В данной статье авторами проведен анализ законодательства вопроса доступа к экологической информации, участия общественности в принятии решений и доступа к правосудию в Германии. Существующее законодательство данной страны дает общественности право на получение информации, в том числе экологической, на доступ общественности к принятию решений и правосудию.
За охрану здоровья и благоприятную окружающую среду отвечают органы исполнительной власти, а граждане имеют право на информацию о состоянии окружающей среды. Владея достоверной информацией, человек может судить о степени опасности либо об отсутствии вредных факторов в среде своего обитания. Одним из основных прав является возможность получать информацию о состоянии окружающей среды в месте проживания.
Основы освещения экологических проблем в Германии создает ряд законов по охране окружающей среды. Важным фактором является законодательно признано право каждого гражданина получать экологическую информацию и подавать без доказательства субъективной заинтересованности протест, например, против запланированного проекта. Такую возможность предоставляет «Закон об экологической информации», принятый 8 июля 1994 года. В Германии тема охраны окружающей среды появляется в избирательных платформах кандидатов в депутаты в 1960-х годах, но только в 1970-х она привлекает внимание партий. В 1979 году образовано всемирно известную экологическую партию Германии «Зеленые». Это привело к целой волны экологических идей в политике европейских стран. Конституция Германии в ст. 20a налагает обязанность на государство по охране окружающей природной среды, но ничего не говорит о корреспондирующих экологических правах граждан. Более того, в Германии можно встретить точку зрения, согласно которой практическая потребность в нормативном закреплении экологических прав граждан отсутствует [1].
Экологические права рассматриваются как частные по отношению к праву на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность [2]. Соответственно и экологический вред признается частным случаем вреда здоровью, имуществу граждан и подлежит защите средствами деликтного права. В этой ситуации эффективно можно использовать положения, прописанные в § 823 Германского гражданского уложения, в котором говорится об обязанности возместить вред [3].
Несмотря на то, что Основной Закон Федеративной Республики Германия не включил экологические права граждан в каталог основных прав и свобод, очевидно, состояние окружающей природной среды в Германии значительно лучше. Такой подход не мешает немецким гражданам и иным субъектам права чувствовать себя защищенными от экологических правонарушений. Как это достигается? Через осознание важности сохранения окружающей природной среды не только для себя, но и для будущих поколений, через неукоснительное соблюдение требований закона, через эффективный правовой механизм построения эффективного правового механизма уделяется большое внимание не только в нашей стране, но и за рубежом, в частности в Германии [4].
Термин «правовой механизм» (Rechtsmechanismus) зародился в Германии в начале XX в. и наиболее полно был раскрыт известным немецким теоретиком права Отто Кирххаймером в диссертации «Теория государства социализма и большевизма». Профессор Отто Кирххаймер представил правовой механизм как способ характеристики государства: «Государство – это право, и даже не столько право, сколько правовой механизм" [5].
