В статье сделан анализ нового уголовно-исполнительного кодекса, о возврате УИС в систему МВД и продолжающихся реформах в правоохранительной системе страны. Выделены особенности нового закона. Акцентировано внимание на национальных превентивных механизмах. Сформулировано авторское видение развития правоприменительной ситуации в тюремной системе Казахстана.
Сегодня уголовно-исполнительная система находится в ведомстве полицейском, но, как мы знаем, тюремная система Казахстана с 2002 по 2011 годы находилась в ведомстве гражданском – министерстве юстиции. По этому поводу существуют самые разнообразные мнения. Уголовно-исполнительная система столь долго входила в состав Министерства внутренних дел, что сегодня многими в обществе воспринимается как его неотъемлемая часть.
Действительно, становление и развитие уголовно-исполнительной системы проходило в рамках Министерства внутренних дел и имеет свою богатую историю. Не вдаваясь в глубину истории системы, вернемся к теме нашей работы.
Новый уголовно-исполнительный кодекс был подписан Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым и будет введен в действие в 2015 году [1].
Немного предистории. Как сообщила в своем выступлении в ходе круглого стола по обсуждению нового Кодекса в Павлодаре депутат парламента, секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, доктор юридических наук, профессор Светлана Бычкова, во время работы над законопроектом «депутаты и эксперты внесли в документ более 700 поправок, в итоговую сравнительную таблицу вошло В частности, депутаты вернули в законопроект норму о посылках и свиданиях для осужденных. Ранее разработчики предлагали запретить получение осужденными посылок, и это предложение вызвало немало споров и критики со стороны депутатского корпуса. Что касается количества свиданий, то оно, как и в действующем законе, дифференцировано в зависимости от вида учреждения и условий содержания, но при этом в целом увеличено в сравнении с предлагаемым в редакции разработчика.» [2].
Попутно отметим, что в главах, посвященным видам наказания, не связанным с лишением свободы, сделаны существенные дополнения и уточнения, связанные с конкретизацией соответствующих правовых механизмов. Предложены новые редакции статей о режиме, в том числе строгом, отбывания наказания в учреждениях УИС. Значимой новеллой кодекса является единая норма об оценке поведения осужденного с целью индивидуализации его наказания. В период исполнения наказания будет осуществляться объективная оценка поведения осужденного на основе четких критериев и документированных материалов, которые будут определять степень его поведения.
По замыслу законодателя, это явится основанием для изменения вида учреждения, в котором он отбывает наказание, изменения условий отбывания им наказания в учреждении, а также для расширения его прав либо, напротив, установления правоограничений. «То есть, он сам в значительной мере определит свою судьбу в период отбывания наказания», – отметила С. Бычкова.
Значительное внимание в новом УИК уделено несовершеннолетним осужденным. В частности, в соответствии с международными требованиями исключено помещение их в дисциплинарный изолятор. Вместо этого предложены меры, сочетающие кратковременную изоляцию без изменения условий содержания с применением одновременно мер воспитательного характера, доработаны нормы об учебновоспитательном процессе.
Попутно заметим, что не остался в стороне и международный опыт. Как отмечали в ходе обсуждения участники круглого стола, новым УИК совершенствуется механизм исполнения наказания в виде лишения свободы. Осужденный к лишению свободы начинает отбывать наказание в обычных условиях. А в дальнейшем, в зависимости от его поведения, он может быть переведен на строгие либо облегченные условия.
На сегодня такая система применяется в Норвегии, где в условиях тюрьмы реализуется система исполнения наказаний с помощью дифференциации социальных лифтов. Осужденные в зависимости от мотиваций отбывают наказание на разных этажах тюрьмы, отличающихся условиями содержания. Таким образом, теперь и в Казахстане сама система исполнения наказаний будет дифференцироваться в зависимости от поведения осужденных, что, в свою очередь, конечно же, будет способствовать исправлению осужденных. Это и есть главная цель наказания – чтобы человек, который совершил противоправный поступок, осознал свои ошибки и вышел из мест лишения свободы измененным в положительную сторону.
В новом кодексе заметно усиливается роль общественности как в воспитательном процессе, так и в обеспечении защиты прав осужденных. Во-первых, это обусловлено тем, что общественность обладает таким «инструментарием» социальной коррекции личности, которым не обладают государственные органы. Во-вторых, общественность может способствовать социально-педагогическому обеспечению процесса ресоциализации, который охватывает моральную, психологическую, практическую подготовку к жизни в обществе, овладение новыми социальными ролями, формирование правопослушного поведения. Вводя такие нормы, наша страна делает серьезный и очень важный шаг к общему снижению тюремного населения страны [3]. Безусловно, кодекс содержит множество и других новелл, которые позволят нашей стране сделать серьезный и очень важный шаг к утверждению международных стандартов в уголовно-исполнительном законодательстве.
Так, в новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса предлагаются механизмы, которые будут способствовать принципам справедливости наказания за преступления. Сегодня это мировая практика. Поэтому в ходе обсуждения данного закона депутаты Мажилиса А.Нуркина, С.Бычкова, известный историк права, доцент С.Бастемиев и другие участники мероприятия уделяли особое внимание вопросам широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, а также социальной адаптации осужденных.
Отдельно хотелось бы остановиться на такой новелле в законе, как национальные превентивные механизмы (НПМ). Раннее мы в своих работах затрагивали отмеченный институт уголовно-исполнительного права. По нашему мнению, это, возможно, в будущем один из «субъектов общественного воздействия» [4].
Следует отметить, что такое «новшество» в кодексе впервые вводится в Казахстане и вообще на постсоветском пространстве. Прогнозируя в будущем деятельность отмеченного института, допускаем возможные трудности в ходе его практического создания, особенно в подборе кадров.
Принятый в 1996 году уголовно-исполнительный кодекс возложенные на него задачи выполнил. Однако, за 18 лет в стране и мире произошли значительные изменения, страна сделала определенный рывок в своем развитии – досрочно выполнила программу 2030 и определила концепцию развития Казахстана до 2050 года. Как известно, идеальных законов не бывает, они имеют свойство устаревать и постоянное совершенствование законов также является одним из направлений реформ в правоохранительной системе, и в уголовно-исполнительной системе в частности. Можно считать и передачу тюремной системы в Министерство Внутренних Дел как дальнейшее реформирование, а десятилетнее пребывание УИС в подчинении министерства юстиции требует своего исследования не только со стороны криминологов, но и других специалистов. Возвращаясь к теме нашей статьи, поддерживаем принятие нового закона в такой деликатной сфере, как исполнение уголовных наказаний, считаем, что «новый правовой документ дополняет права осужденных на признание их человеческого достоинства. Таким образом, нацеленность нашей страны на гуманизацию уголовной политики нашла еще одно подтверждение» [2].
Литература
- Президент РК Н.А. Назарбаев подписал Уголовно-исполнительный кодекс Электронный ресурс: http://kapital.kz/ gosudarstvo/31479/nazarbaev-rk-podpisal-ugolovno-ispolnitelnyj-kodeks.html дата обращения: 09.2014
- Бычкова С. Материалы круглого стола на тему: «Модернизация уголовно-исполнительного законодательства: требование времени». 25 августа 2014 г., Павлодар, Дом Дружбы.
- Жамулдинов В.Н. Общественное воздействие как одно из средств исправления осужденных: теория и практика: автореферат канд.,дисс., юр. наук. – Алматы, 2010. – 30 с.
- Жамулдинов В.Н. О системе субъектов общественного воздействия на осужденных: новые подхода и перспективы // Вестник КазНУ. – №3. – 2013. – 210 с.