Деятельность Русской Православной Церкви в  постсоветский период в Казахстане

История любого народа представляется не только процессом его собственного развития, но и опытом социально-экономического и культурного взаимодействия с другими народами. Выявление тенденций и особенностей сосуществования этносов, проживающих на одной территории, при этом имеющих различные религиозные взгляды и традиции, является на сегодняшний день крайне актуальным. Наиболее ярким примером этнокультурного сотрудничества русского и казахского народов может выступать история Казахстана.

Данная тема представляется крайне важной в свете государственной политики по вопросам религии, согласно которой православие  и  ислам  суннитского  направления   признаются «традиционной» религией для казахстанского общества, внесшими весомый вклад в его культурно-историческое развитие. О вкладе Православной Церкви в укреплении толерантности многократно отмечалось Президентом Республики Казахстан. Рассматривая социальные аспекты РПЦ, мы видим четкую позицию духовенства относительно народа, исповедующие и придерживающие христианства православного толка. О значении православия предельно точно высказался экс-Верховный муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали: «Ислам и православие – вот два столпа духовной культуры Казахстана, имеющие глубокие тюркские и славянские корни» [1, с. 212], – на протяжении веков оказывавшие исключительно положительное влияние на развитие культурных и духовно-нравственных начал казахстанского народа. В преамбуле закона 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» также прописано, что наше общество «признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа» [2] как традиционные и культурообразующие религии для Казахстана, отмечая их особый статус.

Православие, как ислам и буддизм, опирается в своем учении на термин «Духовность», но вкладывает в содержание этого понятия собственное понимание. Под духовностью оно понимает не просвещенность, а священность, под рассудочной обособленностью – духовную неделимость. Духовность – не внешнее  качество  человека,  а  внутренне  глубоко исходящее явление. Благодаря присутствию этого свойства у человека, согласно православной культуре, проявляются такие качества, как послушание, терпеливость, жертвенность, обязательность, кротость и т.д.. Таким чертам характера свойственно не подражание формальным моральным образцам, а всеобъемлющее внутренне присущее ему. Кроме того, духовность дает человеку такую свободу, которая раскрывает перед человеком безграничный потенционал благочестивой и благодетельной жизни.

«Нравственность»  является  так  же одной из основ культурных ценностей Православия, ориентирующей человека не на преходящие ценности, а на  «искании  вечного  абсолютного добра и абсолютной правды». Православная культура ориентирована не на получение какойлибо практической пользы, скорее, на возвышение духовных ценностей добра, красоты, веры, надежды, любви, справедливости» [3].

Помимо укрепления и стабилизации социальных взаимоотношений, православие развивает в личности главенствующие гражданские ценности. При укреплении социальных отношений она основывается на политике правительства республики и христианской  ментальности  православного  направления.  На  этой   базе «духовных начал у граждан формируется патриотический настрой, представляющий собой активное выражение в социально-нравственном чувстве долга и служения своей Родине» [3] и в первую очередь семье. Таким образом, православная культура является неотъемлемой частью укрепления стабильности и развития общественных отношений в государстве. С приобретением независимости РПЦ в Казахстане еще больше укрепила в своей деятельности такие позиции, как поддержка политики национальных и общегосударственных институтов в укреплении межнационального и межрелигиозного согласия. В таком роде мирные воззрения определены не слепой покорностью желанием угодить правительственной политике, но фундаментальными врожденными порывами, которые вытекают из самой сущности православия. «Богу не угодно насилие, Богу не угодно кровопролитие. Всякое насилие, тем более прикрывающееся религиозными лозунгами, является глубоко чуждым Божеству и поэтому чуждо русской духовной традиции и культуре» [4]. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в своем выступлении четко обозначил социально-политическую позицию  Православной  Церкви  в   Казахстане, «как и всех носителей русской культуры и языка, была и остается неизменной», а именно, – «поддерживать все государственные и общественные институты в стремлении к общественному согласию» [4]. Далее он утверждает, что данная позиция обусловлена: «глубокими внутренними побуждениями, вытекающими из самой природы православного христианства» [4].