В современном немецком законодательстве, а также юридической литературе понятие «правовой механизм» встречается крайне редко. Однако, проанализировав трактовку этого понятия [6], можно прийти к выводу, что под правовым механизмом понимается совокупность нормативно закрепленных инструментов, направленных на достижение поставленной правовой цели. По сути, правовой механизм отражает движение права от «бумажной» нормы к реализации ее на практике. Если понятие «правовой механизм» в Германии практически не используется, то такие термины, как «правовое средство» (Rechtsmittel), «инструмент» (Instrument), позволяющие отразить эффективность действия права и реализацию субъективных прав, исследуются весьма часто. Можно выделить следующие инструменты экологического права Германии. Это инструменты: планирования, непосредственного управления поведением, косвенного управления поведением, организации производства, частного права, уголовные санкции и др. Данные инструменты можно рассматривать в контексте реализации экологических прав граждан. Планирование как инструмент реализации экологических прав граждан представляет собой одну из составных частей управления, заключающуюся в постановке задач в сфере охраны окружающей среды и выработке необходимых способов по их достижению [7]. По мнению профессора М. Клепфера, основой при планировании является информация о состоянии окружающей среды. Отношения по сбору экологически значимой информации урегулированы в Федеральном законе “Об экологической статистике” (Umweltstatistik gesetz) [8] подробно прописывается порядок создания информационной базы. Это является в том числе и обязанностью Федерального правительства Германии, которое должно предоставлять доступные для каждого человека отчеты о состоянии окружающей среды. В результате такого планирования реализуется право каждого гражданина Германии на получение экологической информации и его участие при принятии экологически значимого решения (при утверждении конкретного плана). Говоря об инструментах непосредственного и опосредованного управления поведением субъектов права, отметим, что в первом случае государство как субъект управления обязывает выполнять экологические требования. За невыполнение императивных требований предусматривается наступление ответственности. Во втором случае компетентные государственные органы не устанавливают обязательные требования, а осуществляют корректировку поведения субъектов при помощи мер стимулирования. В данном случае у адресата таких мер есть выбор между разными правомерными альтернативами своего дальнейшего поведения [9].
Инструменты организации производства необходимы для создания экологически ответственной деятельности хозяйствующих субъектов. Так, среди основных обязанностей субъектов хозяйственной деятельности называется обязанность информировать обо всех негативных воздействиях на окружающую среду, иметь в штате экологов, проводить экологический аудит в рамках системы экологического менеджмента. К инструментам частного права относятся нормы права, напрямую не предназначенные для регулирования экологических отношений, но косвенно на них воздействующие. Например, в рамках законодательства, предусматривающего ответственность за качество произведенных продуктов и предоставленных услуг (Produkthaftungsrecht), речь идет о качестве производимых продуктов, которое в том числе должно отвечать требованию экологичности [10].
Быстрое восстановление и невероятный экономический подъем Германии пятидесятых и шестидесятых годов двадцатого столетия привели к сильнейшим загрязнениям окружающей среды – реки и озера оказались заражены, воздух загрязнен токсичными веществами, а ландшафт страны испещрен неконтролируемо разросшимися городами. Однако недовольство значительного числа немецких граждан привело к тому, что с начала семидесятых годов с загрязнениями окружающей среды ведется систематическая борьба.
Ответственность государства в области защиты окружающей среды была впервые закреплена в соответствующей программе Федерального правительства от 1971 года, в которой политика по защите окружающей среды была определена как «совокупность всех мер, направленных на обеспечение человечеству среды обитания, необходимой ему для здорового и достойного существования, а также на защиту почвы, воздуха и воды, растительного и животного мира от долгосрочных последствий человеческого вмешательства и на устранение ущерба или вреда, возникшего в результате человеческого вмешательства».
В ГДР хищническая эксплуатация естественных основ жизни считалась, согласно идеологии СЕПГ, признаком западного капитализма. При этом тяжелое состояние окружающей среды внутри страны практически игнорировалось политической верхушкой и средствами массовой информации, находившимися под контролем властей. Существующие данные, говорящие о фактическом состоянии окружающей среды, держались в тайне. Тем временем некоторые регионы – в частности, районы добычи бурого угля и центры химической промышленности – были загрязнены настолько, что согласно предельно допустимым нормам концентрации вредных веществ, рекомендуемым ООН, должны были быть расценены как непригодные для жилья.
Защита окружающей среды в Основном законе ФРГ.
С начала семидесятых годов в Германии было издано большое количество законов и постановлений, касающихся защиты окружающей среды. Одной из первых мер, принятых правительством, стал закон о ликвидации отходов от 1972 года, затем в 1974 году был принят Федеральный закон об охране окружающей среды от воздействия экологически вредных выбросов, за которым последовал Федеральный закон об охране природы, принятый в 1976 году; наконец, в 1990 году был установлен контроль за экологическими последствиями хозяйственной деятельности предприятий.
