В настоящей статье рассматриваются нормы Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, регулирующие различные сферы социальной жизни. Уголовно-процессуальный закон содержит нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства, а также в других сферах социальной жизни. Таким образом, уголовно-процессуальный закон не только обеспечивает реализацию норм уголовного закона, но и регулирует общественные отношения в ходе уголовного процесса. В статье автор приводит классификацию регулятивных норм, содержащихся в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан.
С давних времен общественные отношения людей регулировались не только правовыми нормами, но и рядом других социальных норм, каковые существовали еще до возникновения права и государства. К таким социальным нормам можно отнести религиозные, моральные, нравственные и иные.
Понятие социальных норм в настоящее время неоднозначно, и существуют его различные трактовки. К примеру, В.Н. Хропанюк определяет понятие социальных норм, как правило, регулирующих поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Эти нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства [1, с.196].
В трудах В. С. Нерсесянца мы сталкиваемся со следующей дефиницией социальных норм:
«Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей» [2, с.76].
Исходя из приведенных определений, можно сказать, что социальные нормы выступают регулятором общественных отношений и определяют должное либо возможное поведение человека в обществе, тем самым способствуя поддержанию общественного порядка.
Так как все сферы общественной жизни взаимосвязаны между собой, то корреляция различных видов социальных норм очевидна. Прежде чем выработать правовые нормы, законодатель всегда учитывает требования других социальных норм, чтобы в последующем нормы права им не противоречили. В различные исторические периоды развития общества ученые пытались выделить какую-либо сферу жизни в качестве основной по отношению к другим сферам. К примеру, в Средние века основной сферой жизни общества являлась религия. В Новое время и эпоху Просвещения религию сменили нравственность и научные знания. Марксизм отдает предпочтение экономической сфере общественной жизни. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние одной из сфер социальной жизни может усиливаться.
В действительности же общественная жизнь сочетает в себе элементы всех социальных сфер. К примеру, в зависимости от экономики страны формируются различные социальные слои населения. А в зависимости от социальной иерархии у человека формируются моральные, нравственные, политические взгляды. Научная сфера общественной жизни всегда определяется потребностями самого общества. Религия влияет на самосознание и воспитание граждан, а также на состояние правопорядка. Правовая система государства определяет экономические отношения.
Однако, несмотря на значимость всех социальных норм, хотелось бы выделить нормы права в качестве приоритетных по сравнению с другими, но находящихся в тесной взаимосвязи с ними. Право играло важнейшую роль в системе социальной регуляции со времени его появления.
По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, первой формой светской идеологии, которая оттеснила религию и заняла господствующие позиции, было юридическое мировоззрение [3, с. 498].
В трудах В.С. Нерсесянца под первыми писанными законодательными актами государства понимаются кодифицированные нормы обычного права и судебных прецедентов. По его мнению, важным средством государственного влияния на развитие права, кроме прямой формулировки ряда его норм в законодательных актах, становится та или иная форма официального признания и санкционирования сложившихся традиционных правил и процедур, норм обычного, прецедентного и доктринального права. Влияние всех указанных форм нормоустанавливающей деятельности государства постепенно сказывается на всей социорегулятивной системе общества, характере и направлениях ее трансформации и последующей эволюции. С усилением роли писанного законодательного источника права ослабляется роль иных его источников, а параллельно с развитием, укреплением и обособлением правовой системы в целом идет процесс прогрессирующей спецификации и автономизации также и всех иных видов социальных норм [2, с. 30].
Актуальным для исследования является вопрос определения сфер жизни общества, регулируемых нормами права, в частности уголовно-процессуальными нормами. Нормы уголовно-процессуального закона регулируют общественные отношения, возникающие в результате возбуждения уголовного дела, в ходе предварительного расследования преступлений и судебного рассмотрения уголовных дел. В ходе такого регулирования складываются уголовно-процессуальные правоотношения, которые частично затрагивают все сферы общественной жизни, такие, как социальная, духовная, экономическая и политическая.
В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан (далее – УПК) в основном содержатся нормы обеспечительного характера, основное назначение которых – достижение задач уголовного процесса и реализация норм уголовного закона. Однако среди норм уголовнопроцессуального закона встречаются и такие, которые регулируют общественные отношения, подобно нормам материального права.
Нормы уголовно-процессуального закона регулируют отношения между уполномоченными государственными органами, с одной стороны, и другими участниками уголовного процесса – с другой. С момента возникновения уголовно-процессуальных правоотношений меняется социальный статус участников уголовного процесса, так как у них возникают определенные права и обязанности в ходе досудебного производства и судебного разбирательства. В ходе предварительного расследования возникают обязательства участников уголовного процесса, которые значительно ограничивают их конституционные права. К примеру, обязательство о явке к дознавателю, следователю, в прокуратуру либо суд, а также применение к подозреваемому либо обвиняемому мер пресечения. Так, в случае применения задержания, подписки о невыезде либо ареста ограничивается право на свободу передвижения. Задержанные и арестованные лица, кроме этого, на определенный период лишаются права на личную свободу, на получение образования и свободу труда, свободу переписки и свидания с близкими.
Нормы уголовно-процессуального закона также регулируют общественные отношения в духовной жизни общества. В качестве примера можно обратиться к статье 27 УПК, положения которой позволяют священнослужителю не давать показания против доверившихся ему на исповеди [4]. Участник производства по уголовному делу, становясь подозреваемым либо обвиняемым, ограничивается в возможности отправления религиозных обрядов в случае задержания в порядке статьи 132 УПК, либо применения к нему меры пресечения в виде подписки о невыезде, ареста, домашнего ареста. К примеру, подозреваемый либо обвиняемый не имеет возможности посещать в установленные дни мечеть либо церковь, так как содержится в условиях изоляции от общества и живет в соответствии с установленным для арестованных режимом, либо не может совершать паломничество в священные места в силу того, что ему запрещается покидать жилище, либо выезжать за пределы населенного пункта без разрешения органа уголовного преследования.