С приобретением независимости в Казахстане наравне с исламом и православием пребывают и другие религиозные не традиционные движения, которые негативно влияют на психику современной молодежи, вбивая в их еще неокрепшие умы свое видение современного мира. Именно с такими вызовами современности приходится сталкиваться Православной Церкви сегодня. Для того чтобы уменьшить риски попадания в такие организации казахстанцев, необходимо расширение культурно-воспитательной работы среди граждан в опоре и на историческое прошлое традиций Православия в Казахстане, и на возможности сегодняшнего дня. И такие работы проводят православные священники, обозначая их как общественные мероприятия для молодых людей, проходят в виде семинаров, лекций, бесед. При церквах функционируют воскресные школы для детей и подростков, все это необходимо для разъяснения молодежи сути православной культуры и православных догматов. Помимо этого, после церковных служб священниками проводятся беседы со всеми желающими прихожанами и посетителями церкви. Так же оказывается помощь всем пришедшим за моральной поддержкой и нуждающимся в совете по определенным вопросам. Во многих храмах страны основаны клубы для молодых. Их цель состоит в отвлечении внимания молодежи от неблагоприятных воздействий окружающего их мира и выработке у них основных положений высокой этики, чтобы удержать от негативных последствий.

Однако не смотря на весь негатив, присутствующий в некоторых современных псевдорелигиозных течениях, Православие придерживается своей традиции, убеждения, что в ряды последователей человек должен вступать на основании свободного выбора. Эти принципы заложены в любом конституционном правиле современного государства, придерживающегося демократических позиций. Еще представитель древней патристики, один из основателей христианского учения Тертуллиан, в свое время выразил это правило таким образом: «По человеческому праву каждый может почитать то, что он хочет… и одной вере не свойственно притеснять   другую, так как жертвы требуются от духа волящего» [5]. Именно этот принцип сохранила в себе православная церковь.

Деятельность Русской Православной церкви в современном Казахстане охватывает разные сферы общественной жизни, но по большей части культурно-просветительскую область. Это образование и гуманитарные науки, воспитание молодежи, здравоохранение, социальное поле, круг вопросов безопасности как отдельной личности, так и вcего государства в целом. В Казахстане функционируют несколько учебных заведений Русской Православной Церкви, где идет обучение будущих священников. Это: филиал Свято-Тихоновского  Богословского  института в г. Караганде, куда могут поступить все желающие абитуриенты, ответив на определенное количество вопросов и сдав вступительные экзамены. В этом направлении (привлечение молодежи к искусству) была организована в двух тысяча седьмом году впервые в Республике,   в г. Павлодаре, в областном историко-краеведческом музее имени Г.Н. Потанина выставка старинных медных икон начиная с шестнадцатого по двадцатые века. Очень часто организовываются встречи с видными представителями РПЦ, например в г. Петропавловске в 2007 г. состоялась встреча с популярным профессором Московской  духовной  Академией   диаконом А. Кураевым. Вся проводимая церковью учебно-просветительская деятельность проводится абсолютно бесплатно и требует от священников огромной энергии и выносливости.

Важнейшим событием как для Русской Православной Церкви Казахстана, так и для всей Православной Церкви явилось утверждение в августе двухтысячного года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви доктрины «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Это явление действительно приобрело исторический смысл для православия, так как впервые более чем за тысячелетнюю историю православной церкви была официально принята их социальная парадигма. В пункте первом «Определение Архиерейского Собора», записано: «Считать данный документ отражающим официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом» [6, с. 105], где так же в заключительных положениях утверждается, что: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» призваны служить руководством для Синодальных учреждений,  епархий,  монастырей,  приходов  и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношении с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массой информации» [7].