В 1994 году охрана окружающей среды была закреплена в Конституции как одна из основных целей государства (Ст. 20а): «Государство защищает, сознавая ответственность перед будущими поколениями, естественные основы жизни человека и животных в рамках конституционного строя посредством законодательства и через осуществление исполнительной и судебной власти в соответствии с законом и правом».
Однако на практике жесткие нормы, принятые для сохранения здоровой и чистой окружающей среды, наталкиваются на определенные границы, что является результатом противостояния (хорошо организованных) экономических интересов. Кроме того, эффективность политики защиты окружающей среды затрудняется еще и тем обстоятельством, что, являясь сверхзадачей, которая касается одновременно всех политических областей, она может успешно проводиться лишь в том случае, если будет принята политическими и общественными действующими лицами как основная цель и действительно будет иметь приоритет по отношению к прочим интересам.
От лечения к профилактике.
Защита окружающей среды в Германии, как и в других странах, поначалу действовала по простому принципу последующего лечения: с помощью так называемых «технологий конца трубы», то есть, используя очистные и фильтрационные сооружения, предполагалось постфактум возместить ущерб, нанесенный во время производственного процесса, а также позаботиться о чистоте воды и воздуха.
Сегодня государственная политика ФРГ по охране окружающей среды опирается на следующие четыре принципа: принцип компенсации ущерба за счёт виновного предполагает устранение загрязнений окружающей среды за счет самого загрязнителя, что позволяет с самого начала избежать экоцида. Принцип профилактики имеет похожую функцию и направлен на то, чтобы как можно раньше напомнить человеку о необходимости защиты окружающей среды. Принцип сотрудничества призван включить всех действующих лиц в процесс принятия экологических решений, а принцип интеграции должен гарантировать эффективность защиты окружающей среды на всех политических уровнях.
Все четыре принципа складываются в принцип постоянства, согласно которому в результате использования природных ресурсов сложная система естественной окружающей среды не должна быть выведена из равновесия, с тем, чтобы сохранить способность системы к регенерации и, следовательно, в долгосрочной перспективе обеспечить разнообразие видов.
Многочисленные меры по защите окружающей среды, принимаемые государством, вкупе с возросшим экологическим сознанием населения стали следствием того, что за последние десятилетия экологическая обстановка в Германии значительно улучшилась. Во многом улучшение состояния окружающей среды связано также с воссоединением Германии – весь комплекс химической и тяжелой промышленности бывшей ГДР был заменен более экологичным производством.
Глобальные масштабы экологического вопроса.
В немецком обществе, как и среди немецких политических партий, по поводу защиты окружающей достигнут полный консенсус. Так, все политические партии, имеющие вес на федеральном уровне, провозглашают в своих программах защиту окружающей среды, хотя в отношении решающих моментов, как, например, использование атомной энергии, между партиями возникают с трудом разрешимые разногласия.
На международном уровне Германия принадлежит к числу ведущих стран, и это касается не только развития экологичных технологий. В рамках Европейского союза, а также в рамках таких международных организаций по охране окружающей среды, как Киотский протокол, направленный на снижение выбросов парниковых газов, ФРГ является одной из главных движущих сил. В повседневной жизни у немцев тоже есть чему поучиться, например, сортировке мусора. Однако перед Германией по-прежнему стоит проблема защиты видов и неконтролируемого роста населенных пунктов.
И все же одной из важнейших трудностей является отягощение атмосферы так называемыми парниковыми газами, которые считают причиной изменения климата. Именно изменение климата планеты делает очевидными глобальные масштабы экологического вопроса: как нам выжить и что нам для этого нужно делать? И вопрос этот, в отличие от тех, что мучили прежние поколения, относится не столько к отдельным национальным государствам, сколько ко всем государствам одновременно и ко всей мировой общественности [11].
