной наказуемости за общественно опасное поведение в сфере охраны прав и свобод интересов личности, в том числе и в сфере семейно-брачных отношений.
Как процесс решение должно опираться на существующие социальные потребности уголовно-правовой регламентации определенных форм поведения. Оно должно быть согласовано с другими социальными и правовыми системами регулирования общественных отношений и организационными механизмами реализации уголовно-правовых предписаний. Иными словами, социальная обусловленность уголовно-правового запрета заключается в его необходимости, допустимости и возможности [1, с. 267-272].
К тому же надо учитывать и побочные последствия принимаемого решения, т. е. оценку его целесообразности. Совокупность факторов, в соответствии с которыми производится оценка потребности в криминализации, ее возможность, допустимость и целесообразность, составляет основание криминализации указанных выше деяний.
Потребность в уголовно-правовом запрете принуждения лица к вступлению в брак; вступления в фактические брачные отношения, а равно заключения брака с лицом, не достигшим брачного возраста; заключения соглашения о браке по религиозным обрядам – есть результат осознания общественной опасности указанных форм поведения для общества.
Факторы социальной жизни, сформировавшие потребность их криминализации, разнообразны: распространенность в обществе таких явлений, как ранние принудительные и принудительные браки, существенный моральный и физический вред, причиняемый потерпевшим в результате принуждения к вступлению в брак, похищения потерпевших с этой целью, заключения браков по религиозным обрядам, не влекущих правовых последствий, неэффективность борьбы с этими негативными явлениями другими мерами.
Основным же фактором криминализации указанных деяний является характер и степень общественной опасности указанных деяний. Характер общественной опасности деяния определяется важностью общественных отношений, которым причиняется или создается угроза причинения вреда в результате совершения деяния.
Так, в результате принуждения к вступлению в брак вред причиняется интересам личности, самоопределению в свободном и независимом выборе супруга (супруги), а также личной свободе в результате принуждения к вступлению в брак, сопряженного с похищением потерпевшего или лишением его свободы, что повышает общественную опасность деяния. Общественная опасность данного деяния повышается, если оно совершается в отношении несовершеннолетнего лица (в возрасте 16-18 лет), лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста или находящегося в материальной или иной зависимости от виновного. Крайне аморально и опасно, когда к вступлению в брак принуждают родители или иные лица, на которые возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних.
Вступление в фактические брачные отношения, а равно заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста, нарушая нормы Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», причиняет вред, прежде всего, нормальному нравственному и физическому развитию несовершеннолетних, их здоровью и половой неприкосновенности.
Заключение соглашения о браке по религиозным обрядам и церемониям, который не порождает соответствующих правовых последствий, несет в себе опасность попустительства нарушениям прав личности в брачно-семейных отношениях, а порой и соучастия в них.
Таким образом, значимость нарушаемых общественных отношений бесспорна, что обусловливает потребность в криминализации указанных посягательств на них.
В качестве предпосылок установления уголовно-правового запрета, указывающих на необходимость решения, связанного с нормированием массового поведения, является распространенность указанных деяний, а также недооценка их общественной опасности, что негативно влияет на правоохранительную практику. Поэтому, установив уголовную наказуемость соответствующих деяний, необходимо предпринять определенные политико-правовые усилия, чтобы соответствующим образом ориентировать судебную и следственную практику.
На криминализацию указанных деяний влияют и социально-психологические факторы: состояние правосознания населения и его правовая культура, которые рассматриваются как факторы допустимости криминализации. Принудительные и ранние принудительные браки представляют собой ту категорию отклоняющегося поведения, которая, к сожалению, не всегда вызывает осуждение со стороны населения, что обусловлено сложившимися традициями. Поэтому, установив уголовную ответственность за соответствующие деяния, необходимо предпринять информационно-идеологические усилия для преодоления правового нигилизма. Вместе с тем, несмотря на примиренческую позицию некоторой части населения, большинство граждан относятся отрицательно к ранним и принудительным бракам и полагают, что для повышения эффективности борьбы с этими опасными явлениями необходимо установить уголовную ответственность.