Данная доктрина стала необходимостью в связи с перестройкой в начале 90-х годов XX века с расширением социально-политических, религиозных и экономических проблем, которые решаются Православной Церковью как Московского Патриархата, так и всех поместных церквей. В тексте документа перечислено 16 направлений «соработничества Церкви и государства», а именно: образование и воспитание, миротворчество, сохранение в народе нравственности, совместные социальные программы, милосердие и благотворительность, культура, попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных органов, профилактика правонарушений, наука, здравоохранение, средства массовой информации, экономическая деятельность, экология, семья и др. [8, с. 22-23]. Таким образом, вся эта разносторонняя социальная деятельность Русской Православной Церкви требовала правового обеспечения в виде законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Что и было сделано РПЦ на Архиерейском соборе, и сегодня «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» представляют собой новый этап осмысления православием своего места в системе современных социальных институтов. Теперь данная концепция отразилась и на работе приходов в Казахстане, было решено добиться того, чтобы в Митрополичьем Округе абсолютно при каждом православном храме был создан духовно-культурный центр. Ведь в Казахстане русские люди инстинктивно тянутся к храму и собираются вокруг него. Православная церковь направила свои силы на постройку и реконструкцию всех ветхих зданий. Церковью проводится работа с заключенными, социально неблагополучными подростками, наркозависимыми и т.д. Так же открылись три женских монастыря, которые находятся в Акмолинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях, и три мужских – один в Восточно-Казахстанской и два в Алматинской областях Серафимо-Феогнотовская мужская пустынь и Спасско-Силуянова пустынь. Помимо этого ежемесячно издается газета «Свет православия в Казахстане», тираж которой составляет 2000 экземпляров И это ясно подтверждается Митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром: «Священнослужителям  ежедневно  приходится  иметь  дело  с родственниками наркозависимых, алкоголиков; с людьми, испытавшими глубокие личностные потрясения, оказывая им духовную, психологическую, зачастую и материальную поддержку» [4].

Здесь же выделим, что теперь Православная Церковь Казахстана создала определенную традицию в проведении целого ряда фестивалей и конкурсов в летний период времени, с масштабом, охватывающим всю Республику. Целью этих мероприятий также является привлечение к церковно-общественному деянию большого количества образовательных заведений, педагогов, школьников, а главное молодежи. Так с 23 по 27 июня в городе Талдыкоргане, в лесном массиве на берегу реки Каратал, был проведен 1-й фестиваль церковно-приходских школ Астанайской и Алматинской епархии. Форма проведения фестиваля – полевой палаточный лагерь, в котором приняли участие 15 воскресных школ, а это более 300 человек, которые в течение пяти дней показывали свои таланты в разных областях – это театральный, вокальный, инструментальный конкурсы, а также спортивные состязания и викторины [9].

Кино и телевидение так же не остались в стороне. Как известно, кино является неотъемлемой частью современной культуры, через него происходит влияние на сознание  граждан, в особенности на молодежь. Сегодня возрастает потребность в духовно-нравственных, культурно-познавательных  программах,  которые бы показали современной молодежи, что есть добро, а что зло, в кинотеатрах преимущественно показывают зарубежные блокбастеры, пропагандирующие насилие и жестокость. Таким образом РПЦ Казахстана проводила несколько раз показ в кинотеатрах страны фильмов, рассказывающих о жизни и деятельности священников в различные исторические периоды. Одним из примеров может служить премьерный показ фильма «Поп» режиссера В. Хотиненко, прошедший в Славянском культурном центре Павлодарской области. Показ фильма приурочили к ежегодной майской акции для молодежи «Не воевавшие, мы помним», 2010 год был посвящен празднованию 65-летия победы в Великой Отечественной войне, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков. Как отмечают сами священники, этот фильм «возвращает доброе имя священникам Русской Православной Церкви, которые в годы войны оказались на захваченной немцами территории  и  затем  подверглись  незаслуженным преследованиям как мнимые «пособники» оккупантов» [10]. После показа фильма, который прошел на высоком уровне и не оставил пришедших на просмотр картины равнодушными, духовенство задумалось о создании киноклуба, в котором бы показывались просветительские и обучающие добру и милосердию фильмы. Так 21 октября 2012 года в здании Центральной воскресной школы города на Иртыше прошло открытие нового Православного киноклуба «Жизнь – за други своя». Организатор клуба – руководитель Отдела по делам молодежи Восточно-Казахстанской епархии иерей Иоанн Карабидович. Пресс-служба казахстанской метрополии заявила, что целью создания киноклуба является «повышение зрительской культуры, использование средств кинематографа для формирования позитивного, христианского образа жизни». По мнению организаторов, «современному зрителю не хватает осмысления происходящих в фильме процессов», далее они добавили, что «этот пробел призвано восполнить общение в киноклубе» [10].