Защита окружающей среды – это обязанность каждого из нас. Человек уже давно в долгу у природы. Состояние окружающей среды становится все более важной темой для современного общества. Однако, говоря об экологических проблемах, мы часто полагаем, что их причины, а также возможности решения зависят от «кого-то другого» о том, что каждый из нас может сделать для улучшения экологической ситуации. От того, какую позицию в этих вопросах займет общественность, будет зависеть, в какой экологической среде нам жить.
Литература
- См.: Kohler J. Einleitung zum Umwelthaftungsrecht / Staudinger Kommentar zum burgerlichen Gesetzbuch mit Einfuhrungsgesetz und Nebengesetzen. Eckpfeiler des Zivilrechts. Berlin: Walter de Gruyter, 2005. Rn.
- См.: ст. 1, 2 Основного Закона Германии // BGBl. I S.
- См.: Германское гражданское уложение от 18 августа 1896 г. С посл. изм. и доп. от 28 сентября 2008 г. // RGBl. S. 195, das zuletzt durch das Gesetz vom September 2009, BGBl. I S. 3161.
- См.: Kloepfer Umweltrecht. Muenchen: Beck, 2004; Erbguth W., Schlake S. Umweltrecht. Baden-Baden: Nomos, 2008; Kraemer L. Environmental law. London: Sweet and Maxwell, 2007 и др.
- Kirchheimer O. Zur Staatslehre des Sozialismis und Bolschewismus. Berlin, 1928. S. 36 (Diss.).
- См.: Jain A.K., Politik in der (Post-)Moderne – Reflexiv-deflexive Modernisierung und die Diffusion des Politischen, Fatal, Munchen. 2000; Teubner G. Man schritt auf allen Gebieten zur Verrechtlichung. Rechtssoziologische Theorie im Werk Otto Kirchheimers. In: Marcus Lutter, Ernst C. Stiefel und Michael Hoeflich (Hrsg.), Der Einflub deutschsprachiger Emigranten auf die Rechtsentwicklung in den USA und in Deutschland, Mohr Siebeck, Tubingen 1993. S. 505 – 520; Teubner G., Polykorporatismus: Der Staat als «Netzwerk» offentlicher und privater Kollektivakteure, In: Niesen P., Brunkhorst H. (Hrsg.), Das Recht der Republik: Festschrift Ingeborg Maus, Suhrkamp, Frankfurt 1999, 346 – 372; Bavaj R., Otto Kirchheimers Parlamentarismuskritik in der Weimarer Republik – Ein Fall von «Linksschmittianismus», In: VfZ 1/2007, Oldenbourg, 2007. S. 33 – 51; Krouwel A. The catch-all party in Western Europe 1945 – 1990 – A study in arrested development, Diss., Vrije Universitat, Niederlande, 1999; Heuermann B. Kommentar zum Einkommensteuergesetz, Koerperschaftsteuer gesetz, Gewerbesteuergesetz. Muenchen: Franz Vahlen. 2009 и др.
- См.: Erbguth , Schlake S. Umweltrecht, Baden-Baden: Nomos, 2008. S. 75.
- См.: Федеральный закон от 16 августа 2005 г. “Об экологической статистике” // BGBl. I S. ]. В Федеральном законе “Об экологической информации” (Umweltinformationsgesetz) [См.: Федеральный закон от 22 декабря 2004 г. “Об экологической информации” // BGBl. I S. 3704.
- См.: Bender , Sparwasser R., Engel R. Umweltrecht – Grundzuge des oeffentlichen Umweltschutsrechts, Mueller, Heidelberg, 2000. S. 42 – 47.
- См.: Kloepfer M. Umweltrecht. Muenchen: Beck, 2008. S. 103 – 105; Bender B., Sparwasser R., Engel R. Umweltrecht – Grundzuge des oeffentlichen Umweltschutsrechts, Mueller, Heidelberg, 2000. S. 50 –
- http://www.goethe.de/ins/ru/lp/kul/dur/uia/rau/ru5099932.htm Франц Кохоут, Copyright: Goethe-Institut e. , онлайн-редакция октябрь 2009