Таким образом, появление в уголовном законодательстве РК уголовно-правовых норм об ответственности за принуждение лица к вступлению в брак; за вступление в фактические брачные отношения, а равно заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; за заключение соглашения о браке по религиозным обрядам, обусловлено следующими факторами:
- социальным, определяющим необходимость появления соответствующих норм как эффективного средства защиты прав и интересов личности в сфере брачно-семейных отношений;
- нормативным, указывающим на обусловленность уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере брачно-семейных отношений нормами международного права, Конституции РК и других отраслей законодательства Казахстана;
- криминологическим, отражающим характер и степень общественной опасности криминализируемых деяний, их распространенность, характер вредных последствий, причиняемых государству, обществу и личности;
- социально-психологическим, отражающим уровень правосознания населения и его правовую культуру, отношение к исследуемым явлениям.
На основании изложенного полагаем, что необходимо дополнить главу 2 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» Уголовного кодекса РК следующими нормами:
Статья 140-1. Принуждение к вступлению в брак, к продолжению брачного сожительства, воспрепятствование вступлению в брак
Принуждение лица к вступлению в брак или к продолжению брачного сожительства, а равно воспрепятствование вступлению лица в брак по своему выбору, –наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет
Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору б) с применением насилия или угрозой применения насилия
в) в отношении заведомо несовершеннолетнего г) в отношении несовершеннолетнего родителем либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию
д) с использованием материальной или иной зависимости
е) с незаконным лишением потерпевшего свободы, не связанным с его похищением, – наказываются ограничением свободы от пяти до семи лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) совершены в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста
б) сопряжены с похищением потерпевшего вопреки его воле и без его согласия на брак
в) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет.
Статья 140-2. Заключение брака по религиозным обрядам, вступление в фактические брачные отношения с лицом, не достигшим брачного возраста
Заключение брака по религиозным обрядам с лицом, не достигшим брачного возраста, – наказывается ограничением свободы на срок от одного года до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Вступление в фактические брачные отношения с лицом, не достигшим брачного возраста, – наказывается ограничением свободы на срок от пяти до семи лет либо лишением свободы от семи до десяти лет.
Статья 140-3. Заключение соглашения о браке по религиозным обрядам Заключение религиозным служителем соглашения о браке по религиозным обрядам, при отсутствии регистрации брака в органах ЗАГС, если это деяние совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение, – наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
Заключение религиозным служителем соглашения о браке по религиозным обрядам в отношении лица, не достигшего брачного возраста, – наказывается штрафом от одной тысячи до пяти тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан, либо ограничением свободы на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Относительно похищения с целью принуждения к вступлению в брак, а также незаконного лишения свободы с этой же целью, возможен альтернативный вариант решения проблемы:
исключить квалифицирующий и особо квалифицирующий признак из проекта ст. 140-1 ч. 2 п. «е» и ч. 3 п. «б», дополнив ч. 3 ст. 125 УК «Похищение человека» особо квалифицирующим признаком «с целью принуждения к вступлению в брак», обозначив его п. «г», а также дополнив ч. 3 ст. 126 УК особо квалифицирующим признаком «с целью принуждения к вступлению в брак», обозначив его п. «г». Полагаем, что реализация предложенного наилучшим образом послужит выполнению такой задачи Уголовного кодекса, как предупреждение преступлений.
Кроме того, исходя из того, что потерпевшим в преступных деяниях могут быть лица как мужского, так и женского пола, полагаем, что нет необходимости их выделения по половому признаку. Данное предложение не является новым. Так, депутат Азербайджанского Парламента Рафаэль Джабраилов предлагал, чтобы ответственность предусматривалась не только для тех, кто принуждает к раннему браку женщин, но и мужчин. «Я был свидетелем брака 16-летнего парня с 30-летней женщиной», – говорил он, в обоснование своей позиции [2].
Также в качестве примера можно привести историю другого азербайджанского юноши – 16-летнего Дашгына Аминова, которого родители принуждали жениться на 15-летней родственнице [3].
Таким образом, криминализация распространенного общественно опасного поведения, посягающего на права и интересы личности в сфере брачно-семейных отношений и причиняющего существенный вред соответствующим общественным отношениям, требующим уголовно-правовой регламентации, реализация предложенных рекомендаций по дополнению уголовного законодательства соответствующими нормами будет способствовать эффективной защите интересов личности и общества, выполнению охранительной и предупредительной функции уголовного закона.
Литература
- Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М, 1982.
- http://www.islamsng.com/aze/news/3183
- enw-fond.ru/.../1124-v-azerbaydzhane-roditeley-nakazhut-za-prinuzhde