Кроме киноклуба, в качестве развития молодежной культуры в 2013 году в городе Алматы состоялось открытие православного молодежного  клуба  «Вифания»,  на  котором участники «Вифании» представили презентацию Клуба. Молодые люди рассказывали о принципе своей работы, затрагивавшей сферу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Параллельно с общественной деятельностью православная церковь не забывает и о государственных предписаниях. Русская Православная Церковь Казахстана всегда поддерживала и оказывала содействие политике правительства по укреплению мира и стабильности во многоконфессиональном обществе. Считая, что познавательные и творческие возможности Православной Церкви в Республике еще не исчерпаны, а государственно-конфессиональные отношения с каждой эпохой и временем приобретают  новый импульс.

В Казахстане развита духовная семинаристская образовательная деятельность, которая ведется не только на русском, но и на казахском языке. Имеются приходские воскресные школы, гимназии, детские приюты, учреждения для инвалидов и престарелых. Проводятся духовно-культурные  выставки.  Например,  выставка «Раскрытый солнцу антиминс» была посвящена «новомученикам и исповедникам Казахстанским ХХ века». Было отмечено, что увековечивание  памяти  пострадавших  за  православную веру в ХХ веке – часть общегосударственной программы по сохранению памяти жертв политических репрессий [11]. В качестве культурного события, можно выделить принесение в столицу «ковчега с частью Животворящего Креста Христова», что оказало благоприятное воздействие на прихожан. Стимулом активного участия Церкви в социальной сфере казахстанского общества явилось высказывание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, что «Казахстан опирается на два столпа: традиционный ислам и Православие».

Одним из важнейших проявлений поддержки государством православного христианства явилась встреча Патриарх Кирилла с главой государства Н.А. Назарбаевым в резиденции Президента «Ак-Орда». На приеме были подняты вопросы, касающиеся социальных аспектов жизни казахстанцев, придерживающихся Православия. Патриарх Кирилл отметил: «Рад и тому, что наши с Вами договоренности по созданию Митрополичьего округа были реализованы. В настоящее время изменилось лицо Православной Церкви в Казахстане, создана самостоятельная структура. Это придает больший авторитет присутствию Православия, а главное, соответствует исторической роли Православия в Казахстане, потому что две традиционные религии – ислам и Православие – всегда  мирно  соседствовали на казахской земле». Патриарх Кирилл выразил благодарность Президенту Казахстана за оказание поддержки, Русской Православной Церкви, в строительстве здания Синода Казахстанского митрополичьего округа и духовно-культурного центра в честь святых Кирилла и Мефодия [12]. Того же направления касалась встреча Патриарха Кирилла в 2013 году 20 июня с государственной делегацией Республики Казахстан во главе с председателем Сената Парламента Республики Казахстан К.А. Мами. На заседании Патриарх Кирилл высказался по поводу отношений между двумя главными религиями  страны:

«Глубоко удовлетворен как уровнем развития отношений между Русской Православной Церковью и Казахстаном, так и тем, что происходит на территории страны с точки зрения отношений между двумя традиционными религиями Казахстана – православной и мусульманской». За тем подчеркнул «что опыт, который сегодня накоплен в Казахстане, – опыт диалога и сотрудничества – имеет значение не только для Казахстана, но и для многих других стран, в том числе стран СНГ» [13]. На встрече обсуждались также  разные  аспекты  дальнейшего церковногосударственного диалога в Казахстане. На встрече К.А. Мами особо выделил тот факт, что православная община Казахстана вносит особый вклад в развитие казахстанского общества и тем более положительно воздействует на духовное обогащение граждан страны. И уже в 2013 году 11 октября К.А. Мами принимал у себя в гостях митрополита Александра. Во время этой встречи на обсуждение выводились вопросы взаимодействия Православной Церкви Казахстана с администрацией столицы Республики. На встрече сторонами были рассмотрены «вопросы усиления межрелигиозного диалога», – кроме того, зашла речь о сотрудничестве Церкви и государственных органов власти. Поднимались проблемы «внедрения проектов, направленных на утверждение в казахстанском обществе идей согласия и взаимопонимания». На той же встрече подведены итоги «XII заседания секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, состоявшегося 25 сентября 2013 года» [14]. Здесь же отмечается дружественность и открытость в отношении РПЦ со стороны президента страны и правительства с первых дней существования суверенного Казахстана. Республику Казахстан всегда отличало от других государств религиозное и культурное многообразие, становившееся не одну сотню лет, а целый исторический период, и так более 22 лет независимый Казахстан является примером для всего мира уважительного и добрососедского сосуществования различных конфессий и этносов. Поэтому не только православная церковь, но и государство идут друг другу на встречу, развивая совместный диалог, и сообща находят оптимальные точки сотрудничества.