Кроме указанных сфер жизни, регулируемых уголовно-процессуальным законом, хотелось бы также уделить внимание взаимосвязи норм уголовного процесса и экономических отношений. В УПК имеются нормы, применение которых влияет на деятельность частных предприятий, организаций, а также на имущественное положение владельцев указанных предприятий и их работников. В качестве примера можно привести применение в ходе предварительного расследования иной меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество. При применении данной меры процессуального принуждения деятельность предприятия, организации на определенный период времени прекращается, в результате чего прибыль от деятельности предприятия временно сводится к нулю и, как следствие этого, работники лишаются рабочих мест и заработной платы, а владелец терпит значительный финансовый убыток. В случае же длительного ареста имущества, его собственник может даже претерпеть банкротство и лишиться всех источников дохода.
Проанализировав содержание УПК, мы пришли к выводу о том, что почти во всех главах имеются материальные нормы права, которые определяют права и обязанности участников уголовного процесса, а также регулируют взаимоотношения между ними в ходе производства по уголовному делу.
Во-первых, таковыми являются принципы уголовного процесса. Нормы УПК, устанавливающие данные принципы, в большей степени носят регулятивный характер, нежели обеспечительный, так как непосредственно оказывают регулятивное воздействие на уголовно-процессуальные отношения. Только необходимо сделать оговорку, что принципы не являются нормами, так как не соответствуют нормам права по своей структуре (гипотеза, диспозиция, санкция). Но, тем не менее, они выступают основополагающими началами уголовно-процессуального права, и уголовный процесс осуществляется при обязательном их соблюдении. Кроме отраслевых принципов, в УПК имеются конституционные, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством и характеризуют основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в главе ii Конституции Республики Казахстан «Человек и гражданин» [5]. Некоторые из указанных норм включены в УПК в качестве конституционных принципов уголовного процесса. К примеру, такие, как законность, презумпция невиновности, судебная защита прав и свобод человека и гражданина, неприкосновенность личности, частной жизни, собственности, жилища, равенство граждан перед законом и судом.
Во-вторых, в главах 7, 8, 9, 10 раздела 2 УПК содержатся правовые нормы, предусматривающие права и обязанности участников уголовного процесса, а также регулирующие отношения между ними во время предварительного расследования [4].
В-третьих, кроме вышеуказанных норм, в главе 4 УПК также содержатся нормы регулятивного характера, которые предоставляют гражданам право на реабилитацию и возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс. В статье 39 УПК указано, что в случае оправдания судом подсудимого он подлежит реабилитации и ему возмещается моральный и материальный вред, причиненные в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс. Статья 40 УПК содержит перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования [4].
Глава 11 УПК предусматривает обязанность уполномоченных должностных лиц и других участников уголовного процесса отстраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
В статье 208 УПК указана обязанность обвиняемого, находящегося на свободе, в случае получения повестки явиться к следователю. В качестве санкции за неисполнение указанной обязанности к обвиняемому применяется мера процессуального принуждения в виде привода.
Глава 53 УПК предусматривает право определенного круга лиц на привилегии и иммунитет от уголовного преследования, что придает соответствующим участникам уголовного процесса особый правовой статус, улучшающий и укрепляющий их процессуальное положение относительно других участников процесса. Нормы рассматриваемой главы УПК также обязывают органы уголовного преследования осуществлять производство по делу в особом порядке, который отличается от обычного производства по уголовным делам.
В главе 55 УПК изложены правовые нормы, регулирующие отношения между правоохранительными органами Казахстана и иностранных государств, а также их права и обязанности по оказанию правовой помощи по уголовным делам и выдаче преступников.
В УПК предусмотрен порядок судебного разбирательства по уголовным делам с участием присяжных заседателей (главы 57-60) [4]. Указанные нормы не только предусматривают порядок проведения судебного разбирательства, но и закрепляют основные права и обязанности присяжных заседателей, а также санкции за нарушение данных обязанностей.
Таким образом, исходя из анализа норм УПК, можно сделать вывод о том, что уголовно-процессуальный закон не только обеспечивает реализацию положений уголовного закона и предусматривает порядок уголовного преследования и судебного разбирательства по уголовным делам, но также регулирует общественные отношения в ходе уголовного процесса, закрепляет основные права и обязанности участников процесса. Отдельные нормы уголовно-процессуального закона содержат санкции, применяемые к участникам уголовного процесса за нарушение процессуальных обязанностей. Все содержащиеся в УПК регулятивные нормы, на наш взгляд, необходимо классифицировать следующим образом:
- нормы, предусматривающие права и обязанности участников уголовного процесса и регулирующие отношения между ними;
- нормы, предусматривающие привилегии и иммунитет от уголовного преследования;
- нормы, регулирующие отношения между правоохранительными органами Республики Казахстан и зарубежных государств по оказанию правовой помощи по уголовным делам;
- нормы, предусматривающие санкции за неисполнение участниками уголовного процесса предусмотренных обязанностей;
- нормы, содержащие права и обязанности присяжных заседателей во время судебного разбирательства.
Литература
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / под. ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М., 1995. – 384 с.
- Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. – М.: Норма – Инфра М, 1998, – 647 с.
- Маркс. К., Энгельс Ф. Сочинения – Т.21. – М., 1961. – 741 с.
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 12.1997 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.04.2014 года).
- Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.2011 года).