Православная церковь участвует не только во внутригосударственных отношениях, а также в установлении межгосударственных связей. Так, например: «30 октября митрополит Александр принял генерального консула Соединенных Штатов Америки в Алматы Терезу Гренчик по ее просьбе». Митрополит Александр рассказал  генеральному  консулу  США  в  Алматы о положении Православной Церкви в Казахстане, отдельно коснувшись темы межрелигиозных отношений и диалога с исламом. Глава округа подчеркнул роль Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в укреплении мира и  согласия в обществе, в развитии диалога между представителями разных религий. Митрополит Александр дал высокую оценку уровню отношений между Православием и исламом в современном Казахстане. «Казахстанский путь» – уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, которая призвана к укреплению демократических начал и имеет тенденцию к развитию [15].

Резюмируя, можно с уверенностью  сказать, что вклад Русской Православной   Церкви в культуру казахского народа явился важным фактором в истории Казахстана, а из высказываний митрополита Астанайского видно, что православная церковь и впредь будет оказывать содействие в построении культурно-просвещенного, стабильного общества. На протяжении 20 лет независимости и становления демократических свобод Православная Церковь Казахстана является активным участником в государственной политике, которая направлена на укрепление мира, толерантного отношения к культуре и традициям народов, проживающих в стране. Это ответственность на пути становления   богатого   духовно-нравственного общества, характерная менталитету казахского народа и присущая православной культуре. Если бы Казахский народ замкнулся в рамках национальной культуры, то рано или поздно это привело его к состоянию раздробленного государства, ведь так произошло со многими цивилизациями прошлых тысячелетий, несмотря на их многовековую историю, они не смогли подстроиться к новым условиям жизни. Культура этноса определяется тем, насколько он способен освоить культуру цивилизации и внести в нее свой самобытный вклад. Это и сделал казахский народ, освоил православную  культуру и смог внести в нее свой вклад, что позволило двум народам жить бок о бок три сотни лет. Дальнейшая судьба православной церкви в Казахстане на прямую зависит от дружбы русского и казахского народов, что будет являться залогом стабильности и процветания в многоконфессиональном обществе.

 

Литература 

  1. Шейх Абсаттар хаджи Дербисали Ислам – религия мира и созидания Теолого-религиоведческие, историко-филологические исследования, статьи, размышления, доклады и интервью. – Алматы: Дайк-Пресс, 2010. – 516 с.
  2. Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» РК. 2011г.
  3. Стариков Ю. Православная культура и современная молодежь // Газета клуба «Возрождение». – № 10 (1) октябрь 2008 год // http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-82
  4. Доклад митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на Всеказахстанском православном съезде 12 июня 2013 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/ 3037 641.html
  5. Кураев Андрей Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – 166 с.
  6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
  7. О Социальной концепции церкви. http://www.synergia.itn.ru/kerigma /katehiz/kirill/VyzovSovremenCiviliz/10.htm
  8. Тарасевич И.А. Конституционно-правовые проблемы признания религиозного сообщества традиционным в контексте обеспечения религиозной безопасности РФ. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / под ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича. – Тюмень: Тюменская областная Дума, Тюменский государственный университет, 2008. – 244 с.
  9. Рысбекова Ш.С. Христианство; Қазіргі Қазақстандағы дәстүрлі діндер / под общ. ред. Н.Ж. Байтеновой. – Алматы: Қазақ университеті, 2014. – 228 б.
  10. интернет сайт. http://mitropolia.kz/novosti/sob/76-popcinem.html
  11. интернет сайт. http://mitropolia.kz/novosti/sob/76-popcinem.html
  12. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. http://www.patriarchia.ru/db/ text/2253326.html
  13. Пресс-служба Митрополичьего округа РК http://mitropolia.kz/ru/novosti/ gosudarstvo/2432-2013-06-19-16-02-30.html
  14. Пресс-служба Митрополичьего округа РК http://www.patriarchia.ru/db/text/ html
  15. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. http://www. Patriar chia.ru/db/text/3340211.html 
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Религиоведение